Научная статья на тему 'К вопросу о нормативно-правовом регулировании психологической практики'

К вопросу о нормативно-правовом регулировании психологической практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2202
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / МЧС РОССИИ / EMERGENCIES MINISTRY OF RUSSIA / LEGAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шойгу Юлия Сергеевна

В статье анализируются проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием психологической практики. Обосновывается, что психологическая практика должна быть областью правового регулирования, однако в настоящий момент в этой сфере общественных отношений наблюдается правовой вакуум на уровне федерального законодательства. При создании регламентирующих документов необходимо решить ряд задач, а именно: установление границ психологической практики, определение прав, обязанностей и ответственности всех участников этих общественных отношений; формулирование правил для простых и сложных случаев психологической практики, обязательных для всех участников процесса; «вписывание» всех установленных норм в существующую систему законодательства. Для этой работы необходимо использовать опыт регулирования подобного рода общественных отношений внутри различных ведомств, имеющих психологический службы. Одной из моделей, которую можно положить в основу разработки общероссийского законодательства, является регламентирующая база психологической службы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шойгу Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses problems related to the legal regulation of psychological practice. The article explains that psychological practice should be a subject of legal regulation, but at the moment in the field of public relations we are experiencing a legal vacuum at the Federal legislation level. Creating regulative documents, we should solve a number of problems, namely: defining the boundaries of psychological practice, determination of the rights, duties and responsibilities of all participants of these social relations; the definition of rules for simple and complex cases of psychological practice, obligatory for all participants of the process; fitting of all the established standards in the existing legal system. For this to work, one can use the experience of regulation of this kind of public relations within the various departments with psychological services. One of the models that can be used for the development of the Russian legislation is the governing base of the psychological service of Emergencies Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативно-правовом регулировании психологической практики»

УДК 159.9.072:340.1

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Реферат: в статье анализируются проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием психологической практики. Обосновывается, что психологическая практика должна быть областью правового регулирования, однако в настоящий момент в этой сфере общественных отношений наблюдается правовой вакуум на уровне федерального законодательства. При создании регламентирующих документов необходимо решить ряд задач, а именно: установление границ психологической практики, определение прав, обязанностей и ответственности всех участников этих общественных отношений; формулирование правил для простых и сложных случаев психологической практики, обязательных для всех участников процесса; «вписывание» всех установленных норм в существующую систему законодательства. Для этой работы необходимо использовать опыт регулирования подобного рода общественных отношений внутри различных ведомств, имеющих психологический службы. Одной из моделей, которую можно положить в основу разработки общероссийского законодательства, является регламентирующая база психологической службы МЧС России.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, психологическая служба, МЧС России.

© Шойгу Ю. С., 2017

Ю. С. Шойгу

Нормативно-правовое регулирование в самом общем смысле слова - это некоторый свод принятых в государстве, закрепленных в определенной форме и обязательных для исполнения норм и правил, которые регулируют общественные отношения. История государства и права свидетельствует об эволюции общественного договора, появлении и развитии норм морали и нравственности, традиционных, приемлемых форм поведения в самых разнообразных видах человеческой деятельности.

Не все общественные отношения можно и нужно регулировать. Вопрос о том, какие сферы общественных отношений подлежат государственной регуляции посредством права, всегда является дискуссионным, направленным на достижение баланса между личными и общественными интересами, приоритетами, потребностями, что предопределяет необходимость достаточно точного определения сферы правового регулирования [1, 9, 10]. В сферу правового регулирования должны входить отношения, имеющие определенные признаки:

- в них реализуются взаимные интересы их участников;

- отношения отражают индивидуальные и общесоциальные интересы;

- отношения строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания их обязательности;

- отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой [2].

Традиционно право регулирует те общественные отношения, которые

связаны с обменом материальными либо нематериальными ценностями; отношения по властному управлению обществом; отношения по обеспечению правопорядка, которые необходимы для поддержания процесса обмена ценностями и управления обществом [8].

Можно говорить о том, что взаимодействие психолога как специалиста, обладающего необходимыми знаниями и навыками и осуществляющего профессиональную деятельность в интересах конкретного человека, группы людей или организации, и потребителей этой помощи или услуги соответствует признакам, обозначенным выше, а следовательно, является сферой общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

При рассмотрении вопроса о необходимости, возможностях и задачах правового регулирования психологической практики мы исходим из позиции, что основной целью такого регулирования должно быть обеспечение права любого гражданина нашей страны на охрану здоровья, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ. Психическое здоровье - неотъемлемая составляющая здоровья в целом, а профессиональная психологическая практика является одним из основных факторов сохранения психического здоровья. Таким образом, правовое регулирование должно быть в первую очередь нацелено на обеспечение права человека получить квалифицированную профессиональную помощь от специалиста-психолога для сохранения психического здоровья. Именно это положение будет лежать в основе дальнейших умозаключений.

Сфера психологической практики достаточно широка и разнообразна, существует огромное количество форм и методов психологической работы, она

имеет свой предмет и соответственно тот круг задач, которые могут быть решены в рамках этой практики, и в то же время граничит с деятельностью врача, педагога, социального работника. Вместе с тем некоторые виды деятельности (например, экстрасенсов, парапсихологов, народных целителей), выходя за пределы практики психолога как специалиста, использующего профессиональные, научно обоснованные методы, «маскируются» под такую практику. Все это предопределяет первую задачу, которую возможно решить методами правового регулирования, - установление границ того, что является, а что не является сферой деятельности психолога (четкие определения). Решение этой задачи позволяет, с одной стороны, определить границы компетенции психолога, с другой - обеспечить потребителю (клиенту) возможность осознанного выбора вида помощи или услуги, минимизируя риски быть введенным в заблуждение [3, 4].

Второй задачей, решение которой представляется целесообразным в рамках правового регулирования [5, 9], является установление общепринятых правил взаимодействия между специалистом и клиентом. В первую очередь необходимо разработать четкие определения видов психологической практики (например, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и т. д.), определить стороны взаимодействия (например, психолог, психологическая служба, клиент, потребитель и т. д). Создание таких дефиниций для нужд правового регулирования является сложной междисциплинарной задачей, так как определения, с одной стороны, должны быть однозначны и не допускать двоякого толкования, с другой стороны, полно отражать весь

спектр профессиональных действий специалиста с учетом разнообразия подходов, существующих в различных научных школах. Таким образом, решение этого вопроса требует как широкого диалога внутри психологического сообщества, так и экспертной оценки со стороны специалистов в области законотворчества. Только после решения этого вопроса можно приступать собственно к формулировке правил взаимодействия, которые определяют права и обязанности каждой стороны и каждого участника процесса. Очевидно, что при определении таких правил необходимо точно дифференцировать простые случаи, когда клиентом является взрослый, дееспособный человек, по собственному решению очно обращающийся за помощью к специалисту, и сложные, такие как:

- случаи работы с несовершеннолетними или недееспособными клиентами (психологическая работа в школах и детских дошкольных учреждениях, работа с людьми, которые имеют психическую патологию и признаны недееспособными);

- случаи, когда психологическая работа проводится в интересах ведомств и организаций (психологические службы силовых ведомств, работа психолога на предприятии и т. д.);

- случаи, когда психологическая помощь оказывается в экстренных или чрезвычайных ситуациях (работа при попытке самоубийства, психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и катастрофах) [12, 13, 14];

- случаи проведения экспертизы, в том числе и те, когда экспертиза проводится по решению суда или правоохранительных органов;

- случаи, когда психологическая работа проводится дистанционно (теле-

фоны доверия, интернет-консультирование) [7].

Приведенный перечень сложных случаев не является исчерпывающим, однако и на приведенных примерах понятно, что при выработке правил такого взаимодействия встает целый ряд проблем, в том числе этического характера. Эти проблемы не относятся к неразрешимым, однако требуют пристального внимания и строгости формулировок.

Так как психологическая практика и общественные отношения, возникающие в процессе ее реализации, как правило, не существуют сами по себе, а тесно взаимосвязаны с другими общественными отношениями, то возникает третья задача - «вписывание» выработанных внутри очерченной области правил в общую систему уже существующих норм и правил (то есть в систему существующего законодательства).

В рамках рассмотрения заявленной проблемы представляется крайне важным провести краткий анализ современного состояния дел. Есть очевидные основания считать, что психологическая практика может и должна быть сферой правового регулирования, в настоящий момент в этой области наблюдается правовой вакуум. На уровне федерального законодательства не существует единого целостного правового акта, регламентирующего вопросы психологической практики. В том или ином контексте отдельные вопросы рассматриваются в различных документах, в частности: в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законе РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», приказе МЧС России от 20 сентября 2011 г. № 525 «Об утверждении Порядка оказания экстренной

психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».

Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусматривается возможность назначения судебно-психиатри-ческой экспертизы, устанавливается обязательность присутствия специалиста - педагога или психолога - при проведении следственных действий с несовершеннолетними, не достигшими возраста 16 лет. В ряде документов рассматриваются некоторые аспекты психологической или медико-психологической реабилитации: в приказе МВД РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 14 «О мерах по медико-психологической реабилитации работников органов внутренних дел», Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», приказе Министра обороны РФ от 10 сентября 2012 г. № 2550 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». В соответствии с Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, определение порядка оказания экстренной психологической помощи и организация работы по ее оказанию пострадавшим в чрезвычайных ситуациях является функцией МЧС России. Это не исчерпывающий список упоминаний видов психологической практики на уровне федерального законодательства. Однако приведенные примеры позволяют продемонстрировать, что такие точечные упоминания не позволяют решить три задачи, обозначенные выше: определение границ данного вида деятельности, установление обязательных для всех правил и «вписывание» в систему существующего законодательства.

Дефицит правового регулирования на федеральном уровне, в свою очередь, вызывает острую необходимость в создании регламентирующих документов внутри ведомств и организаций. Так, существует множество ведомственных нормативно-правовых документов, определяющих содержание и порядок деятельности специалистов -психологов и психологических служб в МО, МЧС, МВД, Минздраве, Минтруде, Минобразования, ФТС, ФСИН и др.

Наличие такого количества ведомственных документов в определенной степени компенсирует недостаток регулирования на федеральном уровне, однако в сложившейся ситуации есть и существенный недостаток - ведомственные системы регулирования плохо согласованы между собой, что может отрицательно сказываться на качестве психологической помощи, прежде всего для ее конечного потребителя.

При создании внутриведомственных систем правового регулирования вопросов, связанных с психологической практикой, решаются те же задачи, что и при правовом регулировании сферы психологической практики в целом. Чтобы понять, как такая система может быть реализована, рассмотрим систему правового регулирования, существующую в МЧС России.

Решение задачи определения границ профессиональной практики. Данная задача была решена путем издания приказа МЧС России от 25 апреля 2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России». В этом документе нашли отражение следующие вопросы:

1)определено понятие психологической службы: психологическая служба является системой сил и средств МЧС России, организующих и осуществляющих комплекс мероприятий по психоло-

гическому сопровождению профессиональных контингентов МЧС России, принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в подразделениях и учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также мероприятия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим при катастрофах и стихийных бедствиях;

2) определены задачи (а значит, и границы профессиональной компетенции психологической службы);

3) прописаны функции (то есть установлены способы выполнения задач);

4) определен состав службы и предъявлены требования к квалификации специалистов, а также установлен круг лиц, с которыми специалист службы вступает во взаимодействие при выполнении своих профессиональных обязанностей (это специалисты МЧС России и пострадавшие при чрезвычайных ситуациях);

5) перечислены основные принципы деятельности службы, в частности:

- обеспечение прав и свобод граждан, на которых распространяется деятельность службы;

- единство взглядов по вопросам психологического сопровождения и оказания психологической помощи;

- соблюдение этических норм, принятых в профессиональном психологическом сообществе;

- приоритет профилактических мероприятий, направленных на сохранение психологического состояния здоровья специалистов МЧС России;

- своевременность, последовательность и преемственность мероприятий по психологическому сопровождению деятельности специалистов МЧС России;

- сочетание различных форм и методов в процессе психологического со-

провождения на основе системного и индивидуального подходов.

Таким образом, были обозначены основные параметры и границы психологической практики в системе МЧС России. Так как перечень задач, решаемых психологической службой МЧС России, достаточно широк, потребовалось создание ряда ведомственных нормативных документов, которые определяли бы общие правила, распространяющиеся на всех участников мероприятий, реализуемых в рамках психологической практики.

Решение задачи выработки общих правил и «вписывания» в систему существующего законодательства. Решение этих двух задач неразрывно связано, поэтому их невозможно выполнять последовательно, то есть при создании любого нормативного документа требуется учитывать уже существующие нормативные акты. При работе над созданием нормативных актов, регламентирующих психологическую практику в системе МЧС России, это проявилось особенно ярко, что связано в первую очередь со специфическими особенностями самого ведомства, такими как:

- присутствие в системе МЧС России всех видов государственной службы (военная служба, федеральная противопожарная служба, государственная гражданская служба), каждый из которых регламентирован собственными документами, а также наличие работников, которых в зависимости от закрепленного в нормативно-правовых актах статуса можно подразделить на отдельные категории;

- специфика деятельности специалистов МЧС России, в том числе сотрудников психологической службы, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Всю психологическую практику в психологической службе МЧС России можно разделить на две части:

- мероприятия по психологическому сопровождению специалистов МЧС России;

- мероприятия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Рассмотрим особенности нормативного регулирования в каждом из этих случаев.

Психологическое сопровождение деятельности специалистов МЧС России предполагает следующие направления деятельности: психологическая диагностика (включает в себя профессиональный психологический отбор, тестирование в целях аттестации, периодический мониторинг, постэкспедиционную диагностику, социально-психологические исследования в коллективах), психологическая подготовка (охватывает как подготовку в учреждениях образования, так и различные обязательные виды подготовки на рабочем месте), психологическая профилактика и коррекция [11, 15].

Клиентом специалиста психологической службы при реализации этой части психологической практики оказывается сотрудник ведомства или коллектив организации, учреждения МЧС России.

Таким образом, при подготовке документов, регламентирующих психологическое сопровождение деятельности специалистов МЧС России, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- тот факт, что заказчиком мероприятий является ведомство, а клиентом психолога - человек (или коллектив), участвующий в соответствующем мероприятии (тестирование, тренинг, профилактическое занятие и т. д.). Как

следствие, при создании нормативных актов необходимо предусматривать систему мер по обеспечению прав клиента: право на защиту персональных данных; возможность быть ознакомленным со своими результатами; информирование о цели и методах, применяемых специалистами; определение сферы интереса специалиста-пси-холога(психологические мероприятия могут затрагивать только сферы, непосредственно связанные с выполнением профессиональных обязанностей); ограничение круга лиц, которые могут получать информацию о клиенте; обеспечение соответствия целому ряду уже существующих правовых актов (таких как Закон о защите персональных данных, Закон об образовании и др.);

- наличие в МЧС России всех видов государственной службы, с одной стороны, и большого числа специальностей, с другой стороны. Таким образом, специалисты одной профессии (например, пожарный или психолог) могут являться работниками (основной документ, регламентирующий трудовую деятельность, - Трудовой кодекс Российской Федерации), государственными гражданскими служащими (основной документ - Закон о государственной гражданской службе) и т. д. и соответственно иметь разные права, обязанности и условия службы или работы. Очевидно, что верно и обратное - среди работников или внутри одного вида госслужбы есть представители целого ряда разнообразных профессий [6]. В связи с этим при создании нормативных актов необходимо найти баланс между нормами для конкретной профессиональной группы, которые обусловлены специфическими условиями, требованиями самой профессии и содержанием нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения

службы, работы, причем это касается как прав специалистов МЧС, так и их обязанностей;

- учет заключения специалиста психологической службы при принятии ряда кадровых решений (учет результатов профессионального психологического отбора при поступлении в высшие учебные заведения МЧС России, при приеме на службу, работу) или получении социальных благ и гарантий (учет заключения специалиста при определении потребности в медико-психологической реабилитации). Это, в свою очередь, обусловливает потребность в четком установлении и закреплении критериев, на основании которых специалист формулирует свое заключение, с одной стороны,и определении персональной ответственности специалиста, с другой стороны.

В настоящий момент психологическое сопровождение деятельности регламентировано шестью ведомственными документами различного уровня. Из них направление психологической диагностики регламентируют два документа, психологической подготовки - один документ, психологической профилактики и коррекции - один документ. При создании этого пакета документов были решены вопросы, связанные с организацией и порядком проведения мероприятий, установлением норм и критериев оценки (там, где такое нормирование необходимо), определением прав и ответственности всехучастников мероприятий,включая права и ответственность должностных лиц, принимающих решение. При разработке нормативно-правовых актов учитывались все особенности, изложенные выше.

В регламентировании деятельности специалистов психологической службы МЧС России при оказании экстрен-

ной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях также существует специфика, которая определяется следующими условиями реализации этого вида психологической практики:

- клиентом является не сотрудник МЧС России, а человек (или группа людей), так или иначе пострадавший от чрезвычайной ситуации. Это принципиально иная, с точки зрения регулирования психологической практики, ситуация, так как в данном случае психологическая практика выходит за рамки конкретного ведомства;

- психологическая помощь может потребоваться неотложно (например, при попытке самоубийства или решении задач по эвакуации населения из опасной зоны);

- в процессе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций участвует не только МЧС России, но и большое число других ведомств, органы местного самоуправления. Действия всех участников должны быть согласованы друг с другом, а следовательно, должны быть согласованы и нормативные документы, регламентирующие эту деятельность, в том числе и при оказании экстренной психологической помощи;

- потребность в психологической помощи у человека или группы людей, пострадавшей от катастрофы или стихийного бедствия, не всегда исчерпывается периодом ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; соответственно такая помощь не может быть осуществлена в рамках психологической практики специалистов МЧС России и является сферой компетенции других структур. Однако все мероприятия, даже осуществляемые разными специалистами, должны быть согласованы друг с другом и отвечать принципу преемственности. Это, в свою очередь,

предполагает особые требования к процессу межведомственного взаимодействия, а как следствие, и к нормативно-правовой регламентации такого взаимодействия.

Все эти условия определили систему нормативно-правового регулирования психологической практики в части оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. В настоящий момент определение порядка (то есть установление правил) данной деятельности является функцией МЧС России, зафиксированной в Положении о МЧС России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Так как именно МЧС России уполномочено устанавливать порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС и пожарах, то данный орган может и должен устанавливать правила, обязательные при реализации этого вида практики. Был разработан ряд документов, которые определяют порядок и организацию мероприятий в этом виде деятельности, а также порядок межведомственного взаимодействия и сферы ответственности служб, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Завершая описание системы нормативно-правового регулирования психологической практики в МЧС России, необходимо отметить, что психологическая служба МЧС России - непрерывно развивающаяся система, поэтому еще один аспект, нуждающийся в регулировании, - это планы и перспективы развития службы. В МЧС России сложилась следующая практика: пла-

ны развития оформляются в виде программы мероприятий, согласованных между собой и встроенных в планы развития МЧС в целом. Программы развития, включающие в себя конкретные мероприятия, ожидаемые результаты и обоснование необходимого финансирования, формируются один раз в три года, представляются на Коллегии МЧС России и утверждаются приказом по ведомству с учетом реализации задач, поставленных в предыдущем периоде. Такой подход позволяет сформировать оптимальную траекторию развития службы и оценить эффективность уже проведенных мероприятий, в том числе с точки зрения финансово-экономической целесообразности.

Заканчивая анализ вопросов, связанных с нормативно-правовым регулированием психологической практики, можно сформулировать основные выводы:

- область психологической практики является сферой правового регулирования, однако в настоящий момент в этой области общественных отношений наблюдается правовой вакуум, по крайней мере, на уровне федерального законодательства;

- при создании регламентирующих документов необходимо решить ряд задач, а именно: установление границ психологической практики, определение прав, обязанностей и ответственности всех участников этих общественных отношений; формулирование правил для простых и сложных случаев психологической практики, обязательных для всех участников процесса; «вписывание» всех установленных норм в существующую систему законодательства;

- накоплен существенный опыт регулирования подобного рода общественных отношений внутри различных ведомств, имеющих психологические

службы. Однако в настоящий момент внутриведомственные системы регулирования плохо соотнесены между собой, что может являться причиной снижения качества психологической помощи для конечного потребителя, ведь стандарты и правила оказания такой помощи зависят прежде всего от того, в сферу деятельности какой службы попадет конкретный потребитель. Тем не менее этот опыт можно и нужно положить в основу создания «общего» документа;

- для достижения качественного результата необходим «общественный договор», который возможен лишь в случае широкого диалога профессиональных кругов и общественности; предметом обсуждения должен стать широкий круг вопросов, касающихся психологической практики.

Обеспечение нормативно-правового регулирования психологической практики - сложная, многогранная задача, однако ее решение необходимо в первую очередь для обеспечения права каждого гражданина нашей страны на получение квалифицированной помощи, а следовательно, для сохранения психического здоровья как каждого конкретного человека, так и нации в целом.

Список литературы

1. Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. М. : Юрид. лит., 1981. Т. 1. 361 с.

2. Доржиев Ж. Б. Теория государства и права. Улан-Удэ : ВСГТУ, 2005. 345 с.

3. Елисеева И. Н. Задачи отечественной экстремальной психологии в области подготовки психологов // Медико-биологические и социально-

психологические проблемы чрезвычайных ситуаций. 2014. № 4. С. 70-78.

4. Елисеева И. Н., Шойгу Ю. С. К вопросу об истории развития экстремальной психологии // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 12. Социология, психология, педагогика. 2010. Вып. 1. С. 59-65.

5. Малько А. В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 3 (214). C. 54-62.

6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю. С. Шойгу. М. : Смысл, 2007. 374 с.

7. Пыжьянова Л. Г Возможность оказания информационно-психологической поддержки в рамках работы телефона горячей линии при возникновении ЧС : сб. ст. и тез. выступлений Междунар. конф. Астрахань, 2008. С. 75-76.

8. Пьянов Н. А. Актуальные проблемы теории государства и права. Иркутск : Изд-во Иркут. унта, 2007. 254 с.

9. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М. : ИНФРА М-Норма, 1997. 570 с.

10. Фридмэн Л. Введение в американское право. М. : Прогресс, 1992. 286 с.

11. Шойгу Ю. С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психол. журн. 2012. № 1 (7). С. 131-133.

12. Шойгу Ю. С., Павлова М. В. Культурно-специфические и культурно-неспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. № 1. С. 30.

13. Шойгу Ю. С., Павлова М. В. Экстренная психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях представителям разных культур // Этические проблемы оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. СПб. : РИУ Санкт-Петерб. ун-та ГПС МЧС России, 2012. С. 44-48.

14. Экстренная психологическая помощь (Настольная книга психолога МЧС России) / под общ. ред. Ю. С. Шойгу. М. : ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2012.

15. Shoygu J. S. Psychological aid in crisis and emergency situations: psychological follow-up by emergency-related professionals // Psychology in Russia: state of the Art. 2014. 7(4), рр. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.