Научная статья на тему 'Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях'

Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2969
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕННАЯ / КРАТКОСРОЧНАЯ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ / ОПОЗНАНИЕ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ТЕРРОРИЗМ / ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСОВ И КАТАСТРОФ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / EMERGENCY / SHORT-TERM / LONG-TERM PSYCHOLOGICAL CARE / RESCUE AND OTHER EMERGENCY WORK / PSYCHOLOGICAL SERVICE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA / IDENTIFICATION / POST-TRAUMATIC STRESS / ETHICAL ASPECTS / TERRORISM / PSYCHOLOGY OF CRISES AND DISASTERS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Мария Валерьевна

Приведен обзор материалов докладов зарубежных коллег (из Австрии, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании, Венгрии, Чехии, Турции), сделанных на заседаниях Комитета психологии кризисов и катастроф Европейской федерации психологических ассоциаций. Доклады тематически соответствуют специфике деятельности психологов МЧС России. Сравнен опыт работы зарубежных и российских психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филиппова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Experience of Organization and Psychological Assistance to Victims of Emergency Situations

Provides an overview of reports of foreign colleagues (from Austria, the Netherlands, Portugal, Spain, Great Britain, Hungary, Czech Republic, Turkey), made at the meetings of the Committee psychology crises and catastrophes of the European Federation of psychological associations. Reports thematically match the specifics of the Russian Emergency Situations Ministry psychologists. Compare experience of foreign and Russian psychologists.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях»

/74 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43) УДК 614.8.084

Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

М. В. Филиппова

Аннотация

Приведен обзор материалов докладов зарубежных коллег (из Австрии, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании, Венгрии, Чехии, Турции), сделанных на заседаниях Комитета психологии кризисов и катастроф Европейской федерации психологических ассоциаций. Доклады тематически соответствуют специфике деятельности психологов МЧС России. Сравнен опыт работы зарубежных и российских психологов.

Ключевые слова: экстренная, краткосрочная, долгосрочная психологическая помощь; аварийно-спасательные и другие неотложные работы; психологическая служба МЧС России; опознание; посттравматический стресс; этические аспекты; терроризм; психология кризисов и катастроф; психологическая поддержка.

Foreign Experience of Organization and Psychological Assistance to Victims of Emergency Situations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

M. Filippova

Abstract

Provides an overview of reports of foreign colleagues (from Austria, the Netherlands, Portugal, Spain, Great Britain, Hungary, Czech Republic, Turkey), made at the meetings of the Committee psychology crises and catastrophes of the European Federation of psychological associations. Reports thematically match the specifics of the Russian Emergency Situations Ministry psychologists. Compare experience of foreign and Russian psychologists.

Key words: emergency, short-term, long-term psychological care; rescue and other emergency work; Psychological Service Ministry of Emergency Situations of Russia; identification; post-traumatic stress; ethical aspects; terrorism; psychology of crises and disasters; psychological support.

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) давно и прочно зарекомендовало себя как неотъемлемая часть системы аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в ходе спасательных операций на территории Российской Федерации. Задача организации и оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС и при пожарах возложена на МЧС России указом Президента РФ 17 декабря 2010 года, внесена в положение о Министерстве в качестве одной из основных функций [2].

Интенсивная динамика геополитических событий, большое количество природных и техногенных катастроф не снижают актуальности оказания психологической помощи пострадавшим, диктуют необходимость развития и совершенствования направления экстренной психологической помощи, в том числе путем изучения и анализа зарубежного опыта работы специалистов психологического профиля в ЧС для учета в работе полезных зарубежных тенденций.

Поводом для анализа работ зарубежных коллег послужило участие автора в заседаниях Комитета

по психологии кризисов и катастроф Европейской Федерации психологических ассоциаций. Заседания Комитета проходили в марте и октябре 2014 года на базе Министерства внутренних дел Чехии в г. Прага и на базе Венгерского Будапештского Университета психологического образования и спортивных наук (ELTE), соответственно.

В заседаниях Комитета участвовали представители России, Нидерландов, Турции, Австрии, Финляндии, Франции, Люксембурга, Испании, Швеции, Великобритании, Дании, Португалии, Венгрии, Германии, Чехии, Греции, Словении, Латвии.

Программа мероприятий заседаний Комитета включала следующие симпозиумы: «Группы риска среди населения в условиях чрезвычайных ситуаций и изменений в обществе», «Преемственность краткосрочной и долгосрочной психологической помощи».

Программы симпозиумов включали тематические презентации. Ниже приведены их краткий обзор, анализ и сравнение.

«Психология в чрезвычайных ситуациях. Опознание погибших» (Чехия).

В МВД Чехии психологи включены в команду специалистов по опознанию погибших в ЧС. Концепция процесса опознания базируется на методологии Интерпола, тесное сотрудничество с которым началось после большого стихийного бедствия в 2004 году (Цунами в Индонезии). Интерпол координирует действия команды, проводящей процесс опознания в случае необходимости.

Главными факторами, которые учитываются в работе команды при опознании, являются: ДНК погибшего, отпечатки пальцев, зубная формула. Также важными характеристиками являются данные медицинской карты и вскрытия, исследование вещей.

Все психологи полиции (около 75 человек) имеют специальную подготовку, включены в общую систему спасательных сил, принимают участие в процессе опознания, оказывая необходимую психологическую помощь и поддержку родным и близким погибших, проводят психологическую подготовку и реабилитацию специалистов команды.

В целом заявленные подходы в работе психологов МВД Чехии, связанные с процессом опознания, аналогичны подходам психологов МЧС России [2].

«Дети и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)" (Великобритания).

Были названы теоретические подходы (критерии) к изучению ПТСР у детей, так как оно в качестве нозологической единицы занесено в регистр Международного классификатора болезней (МКБ-10) и американскую классификацию психических заболеваний DSM-V. Также были представлены данные о проекте психологической помощи детям с ПТСР в Афганистане.

Среди общих направлений работы с такими детьми были названы: образование (информирование), расслабление (адаптация) жизни, работа с воображением (визуализация), лечебный сон, работа с родителями. Они не противоречат подходам к работе в сходных ситуациях психологов МЧС России [1].

«Формирование знаний и навыков в чрезвычайных ситуациях и кризисной психологии — проект Совета Европы» (Австрия).

Указаны проводимые мероприятия (с участием психологов Чехии), в том числе организация ряда конференций, лекций и коротких тренингов для специалистов из «посткоммунистических стран» (по версии докладчика) восточной Европы — бывшей Югославии, стран Прибалтики.

По опыту участия в подобных конференциях можно сказать, что информация, которая дается специалистам в качестве новых знаний, является поверхностной и несущественной, не способной реально помочь в ЧС. Однако страны Восточной Европы и опыт их специалистов представлялись как второстепенные по сравнению с той информацией, которую несет указанный проект. Эта позиция представляется несправедливой. Ведь специалисты-психологи стран восточной Европы зачастую имеют уникальный опыт общения с пострадавшим населением в реальных ЧС, знакомы с его состоянием и психологическими нуждами. Главный тренер проекта — докладчик из Австрии, напротив, не имеет ни реального опыта работы, ни знаний о состоянии пострадавших в ЧС и о их психологических нуждах, и выражает одностороннее представление, сформированное на основе материалов средств массовой информации (СМИ), а значит и о необходимых людям в ЧС навыках.

«Организационное взаимодействие между краткосрочной и долгосрочной психологической помощью в Венгрии» (Венгрия).

Говорилось о системе кризисного управления в период между окончанием первой помощи и окончанием периода длительной помощи (3—5 лет) после происшествия.

Докладчик указала, что в Венгрии психологи являются только консультантами, и не определены их официальные компетенции в системе кризисного управления, из-за чего понятные принципы психологической работы трудно воплотить в практику.

В момент происшествия формируется Кризисная команда помощи из волонтеров и психологов, которая сопровождает спасательные работы и эвакуацию в течение первых 72 часов. Далее специалисты команды уезжают. Психологи, которые работают с пострадавшими далее, по истечении времени не имеют информации о том, какую психологическую помощь пострадавшие получили ранее, каким было их состояние во время спасательной операции. Взаимодействие и преемственность между специалистами не отлажены.

Психологи и волонтеры в Венгрии находятся в тесной связи, проходят подготовку совместно с социальными работниками, пасторами протестантской церкви, сотрудниками Красного креста и Благотворительной организации ордена Мальты.

Волонтеры, привлекаемые в Кризисную команду помощи, могут быть специалистами разных направлений: этнографы, архитекторы, культурологи, социологи и др.

/76 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43)

Указано на острую необходимость формирования Кризисной команды помощи только из профессиональных психологов, определения официального регламента их деятельности.

В отличие от опыта венгерских коллег работа психологов МЧС России регламентирована нормативными документами, в которых прописаны требования к квалификации и подготовке специалистов. Отлажена система преемственности психологической помощи в рамках системы РСЧС [2, 5]. Подготовка и координация волонтеров в период чрезвычайных ситуаций также является зоной ответственности психологической службы МЧС России. Это связано с ответственностью за возникновение массовых негативных социально-психологических явлений в зоне чрезвычайных ситуаций [3].

«Психологическая поддержка пострадавшим в ЧС в Люксембурге» (Люксембург).

Освещены организационные аспекты оказания психологической поддержки в ЧС. Она оказывается жертвам криминала, при дорожно-транспортных авариях, попытках суицида и пр.

Нуждающиеся в психологической поддержке подразделяются на три группы: первичные жертвы (непосредственные жертвы происшествий); вторичные жертвы (семьи первичных жертв); помощники (члены пожарно-спасательных команд). Служба психологической помощи работает круглосуточно, семь дней в неделю, и может быть запрошена любой из реагирующих служб: скорая помощь, пожарно-спасатель-ная команда, полиция.

Служба психологической поддержки состоит из 65 подготовленных волонтеров, ежедневно выезжающих на происшествия. Их базовая подготовка составляет 125 часов и длится около двух лет. Тематика подготовки включает: психологическое взаимодействие, посттравматическое стрессовое расстройство, стресс, техники саморегуляции, смерть и горе, муль-тикультурные и религиозные аспекты. Последующая подготовка и специализации проходят по курсам: де-брифинг, организация психологической поддержки в ЧС.

Организационно работа психологов в ЧС включает следующие этапы:

1. Острая фаза: составление чрезвычайного плана по ликвидации последствий, работы с пострадавшими, в том числе привлечение психологов (в течение от нескольких часов до нескольких дней).

2. Отсроченная фаза: работа с поздними психологическими последствиями (недели, месяцы, годы после происшествия).

В зоне ЧС организовывается территория для первичных пострадавших, а также зона для их родственников и друзей. Эти зоны являются местами работы психологов. Ответственность за психологическую работу с пострадавшими на отсроченной фазе берет на себя Министерство семьи в лице «Группы постоянно действующих психотерапевтов» ^РЕРТ). Группа состоит из 40 психологов \ психотерапевтов, специализирующихся на работе с психологической

травмой. Оказание психологической поддержки в ЧС регламентируется документом (распоряжением) полиции Европы (European Policy Paper, 2001) «Психосоциальная поддержка в массовых чрезвычайных ситуациях».

«Этические аспекты в психологии кризисов и катастроф» (Испания).

Докладчик указала лишь на общие позиции проблемы, необходимость:

наличия и соблюдения этических правил в работе кризисных психологов;

наряду с соблюдением этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций иметь национальные этические кодексы работы психологов, учитывающие многообразие культурных, национальных, религиозных и политических особенностей каждой из стран;

составления этических принципов для отдельных ситуаций.

Этические принципы оказания экстренной психологической помощи — важный аспект работы с пострадавшими в условиях ЧС, поэтому они сформулированы и для российских психологов [1].

«Психологическая помощь после торнадо. Организационные аспекты» (Португалия).

Рассказано об организации психологической помощи в ЧС (последствия торнадо). С 2004 года при Национальном институте чрезвычайной медицины Министерства Здоровья Португалии существует Центр психологической поддержки и психологического вмешательства. В нем работают клинические психологи. В их задачи входит поддержка населения в ЧС и адаптация людей в кризисных ситуациях.

Повседневными задачами центра являются:

1. Работа на телефонной «Горячей линии» (попытки суицида, психиатрические инциденты, поддержка и рекомендации в случаях нарушения поведения). Вызовы психологов происходят по телефону 112 (выделенная медицинская линия).

2. Поддержка специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, индивидуальная работа, групповая работа, краткосрочная психотерапия.

3. Подготовка специалистов к участию в ликвидации последствий ЧС.

4. Подготовка общества (гражданского населения).

5. Выезды на крупные и локальные ЧС.

При ликвидации последствий массовых ЧС в начальной острой фазе определяется «Горячая зона» для размещения первично пострадавших, вторично пострадавших и других, в которой работают психологи. В случае необходимости психологи сопровождают процесс эвакуации пострадавших из зоны ЧС. На отсроченной фазе психологическую поддержку пострадавших осуществляют социальные службы Министерства здоровья, специалисты муниципальных спасательных служб. В результате торнадо, при котором 1 человек погиб, психологическая поддержка была оказана 35 пострадавшим 9 национальностей.

«Психология кризисов и катастроф. Фокус-терапия травмы по схеме: тип события — показания — практические рекомендации» (Австрия).

Затронуты общие теоретические аспекты психологической интервенции, психологического и психотерапевтического воздействии после травматических событий, о специальной подготовке психотерапевтов и психологов, сотрудничестве специалистов и клиентов в процессе работы, важности действий специалистов в интересах клиентов. В работе использован известный американский метод дибрифинг.

«Психологическая поддержка жертв терроризма» (Франция).

Представлен опыт работы французской общественной организации «Помощь жертвам терроризма» по проекту «Бабочка». Участниками мероприятий проекта в 2014 году стали 4 человека из России, бывшие заложники в трагических событиях при захвате террористами школы №1 в Беслане в 2004 году. Была организована поездка этих подростков из Беслана во Францию. Показаны фотографии этой поездки.

«Психологическая поддержка. В чем нуждаются выжившие» (Турция).

Раскрыт опыт работы психологов в ЧС при землетрясениях. Показаны работа с эмоциональными реакциями пострадавших, обмен информации в условиях ЧС, формирование сетей социальной поддержки пострадавших, что способствует профилактике отсроченных психологических последствий. Психологическая поддержка в условиях ЧС, по утверждению докладчика, должна быть обширна, непрерывна и постоянна, доступна всем возрастным и социальным группам населения в зоне ЧС.

Вопросы разнообразия социального, возрастного, гендерного, этнического состава пострадавших в зоне ЧС являются первоочередными в анализе условий конкретной ЧС и построения стратегий работы психологов [4].

«Роль психологов в чрезвычайных ситуациях. Экстренная психологическая помощь» (Россия).

Мной были названы задачи и формы работы психологов МЧС России с пострадавшими в зоне ЧС, мероприятия с психологическим сопровождением. Представлены сводные итоги работы психологов МЧС России за 2013 год.

Резюмируя приведенные материалы, можно отметить, что докладчики (Венгрия, Люксембург, Португалия, Турция) единодушно указали на необходимость и оправданность психологического сопровождения пострадавших сразу после чрезвычайного происшествия, указывая на то, что в зоне ЧС должны работать специально подготовленные психологи, в том числе волонтеры. Отмечены несоизмеримые объемы работы психологов с пострадавшими в России и в странах докладчиков, а также огромный спектр мероприятий с психологическим участием и, как следствие этого, колоссальный накопленный психологами МЧС России опыт работы в разных по характеру ЧС.

Выводы

1. Созданная МЧС России технология оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС и при пожарах в период проведения АСДНР в зоне ЧС занимает ведущее место и не имеет аналогов в зарубежном опыте работы психологов спасательных ведомств. Для такой оценки критериями были: последовательность психологических мероприятий, их количество, преемственность психологической помощи, недопущение возникновения массовых негативных социально-психологических последствий в период проведения АСДНР в зоне ЧС, освещение работы психологов в средствах массовой информации.

2. Включение специалистов психологической службы МЧС России в систему основных сил и средств по ликвидации последствий ЧС и пожаров позволило своевременно отрабатывать психологический компонент ЧС. Это способствует созданию оптимального режима проведения спасательных операций, предотвращению возникновения массовых негативных социально-психологических последствий ЧС в период проведения АСДНР в зоне ЧС.

3. Включение психологической службы МЧС России в систему сил и средств по ликвидации последствий ЧС и пожаров, в РСЧС позволило обеспечить преемственность психологической помощи между специалистами МЧС России и РСЧС. Специалисты РСЧС регулярно участвуют в тренировках по отработке действий в ЧС, взаимодействуя с психологами МЧС России.

Литература

1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

2. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7).

3. Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия Психология. 2011. № 4. С. 76—83.

4. Шойгу Ю.С., Павлова М.В. Культурно-специфические и культурно-неспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях \\ Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Издательский дом СПБГУ. 2010. Сер. 12. № 1. С. 300.

5. Экстренная психологическая помощь \\ Под ред. Ю.С. Шойгу. М.: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2012.

Сведения об авторе

Филиппова Мария Валерьевна: ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России, зам. директ. 127055, Москва, Угловой пер., 27А. Тел.: (499) 216-50-53. E-mail: filippova-cepp@mail.ru

Information about author

Filippova Maria V.: Federal Governmental Institution Center for Emergency Psychological Aid EMERCOM of Russia, Deputy Director.

127055, Moscow, Uglovoi lane, 27A.

Tel.: (499) 216-50-53.

E-mail: filippova-cepp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.