Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей'

К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / СЕКСУАЛЬНОЕ / ВОСПИТАНИЕ / PARENTS / TEENS / SEX / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадошникова М. Ю.

Исследовали вопрос о необходимости сексуального воспитания подростков. Определили необходимость достоверного информирования для предотвращения использования информации из недобросовестных СМИ. Отсутствие в СНГ цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the need for sexual education for adolescents and their parents

Investigated the question of the necessity of sexual education of adolescents. Identified the need for reliable information to prevent use of unfair media. The absence of CIS civilized knowledge in the field of sex education we have stretches more than one generation. Parents themselves often are not educated and therefore not able to help their children.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей»

^^ 3Ae«:wpoHHt»ftS нйучмо-о^дзоблтел&ниы

Н с е 117 ни к

2014, том 16 [12]

—--—

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

М.Ю. Кадошникова

Клиника «Линия Жизни» — клиническая база кафедры клинической физиологии

и нелекарственных методов терапии ФПКМР

Российский университет дружбы народов

ул. Богданова, 52-2, м-рн Солнцево, Москва, Россия, 119620

e-mail: mkadoshnikova@gmail. com

Исследовали вопрос о необходимости сексуального воспитания подростков.

Определили необходимость достоверного информирования для предотвращения использования информации из недобросовестных СМИ.

Отсутствие в СНГ цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.

Ключевые слова: родители, подростки, сексуальное, воспитание.

В XX в. в России, как и во всем мире, начала набирать обороты акселерация. Мы, как правило, считаем, что акселерация — это, прежде всего, высокий рост. Отношение же общества к подросткам, представление о недозволенном и дозволенном, о том, что им не нужно и что нужно знать, гораздо более консервативно и в нашей стране практически не изменилось.

«В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15—16 лет, соответствует физическому и половому развитию 18—19-летним в 20—30-х годах...» [1].

Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье» [2].

Согласно ВОЗ, «Сексуальное образование означает, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического

мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты».

Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии [3].

Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки — себе. В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. Только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей.

Объективное значение родителей как информационного источника по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более /3 родителей (а по данным ВЦИОМ — 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Под-

—--—

~ 34 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

2014, том 16 [12]

ростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами — 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Семья не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности [5].

Само сексуальное образование преподносится как «изучение эмоциональных, социальных, физических, взаимодействующих между собой аспектов сексуальности» [7].

Сексуального образования в школах Западной Европы появилось с развитием современных методов контрацепции, в частности, гормональных таблеток, и легализацией абортов в большинстве стран в 1970—1980-е годы. Что дало толчок «сексуальной революции»; ценности и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали резко меняться. У молодежи начали распространяться добрачные сексуальные контакты и совместная жизнь без регистрации брака. К началу XXI в. возраст первого сексуального опыта в Европе снизился до 16—18 лет, тогда как возраст первого рождения повысился до 28—30 лет. Возникновение этого длительного периода между детством и созданием семьи (рождением ребенка) и привело к потребности введения сексуального образования в школах. А так же внесло свою лепту начало эпидемии ВИЧ-инфекции.

Впервые обязательное сексуальное образование в школах было введено в Швеции в 1955 году. В 1970—1980-е годы многие другие западноевропейские страны последовали примеру Швеции. Например, в Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии — в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии) не сразу стало обязательным. В конце XX — начале XXI века включение в школьную программу сексуального образования в Европе продолжилось — сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна религи-

озная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003 г. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования [6].

В странах Центральной и Восточной Европы сексуальное образование в школах стало развиваться лишь после падения коммунизма, то есть на 20—30 лет позже, чем в Западной Европе, и до сих встречает активное сопротивление. Только Чехия и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования, отвечающего современным требованиям.

В обобщенном виде существующие в мире программы сексуального образования можно разделить на три большие группы:

1 тип — Программы, нацеленные в основном или исключительно на призыв к воздержанию от сексуальной жизни до вступления в брак (программы «как сказать „нет"» или «воздержания»).

2 тип — Программы, которые включают воздержание как возможный выбор, но также предполагают ознакомление с методами контрацепции и практиками «безопасного секса». Эти программы часто называют «всесторонним сексуальным образованием» в противовес программам «исключительно воздержания».

3 тип — Программы, которые включают элементы программ 2-го типа, но рассматривают их в более широком контексте развития личности. Именно такие программы легли в основу данных «Стандартов», где они отнесены к категории «целостного сексуального образования».

Как это покажется ни удивительным для среднего россиянина, который привык винить в растлении нашей молодежи американскую пропаганду, программы 1-го типа получили поддержку со стороны Республиканской администрации США. Вообще программы 1-го и 2-го типов характерны для США, тогда как в Западной Европе преобладают программы 3-го типа. В Западной Европе сексуальность подростков, как правило,

—--—

~ 35 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

2014, том 16 [12]

расценивается не как проблема и угроза, в отличие от США, а как одна из составляющих развития и обогащения личности.

Предложенные «Стандарты» стали первым шагом к созданию нормативов сексуального просвещения, пригодных для всего европейского региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1970. С. 279.

2. Журавлева И.В. Нужно ли россиянам половое просвещение? 2005. № 205—206 6—19 июня.

3. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: ИС РАН, 2002. С. 31—39.

4. Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994—1998) // ИППП. 1999. № 3. С. 43—46.

5. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

6. Сакевич В.И. Новые европейские стандарты сексуального образования. № 449—450.

7. Federal Centre for Health Education (BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for Sexuality Education in Europe. A framework for policy-makers, educational and health authorities and specialists. Cologne 2010. 1—23 января 2011.

TO THE QUESTION ABOUT THE NEED

FOR SEXUAL EDUCATION FOR ADOLESCENTS

AND THEIR PARENTS

M. Yu. Kadoshnikova

Clinic "Life Line " of the clinical base of Department of clinical physiology and non-medicamental methods of therapyof Medic's retraining Faculty Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia e-mail: mkadoshnikova@gmail. com

Investigated the question of the necessity of sexual education of adolescents. Identified the need for reliable information to prevent use of unfair media.

The absence of CIS civilized knowledge in the field of sex education we have stretches more than one generation. Parents themselves often are not educated and therefore not able to help their children.

Key words: parents, Teens, sex, education.

REFERENCES

1. Vlastovskii V.G. Akseleratsiya rosta i razvitiya detei. Moscow, 1970. P. 279.

2. Zhuravleva I.V. Nuzhno li rossiyanam polo-voe prosveshchenie? 2005. № 205—206 6—19 iyunya.

3. Zhuravleva I.V. Zdorov'e podrostkov: sotsiologi-cheskii analiz. Moscow: IS RAN, 2002. Pp. 31—39.

4. Luzan N.V. et al. Mediko-sotsial'nye issledovaniya polovogo povedeniya podrostkov Novosibirskoi oblasti za 5 let (1994—1998). IPPP, 1999, no. 3, pp. 43—46.

5. Kon I.S. Podrostkovaya seksual'nost' na poroge XXI veka. Dubna, 2001.

6. Sakevich V.I. Novye evropeiskie standarty seksu-al'nogo obrazovaniya. № 449—450.

7. Federal Centre for Health Education (BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for Sexuality Education in Europe. A framework for policy-makers, educational and health authorities and specialists. Cologne 2010. 1—23 января 2011.

—--—

~ 36 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.