Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости присоединения Республики Казахстан к Конвенции ООН по морскому праву 1982г. '

К вопросу о необходимости присоединения Республики Казахстан к Конвенции ООН по морскому праву 1982г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салимгерей А. А.

Автор осы мацалада 1982 жылгы Конвенцияга Қазацстан Республикасының цатысу цажеттігін жәнемацсатцалайыцты болуын ащындауүшін оның нормаларына алдын ала шолужасаган. Автор кейінгі жүмыстарында осы әмбебап халыцаралыц шартца Қазацстан Республикасының цатысуын оның белсенді түрде дамушы мемлекет ретіндегі стратегиялъщ үлттыц мүдделерінің цоргалуы жагынан егжей-тегжейлі эрі жан-жацты негіздеп, перспективалылыгын дәлелдейді.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author only makes preliminary review of the norms of the UN Convention 1982 from the point of view of definition of necessity and expediency of participation of Republic of Kazakhstan in it. In the next articles it will be detailed and comprehensively proved and argued perspectives of possibility of participation of Republic of Kazakhstan in this universal international contract in a context of protection of its strategic national interests as the actively developing state.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости присоединения Республики Казахстан к Конвенции ООН по морскому праву 1982г. »

Салимгерей А.А.,

президент Казахстанской ассоциации международного права, заместитель директора Института государства и права, к.ю.н., доцент

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982Г.

Республика Казахстан - страна, располагающая крупнейшими запасами природных ресурсов, среди которых следует особо выделить нефтегазовые ресурсы, сосредоточенные в основном в недрах континентального шельфа Каспийского моря.

По прогнозам экспертов, нефтегазовые ресурсы страны позволят эффективно их разрабатывать в течение 40 лет. Примерно такая же ситуация складывается и с другими природными ресурсами. В этой связи возникает закономерный вопрос: разрабатывать альтернативные источники или участвовать в освоении морских ресурсов Мирового океана? По прогнозам ученых, в связи с истощением природных ресурсов, расположенных на суше человечество в XXI веке столкнется с международными конфликтами из-за притязаний государств на природные ресурсы Мирового океана. Как отметил бывший Генеральный секретарь ООН Б.Бутрос-Гали: «Мир ждет растущий разрыв между спросом и предложением на некоторые природные ресурсы, прежде всего такие, как пресная вода; почва, пригодная к культивации; рыба и другие морепродукты. В значительной степени чем сейчас возрастет в период между 2000 и 2050 годами потребление нефти, однако после 2100 г. эти темпы замедлятся»1 .

Следовательно, логично предположить, что Республике Казахстан уже сегодня необходимо ставить и решать задачи по освоению природных богатств Мирового океана международно-правовое значение, которых для государств возрастает. В этой связи возникает необходимость участия Республики Казахстан в серии многосторонних соглашений, регулирующих порядок использования пространств и ресурсов Мирового океа-

на? среди которых особое место занимает Конвенция ООН по морскому праву 1982г.

На 1 января 2007г. Республика Казахстан не является участником данного международного договора. Между тем участие Республики Казахстан в Конвенции ООН 1982г. полностью соответствует ее национальным интересам во внешнеполитической и экономической сферах и отвечает стратегическим задачам, озвученных в Послании Президента Республики Казахстан («Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии»). Также, необходимо отметить, что участие Республики Казахстан в Конвенции ООН 1982г. отвечает ее интересам в долгосрочной перспективе, если принять во внимание, как было отмечено ранее, факт истощения природных (не-возобновляемых) ресурсов на суше.

По прогнозам экспертов Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН-ФАО, спрос на морские биоресурсы в XXI веке будет постоянно расти, а разрыв между спросом и предложением на эти ресурсы уже в настоящее время составляет не менее 10-15 млн.тонн. В этой связи, а также с учетом перехода большинства государств к рыночным отношениям, усиливается конкуренция за обладание биоресурсами в Мировом океане как важного компонента продовольственной безопасности государства.2

Общеизвестно, что III Конференция ООН по морскому праву занимает особое место в прогрессивном развитии международного морского права. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 год (что само по себе не имеет прецедентов) был разработан и принят всеобъемлющий международно-правовой акт —

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. С 6 по 10 декабря 1982г. в Монтего-Бее (Ямайка) представители 119 государств подписали Заключительный акт и текст Конвенции.

В качестве примера относительно значимости принятой Конвенции ООН по морскому праву для развития человечества свидетельствует высказывание Министра иностранных дел Канады М.Макгиган, который подчеркнул, что «Конференция - это не просто попытка кодифицировать технические нормы права. Это - Конференция по ресурсам; это - Конференция по продовольствию, это - Конференция по ресурсам окружающей среды; это - Конференция по энергии; это - Конференция по охране природы; это - экономическая Конференция; это - Конференция по делимитации морских границ; это - Конференция по делимитации морских границ, это - Конференция по территориальным границам и юрисдикции, это - Конференция по транспорту, связи и свободе судоходства, это - Конференция, которая регулирует все виды использования океана человечеством. Более того, это - Конференция, которая предусматривает мирное урегулирование споров, касающихся океанов. Другими словами, это - Конференция, посвященная правопорядку в отношениях между государствами».3

В настоящее время Конвенция 1982 года имеет огромную ценность и носит универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 года. Сегодня участниками конвенции являются свыше 140 государств и ЕС. Конвенция 1982 г. подтвердила, а также дополнила и развила ряд положений, предусмотренных Женевскими конвенциями 1958 г.

По структуре Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. Конвенция детально регламентирует правовой статус и режим использования морских пространств (внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды, международные проливы, прилежащая зона, континентальный шельф, исключительная экономическая зона, открытое море, международный район морского дна). Так, Конвенция установила, что прибрежное государство устанавливает ширину территориального моря до 12 морских миль. В нем все суда имеют право мирного прохода. Кроме того, Конвенция подробно регламентирует режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа, где прибрежному государству принадлежат суверенные права на живые и неживые ресурсы моря. Конвенция подробно рег-

ламентирует вопросы защиты морской среды, проведения научных исследований, судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов воздушных судов над морской акваторией и многие другие.

Но особенно важно обратить внимание на то, что, Конвенция ООН по морскому праву 1982г. содержит обстоятельную систему мирного урегулирования споров по вопросам использования морских пространств. Согласно Конвенции государствам предоставлено право использовать все известные ныне мирные средства разрешения международных споров - переговоры (в форме консультаций и обмена мнениями), посредничество и обследование, процедуры, влекущие обязательное решение в форме международного суда или арбитража. Участники Конвенции могут прибегнуть к одному из средств, указанных в п .1 статьи 33 Устава ООН (ст.279 Конвенции), или использовать любое мирное средство по своему выбору (ст.280 Конвенции), а также применить любую процедуру, предусмотренную общим региональным или двусторонним соглашением (ст.282 Конвенции). Статья 287 Конвенции устанавливает, что при подписании, ратификации Конвенции или присоединении к ней государство может выбрать посредством письменного заявления одну или более из следующих процедур: а) Международный трибунал по морскому праву; б) Международный Суд; в) Арбитраж, образованный в соответствии с приложением VII: ё) Специальный арбитраж ( Приложение VIII).

Конвенция ООН 1982г. содержит положения, которые позволят решить Казахстану ряд задач, направленных на получение преференциальных прав в вопросах освоения морских ресурсов Мирового океана, свободного доступа как внут-риконтинентального государства к открытому морю, расширения транспортной инфраструктуры региона, режима транзита и т.д. Например, согласно статье 136 Конвенции ООН 1982г. дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции являются общим наследием человечества. Все права на ресурсы «Района» принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Весьма важным положением является предписание Органу уделять особое внимание развивающимся государствам, в том числе тем из них, которые не имеют выхода к морю или находятся в географически неблагоприятном положении (п.2 ст.152).

Наряду с распределением доходов от эксплу-

атации ресурсов Района с учетом особых интересов развивающихся стран, предоставлением имнаучных знаний, подготовкой для них кадров, передачей технологии, Конвенция предусматривает нормы и принципы, направленные на защиту наземных производителей металлов, если деятельность в Районе будет иметь отрицательные последствия для экспорта развивающихся стран, добывающих соответствующие полезные ископаемые на суше 4.

В статье 82 Конвенции установлено, что прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет один процент стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на один процент каждый последующий год до истечения двенадцатого года и затем сохраняется на уровне семи процентов. Развивающееся государство, которое является нетто-импортером какого-либо полезного ископаемого, добываемого на его континентальном шельфе, освобождается от таких отчислений или взносов в отношении этого полезного ископаемого. Отчисления или взносы делаются через Орган, который распределяет их между государствами - участниками настоящей Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю. Исходя из этого, нетрудно заметить, что у Республики Казахстан в случае ее участия в Конвенции ООН по морскому праву были бы дополнительные права5 на взносы (речь идет главным образом о нефтегазовых ресурсах), которые ежегодно отчисляют государства, добывающие ресурсы континентального шельфа за пределами 200 мильной зоны. При этом Конвенция особо подчеркивает интересы внутриконтинентальных государств, к каковым согласно ст.82 Конвенции относится и Республика Казахстан.

Причем статья 69 Конвенции устанавливает право государств, не имеющих выхода к морю на участие на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных

экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств. Условия и порядок такого участия устанавливаются заинтересованными государствами посредством двусторонних, субрегиональных или региональных соглашений с учетом, среди прочего: а) необходимости избегать пагубных последствий для рыболовецких общин или для рыбной промышленности прибрежного государства; Ь) степени, в какой государство, не имеющее выхода к морю, в соответствии с положениями настоящей статьи участвует или имеет право участвовать на основе существующих двусторонних, субрегиональных или региональных соглашений в эксплуатации живых ресурсов исключительных экономических зон других прибрежных государств.

Если промысловые возможности прибрежного государства достигают такой степени, что позволяют ему выловить весь допустимый улов живых ресурсов его исключительной экономической зоны, то это прибрежное государство и другие заинтересованные государства сотрудничают на двусторонней, субрегиональной или региональной основе в установлении справедливых договоренностей, дающих не имеющим выхода к морю развивающимся государствам этого субрегиона или региона возможность участвовать в эксплуатации живых ресурсов исключительных экономических зон прибрежных государств этого субрегиона или региона, как это может быть уместно в данных обстоятельствах и на условиях, удовлетворяющих все стороны. Не имеющие выхода к морю развитые государства в соответствии с положениями настоящей статьи имеют право участвовать в эксплуатации живых ресурсов лишь в исключительных экономических зонах развитых прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом степени, в какой прибрежное государство, предоставляя доступ другим государствам к живым ресурсам своей исключительной экономической зоны, учло необходимость свести к минимуму пагубные последствия для рыболовецких общин и нарушения в экономике государств, граждане которых обычно ведут рыбный промысел в данной зоне. Вышеизложенные положения не наносят ущерба договоренностям, достигнутым в субрегионах или регионах, где прибрежные государства могут предоставлять не имеющим выхода к морю государствам того же субрегиона или региона

равные или преференциальные права на эксплуатацию живых ресурсов исключительных экономических зон.

Таким образом, перечисленные положения без сомнения обосновывают необходимость присоединения Республики Казахстан к Конвенции ООН по морскому праву 1982г. И главным образом по той причине, что Республика Казахстан активно выступает за применимость отдельных положений Конвенции 1982г. применительно к определению нового правового статуса Каспийского моря, что явилось бы логическим следствием целенаправленной политики страны и послужило бы дополнительным импульсом в переговорном процессе прикаспийских стран. Более того, Конвенция 1982г. содержит прочный фундамент и необходимые условия для успешного интегрирования Республики Казахстан в миро-

вое экономическое пространство.

В Послании Президента страны народу Казахстана особо отмечено: «Мы желаем видеть Казахстан страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную «нишу», и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям. Мы должны быть готовы к острой конкуренции и использовать ее в своих интересах. Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику, и опираются, в том числе, на наше выгодное экономико-географическое положение и имеющиеся ресурсы »6.

'Международное морское право. Учебное пособие. Отв. Ред. С.А. Гуреев. Москва:Юридическая литература, 2003г. -.448 с. С.329 .

2Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. -Москва: Научная книга. -2003.-4'6с. С.5.

Международное публичное право. Учебник. 4-е издание. Отв. Ред. К.А. Бекяшев.М:ТКВелби, Издательство Проспект, 2005ю-784с.С.494.

4Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. -Москва: Научная книга, 52003г.-4'6с. С.'39

В настоящее время прибрежные государства не производят такие отчисления, поскольку согласовывают границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль с Секретариатом Комиссии по границам континентального шельфа.

6Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана (Астана, ' марта 2006 года) Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии

•k it it it it

Автор осы мацалада 1982 жылгы Конвенцияга Цазацстан Республикасыныц цатысу цажетттн жэнемацсатцалайыцты болуын ащындау ушт оныц нормаларына алдын ала шолу жасаган. Автор кешнгг жумыстарында осы эмбебап халыцаральщ шартца К^азацстан Республикасыныц цатысуын оныц белсендг турде дамушы мемлекет pemindeei стратегиялыц улттыц мудделершц цоргалуы жагынан егжей-тегжейлг dpi жан-жацты негЬдеп, перспективалылыгын дэлелдейдй

In this article the author only makes preliminary review of the norms of the UN Convention 1982 from the point of view of definition of necessity and expediency of participation of Republic of Kazakhstan in it.

In the next articles it will be detailed and comprehensively proved and argued perspectives of possibility of participation of Republic of Kazakhstan in this universal international contract in a context of protection of its strategic national interests as the actively developing state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.