Научная статья на тему 'К вопросу о лингвокультурном типаже'

К вопросу о лингвокультурном типаже Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
906
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гвоздева Анна Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос о том, что такое лингвокультурный типаж и взаимосвязи ЛК типажа с такими понятиями, как языковая личность, этнический стереотип, имидж, идеальная личность и модальная личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о лингвокультурном типаже»

К ВОПРОСУ О ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ ТИПАЖЕ

А. В. Гвоздева

В статье рассматривается вопрос о том, что такое лингвокультурный типаж и взаимосвязи ЛК типажа с такими понятиями, как языковая личность, этнический стереотип, имидж, идеальная личность и модальная личность.

При изучении национальных характеров, отраженных в языковом сознании, рассматривается такое понятие, как лингвокультурный (ЛК) типаж. ЛК типажи - обобщенные образы личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на лингвокультуру в целом и являются показателями этнического и социального своеобразия общества.

ЛК типаж может рассматриваться как на примере реально существующих людей, так и на примере вымышленных персонажей. Из самого названия «лингвокультурный» следует, что типаж является, прежде всего, носителем определенного языка, и таким образом носителем определенной культуры, так как именно через язык происходит хранение и передача культуры, традиций, общественного самосознания. Так, при изучении ЛК типажей исследователя интересует, с одной стороны, культурный (человеческий) фактор в языке, а с другой - языковой фактор в человеке. Язык создает ментальные пространства, именно поэтому рассматривается в лингвокультурологии как феномен культуры и выразитель особой национальной ментальности.

ЛК типаж прежде всего носитель языка. Но не каждый носитель языка может рассматриваться как ЛК типаж. Выделяя ЛК типаж, мы типизируем определенную языковую личность. По мнению В.А. Масловой, основным средством превращения индивида в языковую личность выступает его социализация, предполагающая три аспекта:

1. Процесс включения человека в определенные социальные отношения, в результате которого языковая личность оказывается

45

Lingua mobilis №2 (16), 2009

своего рода реализацией культурно-исторического знания всего общества;

2. Активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам, заданным той или иной этноязыковой культурой;

3. Процесс усвоения законов социальной психологии народа.

Для становления языковой личности особая роль принадлежит второму и третьему аспекту, поскольку процесс присвоения той или иной национальной культуры и формирование социальной психологии возможны только посредством языка [Маслова 2001:121].

Языковая личность, рассмотренная в аспекте типизированного лингвокультурного своеобразия коммуникативного поведения, становится ЛК типажом, при этом языковая личность должна обладать значимостью для культуры. ЛК типаж обладает базовыми характеристиками языковой личности. Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры и т.д.

ЛК типаж как языковая личность является частью национальной культуры, отражает и в то же время сама формирует эту культуру и включает в себя как социальный, так и индивидуальный аспекты.

Кроме того, ЛК типаж является особым видом концепта - концепта типизируемой личности. Концепт является основной единицей лингвокультурологического моделирования национального менталитета. В Кратком словаре когнитивных терминов отмечается, что концепт - это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике [Кубрякова 1996: 90].

ЛК типаж является разновидностью культурного концепта. Культурный концепт - сложное ментальное образование, в составе которого выделяются понятийный, образный и ценностный компоненты. Культурный концепт как квант переживаемого знания воплощается в языковых единицах, разворачивается в

46

определенном дискурсе и живет в сознании языковой личности [Карасик 2006: 17]. Ключевые концепты культуры занимают важное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальной проблемой.

Концепт, по мнению Ю.С. Степанова, - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [Степанов 2001: 43]. Таким образом, через выделение в рамках определенной лингвокультуры и определенных социально-исторических условий ЛК типажей и рассмотрение их как концептов культуры исследователь собирает информацию о базовых ценностях и чертах национального характера представителей данной культуры.

ЛК типаж также соотносится с понятием «стереотип». Стереотипы определяются Л.И Гришаевой как «обобщения социального опыта представителей определенной лингвокультуры, когнитивные образцы для категоризации мира, упрощенные схемы, помогающими ориентироваться в мире и в социуме» [Гришаева 2004: 200]

ЛК типаж в большей степени относится к такой форме социального стереотипа, как этнический стереотип. Этнический стереотип - обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипи-зируемой группы [Платонов 2007: 127]. Этнические стереотипы, которые воплощают присущие обыденному сознанию представления о собственном и чужих народах, не просто суммируют определенные сведения, но и выражают эмоциональное отношение к объекту.

По нашему мнению, ЛК типаж в своей основе является этническим стереотипом. ЛК типаж - это образ представителя данной этнической общности, наделенный такими чертами национального характера, которые обобщают стереотипные представления

47

Lingua mobilis №2 (16), 2009

о данной лингвокультуре. Кроме того, ЛК типаж обладает значимостью для представителей этнической общности, внутри которой он выделяется, и таким образом является автостереотипом, воплощая устойчивые представления данного народа о самих себе. Как и этнический стереотип, ЛК типаж имеет оценочную характеристику и может восприниматься членами данной лингвокультуры или представителями других наций как положительный, нейтральный либо негативный.

Понятие ЛК типаж соотносится с понятием «имидж». Имидж определяется как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей, а также в СМИ. Каждый конкретный имидж представляет собой типаж, обогащенный уникальными индивидуальными особенностями.

По нашему мнению, понятие ЛК типаж намного шире понятия имидж. Представитель культуры, воплощая в себе и отражая для носителей других культур свойства национального характера, становится ЛК типажом. Будучи ЛК типажом, представитель культуры может обладать определенным имиджем. Имидж включает в себя личностные характеристики индивида, репрезентированные в манере поведения и особенностях общения, а также убеждения, определяющие основные поступки носителя. Имидж также определяется внешним видом индивида. В большинстве случаев в число учитываемых характеристик внешности, кроме прически, черт лица и особенностей телосложения, включается и манера одеваться. Так, к примеру, составляющими имиджа детектива Шерлока Холмса являются внешние особенности и привычки, которыми обладает известный детектив, такие как манерность в поведении и привычка курить.

Как отмечает О.Г. Дмитриева, «имидж формируется сознательно, являясь инструментом для обработки общественного мнения, а типаж возникает стихийно в результате развития об-

48

щества. Совокупность типажей является слепком культуры, в совокупность имиджей представляет собой некий инструментарий для воздействия на адресата» [Дмитриева 2007: 6].

В каждой культуре существует совокупность представлений об особенной идеальной (модельной) личности, служащей образом для подражания, непостижимым идеалом, к которому должны стремиться все члены общества. Однако, говоря о ЛК типажах, нас интересует не идеальная личность, а типичная личность, несущая на себе отпечаток культуры. Безусловно, ЛК типаж представляет собой определенную модельную личность с набором уникальных характеристик, «но в отличие от модельной личности, которая выступает как эталон поведения и пример для подражания, ЛК типаж подобным примером не является. Кроме того, в коммуникативном массовом сознании типаж может иметь положительную и отрицательную характеристику. С изменениями ценностных ориентиров в социуме модельная личность может переоцениваться в глазах общества, переходить в разряд ЛК типажей» [Дмитриева 2007: 6].

При изучении вопроса о национальном характере рассматривается такое понятие, как модальная личность. Модальная личность описывается этнологами как собирательная личность, которая воплощает в себе особенности, черты характера и психологические характеристики, присущие большинству взрослых членов данной нации. Модальной личностью является тип, к которому относятся большинство членов данного общества. В свою очередь, национальный характер связан с частотой распространения определенных типов личности данного общества [Лурье 1997: 70,71]. Модальная личность выступает как своего рода усредненный характер отдельной культуры [Платонов 2007: 39]. При выделении ЛК типажа, мы говорим не о личности с комплексом психологических черт, имеющих более и менее широкое распространение среди членов данного общества, а о личности, являющейся значимой для всех членов данного общества.

Таким образом, ЛК типаж - это не эталон или образец (в отличие от идеальной личности) и не наиболее распространенный психологический тип (в отличие от модальной личности), а оп-

49

Lingua mobilis №2 (16), 2009

ределенный символ культуры (культурный концепт), вымышленный или невымышленный персонаж, обладающий значимостью для единой лингвокультурной среды и в то же время формирующий понимание основных особенностей нации у представителей других лингвокультур (в этом аспекте соотносится с этническим стереотипом).

ЛК типаж понимается как узнаваемый образ представителя той или иной культуры, типизированный на основе социокультурных критериев, а также определенных специфических характеристик вербального и невербального поведения [Селиверстова 2007: 6].

Приведем несколько примеров. Так, в России XIX века можно выделить ЛК типажи «гусар», «казак», «декабрист», «светский москвич», современные ЛК типажи России - «рокер», «интеллигент», «офисный работник», Франции XIX века - «светский парижанин», «буржуа», «гризетка», «французский модник» и многие другие. Внутри современной американской лингвокультуры можно выделить ЛК типаж «звезда Голливуда», изучение которого значимо для понимания базовых ценностей, присущих для представителей американской нации. При рассмотрении вопроса о национальном характере англичан существенным будет выделение таких ЛК типажей, как «чудак», «детектив» и других.

Обобщив все вышесказанное, мы определяем ЛК типаж, вслед за Дмитриевой О.А, как «особый тип лингвокультурных концептов, важнейшие характеристики которого состоят в типизиру-емости определенной личности, значимости этой личности для лингвокультуры, возможности ее как фактического, так и фикци-онального существования, ее упрощенной и карикатурной репрезентации» [Дмитриева 2007: 3].

Список литературы

1. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.

2. Кубрякова Е.С. Концепт// Куб-рякова Е.С., Демьянков В.З., Пан-

List of literature

1. Maslova V A. Liingvokuliturologi-ija: Uchieb. posobiije dlia stud. vyyssh. uchieb, zaviedieniij. - M.: Iizdatieliskiij thientr «Akadiemiija», 2001. - 208s.

2. Kubriakova JE.S. Konthiept// Ku-briakova JE.S., Diemijankov V.Z.,

50

крац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов.

- М., 1996.

3. Карасик В.И., Ярмахова Е.А.. Лингвокультурный типаж «английский чудак». - М.: Гнозис,

2006. - 240 с.

4. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Академический проспект, 2001. - 990с.

5. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие/ Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. -2-ое издание, дополн. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - 424 с.

6. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. - М.: Издательский центр «Академия»,

2007. - 240 с.

7. Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века: автореф. дисс. ... д-ра филол. н. - Волгоград, 2007.

8. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов.

- М.: Аспект пресс, 1997. - 448 с.

9. Селиверстова Л.П. Лингвокультурный типаж «Звезда Голливуда»: автореф. дисс. ... канд. филол. н.

- Волгоград 2007.

Pankrath JU.G., Luziina L.G. Kratki-ij slovari kogniitiivnyyx tiermiinov. -M., 1996.

3. Karasiik VII., Jarmaxova JE.A.. Li-ingvokuliturnyyj tiipazh «angliijskiij chudak». - M.: Gnoziis, 2006. - 240 s.

4. Stiepanov JU.S. Konstantyy: Slovari russkoj kulituryy: Iizd. 2-oje, iispr. ii dop. - M.: Akadiemiichieskiij prospiekt, 2001. - 990s.

5. Griishajeva L.II., Thuriikova L.V Vviedieniije v tieoriiju miezhkuli-turnoj kommuniikathiihii: Uchieb-noje posobiije/ L.II. Griishajeva,

L.V Thuriikova. - 2-oje iizdaniije, dopoln. - Voroniezh: Voroniezhskiij gosudarstviennyyj uniiviersiitiet, 2004. - 424 s.

6. Platonov JU.P. Psiixologiija na-thiihonalinogo xaraktiera: uchieb. posobiije dlia stud. vyyssh. uchieb. zaviedieniij / JU.P. Platonov. - M.: Iizdatieliskiij thientr «Akadiemiija», 2007. - 240 s.

7. Dmiitriijeva O.A. Liingvokuli-turnyyje tiipazhii Rossiihii ii Fran-thiihii XIX vieka: avtorief. diiss. ... d-ra fiilol. n. - Volgograd 2007.

8. Lurije S.V Iistoriichieskaja etnolo-giija: Uchiebnoje posobiije dlia vuzov.

- M.: Aspiekt priess, 1997. - 448 s.

9. Sieliivierstova L.P. Liingvokuli-turnyyj tiipazh «Zviezda Golliivu-da»: avtorief. diiss. ... kand. fiilol. n.

- Volgograd 2007.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.