Научная статья на тему 'К вопросу о криминалистическом понимании коррупции'

К вопросу о криминалистическом понимании коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИКА / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головин А. Ю., Алферова В. А., Седухин Д. А.

Предложено авторское определение коррупции как разновидности преступной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о криминалистическом понимании коррупции»

УДК 343:353.1:328.185

A.Ю. Головин, д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой, (Россия, Тула, ТулГУ),

B.А. Алферова, канд. юрид. наук, (Россия, Пенза, Прокуратура Пенз. обл.), Д.А. Седухин, (Россия, Тула, Прокуратура Тул. обл.)

К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ КОРРУПЦИИ

Предложено авторское определение коррупции как разновидности преступной деятельности.

Ключевые слова: коррупция, криминалистика, преступная деятельность, должностные лица, деятельностный подход.

В конце 2008 г. понятие коррупции получило свое законодательное определение в нормах федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-03 «О противодействии коррупции». В соответствии со ст. 1 названного закона коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица.

Указанная дефиниция коррупции определяет и сферу преступной деятельности, которая может выступать объектом криминалистического исследования и служить основой для криминалистического понимания коррупции.

Необходимо отметить, что и до введения в законодательство России приведенной выше дефиниции коррупции учеными-криминалистами предпринимались попытки криминалистического определения этого понятия.

Так, Л.Я. Драпкиным и Я.М. Злоченко дано определение коррупции как злоупотребления государственной властью должностным лицом, а также руководителем или служащим коммерческой либо иной организации своими управленческими полномочиями для получения любых незаконных выгод для себя или других лиц [1]. Данная дефиниция, к сожалению, не конкретизирует круг преступных деяний, которые можно назвать коррупционными, а также не содержит указания на деятельностный аспект коррупции, закономерности которого и выступают предметом познания криминалистики.

Вряд ли удачно и определение коррупции в криминалистическом аспекте как совокупности преступлений, содержащих признаки коррупции в действиях преступников [2]. Понятие в научных словарях, логикофилософской литературе определяется как мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними; обобщение (и мысленное выделение предметов) некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам [3. С. 150]. Из предложенного определения коррупции неясно, какие специфические признаки имеет данное явление, не позволяет его четко индивидуализировать, отграничить от иных преступных проявлений.

В учебнике «Криминалистика» под редакцией А.Ф. Волынского коррупция определяется как не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ [4. С. 421].

По мнению Н.Н. Лашко, коррупция и коррупционные преступления представляют собой злоупотребления должностными полномочиями в сфере государственной службы (муниципального управления) или экономической деятельности в пользу третьих лиц, по распоряжению другого лица или по собственной инициативе в целях достижения преимуществ для себя или третьих лиц, с наступлением общественно опасных последствий или угрозой их наступления и приобретением преимуществ или ожиданием их приобретения [5. С. 26].

Схожие определения коррупции и коррупционных преступлений высказываются и некоторыми другими учеными-криминалистами [6, 7, 8].

Между тем, как хорошо известно, криминалистика изучает различные явления исходя из объекта и предмета своего исследования. В качестве объекта криминалистики традиционно выделяются преступная деятельность и деятельность по ее раскрытию, расследованию и предупреждению. При этом объект криминалистики иногда называется двуединым [9. С. 27;

10. С. 19].

Следует отметить, что объектом криминалистического изучения является не преступная деятельность вообще, а главным образом ее роды, виды и группы. Соответственно предмет криминалистического изучения каждого рода и вида преступления составляют те черты, в которых содержаться сведения, необходимые для формирования криминалистической характеристики рода, вида или группы преступлений, а также процесса отражения любой преступной деятельности вовне в виде следов-

последствий. Что же касается конкретных элементов, подлежащих изучению в преступной деятельности, то их правильнее всего выделять с позиции системно-деятельностного подхода. В соответствии с ним любая преступная деятельность является системой, функционирующей под влиянием определенных закономерностей, свойственных процессу ее подготовки, совершения и сокрытия, и отражению всех этих сторон преступной деятельности вовне в виде следов-последствий. Исходя из этого, специфическим предметом криминалистического изучения преступной деятельности следует признать закономерности, присущие указанным этапам совершения преступлений в виде различного рода следов.

Более того, необходимо отметить, что с позиции системнодеятельностного подхода коррупционная деятельность может рассматриваться как самостоятельный элемент преступной деятельности более высокого уровня — организованной преступной деятельности. Следует подчеркнуть, что возможность рассмотрения коррупции как элемента организованной преступной деятельности более высокого уровня подтверждается многочисленными исследованиями ученых как криминалистов, так и криминологов.

В период сложной политической и социально-экономической ситуации нашей страны в 90-е гг. прошлого столетия коррупция получила широкое распространение, тесно переплелась с организованной преступностью, проникла в различные сферы государственной и муниципальной власти. При этом в системе организованной преступной деятельности коррупция может играть роль системообразующего либо вспомогательного элемента в зависимости от направленности организованной преступной деятельности [11].

Как элемент организованной преступной деятельности коррупция характеризуется долгосрочным характером, устойчивыми преступными связями между подкупленным должностным лицом и членами организованных преступных формирований. Такие связи наиболее ярко появляются в сфере экономики, особенно ее сферах, связанных с использованием средств государственных и муниципальных бюджетов различных уровней, распоряжением государственной и муниципальной собственностью, в том числе недвижимостью, землей, природными ресурсами.

Следует отметить, что коррупция — это не только сопутствующий элемент организованной преступной деятельности, но и связующее звено в межструктурных криминальных связях. Теневой бизнес не просто паразитирует на недостатках существующей системы управления, а формирует организационную структуру, которая сама планомерно генерирует экономическую преступность. Лидеры организованных преступных образований используют коррумпированных должностных лиц властно-управленческих и правоохранительных структур с целью совершения преступлений коры-

стно-хозяйственной направленности и сокрытия следов организованной преступной деятельности, обеспечивая безопасность преступной деятельности и ее субъектам. Данное обстоятельство в определенном смысле также следует рассматривать как признак глобального (стратегического) противодействия со стороны организованных преступных формирований нормальной работе правоохранительных органов как отдельно взятых регионов, так и страны в целом.

На сегодняшний день можно говорить о том, что в условиях массового коррумпирования чиновников и правоохранительных органов для лидеров организованных преступных формирований коррупция стала теневым бизнесом. Используя налаженные связи во всех эшелонах власти, они являются безопасными посредниками между удовлетворением интересов представителей коммерческих структур, организованных преступных организаций и прочих лиц в получении ссуд, выгод, привилегий, освобождении от уголовной ответственности и т.п. и между корыстным удовлетворением интересов коррумпированных должностных лиц, обладающих властными полномочиями, по решению поставленных вопросов. К сожалению, фактов разоблачения такой преступности деятельности в практике следствия и суда пока еще немного, что свидетельствует о ее высокой латентности, изобретательности, знании преступниками психологии, основ государственной и муниципальной деятельности, а также методов борьбы правоохранительных органов с коррупционными преступлениями.

Таким образом, коррупцию с криминалистической точки зрения можно определить как самостоятельный вид преступной деятельности либо элемент организованной преступной деятельности более высокого уровня, включающий в себя одно или серию коррупционных преступлений, состоящих в злоупотреблениях любого рода должностными лицами с использованием должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения различных имущественных благ, выгод и преимуществ для себя лично или связанных с ними третьих (как юридических, так и физических) лиц.

Библиографический список

1. Драпкин Л.Я. Российская коррупция: системный подход к исследованию проблемы / Л.Я. Драпкин, Я.М. Злоченко. — Режим доступа: law.edu.ru.

2. Криминалистическая характеристика преступных проявлений коррупции. — Режим доступа: www.traccc.jurfak.spb.ru.

3. Горский Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, A.A. Ивин, АЛ. Никифоров. — М.,1991.

4. Криминалистика / под ред. А.Ф. Волынского. — М., 1999.

5. Лашко H.H. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования взяточничества и коррупции: дис. ... канд. юрид. наук / H.H. Лашко. — М., 2001.

6. Возгрин H.A. Коррупция, сущность и пути противодействия / H.A. Возгрин //Актуальные проблемы антикоррупционной политики на ре-гиональнойуровне. Ч. 1. — СПб., 2001. — С. 16.

7. Бахин В.П. Коррупция: Кому и как с ней бороться / В.П. Бахин, И.С. Карпов // Российский следователь. — 2004. — № 10. — С. 19.

8. Александров А.И. Особенности противодействия расследованию преступлений, связанных с коррупцией / А.И. Александров, К.И. Сотников // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональной уровне. Ч. 1. — СПб., 2001. — С. 7.

9. Криминалистика. Т. 1: История, общая и частные теории / под ред. P.C. Белкина, В.Г. Коломацкого, И.М. Лузгина. — М., 1995.

10. Криминалистика / под ред. Н.П. Яблокова. — М., 1995.

11. Основы борьбы с организованной преступностью: монография / под ред. B.C. Овчинского, В.Э. Эминова, Н.П. Яблокова. — М., 1996.

A. U. Golovin, V.A. Alferova, D.A. Seduhin

To the question of criminalistical perception of corruption

This article offers author’s determination of corruption as a separate kind of criminal

action.

Получено 11.01.09

УДК 340.1:330.567.25:(338.124.4:336)

Ю.П. Довнар, канд. юрид. наук, доцент, доцент, (Беларусь, БГУ)

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Рассматривается проблема пределов государственного вмешательства в экономику в контексте необходимости повышения сберегательной культуры в период финансового кризиса.

Подавляющее большинство современных ученых исходит из необходимости государственного вмешательства в экономические процессы. Является общепризнанным, что в рыночной экономике существует ряд социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного воздействия. Это особенно актуально в условиях нарастающих финансового и экономического кризисов. Тем не менее способы и пределы государственного регулирования экономики по-прежнему оста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.