Научная статья на тему 'К вопросу о когерентной теории истины'

К вопросу о когерентной теории истины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
869
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о когерентной теории истины»

© 2003 г. В.В. Ляшов

К ВОПРОСУ О КОГЕРЕНТНОЙ ТЕОРИИ ИСТИНЫ

С чем связано обращение к полузабытому вопросу о когерентной теории истины? Общим местом в публикациях, касающихся проблем истины, всегда было деление теорий истины на корреспондентскую (логической экспликацией которой считается теория А.Тарского), когерентную и прагматическую. Сейчас признано, что эти теории отражают разные аспекты и характеристики истинного знания: гносеологический, семантический, эпистемологический и социально-культурный. С этим трудно не согласиться, но можно подвергнуть сомнению, остающуюся неизменной точку зрения, сводящую семантическую теорию истины к концепции А. Тарского.

Теория истины базируется на некоторых не логических факторах, вырастающих из теоретико-познавательной сферы, и отражает определенный этап развития научного познания, показывающего, что эмпирически-чувственное знание не носит универсального характера ни как непосредственная основа познания, ни как некоторый критерий истинности наших знаний. В то же время теоретическая область знания, которая становится все более высокой по степени абстракции, напрямую не связана с эмпирическим уровнем. Эта связь осуществляется через серию опосредующих, промежуточных ступеней, поэтому нельзя установить истинность компонентов теоретической сферы напрямую, через непосредственное обращение к объективному, чувственному верификатору, который вообще отсутствует в подавляющем ряде случаев. «Поскольку эмпирический язык отображает действительность, постольку для него сохраняется классическое понятие истины как соответствия действительности. Но теоретические предложения не говорят о реальных вещах и явлениях, поэтому они признаются истинными или правдоподобными лишь постольку, поскольку с их помощью выводимы истинные эмпирические предложения» [1]. То есть следует учитывать, что понятие истинности теоретических суждений должно существенно отличаться от понятия истинности эмпирических суяедений и это отличие должно базироваться на расширенном понимании реальности, включающей в себя не только эмпирические объекты, но и теоретические конструкты. Такое обобщенное понятие истинности в теоретическом познании получило название семантической истинности, так как оно является отношением между сужениями и системой абстрактных объектов.

Стандартная семантическая теория истины А. Тарского, реализуемая в теории моделей, работает для атомарных высказываний и базируется на определенных гносеологических и онтологических предпосылках: универсум теории непуст, все термины в ее языке обозначают объекты в универсуме этой теории и, следовательно, функция истинности всюду определена. Но при рассмотрении языков, содержащих необозначающие термины, установление

истинности таких высказываний проблематично. Поэтому возникает необходимость определения истинности компонентов логико-теоретической сферы познания внутри нее самой, исходя из ее внутренней природы, отвлекаясь от эмпирических факторов познания.

Другим моментом является то, что само развитие знаний закономерно ставит задачу построения научных систем, охватывающих важнейшие результаты определенного этапа познания, которые подлежат обобщению и систематизации. Каяедая научная система, выражающая определенный результат в развитии некоторой отрасли познания, представляет собой единство идей, принципов, понятий, всех ее логических компонентов и категорий. Поэтому важным элементом современного процесса познания следует считать выявление и анализ различных структур изучаемых явлений, в которых элементы получают смысл и значение истинности лишь как компоненты определенной тотальности.

Исследования, связанные с рассмотрением нестандартных концепций семантической истины, и в частности истинностно-значной семантики показали, что в них, в отличие от стандартной, отсутствует механизм соотнесения с нелингвистической областью, а значит, и аспект корреспонденции. Истинность предложения зависит не от соотнесения с миром, а от его синтаксической связанности с другими предложениями в системе теории. Эго позволяет предположить, что в истинностно-значной семантике реализуется когерентный аспект теории истины [2].

Теория когерентности базируется на идее, что все истинные высказывания формируют одну взаимосвязанную систему, в которой они имеют свое определенное место согласно логическим связям. Эта фундаментальная идея берет свое начало еще в античной философии и уже просматривается у предшественников Сократа, в частности, у Парменида. Наиболее ярко она проявилась у Аристотеля во «Второй аналитике». Новую жизнь эта традиция приобрела у И. Канта и его последователей. В наше время когерентную теорию защищали Ф. Брэдли, А. Эвин, С. Кэмбел, Б. Бланшард и, конечно, Н. Решер [3].

По своей сути когерентная теория истины не является однородной доктриной, исторически она представлена в трех формах: философской, рассматривающей природу реальности как когерентную систему; логической, трактующей определение истины в терминах согласованности, и логикоэпистемологической, задающей критерий истины, заключающийся в установлении взаимной согласованности утверждений в контексте теории.

Нас будут интересовать вторая и третья доктрины. Дж. Коген отмечает, что большинство современных исследователей «...считает, что корреспондентская теория лучше чем когерентная раскрывает природу истины, и трактует когерентность как общее условие, которому должно удовлетворять множество утверждений для того, чтобы они были признаны истинными» [4].

Как уже отмечалось, источником когерентного понимания истины является идея системы. В когерентной теории сказать, что высказывание истинно или ложно, означает, что оно согласуется или не согласуется с системой других высказываний. Поэтому когерентность в этой теории есть отношение одних утверждений к другим, а не согласованность с реальностью, фактическим положением дел. Не останавливаясь на специальных характеристиках этого отношения, подчеркнем основные черты когерентной теории истины:

- истинность высказывания определяется в терминах когерентности его с другими высказываниями: возможность квалификации высказывания как истинного зависит более всего или исключительно от его взаимосвязи, совместности с другими высказываниями в некотором специальном смысле;

- вопрос об истинности высказывания носит контекстуальный характер в том смысле, что в принципе нельзя установить, является ли высказывание истинным, проверяя его в изоляции от других высказываний. Эго можно сделать только в совокупности с другими высказываниями;

- истинные высказывания составляют непротиворечивую систему - некий механизм, который не может функционировать без какой-либо из его деталей;

- этот системный механизм должен обладать значительной полнотой, чтобы охватить в своем описании область реальных объектов. Соответственно область истины определяется контекстуальным рассмотрением совместности элементов, и в этой системе действуют непротиворечивость, связанность и всесторонность в некотором специальном смысле.

Главная причина, по которой отвергается когерентная теория истины, заключается в том, что если попытаемся каким-либо образом изменить этот смысл когерентности, т.е. заменить отношение между высказываниями отношением когерентности с фактами, то с необходимостью отойдем от сути этой теории. Тогда исследователя будет мучить вопрос: связано ли вообще понятие когерентности с понятием истины, и если да, то в какой мере и каким образом?

Действительно, истина детерминируется отношением знаний, выраженных в суждениях, к реальности, а в случае с когерентностью речь идет об отношении высказываний друг к другу. Как тогда перейти от одного к другому? Чтобы восполнить эту неопределенность, необходимо ответить на вопрос о том, какие сущности связывает между собой отношение когерентности? Когерентность не является отношением между всякими сужениями или уже истинными суждениями (в этом случае и проблемы бы не возникало). Это отношение между высказываниями особого сорта, обладающими определенными онтологическими и гносеологическими характеристиками. Такие высказывания, которые называются «данными», играют стержневую роль в когерентной теории истины. «Данные» - кандидаты в истинные предложения. Они таковы в том смысле, что при определенных условиях их можно охарак-

теризовать как истинные, выяснив, что при этом нет серьезных причин считать их ложными, т.е. они могут квалифицироваться как истинные при условии, что в теории при подобной операции не возникают какие-либо трудности или противоречия. Данное высказывание не является актуально истинным, но именно к высказываниям такого типа будут предъявлены определенные требования, позволяющие квалифицировать их как истинные всякий раз, когда возможно.

Далее следует обратить внимание на то, что по отношению к установлению истинности свойство, в соответствии с которым относят какое-либо высказывание к множеству данных, - не изолированная черта последнего, а «родовая», контекстуальная характеристика некоторой группы высказываний. Таким образом, при когерентном подходе имеем дело с истиной, относительно некоторого множества высказываний, которые являются «возможно» истинными, а не истинными в некотором абсолютном, актуальном смысле. Но тогда что мешает рассматривать понятие «быть истинным» относительно всей области исследуемых знаний? В таком случае абсолютная истина может вполне обоснованно признаваться относительной по отношению к базису, содержащему в себе абсолютно все возможные данные. Конечно, это - очень сильное допущение, которое мы никогда не сможем реализовать, но оно позволяет нам утверждать, что теоретическое содержание понятий абсолютная и относительная истина идентично - соответствие действительности. Например, если бы мы имели в своем распоряжении все возможные данные и на их основе проводилось определение относительной истины, тогда абсолютная истина была бы тождественна установленной таким образом относительной истине.

Это позволяет рассматривать относительную истину как некоторую аппроксимацию к абсолютной. Конечно, из того, что множество данных требует, чтобы некоторое высказывание было истинным, не следует, что оно истинно. Здесь существует различие между тем, что каким-то образом гарантируется в языке теории и тем, что есть на самом деле, поэтому когерентная истина служит в какой-то мере приближением к «реальной истине». В этом смысле абсолютная истина - тот идеал, к которому стремится человеческое познание и который является главным регулятивом в научных исследованиях.

Кроме того, возникает вопрос о роли субъекта и объективных и субъективных моментах семантического понятия истины, базирующегося на теории когерентности.

Семантическая теория предполагает абстракцию как совокупного или идеального исследователя, так и реального. Абстракция первого неявно допускает, что он имеет полное знание относительно множества всех логически возможных миров и истинных утверждений о них, а второго обусловливает понимание возможных миров как результата его познавательной деятельности, обращенной к актуальному миру.

При когерентном подходе активность познающего исследователя как раз реализуется в процессе семантического анализа в процессе построения истинностного множества. В этом случае высказывание будет истинным, если субъект-исследователь может построить некоторое множество предложений и «встроить» в него исходное высказывание. Успех этой операции зависит от деятельности по построению истинностного множества. Но каковы тогда объективные моменты, определяющие его? Конечно, если нам необходимо ответить на вопрос: что есть истина вообще, т.е. рассматривать это понятие, не соотнося его с каким-то множеством высказываний, то в этом случае решающее значение приобретает переход от понятия «истинно относительно посылок» просто к понятию «истинно». Возможность подобного перехода детерминируется сущностью множества данных, т.е. того множества высказываний, в системе которого определяется истинность отдельных высказываний. Точно так, как в дедуктивной логике переход от релятивной истины к абсолютной или фактуальной гарантируется истинностью посылок, так и в когерентном подходе этот шаг гарантируется той же самой природой кандидатов в истинные высказывания. Эго связано с тем, что данное множество имеет определенный истинностно-соотнесенный характер, т.е. некоторые исходные высказывания, входящие в него, уже должны быть истинными. Действительно, если считается, что истина заключается в когерентности высказываний друг с другом в системе, то уже предполагается, что некоторые простые высказывания в системе, с которыми соотносятся новые - истинны. Если же отвергается это, то возникает ситуация аналогичная настройке како-го-либо музыкального инструмента. Можно настроить одну струну по камертону, а остальные - на основе определенных регулятивов (количества полутонов от одной ноты к другой). И аккорд, взятый на этом инструменте, будет гармонировать с миром звуков. Но, если же произвольно настраивать ту же самую исходную струну, и далее действовать так же, то вероятность диссонанса с миром звуков велика, хотя инструмент настроен по законам гармонии. Чтобы это было не так, надо в музыке обладать абсолютным слухом или в теории познания быть идеальным исследователем. Получается, что истина -камертон, а логика когерентности - правила гармонии.

Поскольку задача любой теории истины носит двоякий характер: во-первых, дать определение понятию «истина» как характеристике высказывания и, во-вторых, задать условия, при которых можно с уверенностью прилагать характеристику «истинно» к данному высказыванию, в теории когерентности реализуется критериальный аспект теории истины. Это значит, что семантическая теория истины реализует в себе различные, связанные между собой иерархически, гносеологические аспекты корреспонденции и когерентности, выполняющие разные методологические функции.

Литература

1. Войшвилло Е.К., Никифоров А.Л. Проблема взаимоотношения эмпирического и теоретического знаний// Диалектика научного познания. М., 1978. С. 415.

2. Ляшов В.В. Когерентная теория истинности и истинностно-значная семантика // Логико-философские исследования. М., 1991. Вып. 2.

3. Rescher N. The coherence theory oftruth. W., 1980.

4. Cohen L.J. The coherence Theory of Truth // Philosophical Studies. 1978. Vol. 34, № 4, P. 351 -360.

Ростовский государственный университет 25 апреля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.