Научная статья на тему 'К вопросу о формировании сервитутов'

К вопросу о формировании сервитутов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании сервитутов»

УДК 528.44

В.В. Елисеев

СГГ А, Новосибирск

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕРВИТУТОВ

Понятие «сервитут» пришло из Римского права. В сфере кадастра это понятие используется для обозначения права ограниченного пользования чужим земельным участком. То есть это обременение земельного участка, налагаемое исходя из необходимости использования участка третьими лицами.

Сервитут может быть частным и публичным. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичный сервитут может устанавливаться для:

- Прохода или проезда через земельный участок;

- Использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

- Размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

- Проведения дренажных работ на земельном участке;

- Забора воды и водопоя;

- Прогона скота через земельный участок;

- Сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

- Использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

- Временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

- Свободного доступа к прибрежной полосе.

Ограничение может налагаться как на весь участок, так и на часть земельного участка. При наложении сервитута на часть земельного участка, границы части выносятся на местность и формируется землеустроительное

дело. После этого производится постановка на государственный кадастровый учет части земельного участка для дальнейшего наложения ограничения. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Возникает неопределенная ситуация в отношении коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей. Собственниками, которых являются юридические лица, но их эксплуатация необходима населению. Для эксплуатации которых существующее законодательство требует установление публичного сервитута. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Получается, что государство в этом случае должно взять на себя полную ответственность и материальное обеспечение для эксплуатации частных объектов. Отсюда становиться ясным нежелание государства устанавливать публичные сервитуты. Ведь установить публичный сервитут придется на земельном участке каждого жилого дома, которые в соответствии с жилищным кодексом находятся в общей долевой собственности собственников квартир.

Этот вопрос очень значителен в масштабах крупного города и требует коррекции закона.

© В.В. Елисеев, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.