УДК 801
О. С. Родионова К ВОПРОСУ О ЕДИНИЦАХ ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА
Рассмотрена актуальная проблема сегментации текста и выявления единиц его членения. В качестве основной единицы текста предлагаются сверх-фразовое единство, сложное синтаксическое целое, абзац, предикативнорелятивный комплекс. В иерархию единиц текста включается и синтагма, которая признается универсальной единицей.
В последнее время интерес лингвистов стал привлекать речевой акт, задачей которого является воздействие на определенного адресата. Процесс общения как передача и восприятие информации невозможен без расчленения информации на относительно законченные кванты, иначе передача и восприятие информации потеряли бы смысл.
Статус основной единицы коммуникации приписывается тексту. Коммуникативная лингвистика вплотную занимается решением важнейших проблем организации текста, его смысловой и формальной структуры, в том числе и задач, позволяющих создать базу для его оправданной делимитации. Факт членения текста на дискретные единицы не вызывает сомнения, члени-мость текста является его имманентной категорией. Членение высказывания является одним из основных средств интонации, которое способствует оптимальному пониманию текста, его модальных и эмоциональных оттенков. В этом плане проблема сегментации текста и выявления единиц членения является чрезвычайно актуальной. Далеко не случайно Р. К. Потаповой предложено выделение сферы теоретических и практических разработок в области сегментации речи в отдельный раздел сегментологии, что призвано помочь «сконцентрировать усилия всех специалистов, занимающихся проблемами микро-, медиа- и макросегментации речевого высказывания» [1].
В качестве основных единиц звучащего текста большинство исследователей выделяет либо сверхфразовое единство, либо высказывание.
Конституентом текста считается сверхфразовое единство (СФЕ), которое понимается как сложное структурное единство, состоящее более чем из одного самостоятельного предложения, обладающее смысловой целостностью в контексте связной речи и выступающее как часть завершенной коммуникации. Существуют различные типы сверхфразовых единств, определяемые двумя факторами: видами составляющих единства предложений и характером связи между ними. Эти два фактора могут зависеть от функционально-стилевой и жанровой принадлежности текста, от индивидуальной манеры автора и т.п.
Обоснование выделения в качестве минимальной единицы именно сверхфразового единства дается при рассмотрении СФЕ и предложения, которое тоже выдвигается в лингвистике в качестве минимальной единицы текста. Предложение рассматривается только в качестве конституента сверхфра-зового единства. Предложение, являясь единицей более крупного отрезка высказывания, не может одновременно быть и составной частью целого, объединяющего такие отрезки. Отрезкам, которые больше, чем предложение, присущи определенные закономерности, которые и возводят их в ранг единиц языка. Сверхфразовому единству приписывается особый статус. СФЕ пред-
ставляет собой «сложную структурно-семантическую единицу, коммуникативная значимость которой не является результатом простого сложения составляющих ее самостоятельных предложений». Предложение «растворяется в СФЕ, теряет свою самостоятельность в тех случаях, когда в нем нет никаких дейктических элементов» [2, с. 70].
Как резюмирует И. Р. Гальперин, предложение - конституент сверх-фразового единства, а СФЕ - конституент текста. «Подобно тому, как предложение способно указать на взаимодействие и взаимосвязь значений слов, его составляющих, СФЕ способно указать на взаимодействие и взаимосвязь смыслов предложений, его составляющих» [2, с. 71].
Примерно то же понимание минимального конституента текста, только в иных терминах, мы находим у ряда других исследователей. Предлагаемые ими единицы являются, по сути, синонимами сверхфразового единства и определяют более крупную, чем предложение, единицу.
Прозаическая строфа - это группа тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, выражающих более полное, чем отдельное предложение, развитие мысли. Прозаическая строфа - наименьшая единица стиля. В художественном произведении, в публицистике именно строфа, а не предложение является наименьшим художественным целым.
Реальной синтаксической единицей связной монологической речи оказывается обычно не предложение, а группа предложений, образующих авторское высказывание. Этой группе предложений дается название «сложное синтаксическое целое» (ССЦ).
В ряде работ сверхфразовое единство отождествляется с абзацем и уже абзац принимается за минимальную единицу членения текста. Под абзацем понимается семантико-стилистическая единица, которая выражает сложное, комплексное высказывание, характеризующееся единством содержания. Членение текста на абзацы, исходя из его содержания, рассматривается как наиболее соответствующее его коммуникативному заданию.
Некоторые ученые в качестве основной единицы текста выделяют еще более крупные единства - предикативно-релятивный комплекс (ПРК), объединяющий несколько сверхфразовых единств. В качестве основного принципа выделения ПРК выступает принцип смысловой дискретности.
Таким образом, в качестве основной единицы текста предлагаются такие единицы членения, как сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое, абзац или даже более крупное единство - предикативнорелятивный комплекс, т.е. единицы, во всех случаях большие, чем предложение-высказывание.
При выявлении минимальных единиц, выступающих носителями интонационных признаков системы языка, предложенные единицы не приемлемы в силу сложности их структуры. Крупные единицы могут быть подвержены дальнейшему членению. Границы этих единиц зависят от средств и способов связи между предложениями, входящими в их состав.
Среди лингвистов существует и такая точка зрения, согласно которой минимальной единицей членения является предложение. В плане коммуникативной и когнитивной функций языка предложение оказывается минимальной синтаксической единицей - компонентом текста.
В качестве минимального отрезка текста выделяется высказывание, включающее в себя все виды предложений. Предложение (высказывание)
отождествляется с молекулой коммуникации, рассматривается в качестве единственной единицы, отличающейся формальной и смысловой самостоятельностью.
Для коммуникации с точки зрения как получателя, так и производителя, по мнению отдельных авторов, достаточно формирования одного предложения. В любом предложении будет сообщена мысль о некотором событии -факте или явлении, что и составит первый необходимый минимум взаимопонимания.
Высказывание понимается как наименьшая коммуникативная единица, законченная со стороны содержания и интонации и характеризуемая грамматической и смысловой структурой. Целостность высказывания связана с функциями этой единицы, которые определяются фундаментальной направленностью текста.
В отдельных исследованиях при фонетическом подходе к делимитации текста в качестве наименьшего конституента предстает фраза. Многочисленные наблюдения над единицами членения текста породили и другой подход к ним, и другие термины. Так, например, термин «энонсема» (образован от фр. епопсе - высказывание как результат использования языка), обозначает высказывание, функционально равновеликое простому неосложненному предложению. Энонсема является элементарным компонентом текста и обладает существенной характеристикой коммуникативного задания в ситуации общения (в тексте), связывающего воедино ее форму и содержание.
Выделяемая исследователями мельчайшая единица текста (высказывание, равновеликое предложению), очевидно, тоже не может быть принята в качестве мельчайшего кванта текста - носителя просодической информации языковой системы, т.к. границы высказывания в речи не находят четкого проявления и в связи с этим с трудом определяются на уровне восприятия.
Мельчайшей единицей, в которой заложена система «записи» просодических признаков системы языка, является другая, универсальная единица, простая по структуре своего образования и легко вычленяемая в речевом континууме. Такой единицей, по мнению ряда лингвистов, является синтагма. Еще А. Х. Востоков в своем «Опыте о русском стихосложении» отмечал: «Таковым нескольких слов соединением под одно прозодическое начало, или под одну силу, способствуется выразительность речи как в обыкновенном разговоре, так и в возглашении» [3, с. 105]. Тем самым он показывает, что речь строится на прозодических периодах, что именно благодаря им она становится логичной и доступной для понимания. Все дальнейшие мысли А. Х. Востокова свидетельствуют о том, что автор понимал под этим синтагму.
Среди современных исследований в этом плане нельзя не обратить внимания на работу Л. М. Ждановой «Текстообразующая роль синтагмы». Автор, проводя исследование на материале французского языка, приходит к заключению, что минимальной единицей текста является синтагма. Она рассматривает ее как единицу текста, «обладающую смысловой, лексико-синтаксической и просодической целостностью, все свойства и параметры которой устанавливаются самим текстом» [4, с. 23]. В тексте, по ее мнению, синтагма выступает в качестве основной синтаксической, минимальной интонационно-смысловой, минимальной семантической единицы текста.
«Как минимальные единицы текста, синтагмы, - отмечает Л. М. Жданова, - зарождаясь и оформляясь в условиях текста, приобретают статус
функционирующих единиц, действия которых направлены на оформление текста как коммуникативного и смыслового целого» [4, с. 23].
Оценивая значимость теории синтагмы В. В. Виноградова, лингвисты отмечают, что эта теория позволяет рассмотреть синтагму как предельную единицу текста. Она дает возможность анализа синтагмы не только с точки зрения ее фонетических характеристик, но и с точки зрения ее включенности в текст. На примере синтагм ясно прослеживается связь фонетического членения с общей семантикой текста.
Таким образом, в ряде исследований в иерархию единиц текста включается и синтагма. Исследователями замечено, что в процессе вычленения синтагм большое значение имеет то окружение, в котором оформляется и функционирует синтагма, т.е. текст.
Синтагма признается универсальной единицей. Будучи частью текста, приобретая его свойства, синтагма может выступать и в роли носителя информации как о коммуникативной задаче текста, так и о его принадлежности к той или иной системе языка.
Список литературы
1. Потапова, Р. К. Теоретические и прикладные аспекты речевой сегментологии / Р. К. Потапова // Проблемы фонетики. - М., 1995. - С. 7-20.
2. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М., 1981. - 139 с.
3. Востоков, А. Х. Опыт о русском стихосложении / А. Х. Востоков. - СПб., 1817. - 167 с.
4. Жданова, Л. М. Текстообразующая роль синтагмы : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. М. Жданова. - М., 1983. - 24 с.