Научная статья на тему 'К вопросу о синтагме и средствах ее реализации'

К вопросу о синтагме и средствах ее реализации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1381
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАГМА / SYNTAGMA / СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ / SYNTAGMATIC DIVISION / ФОНОСТИЛИСТИКА / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION / ПАУЗА / PAUSE / УДАРЕНИЕ / STRESS / ДВИЖЕНИЕ ТОНА / TONE MOVEMENT / PHONOSTILISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родионова Ольга Сергеевна

В статье определяется роль «носителя» информации о коммуникативной задаче текста. Рассматривается синтагматическая организация текста как один из аспектов фоностилистической организации речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Syntagma and the Means of its Implementation

In the article deals with the role of the media information about the communicative task of the text. Syntagmatic organization of the text as one of the aspects of the organization of Phonostylistic speech, is determined in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о синтагме и средствах ее реализации»

ЛИНГВИСТИКА

О.С. Родионова

К ВОПРОСУ О СИНТАГМЕ И СРЕДСТВАХ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье определяется роль «носителя» информации о коммуникативной задаче текста. Рассматривается синтагматическая организация текста как один из аспектов фоностили-стической организации речи.

Ключевые слова: синтагма, синтагматическое членение, фоностилистика, интонация, пауза, ударение, движение тона.

O.S. Rodionova

TO THE QUESTION OF SYNTAGMA AND THE MEANS OF ITS IMPLEMENTATION

In the article deals with the role of the media information about the communicative task of the text. Syntagmatic organization of the text as one of the aspects of the organization of Phonostylistic speech, is determined in the article.

Keywords: syntagma, syntagmatic division, phonostilistics, intonation, pause, stress, tone movement

Изучение звуковых особенностей дискурса вызывает интерес у лингвистов. При этом учитываются такие факторы, как когнитивно-вербальная база коммуникантов, пара- и экстралингвистика и др. В теории дискурсивных стратегий отражается коммуникативно-содержательный подход к стилевым разновидностям речи. Стили речи изучаются с позиций теории коммуникации.

Несмотря на то, что интерес к изучению стилей произношения возрастает, нерешенным остается ряд проблем, связанных с определением и классификацией стилей произношения. До сих пор нет единого мнения при определении понятия «стиль произношения». Анализ существующих точек зрения на понятие стилей произношения позволил сгруппировать их по двум направлениям:

1) стили произношения рассматриваются в пределах трихотомической стилистической системы;

2) стили произношения рассматриваются с точки зрения функций, выполняемых языком в процессе общения.

Стили произношения не могут быть обособлены от функциональных стилей. При стилевой дифференциации речи фонетические средства могут выступать как основные, но могут также коррелировать с лексико-грамматическими средствами. Предполагается наличие связи стилистических средств разных уровней языковой системы: фонетического, лексического, синтаксического, морфологического и т.д.

© Родионова Ольга Сергеевна, 2014

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкого и французского языков (Саратовская государственная юридическая академия)

Диалектическое единство функциональных стилей и стилей произношения находит отражение в общей схеме социальной ситуации. Один и тот же функциональный стиль характеризуется не одной конкретной тональностью, но некоторым диапазоном тональностей, что, в первую очередь, влечет изменения в реализации фонетического уровня. Степень тональности определяется прагматическими задачами, которые решают стили. Диапазон тональности может варьировать в каждом функциональном стиле, но средний уровень тональности должен различать выделенные стили. Тональность определяет выбор слов, грамматических конструкций, фонетических средств. Таким образом, фонетический стиль может быть определен как фонетический аспект функционального стиля + тональность1.

В последние годы исследователи в области фоностилистики обращаются к фактам супрасегментного, просодического уровня. В этом отношении существенна также роль внутренних свойств единиц языка, заложенных в их природе и выявляемых в процессе коммуникации. В роли «носителя» информации о коммуникативной задаче текста может выступать синтагма, являясь частью текста и приобретая его свойства.

Учение о синтагме восходит к античной риторике и стилистике, к учению о «сочетании слов», о «колоне». Согласно античным теориям «сочетание, как показывает и само название, есть некое одних по отношению к другим размещение тех частей речи, которые иные называют элементами речи. Их сплетение и их размещение создают так называемые колоны, которых строй образует то, что обозначается словом период, а периоды дают завершение всей речи целиком. И вот, естественно расположить слова, придать колонам соответствующее построение а и удачно разбить речь на периоды и является делом сочетания»2. ? В русской филологической науке уже академиком А.Х. Востоковым было раз-

0

з работано учение о прозодическом периоде. По его мнению, слова в этом периоде сливаются как бы в один состав «по связи мыслей ими воображаемых». В результате

1 такого соединения они теряют либо усиливают свое ударение «на счет близстоящих» | слов3. В дальнейшем учение о колоне и прозодическом периоде стало основой для

го

| разработки современных воззрений на синтагму как единицу членения речевого

| континуума.

| Сам термин «синтагма» появился в работах представителей западно-европей-

2 ского структурализма. Согласно их взглядам «слова в речи, образуя цепь, вступа-° ют между собой в отношения, основанные на линейном характере языка... Такие ж сочетания, опирающиеся на протяженность, могут быть названы синтагмами. | Следовательно, синтагма всегда состоит из двух или нескольких последователь-е ных единиц (например, человеческая жизнь)4. По Соссюру, слова в синтагме 1 получают значимость лишь при противопоставлении с предыдущими словами.

0

° За синтагму принимается не только отдельное слово, но и словосочетание, и

го

о. р;

3 «сложные единицы всякого размера и всякого рода»5.

1 В качестве синтагм сторонники Соссюра (Ш. Балли, например) рассматривала ли и предложение, и любую группу знаков, где есть «тема» и «повод», отношение

определяемого и определяющего. Синтагма, по их мнению, является «продуктом грамматического отношения взаимозависимости, устанавливающегося между двумя лексическими знаками, которые принадлежат и двум дополняющим друг друга категориям»6.

В России термин «синтагма» впервые употребил И.А. Бодуэн де Куртенэ. 172 Для него «синтагмы — знаменательные слова, слова со значением и с морфо-

логической делимостью; с синтаксической точки зрения неделимые единицы: а) постоянные выражения, неизменяемые сочетания нескольких слов; б) слова»7. Они отделяются друг от друга «графическими паузами или пробелами». «При автоматическом повторении, при отсутствии в данный момент творческой работы даже полные предложения могут принимать характер синтаксической недели-мости»8. Это высказывание наводит на мысль о следующем: Бодуэн де Куртенэ считал, что существует некая зависимость членения на синтагмы от характера мыслительной деятельности и коммуникативной структуры высказывания. В каких-то конкретных условиях, зависящих от характера «творческой работы», могут быть различны и принципы членения на синтагмы.

Новое направление в теории синтагмы связано с именем академика Л.В. Щербы. Оценивая значение теории синтагмы, разработанной Л.В. Щербой, академик В.В. Виноградов писал: «Единственной теорией синтагмы, с которой следует посчитаться лингвисту, является теория синтагмы, разработанная Л.В. Щербой. Эта теория впитала, вобрала в себя, но в совершенно переработанном виде свежие и многочисленные ростки наблюдений над живой звучащей речью, относившихся отчасти к стилистике, отчасти к учению об ораторской речи или вообще о звучащей общественной речи»9.

Для Л.В. Щербы синтагма — «это фонетическое единство, выражающее смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их»10. Впервые он употребил термин синтагма в своей работе «О частях речи», где отмечал, что «можно констатировать группу частиц, соединяющих слова или группу слов в одно целое высшего порядка — на равных правах, а не на принципе «определяющего» и «определяемого»11. В «Фонетике французского языка» Л.В. Щерба раскрывает фонетическую природу синтагм. е

т

Для установления смыслового единства слов «французский язык соединяет в и

одно целое ритмические группы, которые в процессе речи мысли выражают в а

р

19 а

сущности единое смысловое целое»12. °

в

Синтагма, как указывает Л.В. Щерба, «кратчайший отрезок речи, который к

мы можем выделять, нисколько ее не разрушая и который в данном контексте а

и в данной ситуации соответствует единому понятию»13. Синтагмы характери- |

зуются усилием последнего словесного ударения14. е

Теория синтагмы в понимании Л.В. Щербы получила свое дальнейшее раз- °

витие в работах В.В. Виноградова, который под синтагмой понимал «семантико- р

синтаксическую единицу речи, отражающую кусочек действительности, напол- Ч

ненную экспрессией и интонацией данного сообщения. Она находится в тесной |

смысловой связи со всеми другими такими же семантико-синтаксическими к

15 а

единицами того же высказывания, той же речи»15. М

Членение речи на синтагмы нельзя смешивать с делением предложения на члены, и хотя состав синтагм, возможности их образования заложены в языке и определен- ¡§

ш

ным образом зависят от способов сочетания слов в данном языке, т.е. именно язык 00 является доминирующим фактором формирования синтагм в тексте16. 22

Различный подход к одному и тому же явлению — членению речи на более дроб- 4 ные, чем предложение, единства породил и другие термины: речевое звено, речевые знаки, акцентные единицы, ритмическая фраза, смысловые группы, речевой такт.

Исходя из фонетико-ритмического членения речи, предложения распадаются на группы слов, которые, по мнению сторонников термина «речевой такт», представляют собой ритмические фигуры, после которых как в танце, появляется новая или подобная фигура. По аналогии с музыкальными тактами такие 173

группы они предлагают называть речевыми тактами. Под речевыми тактами понимают и группу слов, произносимых одним напором выдыхаемого воздуха. Использование немецкими фонетистами термина «речевой такт», вероятно, следует объяснить спецификой грамматической структуры языка. В немецком языке с его склонностью к рамочной конструкции и дистантному порядку слов членение на синтагмы в первую очередь есть, как считает В.Г. Адмони, членение фонетическое. Однако те или иные виды грамматического, смыслового или фонетического членения, как указывает и сам В.Г. Адмони, «неразрывно связаны, хотя и находятся между собой в сложном, часто противоречивом взаимодействии, и именно вследствие этой связи синтагматическое членение предложения надо все же определить как фонетико-синтаксическое»17.

В соответствии с традицией, установившейся в экспериментально- фонетических исследованиях, проводимых в нашей стране, мы используем термин «синтагма» и придерживаемся подхода к синтагме, который был изложен в трудах Л.В. Щербы и В.В. Виноградова. В этом плане мы понимаем под синтагмой интонационно оформленную стилистико-синтаксическую единицу, выявляющую в пределах фразы отдельные более или менее самостоятельные моменты сообщения.

Рассматривая смысловую структуру синтагм в повествовательном предложении немецкого языка, можно заметить, что в силу правил порядка слов в некоторых случаях в пределах одной синтагмы могут оказаться слова, выражающие различные понятия, например:

Bedeutendes Raum/ nahmen im Verlauf des Gespr chs / Fragen der Beseitigung s existierender Spannungsherde /in verschiedenen Regionen der Welt ein// ? Более того, в односинтагменных фразах слова могут выявлять как субъект,

0

s так и предикат мысли, например:

g UNO-Generalsekret r verwies auf den gef hrlichen Charakter der entstandenen

1 Weltlage //

| В основе каждой синтагмы лежит слово, выступающее в качестве относи-

го

J тельно самостоятельного сообщаемого момента в пределах фразы. Остальные

| слова синтагмы интонационно объединяются вокруг этого основного в данной

| ситуации слова, вне зависимости от того, выражают ли они вместе с этим словом

s

s одно простое или сложное понятие. В основе каждой синтагмы лежит отдельный

° в той или иной степени самостоятельный момент сообщения. « Исследования синтагматического членения показали, что оно, кроме выделе-

| ния относительно самостоятельных моментов сообщения, может одновременно

е выполнять и другие функции. Например, в неподготовленной спонтанной речи,

1 когда говорящий «строит речь на ходу», синтагматическое членение выполняет

о

° функции, направленные на планирование высказывания, поиск определенных

го

3 конструкций, достижение обратной связи и т.п.

| Синтагмы реализуют связь текста и каждого текстового фрагмента с экстра-

| лингвистической ситуацией, функцию делимитации, интегративную функцию на основе выполнения частных и общих функций18. Синтагматическое членение служит цели однозначного отражения контекстуальных связей, может выступать средством фоностилистической организации текста.

В синтагме пересекаются интонационное оформление некоего смыслового единства, синтаксические особенности языка, семантическая специфика вы-174 сказывания, рефлексы ритмической базы языка, логическое структурирование

речи, физиологические, психологические, эмоциональные особенности самого говорящего и порождаемого им текста19.

Синтагма реализует свои функции в результате ее оформления с помощью интонации как одного из важнейших средств организации речевого потока.

В языкознании принято считать, что основными средствами синтагматического членения являются пауза, ударение, мелодия, темп. В зависимости от подхода и вида анализа лингвисты часто отдают предпочтение какому-то одному из этих средств. Ряд исследователей в качестве главного средства синтагматического членения выделяют физическую паузу. В процессе определения ритмических особенностей немецкой звучащей речи, в частности специфики ритмической организации синтагмы, установлен характер делимитации речевого потока на данные единицы (синтагмы). Членение любого вида речи (монологической или диалогической) не может осуществляться без прерывания звучания. Паузы на границах синтагм квантуют самостоятельные смысловые отрезки речи, выделяя их одновременно в отдельные ритмические единицы. Такие паузы называются синтагматическими. Наличие паузы в звучащей речи выступает необходимым элементом речемыслительного процесса20. Пауза, воспринимаемый перерыв в речевом континууме, является основным средством делимитации звучащего текста на смысловые единицы. В литературе представлены различные классификации пауз, базирующиеся на различных признаках: во-первых, на способе, благодаря которому достигается эффект паузы: темпоральные и нетемпоральные; во-вторых, на семантике, когда выделяются паузы семантические и асемантические; в-третьих, на разделе единиц, разделяемых паузами (межсинтагменные, межфразовые, паузы между фоноабзацами); в-четвертых, на оценке степени спонтанности материала; в-пятых, на дифференциации пауз по функциям. Речевые паузы членят поток и несут смысловую языковую информацию 21.

Однако наличие пауз не является единственным и обязательным признаком синтагматического членения. Основным средством членения фразы на речевые такты служит распределение между слогами и между словами акцентного веса.

Еще А.Х. Востоков отмечал, что период, когда он «изображает одну нераздельную купу мыслей, приемлется как бы за одно большое сложное слово», составные части которого должны подчиниться одной главной части, а это может произойти только «с отнятием у них ударений — признака их отдельности или независимости»22.

Значимость усиленного ударения последнего слова синтагмы как ее организующего и делимитативного средства была отмечена Л.В. Щербой 23. Данное положение находит свое подтверждение в немецком языке. Одна из характерных тенденций интонационного оформления синтагмы заключается в выделении последнего слова синтагмы. Именно наличием синтагматического ударения обусловливается выделение синтагмы. Синтагматическое ударение, падая на последний выделенный слог, выявляет смысловой центр синтагмы, организует ее и вычленяет тем самым из ряда других синтагм.

В качестве ведущего средства членения на синтагмы выделяется движение тона. Перепады тона, сочетающиеся с паузами, а иногда и разрывом в темпе произношения, четко выделяют синтагмы в предложении.

Р.К. Потапова отмечает, что при реализации высказывания в акте коммуникации минимальные смысловые отрезки — синтагмы — обретают определенные интонационные признаки, которые в звучащей материи передаются такими

характеристиками, как частота основного тона, интенсивность и длительность. С помощью этих просодических средств передается смысловая (интеллектуальная) информация, а также сопутствующие эмоционально-модальные оттенки сообщения. При помощи определенной конфигурации вышеуказанных характеристик достигается цельность синтагмы как относительно самостоятельного целого, а также ее дискретность по отношению к соседним синтагмам24.

Для современного языкознания бесспорен факт, что синтагматическое членение в определенной степени заложено уже в грамматической структуре предложения. Например, в немецком языке подлежащее, выраженное существительным с артиклем и местоименным определением или именем собственным, всегда вычленяется при прямом порядке слов в самостоятельную синтагму. Или подлежащее, занимающее не первое место, а помещенное между дистантно расположенными частями сказуемого и несущее логическое ударение, в самостоятельную синтагму не вычленяется и входит вместе с образующими рамку частями сказуемого в состав одной синтагмы.

В сложноподчиненном предложении с придаточным причины в немецком языке составляющие его части могут иметь равновесную и неравновесную смысловую структуру, играя разную роль во всем высказывании, что существенно влияет на интонационное членение предложения. Если смысловое ядро всего высказывания находится в придаточном предложении при конечном его положении, то и главное, и придаточное предложения выделяются в самостоятельные синтагмы, причем сочетание интонационных средств, оформляющих вторую синтагму, ясно подчеркивает ее большую смысловую значимость, по сравнению с первой частью.

С понятием «синтагма» в настоящее время связывается возможность построения абсолютно нового синтаксиса — синтаксиса устного высказывания, опирающегося на значимые комбинации синтагмы25.

Синтагма рассматривается не только как семантическая и интонационная единица, но и как структурная и синтаксическая, поскольку в ней реализуется система данного языка26. В основе всего соотношения членения предложения как его прочный фундамент лежит все же грамматическое членение предложения, в котором отразился и закрепился длительный процесс абстрагирующей работы человеческого мышления.

Синтагматическое членение не может быть однозначно предопределено только синтаксической структурой предложения. Во многих случаях возможны различные варианты синтагматического членения одной и той же синтаксической структуры в зависимости от контекста и от оценки говорящим коммуникативной самостоятельности отдельных ее компонентов. Вследствие этого возникает необходимость рассмотрения синтагматического членения шире, нежели только в рамках отдельного изолированного предложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лингвистика, столкнувшись с тем фактом, что смысл предложения не всегда адекватно может быть воспринят при опоре только на семантические и синтаксические формы связей членов предложения, вышла за рамки предложений в более широкий языковой контекст.

Адекватность смысловой интерпретации полученной вербальной информации достигается в определенной мере благодаря экспликации членения текста на мельчайшие смысловые блоки - синтагмы - в зависимости от конкретной ситуации, состояния адресата и адресанта, коммуникативной установки и т.д.

В связи с этим синтагматическая организация текста рассматривается как один из аспектов фоностилистической организации речи.

В современном языкознании вопросам фоностилистической маркированности текста отводится значительное место. Фоностилистические исследования характеризуются поиском закономерностей функционирования фонетических средств в различных стилях устной речи применительно к различным языкам. Так, стилистически обусловленные произносительные варианты призваны занять особое место при разработке современного всегерманского проекта создания новых кодифицированных требований к орфоэпии немецкого языка27, осуществляемого, начиная с 1990 г., речеведами-германистами объединенной Германии (центры - университеты в г. Кельне и г. Галле). Данный проект известен под названием «Новая редакция произносительного словаря немецкого языка» и включает обширнейшую программу, согласно которой решается целый ряд задач кодификации произношения современного немецкого языка. Краеугольным камнем проекта является опора на рекомендации, строящиеся на знании современного произносительного узуса с учетом ситуативных и коммуникативных факторов. В рамках проекта на заключительном этапе планируется скоординировать полученные данные и разработать кодифицированные произносительные варианты современного литературного немецкого языка с учетом развития новых репрезентативных форм произношения. Предусматривается включить в т.н. «регулярный» словарь «речевые единицы в масштабе фразы», дабы отразить произносительные формы в более крупных отрезках слитной речи с учетом ситуативных и коммуникативных факторов. Наряду со словарем на традиционном бумажном носителе планируется подготовка «говорящего словаря», ш имеющего большое значение для изучения немецкого языка как иностранного28. I

Фонетическое оформление языка характеризуется своими законами струк- а турирования. Каждая звуковая единица в силу действующих статистических о законов ее употребления в различных социально-стилистических речевых К разновидностях приобретает соответствующий потенциал коммуникативной

с

информативности. Определение информативного статуса звуковых единиц 1 важно для выявления степени их стабильности, а также для прогнозирования В

е

потенциальных возможностей и направлений будущих изменений в фонетиче- о ской системе языка. ю

TS

д

X

1 См.: Портнова Н.И. Фоностилистика французского языка. М., 1986. К

2 Античные теории языка и стиля. М.;Л., 1936. С. 227. й

3 См.: Востоков А.Х. Опыт о русском стихосложении. СПб., 1817. С. 98. а

4 См.: Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. М., 1933. С. 121. е

5 Там же. С. 122. !

6 Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка М., 1955. С. 116. •

7 Бодуэн де Куртенэ. Лекции по введению в языковедение. Пг., 1917. С. 52. ü

8 Там же. -1

9 Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка // Вопросы синтаксиса современного § русского языка. М., 1950. С. 205. 2

10 Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963. С.86. 4

11 Щерба Л.В. О частях речи // Русская речь. Л., 1928. С. 22. *

12 Щерба Л.В. Фонетика французского языка. С. 86.

13 Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М., 1974. С. 77.

14 См.: Щерба Л.В. Фонетика французского языка.

15 Виноградов В.В. Указ. раб. С. 253.

16 См.: Родионова О.С. К вопросу о кодификации произношения современного немецкого языка // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Пенза, 2012. № 4.

17 Адмони В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка. М., 1955. С. 100. 1/7

18 См.: ЖдановаЛ.М. Текстообразующая роль синтагмы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1983. С. 23.

19 См.: Потапова Р.К., Линдлер Г. Особенности немецкого произношения. М., 1991. С. 222.

20 См.: Мирианашвили М.Г. Значение звучащего и незвучащего времени для ритмической организации синтагмы // Лингвистическая полифония: сборник в честь юбилея Р.К. Потаповой. М., 2007.

21 См.: Хитина М.В. Особенности макросегментации звучащего дистантного дискурса // Лингвистическая полифония: сборник в честь юбилея Р.К. Потаповой.

22 Востоков А.Х. Указ. раб. С. 99.

23 См.: Щерба Л.В. Фонетика французского языка.

24 См.: Потапова Р.К., Линдлер Г. Указ. раб.

25 См.: Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. М., 1997.

26 См.: Родионова О.С. Система языка - определяющий фактор просодической делимитации звучащего текста: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001.

27 См.: Потапова Р.К. Об опыте новой кодификации немецкого произносительного стандарта // Фонетика сегодня: актуальные проблемы и университетское преподавание. М., 1998; Krech E.-M. Probleme der Kodifizierung deutscher Standartaussprache // Festschrift fuer Hans-Heinrich Waengler. Hamburg, 1987; Krech E.M. Aussprachekodifizierung und Korpus- Problematik // Gespraech und Verantwortung. Muenchen, 1996; Krech E.M. Sprechwissenschaft an der Universitaet Halle: Entwicklung und Perspektiven // Hallesche Schriften zur Sprechwissenschaft und Phonetik: Sprechwissenschaft — zur Geschichte und Gegenwart. Frankfurt-Main, 1999.

28 См.: Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. Языки славянских культур. М., 2006.

Н.В. Абрамова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема повышения эффективности обучения иностранным языкам. Анализируются аспекты, за счет которых можно достигнуть существенного повышения эффективности обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, профессионально-ориентированное обучение, юридический вуз, иноязычное общение, коммуникативная культура, будущий юрист.

N.V. Abramova

PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT FACTOR IN IMPROVING EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE LAW SCHOOL

The problem of improving the efficiency of learning foreign languages is considered in this article. The aspects are analyzed, through which it is possible to achieve significant efficiency of foreign language teaching.

Keywords: professional communication, professionally-oriented training, the law school, foreign language communication, communicative culture, future lawyer.

Основной задачей современного высшего учебного заведения является подготовка социально-активного, профессионально-компетентного специалиста. Поскольку овладение основами профессиональной коммуникации обеспечивает комфортное включение в профессиональную деятельность, то профессионально-ориентированное общение приобретает особое значение для студентов. Расширяются возможности осуществления международных профессиональных контактов: участие в международных образовательных программах, получение

© Абрамова Наталья Викторовна, 2014

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nataklenin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.