Научная статья на тему 'К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков'

К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5594
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / МЕХАНИЗМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ЦЕННОСТНО1НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Григорьевна

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций у подростков; пред1 ставлены результаты исследования ценностных ориентаций современных подростков; рассмот1 рены компоненты, механизмы и модель формирования ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков»

Кузнецова Е.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: kuznetsova_eg@mail.ru

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций у подростков; представлены результаты исследования ценностных ориентаций современных подростков; рассмотрены компоненты, механизмы и модель формирования ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценностные ориентации, компоненты ценностных ориентаций, механизм ценностных ориентаций, ценностно-нормативная модель становления ценностных ориентаций.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. По мнению А.М. Голуб (2009), это вызвано прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [1, с. 53].

Проблема формирования ценностных ориентации подростков всегда была актуальной в исследованиях философов и педагогов. Этой проблеме посвящены труды Л.П. Буевой, И.С. Кона, Н.Д. Никандрова, А.С. Шарова, которые раскрыли сущность ценностных ориентации.

Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют философские, психологические и педагогические теории деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Э.Г. Юдина; теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития И.С. Кона,

A.В. Мудрика, М.И. Рожкова, А.В. Волохова,

B.Г. Бочаровой, В.Г. Рындак, Ф.Ш. Терегулова.

Принципиальное значение также имеют

работы Н.Ф. Басова, О.С. Газмана, И.П. Иванова, А.Л. Журкиной, В.А. Караковского, А.Г. Кирпичника, Р.А. Литвак, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, В.А. Сухомлинского, в которых рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентации личности в различных сферах жизни, деятельности, в социокультурной среде.

С.Г. Степанец (2007) указывает на то, что важность этой задачи находит подтверждение в таких документах, как: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», прези-

дентская программа «Дети России». В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается необходимость воспитания у молодежи положительного отношения к общечеловеческим ценностям [10, с. 6].

Об актуальности данной проблемы и необходимости ее изучения свидетельствуют и результаты многочисленных исследований, которые позволяют ответить на следующие вопросы: Какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются? Ради чего живут сегодняшние подростки? Каковы особенности их ценностных ориентаций? [9, с. 128].

1. Интеллектуально-образовательные ценности

Ценности поколения подростков следует рассматривать в ракурсе их умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения.

Так, свои интеллектуальные, творческие способности подростки оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.

Столь низкая самооценка характеризует их неверие в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда.

В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения [9, с. 139].

2. Нравственные и культурные ценности

Нравственный ценности тесно связаны с такими нравственными качествами, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести» [11, с. 43].

Среди данной возрастной категории началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются мас-культовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей [9, с. 141].

3. Политические ценности

Об отношении населения, в том числе подростков, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок (с положительной на отрицательную и наоборот), с одной стороны, свидетельствует о том, что сознание еще не освободилось от стереотипного мышления, а с другой - об идущей непростой переоценке ценностей, которые долгое время большинством молодежи воспринимались вполне однозначно в русле официальной идеологии. Таким образом, проблема индивидуального политического выбора многомерна и многоаспектна [9, с. 144].

Подростковый возраст является наиболее важным периодом политической социализации, потому что он связан с профессиональным и гражданским становлением, физическим и интеллектуальным развитием личности.

Политическая социализация происходит в процессе взаимодействия с обществом, характер которого обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы, или модели политической социализации человека.

В сфере изучения данного вида ценностных ориентаций выделяется четыре основных типах политической социализации:

1) Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующего политического порядка власти, но и уважительным отношением к государству, к политической системе в целом. Здесь наблюдается гармония между властью и человеком.

2) Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Молодой человек рассматривается здесь как равноправный и независимый гражданин. Основное условие - защищенность прав и свобод человека, всеобщая ответственность гражданина перед законом.

3) Конфликтный тип характеризуется борьбой между различными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях подросток вынужден присоединиться к какой-либо группе, классу, касте, клану.

4) Гегемонистический тип характерен для общества закрытого типа. Егу сущностью является установка на резко отрицательное отношение молодого человека к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой он себя идентифицирует.

Тип определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют человеку способ его поведения, соответствующий политической культуре данного общества [5, с. 4].

4. Семейные ценности

Место любви и брака в системе жизненных ценностей подросткового поколения различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13-16 лет обозначаются «родные и близ-

кие», «здоровье», «друзья», то среди респондентов возрастной группы от 17 и старше первые позиции были отданы «любви» и «браку».

Представления подростков о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что треть из них считает регистрацию своих отношений для создания семьи совсем не обязательной, треть допускает такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные придерживаются традиционной точки зрения [9, с. 148].

Достаточно высокий рейтинг семьи среди прочих ценностей подтверждается тем, что многие подростки субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи. Однако сегодня семья находится в сложном кризисном состоянии. Об этом говорит огромное число разводов [8, с. 10].

Общеизвестно, какое важное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (англ. «запечатление образа»). Такой подход не требует от родителей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение. Кроме того, родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Не исключается и внушение, объяснение, установление причинноследственных связей между поступком ребенка и результатом. Да родители стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время находятся в учебных учреждениях. Поэтому на помощь родителям в формировании ценностей детей приходят педагоги. Формирование ценностных ориентаций предполагает обязательное подключение ближайшего окружения подростка - родителей и близких ему родных.

В этом случае важно:

- содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата;

- обогащать родителей знаниями психологии и педагогики разных возрастов, педагогической этики;

- раскрывать особенности формирования ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, лекции и др [11, с. 43].

Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи, причем значимость любви и брака увеличивается прямо пропорционально возрасту.

Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке [9, с. 148].

Как видим, необходимость изучения особенностей ценностных ориентаций современных подростков определяется тем, что от того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

Результаты многочисленных исследований, свидетельствуют о том, что существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Подробнее остановимся на понятиии ценностных ориентаций. По определению С.Я. Ермо-лича (2007), ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентаций состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознан-

ным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентаций представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей.

Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность — интерес - установка — ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в

соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности [4, с. 25].

Подробнее остановимся на процессе формирования ценностных ориентаций (рис. 1), представленном в виде модели О.К. Широких (2007) [8, с. 42].

В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой «изживания предыдущей фазы развития» и становления новой системы жизненных ориентаций.

Именно поэтому актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения.

Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывают воздействие фундаментальные механизмы культурной трансформации нового типа ценностно-нормативных моделей [4, с. 25].

Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентаций показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация — это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые.

Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциально-го поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.

Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битинас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Созда-

ние условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации [6, с. 27].

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд черт (неус-

Рисунок 1. Модель становления ценностных ориентаций

тойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подростков. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [3, с. 119].

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение - ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза — завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел со-

держанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации [4, с. 27].

Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения [1, с. 54].

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

26.12.2011

Список литературы:

1. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педага-пчная работа. - 2009. - №4. - С. 53-57.

2. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. -2008. - №2. - С. 68-73.

3. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. - 2008. - №8. - С. 118-122.

4. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - №9. - С. 23-27.

5. Иоффе, Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси // Народная асвета. - 2008. - №5. - С. 3-6.

6. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя i выхаванне. - 2006. - №10. - С. 49-54.

7. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2005. - №3. - С. 25-37.

8. Пантин, В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) // Воспитание школьников. - 2008. - №10. - С. 9-14.

9. Социология молодежи: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 576 с.

10. Степанец, С.Г. Формирование ценностных ориентаций подростков в социокультурной деятельности образовательнооздоровительного учреждения: Диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Кострома, 2007. - 193 с.

11. Широких, О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 2007. -№9. - С. 23-27.

Сведения об авторе:

Кузнецова Елена Григорьевна, соискатель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2311, тел. (3532) 372575, e-mail: kuznetsova_eg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.