Научная статья на тему 'Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе'

Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ / TEENAGER'S VALUE SYSTEMS / DEVIANT BEHAVIOUR / TEENAGE YEARS / PRINCIPLES OF A SPECIAL SCHOOL PSYCHOLOGICAL COUNSELLING WORK / FAMILY / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CLASSES FOR PARENTS / PARENTS CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Маркова Светлана Викторовна

В данной статье авторы анализируют результаты исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной школе. Определяя специфику ценностных ориентаций подростков, авторы особое внимание уделяют специфике работы с семьями учащихся и работе родительского клуба как одного из направлений деятельности педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Маркова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value System of Deviant Teenagers Studying in Special Schools

Authors of the present article analyse research results on value system of deviant teenagers studying in special schools. As they define the specifics of teenagers' value system, the authors pay special attention to the specifics of working with teenager's families and to the activities of parents' club as one direction of a teacher psychologist's work.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 89-94

Ценностные ориентации подростков

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е. А. Никитская, С. В. Маркова

В данной статье авторы анализируют результаты исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной школе. Определяя специфику ценностных ориентаций подростков, авторы особое внимание уделяют специфике работы с семьями учащихся и работе родительского клуба как одного из направлений деятельности педагога-психолога.

Ценности какого-либо конкретного периода развития общества находят свое непосредственное отражение в ценностных ориентациях каждого человека. Ценностные ориентации современных подростков характеризуют факторы их приспособления к современным социально-экономическим и политическим условиям, а также показывают уровень социализации, т. е. адаптации и обособления их в обществе.

Социально-экономические процессы, происходящие в современной России, повлекли за собой изменения, потребовавшие от общества, и прежде всего от подрастающего поколения, иные модели поведения и сознания. Эти явления привели к значительному изменению ценностей современной молодежи. Подростки, живущие в сложном по своему содержанию мире, возможно, больше других возрастных категорий зависят от происходящих в обществе процессов.

Подростковый возраст — это период не только глобальной перестройки ранее сложившихся психологических структур, но и закладки основы сознательного поведения, возникновения новообразований, проявления общей направленности в формировании нравственных представлений и ценностных установок. В связи с этим исследование ценностных ориентаций личности современных подростков становится все более и более востребованным.

На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных неформальных группировок, культивирующих нетерпимость в обществе, еще сильнее усугубляют ситуацию. Кроме того, все чаще современная семья не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Замече-

но, что в последние годы количество преступлений, совершенных подростками, значительно выросло (Berger, 1989; Hennington, Hughes, Cavell и Thompson, 1998; Similarly, Burman, Tisdall и Brown, 1998). В 2009 г. каждое семнадцатое (5,7%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии (статистика МВД за 2009 г.).

С целью профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в каждом округе Москвы созданы специальные общеобразовательные школы для подростков с девиантным поведением.

Работа педагогов-психологов специальной школы построена на основе Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением: «Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях открытого и закрытого типов устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать: создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики; организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественнополезной деятельностью, личное время воспитанников; безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния; социально-правовую помощь». Порядок содержания воспитанников в коррекционном учреждении направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также их социальной реабилитации»1. Согласно Положению о службе практической психологии в системе Департамента образования г. Москвы, мероприятия по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних должны быть индивидуально ориентированными.

Условия специальной школы и дети, в ней обучающиеся, предъявляют серьезные требования к работе психологической службы, которая должна реализовываться в соответствии с системным подходом. Несколько лет назад психологами нашей школы при помощи д-ра психол. наук проф. И. В. Вачкова и известного детского и семейного психотерапевта А. Ф. Шадуры, эксперта Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, была разработана модель работы психологической службы.

Были сформулированы следующие принципы деятельности нашей психологической службы:

• системность;

• непрерывность;

• нейтральность.

1 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (с изменениями от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.). [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://Ьаве^агап1 га/10136786/#100

Е. А. Никитская, С. В. Маркова. Ценностный ориентации подростков с девиантным поведением...

Принцип системности означает, что деятельность каждого специалиста является частью общей системы работы службы, осуществляется в соответствии с планом и во взаимодействии с коллегами. Для каждого ребенка выстраивается своя стратегия абилитационного процесса, который и задает направление усилий специалистов.

Непрерывность означает постоянство работы по сопровождению ребенка, когда каждый учащийся находится под каждодневным вниманием работников службы, в разных формах получая помощь и поддержку от разных специалистов. При этом каждый специалист действует в соответствии с общей стратегией аби-литационного процесса данного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности на данном этапе развития.

Нейтральность предполагает одинаково сочувственное отношение специалистов к разным субъектам образовательного процесса, отказ от обвинительноназидательной позиции в отношении учащихся и их родителей в пользу вдохновляющего стиля взаимодействия.

Отличительной особенностью работы психолога в специальной школе является индивидуальный подход к учащимся и их семьям. Этому способствует небольшое количество учащихся в классах (не более 12 человек), в связи с чем каждый психолог работает в среднем с 25 учащимися. По сравнению с массовыми школами, где психолог вынужден работать с гораздо большим количеством учащихся, у нас есть возможность уделить каждому ребенку значительно больше времени и внимания.

Девиантное поведение понимается как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных общечеловеческих норм (моральных и правовых), причиняющее ущерб обществу или самой личности, в связи с чем вопрос ценностных ориентаций девиантных подростков является очень актуальным.

На базе специальной школы № 2 было проведено исследование иерархии ценностей учащихся 5—11 классов при помощи методики М. Рокича.

Согласно полученным результатам, наиболее значимой ценностью для наших учащихся является справедливость. Ее на первое место поставили 87% (64 человека). Наименее значимыми ценностями для наших учащихся являются: самостоятельность — 54% (40 человек), творчество — 63% (47 человек), саморазвитие — 72% (53 человека), а также сильно занижена ценность семьи как социального института — 76% (56 человек). Стоит отметить, что иерархия ценностей у девиантных подростков нашей школы отличается неравномерностью распределения, которая выражается в том, что подавляющее большинство учащихся дали схожую картину данных: одна ценность выбирается как лидирующая, две-три — как наименее значимые, а основная масса ценностей получила примерно равное среднее значение и нейтральную оценку значимости.

Работа педагогического коллектива с учащимися строится в рамках индивидуального развития учащегося, созданного в том числе и с учетом результатов данного исследования. Центральное место в работе социально-психологической службы нашей школы занимает работа с семьями учащихся. Семья является одним из важнейших социальных институтов, влияющим как на привитие просо-циальных ценностей, так и на формирование отклонений в поведении подрост-

ков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система ценностей.

Исходя из социального состава семей учащихся участие родителей в учебновоспитательной работе школы минимально. Согласно экспертным данным участников образовательного процесса, в первую очередь классных воспитателей, родительские собрания посещает всего 35% родителей, школьные праздники — 10—15%, в выездных школьных мероприятиях принимают участие не более 3—5% родителей, оказывают помощь в организации мероприятий около 7%. Кроме того, консультации с педагогическим коллективом по собственной инициативе посещают примерно 15% родителей, принимают участие в заседаниях родительского клуба 10—12%, и порядка 20% родителей не принимают вообще никакого участия в жизни школы.

Социальный состав семей, низкая мотивация к участию в жизни школы, отсутствие у родителей заинтересованности в решении проблем собственных детей поставили перед психологами школы задачу найти оптимальную форму работу, способствующую вовлечению родителей в учебно-воспитательное пространство школы.

Мы выбрали как приоритетную форму работы групповые психологические занятия, поскольку они охватывают одновременно большее количество участников со схожими проблемами. Групповые занятия в нашей школе проходят в рамках заседаний Родительского клуба — объединения группы родителей со схожими интересами, относительно постоянного по составу.

Группа родителей формируется по принципу добровольности. Заседания клуба проводятся ежемесячно и на них обсуждаются темы, выбранные самими родителями как наиболее им интересные. На первичном собеседовании родителям была показана необходимость их активного участия в исправлении поведения ребенка. Как показывает опыт работы, этот этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изменить поведение ребенка за счет внесения корректив в стиль взаимодействия с ним. Кроме того, всем, и особенно нашим родителям, очень непросто вынести на групповое обсуждение свои проблемы. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем законодательстве нет механизмов воздействия на родителей, благодаря которым стало бы возможно мотивировать их на коррекционную работу, но мы пытаемся это сделать путем доверительных бесед и в рамках заседаний Родительского клуба, во время которых родители постепенно начинают открываться и осознавать, насколько им полезна эта работа.

Выстраивая работу с родителями, мы опирались на принципы семейно ориентированного подхода, в последние годы активно внедряющегося в практику социальной работы. Этот подход утверждает, что большинство родителей не имеют цели причинить своим детям вред, и если дать им возможность решить свои проблемы и развить свои способности в плане воспитания, они смогут научиться гораздо более продуктивно и психологически безопасно взаимодейство-

Е. А. Никитская, С. В. Маркова. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением...

вать со своими детьми и удовлетворять их базовые потребности в безопасности, любви и приятии2.

Несмотря на то, что подавляющее большинство родителей выразили намерение сотрудничать, в действительности его реализует лишь небольшая их часть. За полтора года нашей работы состоялось 14 заседаний, в которых принимал участие постоянный состав родителей численностью от 10 до 13 человек. Тематика каждого занятия выносилась на обсуждение и утверждалась участниками клуба. Были обсуждены темы: «Стереотипы в семье», «Семья как источник поддержки», «Традиции и ценности нашей семьи», «Моя семья вчера, сегодня, завтра» и др.

Несмотря на возникающие трудности, работа с родителями — это необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности педагога-психолога. Целью работы в рамках Родительского клуба явилось сохранение психологического здоровья детей и обеспечение согласованности действий родителей, психологов и педагогов через профилактику и коррекцию дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания3.

Опрос родителей и учащихся, отзывы классных воспитателей и учителей, наблюдение психологов показывают достаточную эффективность работы Родительского клуба, которая заключается в заметных положительных изменениях родительского взаимодействия со своими детьми, снижении частоты и остроты конфликтных ситуаций, улучшении домашней атмосферы и постепенном налаживании детско-родительского диалога.

Цели восстановления ценностных ориентаций учащихся подчинена работа не только психологов школы, но и всего педагогического коллектива, направленная на интериоризацию культурного и духовного достояния государства, нравственно-этическую профилактику порочного развития, возрождение традиций семейного воспитания, воспитание любви к Родине, организацию досуга на основе духовно-нравственных принципов.

Без изучения и знания ценностей и ценностных ориентаций личности подростка с девиантным поведением трудно, а порой невозможно понять мотивы его поведения. Поэтому, чтобы эффективно воздействовать на личность, важно изучить иерархию ее ценностей и соответствующих им потребностей. На основе этого знания можно содействовать личностному становлению подростка. Необходимо включать его в различную социально и личностно значимую воспитывающую и развивающую деятельность, способствующую переводу нравственноценных внешних общественных требований в его личные (внутренние) требования к себе.

2 Райкус Дж. С., Хьюз Р С. Социально-психологическая помощь детям группы риска: Практическое пособие: В 4 т. Т. 1. Концептуальные основы социальной работы с детьми. М., 2008.

3 См.: Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М., 2008.

С. 6.

Ключевые слова: ценностные ориентации подростков, девиантное поведение, подростковый возраст, принципы деятельности психологической службы специальной школы, семья, психолого-педагогические занятия с родителями, родительский клуб.

Value System of Deviant Teenagers Studying in Special Schools

Ekaerina A. Nikitskaya,

Svetlana V. Markova

Authors of the present article analyse research results on value system of deviant teenagers studying in special schools. As they define the specifics of teenagers’ value system, the authors pay special attention to the specifics of working with teenager’s families and to the activities of parents’ club as one direction of a teacher psychologist’s work.

Keywords: teenager’s value systems, deviant behaviour, teenage years, principles of a special school psychological counselling work, family, psychological-pedagogical classes for parents, parents club.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.