Научная статья на тему 'К вопросу формирования экологической культуры школьников'

К вопросу формирования экологической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ECOLOGICAL BEHAVIOR / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыпко Е.В., Сыпко К.С.

Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой, обусловит его ценностные ориентации. Организация процесса нравственного воспитания детей будет эффективной, если: использовать различные виды, методы и формы воспитательной работы в условиях школы; различные формы воспитательной работы в области нравственного воспитания будут отражать потребности ребенка и соответствовать реализуемым целям воспитания; содержание нравственного воспитания будет представлено системой основных ценностных отношений детей (к предметному миру, природе, обществу, другим людям, к себе, труду).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыпко Е.В., Сыпко К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE STUDENTS

Moral education of schoolchildren should be a mandatory component of the educational process. School for a child -the adaptive environment, the moral atmosphere which will determine its value orientation. The organization of the process of moral education of children will be effective if: use different types, methods and forms of educational work in school settings; various forms of educational work in the field of moral education will reflect the needs of the child and to meet the ongoing goals of education; content of moral education will be presented by the core values of the relationship of children (to the subject the world, nature, society, other people, to ourselves, work).

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования экологической культуры школьников»

- Педагоигка -

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ

Е.В. Сыпко, канд. пед. наук, доцент К.С. Сыпко, ассистент кафедры

Невинномысский технологический институт филиал Северо-Кавказского федерального университета (Россия, г. Невинномысск)

Аннотация. Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой, обусловит его ценностные ориентации.

Организация процесса нравственного воспитания детей будет эффективной, если: использовать различные виды, методы и формы воспитательной работы в условиях школы; различные формы воспитательной работы в области нравственного воспитания будут отражать потребности ребенка и соответствовать реализуемым целям воспитания; содержание нравственного воспитания будет представлено системой основных ценностных отношений детей (к предметному миру, природе, обществу, другим людям, к себе, труду).

Ключевые слова: нравственное воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое поведение, экологическое воспитание

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями: во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного

характера. В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В теоретико-педагогической плоскости проблему исследования можно обозначить в виде противоречий между: необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции социально-культурных институтов; значительным нравственным потенциалом отечественных историко-культурных традиций, сформировавшихся в недрах мировых культур и их педагогической невостребованностью в современной воспитательной практике; потребностью значительной части молодых людей в нравственных приоритетах и духовно ненасыщенном характере социально-культурной среды обитания.

Цель нашего исследования: исследовать нравственное развитие личности школьников средствами экологического воспитания и провести экспериментальную работу

- Педагогика -

по использованию эффективных способов, методов и форм воспитательной работы в целях нравственного формирования личности школьников в общеобразовательных учреждениях.

В работе мы использовали следующие методы исследования: теоретические: анализ состояния проблемы, а также психологической, педагогической, методической литературы и результатов научных исследований; экспериментальные: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент; методы качественного и количественного анализа результатов исследования [1].

Методологическую основу исследования составили социальный, педагогический и психологический аспекты психологии и социальной педагогики; реалистический и всесторонний подход к анализу теории и методики развития педагогической мысли в области изучения духовного воспитания, аксиологический подход к проблеме исследования; принципы научной объективности и системности.

Поиск новых, эффективных методов непрерывного экологического образования, использование доступных возрасту природоохранных мероприятий и многое другое - требование сегодняшнего дня.

Направление «Экология» включает в себя несколько объединений, одним из которых является «Мастерская экологов».

Воспитательная программа по данному объединению разрабатывается на один год и курируется педагогами. Чаще всего используются беседы на классных часах, экскурсии, прогулки, викторины, конкурсы, линейки-театрализации, кроме того, дети выпускают свою стен - газету «Веселая семейка», где отражаются не только экологические проблемы, но и вся школьная жизнь. Также ребята участвуют в субботниках, занимаются озеленением школьного двора и самой школы, следят за растениями.

Во время конкурсов и викторин ребята проявляют себя с активной стороны, чем еще больше углубляют знания и умения. Все эти знания, полученные в течение всего воспитательного процесса, несомненно,

накладывают отпечаток на сознание детей и их будущую деятельность.

У школьников вырабатываются нравственные качества, видение правильной жизненной позиции и стремление ее придерживаться. И на основе уже заложенного фундамента определенных знаний и моральных устоев, педагогам в старших классах будет легче продолжать формирование духовно-нравственной позиции у школьников и прививать им духовные качества. Поэтому очень важно заложить начало всех основных качеств человека именно в раннем возрасте, что бы ребёнок имел о них представление, и, самое главное понимал, для чего это ему нужно. Ведь если этого он не поймет, воспитание будет не эффективным. Поэтому перед педагогами школы, стоят такие, задачи, как утвердить в учениках стремление к истине, правде, добру, красоте; сформировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию, гуманистического отношения к окружающему миру, привлечения к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовных нравственных ценностей. Проводя беседы с некоторыми школьниками, нам стало понятно, что реализация данных задач дают положительные результаты. Ребята знают, что такое долг, честь, сострадание, совесть, ответственность, дисциплина и

др. [2].

Из всего вышеизложенного мы поняли, что в процессе духовного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие духовных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, состраданья, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях и т.д.) и нравственного поведения. А также, что специально организованная педагогами ценностно-ориентированная деятельность стимулирует нравственное развитие детей, включая их в ситуации нравственного выбора и тем самым расширяя и обогащая их нравственный опыт.

При проектировании ценностно-

- Педагоигка -

ориентированной деятельности необходимо:

1. Сформулировать цели (задачи) ценностно-ориентированной деятельности:

- какие нравственные знания должны приобрести дети в ходе взаимодействия;

- какие духовные чувства пробудить (развить, закрепить);

- какие нравственные отношения должны возникнуть в ходе взаимодействия детей и педагога, между детьми;

- к каким нравственным поступкам можно побудить детей в ходе этого взаимодействия.

2. Выбрать содержание взаимодействия, деятельности детей, в ходе которых будут достигнуты поставленные педагогические цели. Так как системообразующим элементом содержания ценностно-ориентированной деятельности является ситуация нравственного выбора, отобранные нами ситуации должны соответствовать уровню актуального развития детей, их жизненному опыту, их потребности решить нравственную проблему, а с другой стороны - расширять их жизненный опыт, развивать их потребности, поднимая их на более высокий нравственный уровень.

3. Выбрать форму ценностно-ориентированной деятельности (форму взаимодействия, в ходе которого будет успешно осуществлен детьми поиск решения нравственной проблемы и будут достигнуты педагогические цели) [3].

Таким образом, из сказанного выше становится очевидным, что нравственное воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. При включении школьников в такие виды деятельности как: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общении с другими людьми и др., у школьников развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и от-

ветственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные духовные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать духовные отношения.

В ходе экспериментальной работы были выбраны три исследовательские группы в двух разных школах - МБОУ Лицее № 6 и МБОУ СОШ № 16 города Невинномысска. В первую исследовательскую группу входят учащиеся пятых классов, во вторую -учащиеся шестых классов, в третью -учащиеся седьмых классов. Каждая группа состоит из двух классов, где один класс из МБОУ Лицея № 6, а другой из МБОУ СОШ № 16.

В первой исследовательской группе был проведен классный вечер на тему «Мы несем ответственность за тех, кого приручили» и коллективное творческое дело с элементами викторины «Мир вокруг нас (цветы в легендах и приданиях) [4].

Целью классного вечера было воспитание любви и доброго отношения к домашним животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность. За две недели до вечера были выбраны ведущие, подготовлена эмблема, девиз и музыкальное оформление вечера (песни о животных); ребятам было дано задание подготовить рассказы о животных, живущих в их доме, принести фотографии или рисунки их питомцев. Ученикам, у которых нет дома животных, можно подобрать интересную информацию о них из книг, журналов, газет и выступить с ней.

Вечер проводился в классе. Была оформлена выставка фотографий, книг, рисунков и сочинений о домашних животных.

Из полученных результатов видно, что большинство ребят придерживаются правильной духовно-нравственной позицией. Сравнивая результаты, мы пришли к выводу, что учащиеся 5 класса МБОУ Лицея № 6 имеют более правильную нравственную позицию, чем учащиеся 5 класса МБОУ СОШ №16.

- Педагогика -

Далее среди учащихся 6 классов Лицея №6 и МБОУ СОШ №16 был проведен театрализованный вечер «Путешествие в Зеленую аптеку», в ходе которого ребята знакомятся с некоторыми лекарственными растениями, с правилами сбора и хранения растений и учатся находить и разумно использовать дары природы на благо людей.

Анализ ответов и высказываний во второй исследовательской группе, состоящей из учащихся 6 классов МБОУ Лицея № 6 и МБОУ СОШ №16, показал, что испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения не соответствующие духовно-нравственной норме, что говорит о не высоком уровне нравственного опыта.

Проведенное исследование стало толчком к проведению классного часа на тему «Стань другом природы», целью которого было помочь детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. На классном часу обсуждаются такие вопросы, как «Что мы называем природой?», «Живая природа» - что означают эти слова? Что мы относим к неживой природе?», Все в природе взаимосвязано», а также составляются правила поведения в природе.

В третьей исследовательской группе, в которую входят учащиеся 7 классов МБОУ Лицея №6 и МБОУ СОШ №16 также были проведены мероприятия, включающие в себя классные часы «Слу-женье муз не терпит суеты» в форме литературно-музыкальной композиции, «Зоологический балет» и «Экологическая этика». Задачами данных мероприятий было способствование формированию уважительного отношения к природе, развитие наблюдательности, воспитание уважительного, неравнодушного отношения к сохранению и приумножению богатства своей страны, а также помочь учащимся оценить вклад прошлых поколений в сохранение природы родного края средствами художественного творчества.

После организации данных мероприятий, было проведено анкетирование в третьей исследовательской группе.

Информация, полученная нами при анализе оценочных отношений и суждений ответов на вопросы представленной анкеты, позволяет сделать выводы о нравственных установках и ориентациях, которые в целом соответствуют норме. Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. Но все же, представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатству, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Анализируя полученные данные анкет можно подвести итоги, что из 48 опрошенных учеников седьмых классов:

1) 46% опрашиваемых ребят читает книги о природе, 54% - не читает.

2) 77% детей занимались деятельностью, связанной с охранной природы, 23% - не принимали участие в делах по охране природы.

3) 60% испытуемых оказывали помощь животным и растениям, 40% - не принимали участие в оказании какой-либо помощи животным и растениям.

В результате проведенного исследования среди учащихся 5, 6, 7 классов в МБОУ Лицей № 6 (78 человек) и МБОУ СОШ №16 (77 человек), мы получили следующие данные: 45% учащихся в МБОУ Лицей №6 и 18% учащихся в МОУ СОШ №16 имеют высокий уровень сформиро-ванности экологической ответственности; 36% учащихся в МОУ Лицей №6 и 49% учащихся в МОУ СОШ №16 имеют средний уровень сформированности экологической ответственности; 19% учащихся в МОУ Лицей №6 и 33% учащихся в МОУ СОШ №16 имеют низкий уровень сфор-мированности экологической ответственности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у школьников в МБОУ Лицей №6 имеют более высокий уровень, чем учащиеся в МБОУ СОШ №16. Все проявления нравственных знаний у большинства учащихся МБОУ Лицей № 6 характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и вы-

- Педагоигка -

сказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

Нравственные знания у школьников МБОУ СОШ № 16 находятся на уровне представлений, и по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся МБОУ Лицей № 6. В ситуации морального выбора, многие испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Экологическая ответственность у школьников проявляется в единстве познавательной и практической деятельности по сохранению и оздоровлению окружающей среды, поэтому экологическая деятельность направлена не на потребление, а на созидание и достаточно многообразна: подготовка сообщения или тематического обзора по указанной проблеме. После проведенных мероприятий во всех исследовательских группах, мы определили показатели активности подростков в экологической деятельности, т.е. уровни сформиро-ванности экологической ответственности.

Итак, к желаемому уровню сформиро-ванности экологической ответственности нами отнесены учащиеся с высоким уровнем сформированности экологических знаний, позитивным эмоционально-ценностным отношением к природе, деятельности человека по отношению к природе, с высоким уровнем активности в экологической деятельности; к допустимому - учащиеся со средним уровнем сформированности экологических знаний, позитивным эмоционально-ценностным отношением к природе, деятельности человека по отношению к природе, средним уровнем активности в экологической деятельности; к низкому - подростки с низким уровнем сформированности экологических знаний, позитивным, но слабо выраженными эмоционально-ценностными отношениями к природе, низким уровнем ак-

тивности в экологической деятельности, а к очень низкому уровню - учащиеся с низким уровнем сформированности экологических знаний, негативным эмоционально-ценностным отношением к природе деятельности человека по отношению к природе, низким уровнем активности в экологической деятельности.

Определение активности школьников в экологической деятельности в соответствии с уровнем духовно-нравственной сформированности проводилось по следующим направлениям: организация взаимной деятельности учащихся во время организации классных и театрализованных вечеров, викторин; анализ и оценка процесса выполнения и результатов данных мероприятий с нравственной точки зрения.

Подведем некоторые итоги проведенного анализа: из 78 учащихся МБОУ Лицей № 6: 58% испытуемых постоянно участвуют в объединениях, связанных с экологической деятельностью, 33% - не всегда участвуют, 10% - не участвуют вообще; 46% учащихся постоянно выполняют поручения по охране природы и улучшению природной среды, 24% - не всегда выполняют данные поручения, 17% - не выполняют; 38% подростков постоянно участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды, 25% - не всегда участвуют, 18% - не участвуют в пропаганде; из 77 учащихся МБОУ СОШ №16: 49% испытуемых постоянно участвуют в объединениях, связанных с экологической деятельностью, 33% - не всегда участвуют, 18% - не участвуют вообще; 48% учащихся постоянно выполняют поручения по охране природы и улучшению природной среды, 37% - не всегда выполняют данные поручения, 15% - не выполняют; 35% подростков постоянно участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды, 40% - не всегда участвуют, 25% - не участвуют в пропаганде.

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что наибольший процент подростков желаемого и допустимого уровней сформированности экологической ответственности и наименьший процент подростков недопустимого уровня сфор-

- Педагогика -

мированности экологической ответственности обучаются в МБОУ Лицей №6.

Но, несмотря на то, что у учащихся МБОУ СОШ №16 более низкий показатель сформированности экологической ответственности, все же, большинство ребят, относятся к допустимому уровню, т.е. имеют средний уровень сформированно-сти экологических знаний, позитивное эмоционально-ценностное отношение к природе, деятельности человека по отношению к природе, средний уровень активности в экологической деятельности. Такой же показатель имеют и учащиеся МБОУ Лицей №6.

Также, в ходе нашего исследования, мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством различных мероприятий, подготовленными самими учащимися усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

В данном исследовании, мы рассмотрели содержание нравственного воспитания и отметили, что оно должно быть направлено на формирование у личности духовно-нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам, что нравственное воспитание школьников средствами экологии - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например, уроки-праздники, экскурсии. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке

урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

Проведенное исследование показало, что при проведении нестандартных уроков (классных и театрализованных вечеров) у подростков не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. Кроме того, целенаправленная систематическая работа по духовно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств, способствуют:

1. Конкретизация представлений школьников о нравственных качествах.

2. Использование различных виды, форм и методов нравственного воспитания в условиях школы.

3. Приобщение школьников к разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности; организация различных экологических клубов, кружков и т.д.

4. Организация мероприятий, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников.

Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, что проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общество выдвигало на первый план своё содержание воспитания. В ходе длительного развития педагогики были разработаны эффективные методики воспитания. Большой вклад, в которые внесли и российские педагоги. В настоящее время в связи с существенными преобразованиями в обществе очень трудно составить конкретную программу воспитания. Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась. Она

- Педагоигка

не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции. Но уже известно главное - в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающее поколение.

Таким образом, в практической плоскости проблемное поле исследования фиксируется противоречиями между: открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями профессиональной и личностной самореализации и нарастанием негативных явлений в молодежной субкультуре (криминогенность, рост преступности, насилия, распущен-

стью развивающегося общества в духовно здоровой и нравственно активной личности и ростом проявлений аморализма в молодежной среде; традиционными для России гуманистическими ценностями и высокой субъективной значимостью для молодежи либеральных ценностных приоритетов, связанных с индивидуализмом и прагматизмом; ориентацией референтной для молодежи части российского общества на западные жизненные стили с высоким уровнем материального благополучия и традиционной российской ментальностью, в которой особую значимость имеют нравственные ценности.

ность нравов); объективной необходимо-

Библиографический список

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.

3. Экологическое образование и воспитание: метод. рекомендации. - Улан-Удэ, 2010. -29 с.

4. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 2013. - 303 с.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE STUDENTS

E.V. Sypko, candidate of pedagogical sciences, associate professor K.S. Sypko, assistant professor

Nevinnomyssky technological institute branch of North-Caucasus federal university (Russia, Nevinnomyssk)

Abstract. Moral education of schoolchildren should be a mandatory component of the educational process. School for a child -the adaptive environment, the moral atmosphere which will determine its value orientation.

The organization of the process of moral education of children will be effective if: use different types, methods and forms of educational work in school settings; various forms of educational work in the field of moral education will reflect the needs of the child and to meet the ongoing goals of education; content of moral education will be presented by the core values of the relationship of children (to the subject the world, nature, society, other people, to ourselves, work).

Keywords: moral education, ecological culture, ecological consciousness, ecological behavior, environmental education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.