Как отмечает В.И. Ильинич нельзя забывать и «малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов. Это: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза и микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений [4]. Также огромное значение имеет правильная организация учебного труда, режим питания, сна и отдыха. Таким образом, мы пришли к мнению, что образовательный процесс по физической культуре в вузе должен строиться так, чтобы студенты смогли приобрести знания, умения и опыт использования средств физической культуры и здорового образа жизни для профилактики утомления, снятия напряженности и формирования личностных свойств которые будут определять успешность их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Бобылева Т.А. Средства психофизической культуры и нетрадиционных методов оздоровления в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / Т.А. Бобылева, С.А. Марчук; Тез. докл. - УГТУ-УПИ, 2000. - С. 50-53.
2. Марчук С.А. Профилактика нарушения зрения студентов педагогических вузов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Светлана Азатовна Марчук; УРГПУ - Екатеринбург. -2004. - 189 с.
3. Митева И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 288 с.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2003. - 448 с.
К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 13-14 ЛЕТ, ТРЕНИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
© Субботин А.А.*
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
В статье обсуждается проблема психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов 13-14 лет в учебно-тренировочном процессе (в условиях северного региона). Обосновывается необходимость психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов 13-14 лет в условиях северного региона. Рассматриваются основные понятия, харак-
* Аспирант кафедры Теории и методики физического воспитания.
теризующие психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов 13-14 лет.
Ключевые слова психологическое сопровождение, спорт, юные спортсмены, среднее приобье, адаптация к нагрузкам.
В современном обществе возрастает социальная значимость спорта, проявляющаяся, прежде всего, в изменении отношения общества к спорту, непосредственно к спортсменам, в повышении требований к их подготовке, к личностным характеристикам, моральным и нравственным качествам. Рост спортивных результатов влечет за собой увеличение интенсивности физических и психических нагрузок. По мнению В.В. Находкина: «современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность ведущих спортсменов находится примерно на одном уровне и зачастую на результат выступления влияет психологическая готовность к соревнованиям» [5]. Также А.Л. Попов отмечает то, что в спорте высших достижений все чаще возникает предположение о приоритете психологических факторов, повлиявших отрицательно или положительно на результаты выступления спортсменов в условиях ответственных соревнований, поскольку при равных физических и прочих возможностях и условиях побеждает самообладание - психическая надежность спортсмена [7].
В последнее время ученые занимаются проблемой психологического сопровождения (обеспечения) процесса подготовки спортсменов на различных этапах спортивной карьеры (И.П. Волков, Н.Б. Стамбулова), психофизиологической подготовки спортсмена, обеспечивающей оптимальную адаптацию к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также адаптацию к социальным условиям спортивной деятельности, что особенно характерно для спортивных игр (А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Г. Сивицкий и др.).
Понятие «психологическое сопровождение» в спорте высших достижений означает помощь и содействие основной деятельности спортсмена, т.е. его подготовке к соревнованию. А в детском спорте предпочтение отдается работе на результат спортивной подготовки в широком смысле, т.е. на обеспечение полноценного развития юных спортсменов. Психологическое сопровождение - это комплексная программа, направленная на оптимизацию подготовки юных спортсменов психофизиологическими, психологическими, психолого-педагогическими и социально-психологическими методами и средствами. Психолого-педагогическое сопровождение тесно переплетается со всеми аспектами целого научно организованного процесса: психолого-физиологического, психологического, педагогического, лечебно-восстановительного и др. Все эти виды специальной деятельности нацелены на обеспечение приоритета сохранения, восстановления здоровья, психического состояния спортсмена, успешности, стабильности, надежности и результативности выступлений на соревнованиях. Целью психологического сопровождения является обеспечение благоприятного нервно-психического (оп-
тимального боевого) состояния, успешности выступлений и динамики восстановительных процессов спортсмена. Психолого-педагогическое сопровождение в детском спорте решает следующие задачи: спортивной профориентации (психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта); психолого-педагогической поддержки в спортивной деятельности, предсоревновательной подготовке (снятие фобий, повышение мотивации, психорегуляции, разработки стратегии поведения во время соревнований и введения спортсмена в оптимальное боевое состояние), постсоревновательного психического восстановления, реабилитации и др.; развития благоприятных взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен»; разрешения различных кризисных ситуаций [6].
Рудик П.А. рассматриает психологическую подготовку в спорте, как «систему психолого-педагогического воздействия с целью совершенствования психических качеств и черт личности для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта» [8]. Анрущишин И.Ф. в своих исследованиях пришел к выводу, что «снижение уровня спортивных достижений связано не с пренебрежением биологических знаний и закономерностей построения тренировочного процесса, а в значительной степени, с недостаточностью использования психологических знаний, опирающихся на них методов педагогического и психологического воздействия в процессе подготовки спортсменов» [1]. Тем самым подводя к мысли о том, что наряду с традиционными педагогическими задачами (научить техническому приему, действию) необходимо заострять внимание на решение психологических проблем.
Гомельский А.Я. рассматривает соревновательную спортивную деятельность как основу построения и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, под индивидуализацией он понимает «такое построение процесса физического воспитания и такое использование его важных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам, и создаются условия для наибольшего развития их способностей [3].
По мнению таких авторов, как К.К. Платонов, В.В. Находкин, Н.Б. Стам-булова: «психолого-педагогическое сопровождение в детском спорте решает следующие задачи: спортивной профориентации (психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта); психолого-педагогической поддержки в спортивной деятельности, предсоревновательной подготовки (снятие фобий, повышение мотивации, психорегуляции, разработки стратегии поведения во время соревнований и введения спортсмена в оптимальное боевое состояние), постсоревновательного психического восстановления, реабилитации и др.; развития благоприятных взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен»; разрешения различных кризисных ситуаций» [5]. Таким образом, по нашему мнению целью
психологического сопровождения является обеспечение благоприятного нервно-психического (оптимального боевого) состояния, успешности выступлений и динамики восстановительных процессов спортсмена, а также обязательный учет регионального компонента.
Рассматривая подростковый возраст, который, являясь одним из самых ответственных периодов развития человека, характеризуется тем, что адаптационные реакции на различные эндогенные и экзогенные факторы еще не полностью сформированы, поэтому все дополнительные нагрузки могут приводить к определенным нарушениям в состоянии здоровья. Незаконченность морфологического и функционального развития, подвижность физиологических процессов способствует тому, что в данный возрастной период подростки остро реагируют на возмущающие факторы внешней среды. Немаловажное значение при этом имеют климато-географические и экологические условия региона проживания [4]. В своем исследовании А. А. Баранов и Д.П. Дербенев приходят к мнению о том, что гипокомфортные условия Среднего Приобья оказывают существенную нагрузку на функциональные системы организма человека. В условиях одновременного влияния нескольких стрессовых факторов среды (интенсификации учебного процесса, сложных климатоэкологических воздействий, ряда социальных факторов) процесс адаптации к ним может происходить за счет снижения функциональных резервов и напряжения регуляторных систем организма. Следовательно, оптимизация уровня физической активности подростков чрезвычайно важна в условиях Среднего Приобья, для выработки полноценной адаптивной реакции на окружающую природно-климатическую среду [2].
Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов требует учета условий территории Севера.
Можно сделать вывод о том, что психологическая готовность так же, как физическая и технико-тактическая подготовка, должна формироваться с начала занятий спортом через целенаправленный процесс психолого-педа-готического сопровождения. По мнению таких авторов, как В.Л. Марищук, В.Э. Мильман, А.В. Родионов, Р.С. Уэйнберг, А.Ц. Пуни и д.р. только благодаря психолого-педагогическому сопровождению спортсмен сможет в полной мере раскрыть свои физические, технические и тактические способности, приобрести навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревнова-тельных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение спортсмена является важным и обязательным элементом учебно-тренировочного процесса.
Список литературы:
1. Андрющишин И.Ф. Основы комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов / И.Ф. Андрющишин // Спортивный психолог. - 2008. - № 1. - С. 33-44.
2. Баранов А.А. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 412 с.
3. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе: учебное пособие / А.Я. Гомельский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 160 с.
4. Литовченко О.Г. Возрастная динамика основных морфологических, физиологических и психофизиологических параметров уроженцев Среднего Приобья 7-20 лет: учебно-методическое пособие / О.Г. Литовченко. - Сургут: ГОУ ВПО СурГУ 2009. - 85 с.
5. Находкин В.В. Нравственно-волевое развитие подростков в физкуль-турно-спортивной деятельности: монография / В.В. Находкин. - М.: МГОУ 2010. - 160 с.
6. Находкин В.В. Концепция психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки юных спортсменов / В.В. Находкин / Вестник МГОУ. Серия Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 175-179.
7. Пуни А.Ц. Психология: учеб. для техникумов физ. культуры / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 255 с.
8. Рудик П.А. Физическая культура и спорт: учебное пособие / П.А. Ру-дик. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 512 с.