Научная статья на тему 'The role of the psychologist in pedagogical system of sports preparation of young sportsmen'

The role of the psychologist in pedagogical system of sports preparation of young sportsmen Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / "ТРЕНЕР ПСИХОЛОГ ЮНЫЙ СПОРТСМЕН" / "COACH PSYCHOLOGIST YOUNG SPORTSMAN" / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICALPEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Nakhodkin V.V.

Theoretical bases of complete pedagogical process in sports activity of young sportsmen are considered. The purposes, problems, methods, techniques, conditions of effective construction of pedagogical system and role of the sports psychologist in the offered system as an equal subject in young sportsmen training from selection up to sports skills are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Nakhodkin V.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The role of the psychologist in pedagogical system of sports preparation of young sportsmen»

УМС по 9 позициям и в соответствии с временными промежутками 2008/2009 уч. г.; 2010/2011 уч. г.; 2011/2012 уч. г.: 1) ведение самостоятельного научно-методического поиска; 2) овладение методикой научно-педагогического исследования актуальных и малоисследованных проблем; 3) формирование навыков согласования педагогических категорий, идей, концепций и т. д.; 4) изучение, сохранение и поддержка регионально-муниципальных образовательных традиций; 5) участие в формировании творческой социокультурной среды; 6) формирование навыков экспериментальной деятельности; 7) формирование творческой активности; 8) разработка программ дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне; 9) изучение и реализация способов активной коммуникации.

Использование педагогической диагностики позволяет определить и откорректировать задачи, педагогические условия протекания исследуемого процесса. Вслед за диагностикой осуществляется прогнозирование хода и результатов исследуемого процесса. Прогнозирование является важной исследовательской процедурой, поскольку процесс должен заканчиваться определенным результатом. Поэтому на основе имеющейся информации о реальных условиях, в которых протекает научно-

методическое сопровождение, моделируются ситуации, при которых будут получены наиболее эффективные результаты. В дальнейшем разрабатываются образовательные программы, которые являются разноуровневыми, ориентированными на подготовку спортсменов по интеллектуальным видам спорта и игр.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барахсанов В. П. Интеллектуальные виды спорта в федеральном вузе // Сб. науч. тр. SWorld: Материалы международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте - 2012». Вып. 2. Т. 12. Одесса: Куприенко, 2012. С.3-6.

2. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Академия, 2000. С. 39-43.

3. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и социальн. педагога / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов. М.: Нов. шк., 2004. 112 с.

РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

THE ROLE OF THE PSYCHOLOGIST IN PEDAGOGICAL SYSTEM OF SPORTS PREPARATION OF YOUNG SPORTSMEN

В. В. Находкин

Рассмотрены теоретические основы целостного педагогического процесса в спортивной деятельности юных спортсменов. Определяются цели, задачи и методы, приемы эффективного построения педагогической системы и роли спортивного психолога в предложенной системе как равноправного субъекта в процессе подготовки юных спортсменов от отбора до спортивного мастерства.

Ключевые слова: педагогическая система, «тренер - психолог - юный спортсмен», психологическая подготовка, психолого-педагогическое сопровождение.

V. V. Nakhodkin

Theoretical bases of complete pedagogical process in sports activity of young sportsmen are considered. The purposes, problems, methods, techniques, conditions of effective construction of pedagogical system and role of the sports psychologist in the offered system as an equal subject in young sportsmen training from selection up to sports skills are defined.

Keywords: pedagogical system, «coach - psychologist -young sportsman», psychological training, psychological-pedagogical support.

Идея педагогизации психологии впервые была предложена видным советским психологом К. К. Платоновым [1], далее конкретизирована П. А. Рудиком, рассматривавшим «содержание психологической подготовки в спорте как систему психолого-педагогического воздействия с целью совершенствования психических качеств и черт лично-

сти для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта» [2].

Формирование спортивной направленности личности занимающихся, привитие любви и преданности к избранному виду спорта, воспитание культуры учебно-тренировочного процесса и двигательных действий, активного и позитивного отношения к его различным сто-

ронам, уважительного отношения к партнерам, тренеру, окружающим - все это должно быть в числе первоочередных задач, решаемых тренером на данном этапе.

По справедливому замечанию И. Ф. Андрущишина, снижение уровня спортивных достижений связано не с пренебрежением биологическими знаниями и закономерностями построения тренировочного процесса, а в значительной степени с недостаточностью использования психологических знаний, опирающихся на них методов педагогического и психологического воздействия в процессе подготовки спортсменов [3].

На начальном этапе занятий спортом на первый план выдвигается задача полноценного развития юных спортсменов. Наиболее известной здесь является американская система подготовки детских тренеров (R. Smith, F. Smoll, N. Bamett и др., 1979-1991). Чему отдать предпочтение - работе на результат спортивной деятельности в узком смысле или работе на результат спортивной подготовки в широком смысле, то есть на обеспечение полноценного развития юных спортсменов? Большинство тренеров по собственному убеждению или под давлением администрации делают выбор в пользу первой цели, подчиняя ей решение задач развития своих учеников. Исследования же юных спортсменов, которых тренеры ориентировали только на победу, обнаружили у них очень высокий уровень стресса и страх неудачи, которые, как правило, тормозят процесс самосовершенствования [4]. Изучение эффективности профессиональной деятельности тренеров, прошедших обучение и принявших на вооружение новую технологию, показало, что их спортсмены более уверены в себе и устойчивы к стрессу, получают удовольствие от спорта и имеют динамику спортивных результатов не хуже, чем спортсмены, с которыми работали по традиционной технологии. По сути, эту концепцию можно рассматривать как систему психологического сопровождения детского спорта.

По справедливому замечанию R. Cox, «цель психологии спорта, лежащая на поверхности, - повышение спортивных результатов. Но настоящего спортивного психолога волнует не только это. Он рассматривает спорт как двигатель человеческого развития и поэтому считает своей задачей психологическую помощь спортсменам в самом широком смысле» [5].

Как отмечает А. А. Крылов, «необходимо объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и сформулировать четкую методологическую позицию: спорт -это не только игровая, но сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность, требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных сил... Значимость теоретических исследований в спорте состоит в том, что они существенно дополняют концепцию человека как субъекта труда раскрытием сути понятия «человек как субъект спортивного труда» [6].

А. Я. Гомельский рассматривает соревновательную спортивную деятельность как основу построения и индивидуализации учебно-тренировочного процесса подготовки баскетболистов. Под индивидуализацией автор по-

нимает «такое построение процесса физического воспитания и такое использование его важных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам, и создаются условия для наибольшего развития их способностей» [7, с. 37].

Психолого-педагогическое сопровождение тесно переплетается со всеми аспектами целого научно-организованного процесса: психолого-физиологического, педагогического, лечебно-восстановительного и др. Все эти виды специальной деятельности нацелены на обеспечение приоритета сохранения, восстановления здоровья, психического состояния спортсмена, успешности, стабильности, надежности и результативности выступлений на соревнованиях.

Целью психологического сопровождения является обеспечение благоприятного нервно-психического (оптимального боевого) состояния, успешности выступлений и динамики восстановительных процессов спортсмена. Психолого-педагогическое сопровождение в детском спорте решает следующие задачи: спортивной профориентации (психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта); психолого-педагогической поддержки в спортивной деятельности, предсоревнова-тельной подготовки (снятие фобий, повышение мотивации, психорегуляции, разработки стратегии поведения во время соревнований и введения спортсмена в оптимальное боевое состояние), постсоревновательного психического восстановления, реабилитации и др.; развития благоприятных взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен»; разрешения различных кризисных ситуаций.

В своей модели мы исходим из того, что рассмотрены следующие условия обеспечения эффективности подготовки спортсмена как личности: психолого-педагогическая поддержка юного спортсмена, развитие его личностных качеств, творческой готовности к непредвиденным ситуациям и боеспособности на соревнованиях; обеспечение индивидуальной траектории процесса подготовки спортсмена; развитие благоприятных взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен» «психолог - спортсмен» [8].

Наша идея, изложенная в данной модели, апробирована в процессе подготовки юных спортсменов к Международным спортивным играм (МСИ) «Дети Азии» 2004, 2008, 2012 гг. Обеспечение психологической подготовки нами реализовывалась в комплексе взаимосвязанных воздействий на спортсменов и команды. Деятельность психолога в процессе психологической подготовки заключалась в разработке индивидуальной программы воздействий; в управлении психическим состоянием спортсмена в соревнованиях; снятии негативных психоэмоциональных состояний, отрицательно влияющих на ход соревновательного процесса.

В начале соревновательного цикла проводится изучение потенциальных возможностей юного спортсмена, доминирующих психических состояний и устойчивых предпочтений как в соревновательной деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.