Научная статья на тему 'К проблеме оптимизации состава тестов физической подготовленности студентов вузов'

К проблеме оптимизации состава тестов физической подготовленности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
222
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ТЕСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / HIGH SCHOOL / STUDENTS / TESTS / PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коляго Петр Владимирович

В данной статье рассмотрено содержание физической подготовленности студентов, которая является результатом адаптации систем организма к нагрузкам при выполнении физических упражнений в условиях различных форм физического воспитания в вузе. Показано определяющее значение объективной информации об уровне развития конкретного физического качества при планировании процесса физической подготовки студентов, что обеспечивается в процессе контроля использованием наиболее информативных показателей. Установлено, что оптимизация состава тестов является актуальным вопросом для повышения эффективности физической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коляго Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of optimization of the composition of test to physical preparedness of students of high school

In the article the content of physical preparedness of students, which is the result of adapting the systems of the organism to load in performing the physical exercises in condition of the different forms of the physical education in high school is considered. Defining importance in planning the process of physical preparation of students to objective information about level of the development of concrete physical quality is shown, it is provided in process of the checking by use the most informative factors. It Is Installed that optimization of the composition test is an actual question for increasing of efficiency of physical preparation student.

Текст научной работы на тему «К проблеме оптимизации состава тестов физической подготовленности студентов вузов»

Коляго Петр Владимирович

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612584062)

К проблеме оптимизации состава тестов

физической подготовленности

студентов вузов

В данной статье рассмотрено содержание физической подготовленности студентов, которая является результатом адаптации систем организма к нагрузкам при выполнении физических упражнений в условиях различных форм физического воспитания в вузе. Показано определяющее значение объективной информации об уровне развития конкретного физического качества при планировании процесса физической подготовки студентов, что обеспечивается в процессе контроля использованием наиболее информативных показателей. Установлено, что оптимизация состава тестов является актуальным вопросом для повышения эффективности физической подготовки студентов.

Ключевые слова: вуз, студенты, тесты, физическая подготовленность.

P.V. Kolyago, Master of Pedagogics, Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.

To the problem of optimization of the composition of test to physical preparedness of students of high school

In the article the content of physical preparedness of students, which is the result of adapting the systems of the organism to load in performing the physical exercises in condition of the different forms of the physical education in high school is considered. Defining importance in planning the process of physical preparation of students to objective information about level of the development of concrete physical quality is shown, it is provided in process of the checking by use the most informative factors. It Is Installed that optimization of the composition test is an actual question for increasing of efficiency of physical preparation student.

Key words: high school, students, tests, physical preparedness.

Физическая подготовленность является результатом двигательной активности, обеспечивающей развитие физических качеств, улучшение функционального состояния систем организма и повышение уровня работоспособности занимающихся. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется [1, с. 21-22]. Объективной основой любых планов, в том числе по физической подготовке студентов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация об уровне развития физических качеств занимающихся, получаемая с помощью тестов или контрольных упражнений [2]. Количество тестов, существующих в настоящее время, достаточно велико, что требует оптимизации их состава путем поиска наиболее информативных для конкретного контингента занимающихся.

Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма, и она проявляется, в частности, в физических качествах: выносливости, силе, быстроте, ловкости, гибкости, а также нейромышечной координации.

Физическая подготовленность определяется путем измерения максимальной статической, динамической или смешанной работы, которую способен выполнить студент. Критерием физической подготовленности при выполнении различных упражнений служат выраженные в единицах работы (кГм) или мощности (кГм/мин или ватт) эргометрические показатели [3].

Таким показателем может быть, например, выраженная в килограммометрах суммарная работа, которую студент способен выполнять, педалируя до отказа на велоэргометре при ступенеобразной повышающейся нагрузке. Другой показатель - максимальная мощность (в ки-

83

лограммометрах в 1 мин. или ваттах), которую испытуемый может удержать при восхождении на ступеньку или работе на велоэргометре в течение, например, 3 мин. В качестве эргомет-рического показателя может быть использовано время, на протяжении которого студент способен пробежать определенную дистанцию в заданном темпе, не снижая скорости. Поднятый занимающимся вес также является эргометри-ческим показателем. Для оценки физической подготовленности студентов измеряют также силу, быстроту, ловкость и гибкость [4, с. 45-48].

Физическая подготовленность в большой мере зависит от состояния системы транспорта кислорода. Последнюю, в свою очередь, характеризует максимальное потребление кислорода. Работу, при которой кислородный запрос не превышает его потребление, называют аэробной. При выполнении интенсивной нагрузки система транспорта кислорода не может обеспечить доставку, соответствующую полному объему запроса. В таких условиях энергия вырабатывается в условиях дефицита или отсутсвия кислорода, т.е. анаэробным путем. При этом образуется кислородный долг, который оплачивается после окончания работы.

Поэтому одним из главных показателей анаэробных способностей занимающихся является максимальный кислородный долг, который, наряду с максимальным потреблением кислорода, характеризует физическую подготовленность занимающихся [5, с. 57].

При традиционной организации процесса физического воспитания, ориентированного на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства выступают лишь возможности педагога, существуют определенные пределы эффективности и функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности [6, с. 46-48; 7].

Отсюда очевидна необходимость расширения совокупности компонентов, составляющих обучающую среду процесса физического воспитания студентов в условиях вуза. Это позволит увеличить возможности реализации дидактических принципов, активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогический процесс и тем самым оказывать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания.

Представляется, что такая система может быть создана и эффективно функционировать только на базе комплексного педагогического

контроля, а ее применение может приносить результаты, особенно для текущего и оперативного контроля,только с использованием современных технологий [8, с. 13-14].

Применение различных таблиц для перевода результатов в баллы, килограммы, проценты и т.д. не решит, но в определенной мере поможет выявить индивидуальные способности и уровень физической подготовленности студентов и стимулировать их к устранению недостатков; главное, чтобы этапный контроль способствовал формированию стратегии физкультурной активности [2].

Как любой тест, тест физической подготовленности должен иметь высокую информативность, валидность и надежность, а процедура тестирования должна быть стандартизирована. Следовательно, выполнение тестовых упражнений необходимо строго регламентировать, а их результаты измерять с достаточной точностью [2].

Если тест физической подготовленности является элементом системы физического воспитания, то в соответствии с этим он должен отвечать требованиям, отражающим правовые, ресурсные, организационные и другие аспекты функционирования этих систем, а именно:

1) число тестовых упражнений по возможности должно быть минимальным;

2) тестовые упражнения должны быть относительно простыми;

3) исключается использование сложных технических средств;

4) выполнение тестовых упражнений не должно приводить к травмам;

5) при тестировании необходимо соблюдать технику безопасности;

6) студенты одного пола и возраста, относящиеся к основной медицинской группе, должны тестироваться и оцениваться по одному стандарту.

В соответствии с позицией, принимаемой разработчиками теста физической подготовленности, формируется еще одна группа требований, регламентирующих следующие вопросы: содержание теста, форму оценивания результатов тестирования, нормативы в тестовых упражнениях, индивидуализацию, представления о гармонии физического развития человека и др.

Кроме своего прямого назначения тест физической подготовленности может быть использован в следующих случаях:

1) для получения информации об эффективности той или иной физкультурно-оздоровительной программы и всей системы физического воспитания вуза;

84

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 3 (25)

2) наряду с медицинскими, социальными и другими составляющими, для оценивания уровня здоровья;

3) как проводник ценностей физической культуры в сознание людей;

4) в качестве одного из элементов процесса управления.

Разнообразие перечисленных задач определяет возможность разработки всевозможных тестов физической подготовленности, в том числе тестов многоцелевого назначения.

В разное время авторами для оценки физической подготовленности предлагалось использовать от 1-2 до 15 и более тестируемых показателей.

Нередко в качестве интегрального и универсального показателя уровня физической

подготовленности человека предлагалось определение физической работоспособности, отождествляемое с проявлением общей (аэробной) выносливости. Тридцать лет назад Купер предложил характеризовать физическую работоспособность с помощью расстояния, пробегаемого за 12 минут.

Другими исследователями показано, что результат двенадцатиминутного бега пропорционален такому интегральному показателю аэробной работоспособности, как максимальное потребление кислорода.

Таким образом, большинство специалистов являются сторонниками комплексного подхода к оценке физической подготовленности человека, а также оптимизации их количественного состава.

1. Бальсевич В. К. Стратегия формирования здоровья человека средствами физического воспитания и спорта // Спорт и здоровье: материалы второго международного конгресса. СПб., 2005.

2. Годик М.А. Спортивная метрология: учеб. для институтов физической культуры. М, 1988.

3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М., 2005.

4. Лазарева Э.А Биоэнергетика // Научно-методический журнал. 2006. № 4.

5. Юсупов И.Ю. Соотношение общей и специальной физической подготовки в тренировке юных легкоатлетов в условиях жаркого климата // Научно-методический журнал. 2003. № 11.

6. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физической культуры. 2006. № 5.

7. Аллянов Ю.Н. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2007.

8. Дроздова Л.Н., Селезнева Н.Т. Комплексный подход при оценке состояния здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7.

1. Balsevich V.K. Strategy of health shaping of the person with physical education facility and sport // Sport and health: materials of the second international kongress. St. Petersburg, 2005.

2. Godik M.A. Atheletic metrology: textbook for institutes of the physical culture. Moscow, 1988.

3. Landa B.H. Methods of the complex estimation of the physical development and physical preparedness: study aid. Moscow, 2005.

4. Lazareva E.A. Bioenergetics // Scientifically-methodical journal. 2006. № 4.

5. Yusupov I.Yu. The Correlation of general and special physical preparation in drill young athlet in condition of the hot climate // Scientifically-methodical journal. 2003. № 11.

6. Baka R. Estimation of level of physical preparedness as factor of the shaping of positive students motivation to physical activity // Theory and practice of physical culture. 2006. № 5.

7. Allyanov Yu.N. Technology of the shaping of motivations of self-educational activity beside students of economic high school on discipline «Physical culture»: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Smolensk, 2007.

8. Drozdova L.N., Selezneva N.T. The complex approach at estimation of the picture of health student // Theory and practice of physical culture. 2007. № 7.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.