Научная статья на тему 'К проблеме классификации инструктивных вокализов'

К проблеме классификации инструктивных вокализов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
618
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУКТИВНЫЙ ВОКАЛИЗ / ВОКАЛЬНЫЙ ЭКЗЕРСИС / ШКОЛА ПЕНИЯ / INSTRUCTIONAL VOCALIS / VOCAL EXERCISE / SINGING SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусева Ариадна Николаевна

Осуществлена попытка общей классификации инструктивных вокализов, которая позволит системно исследовать этот жанр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUE TO THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF INSTRUCTIVE VOCALIZATIONS

The current article gives the attempt to do the general classification of instructive vocalizations, which will make it possible to investigate this genre systematically.

Текст научной работы на тему «К проблеме классификации инструктивных вокализов»

УДК 785

А. Н. Гусева

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНСТРУКТИВНЫХ ВОКАЛИЗОВ

Осуществлена попытка общей классификации инструктивных вокализов, которая позволит системно исследовать этот жанр.

Ключевые слова: инструктивный вокализ, вокальный экзерсис, школа пения

The current article gives the attempt to do the general classification of instructive vocalizations, which will make it possible to investigate this genre systematically.

Ключевые слова: instructional vocalis, vocal exercise, singing school

Жанр инструктивного вокализа1 сложился к середине XVII - началу XVIII в. в контексте различных национальных вокальных школ, в которых отражались особенности психологического склада каждого народа, его музыки, поэзии, языка, исполнительских традиций. Вокальные школы в странах Западной Европы стали формироваться одновременно с возникновением композиторских школ, выдвигавших перед певцами свои художественноисполнительские требования. К ведущим можно отнести итальянскую, французскую и русскую вокальные школы. Достижения каждой из них проявились в определенные исторические периоды, вместе с тем они актуальны и в настоящее время. Так, наиболее значимые завоевания итальянской школы относятся к XVII - XIX вв., французской -к XVIII в., русской школы, обобщившей национальные традиции и опыт европейских школ, - к концу XIX - началу XX в. В немалой степени они связаны с созданием целостных систем вокального обучения, важнейшей составляющей которых явились инструктивные вокализы. Вместе с тем и внутри названного вида вокализов наблюдается ряд различий, которые до сих пор не служили предметом специального исследования.

Так, значительная часть вокализов написана выдающимися певцами М. Гарсиа, А. Е. Варламовым, Ж. Дюпре, П. Виардо2 и др. В этом случае синтез исполнительского и педагогического мастерства позволил авторам обосновать собственные методы обучения, детально и последовательно изложенные в виде целостных концепций. Ряд инструктивных вокализов был создан талантливыми композиторами и педагогами, такими как Д. Чимароза, Дж. Крешентини, А. Т. Гречанинов,

Н. Порпора, Дж. Конконе, М. И. Глинка, Г. Па-нофка и мн. др. Они не являлись профессиональ-

1 Инструктивный вокализ был вызван к жизни развитием виртуозного исполнительства и обусловлен ярко выраженной дидактической направленностью, его тип интонационной структуры (вокализации) в значительной степени зависит от прикладных функций и задач.

2 Здесь и далее по тексту фамилии композиторов будут даны в хронологическом порядке.

ными певцами, однако обладали природным вокальным чутьем, тонко знали специфику вокальных голосов. В этой связи композиторы-педагоги представляли весь объем задач по становлению и развитию голосового аппарата, стоящих перед исполнителями и их наставниками, что воплотилось в развернутых вокальных «школах-пособиях». Названные закономерности - принадлежность вокализов к той или иной национальной школе, а также их сочинение композитором-педагогом или автором - певцом-педагогом, позволили провести первую самую общую классификацию вокализов.

Поскольку типологической особенностью инструктивных вокализов является тяготение к объединению в циклы (где возможно присутствие различных жанровых подвидов) существенным критерием классификации таких циклов становится число и качество объединяемых в них компонентов. В роли последних выступают как собственно жанровые подвиды инструктивных вокализов, так и вербальные компоненты - методические рекомендации, которые в свою очередь разнообразны в формах и проявлениях3. Прежде чем перейти к осуществлению названной классификации и изучению каждой образующей ее группы, обратимся к характеристикам самих компонентов, рассмотрим их поэтапно. Вначале обратим внимание на издания, в которых отсутствуют методические рекомендации и/или комментарии, а затем перейдем к разновидностям инструктивных вокализов с участием вербальных компонентов4.

Как показал анализ многочисленных циклов инструктивных вокализов, образцы, входящие в их состав, весьма неоднородны и не унифицированы. Наряду с вокализами, имеющими чисто прикладное значение в процессе вокального воспитания

3 О функциях различных внемузыкальных компонентов, в том числе ассимилируемых музыкальной интонацией, см.: [13].

4 За рамками рассмотрения останутся критерии классификации вокализов по их предназначению для того или иного певческого голоса, а также по участию в процессе звукообразования отдельных элементов речи или микроэлементов слова. Они рассматриваются автором настоящей статьи в другом издании [1, с. 135-143].

115

певца, встречаются и другие разновидности, отличные по целому ряду параметров.

Так, инструктивные вокализы часто бывают представлены вокальными упражнениями или экзерсисами1, которые призваны посредством постоянной и кропотливой работы «прививать какой-нибудь навык» [7, с. 823]. При этом их интонационная структура имеет преимущественно эскизный характер, т. е. вокализы, как и живописные эскизы, являются «предварительными набросками» [Там же, с. 894] или носят «предварительный характер» [8, с. 1574] и/или представляют собой «часть будущего произведения» [7, с. 895]. Основные функции упражнений заключаются в формировании технической оснащенности вокального аппарата и развитии его выразительно-художественных возможностей. В этой связи они направлены на становление певческого тона, наработку мышечной «памяти» интервалов, развитие кантилены и подвижности голоса, которые рассматривались «как два равноценных качества бельканто» [11, с. 10], а также освоение всех видов мелизматики2. Среди таких инструктивных вокализов заметно выделяются упражнения М. Бордоньи, М. И. Глинки, Ж. Дюпре, Г. Панофки, Ф. Абта, П. Виардо, Т. К. Гречанинова, Н. К. Баху-ташвили и др. Вместе с тем необходимо отметить, что приоритеты в воспитании певца композиторами-педагогами расставлены в вокализах по-разному. Так, одни большее предпочтение отдают упражнениям, нацеленным на формирование подвижности голоса, что, к примеру, наблюдается в «Ежедневных упражнениях» Б. Лютгена. Другие основной акцент делают на развитии у певца свойств кантиленного звукове-дения - Дж. Конконе «Двадцать пять уроков пения».

Важное место среди инструктивных вокализов по праву принадлежит другому классу - вокальным законченным произведениям-миниатюрам. Однако в этой группе инструктивных вокализов обращает на себя внимание их жанровая неоднородность. Так, были выделены несколько относительно автономных жанровых подвидов: берущие начало от собственно вокальной орфоэпии и близкие по интонированию и типу тематизма к инструментальным этюдам. Тем не менее и те, и другие имеют ярко выраженные технологические, а не художественные приоритеты.

Так же, как и инструментальный этюд - «инструментальная пьеса, предназначенная прежде

1

Экзерсис (фр. exercice, от лат. exercitium - упражнение) - музыкальное упражнение для развития техники игры на каком-либо инструменте или пения (а также для разыгрывания или распевки) [12, с. 497].

2 В отечественном музыковедении термином мелизма

принято обозначать все «мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, как устойчивые формы (форшлаг, трель, группетто, мордент), так и свободно-импровизационные (фиоритура, пассаж и др.)» [6, с. 507].

всего для совершенствования навыков в той или иной разновидности исполнительской техники» [2, с. 1O6O], вокализ-этюд нацелен на решение дидактических задач по развитию технических и выразительных возможностей голосового аппарата певца. Отличительной чертой этюда является его «направленность на какую-либо одну техническую задачу» [9, с. 32], в то же время специфика жанра, «сформировавшаяся на “стыке” двух сфер музыкальной культуры - исполнительства и педагогики» [1O, с. 4], позволяет акцентировать внимание, исходя из целей и задач, «на художественных или инструктивных составляющих» [Там же].

Ярким примером названного подвида являются «Двадцать пять уроков пения» Дж. Конконе, в основе большинства номеров которых лежит форма арии da capo. Частая смена разнообразных нюансов, характера интонационного движения позволяет вырабатывать различные тембральные характеристики голоса певца. Другой образец вокализов-этюдов -«Пятьдесят вокальных этюдов» А. Трояновской и М. Черёмухина, где помимо предпосланных каждому этюду технических задач - развития подвижности голоса, работы над расширением его диапазона, выравниванием тембральной «окраски» голоса, формированием вокальной кантилены и мн. др., обозначены задачи по художественной интерпретации - «выстраивание» эмоционально «настроенного» мелодического движения, грамотной и выразительной артикуляционной фразировки.

Кроме того, в издания включаются арии из опер, а также каденции3, сочиненные самими авторами вокализов либо заимствованные из репертуара известных певцов. Как отмечает А. Е. Хоффманн: «В основе всех орнаментальных вставок лежат те же фигуры, что и в упражнениях» [11, с. 14]. Вместе с тем они не являются самостоятельными и способными образовать цикл инструктивных вокализов компонентами, поскольку во всех изданиях присутствуют в роли дополнительных, максимально приближенных или взятых из самой музыкальной практики вокальных произведений.

Каждый из обозначенных подвидов инструктивных вокализов включается в издания как самостоятельный и единственный компонент. Цепь таких единообразных компонентов образует цикл. В то же время компонент может входить в издание как часть цикла, с сохранением своей автономии, объединяясь с другими разновидностями. Здесь цикл формируется по принципу контрастносоставной формы.

3 Каденция (ит. cadenza, от лат. cado - ‘падаю, оканчиваюсь’), каданс (фр. cadence). С XVI в. «импровизируемое исполнителем или выписанное композитором виртуозное заключение сольной вокальной (оперная ария) или инструментальной музыкальной пьесы» [3, с. 629-633].

116

Так, например, к первой группе отнесем инструктивные вокализы, собранные в хрестоматии или сборники, для которых характерна системность в изложении вокализов. При этом критерии их систематизации могут быть самыми разнообразными: по типам вокальных голосов, степени трудности и мн. др. Тем не менее одним из важных критериев разделения хрестоматий может служить жанровая принадлежность подвидов вокализов, образующих хрестоматию. При ближайшем исследовании хрестоматий обнаруживается, что в одном случае вокализы представлены исключительно упражнениями, в другом - более развернутыми и завершенными музыкальными произведениями. Назовем их соответственно описанным группам: 1) Ф. Абт «Школа пения», П. Виардо «Упражнения»; 2) М. Бордоньи «Двенадцать артистических вокализов», Дж. Кон-коне «Двадцать пять уроков пения», Б. Лютген «Ежедневные упражнения», И. Вилинская «Вокализы», А. Фадеев «Вокализы». Такого рода хрестоматии создавались и продолжают создаваться авторами разных стран. Рассмотренные в самых общих чертах циклы вокальных упражнений и пьес, объединенные в хрестоматии, решают важнейшие дидактические задачи, несмотря на отсутствие в них вербального компонента (комментариев, методических рекомендаций и др.).

Класс инструктивных вокализов, объединенных в сборники, представляет достаточно объемный пласт. Здесь значительно возрастает роль составителя, который, не являясь автором вокализов, компонует сборник из заимствованных вокальных упражнений или пьес. Здесь на первый план выходит составной характер циклов инструктивных вокализов. Основная цель сборника заключается в подборе вокализов из различных источников и популяризации их в педагогической практике. Критерии их объединения могут быть весьма разнообразными, например, связанными с посвящением определенной школе вокального пения («Вокализы итальянских композиторов и учителей пения XVII - VIII веков», сост. Г. Аден; «Вокализы русских композиторов», сост. К. Тихонова), с направленностью на тип голоса («Вокализы русских и советских композиторов для сопрано», сост.

О. Померанцева, «Избранные вокализы для высокого голоса», сост. Г. Тиц) и др. При этом материалы сборника, как правило, не подчинены жесткой дидактической системе. Разумеется, рамки статьи не предполагают развернутого рассмотрения этого вида циклов вокализов, поскольку они требуют глубокого и серьезного изучения.

Среди принципов, образующих циклы инструктивных вокализов, важное место занимает объединение контрастных (двух и более) вокальных компонентов - различных жанровых подвидов, к

примеру, упражнений и пьес. Такой «союз» направлен на последовательное решение дидактических проблем: вырабатывание технических навыков правильного пения путем многократно повторяемых упражнений, а затем апробацию полученных навыков в пьесах, где акцентируются художественные задачи. При этом «исполнительский сценарий» подчинен дидактическому правилу педагогики - «от простого, к сложному». В основе названного объединения лежит принцип «часть - целое» (pars pro toto). Вначале посредством интонирования вокальных упражнений осуществляется постепенное и детализированное освоение средств музыкальной «грамматики»: вокального тона, интервалов, «разложенных» аккордов, пассажей, мелизмов и мн. др. Затем пройденный материал включается в контекст целостных мелодических структур вокальных пьес. Этот метод служит моделью музыкальной практики певца, позволяющей сформировать устойчивую «мышечную» память, а также основные представления о законах общей для той или иной вокальной школы (эпохи) интонационной лексики и логики ее организации. «Цепочка» из вокализа-упражнения и вокализа-пьесы в данном случае имеет совершенно определенную и четкую функцию - поэтапного и тщательного закрепления материала упражнения в контексте пьесы, приближенной к концертной практике вокалиста. Такой принцип, к примеру, использован А. Гречаниновым в «Избранных упражнениях и вокализах» (из «Школы пения»).

Продолжая анализ циклов инструктивных вокализов, можно отметить, что они отличаются не только по количеству разнообразных жанровых подвидов, но и по наличию либо отсутствию свернутых и развернутых вербальных компонентов1 - методических рекомендаций. В роли одних часто выступают комментарии2, других - предисловия3. Комментарии могут быть рассредоточены или собраны в одном месте. Они традиционно сопровождают вокализы. Предисловие чаще всего изложено локально в виде относительно развернутой статьи, предваряющей практическую часть с вокализами. И комментарии, и предисловия имеют ярко выраженную методическую направленность и носят рекомендательный характер. В этой связи мы считаем возможным и целесообразным проведение классификации циклов вокализов в зависимости от числа составляющих их компонентов, в том числе вербальных.

1 Внемузыкальный компонент может быть представлен не только заголовком, но и посвящением, эпиграфом, аннотацией и подтекстовкой, которые Л. Казанцева относит к разновидности словесной программы [4, с. 31].

2 Комментарий - толкование, разъяснение какого-либо текста [5, с. 82].

3 Помимо предисловия автора вокализов в изданиях довольно распространенными становятся предисловия редакто-ров-составителей.

117

В процессе классификации инструктивных вокализов были выявлены уникальные образцы изданий, которые демонстрируют комплексный подход к подбору обучающего материала и логике его выстраивания. Они объединяют множество компонентов, последовательно и системно направленных на решение ряда дидактических задач. К примеру, здесь располагаются вербальные компоненты - комментарии или методические рекомендации, рассредоточенные в различных фрагментах издания и предпосланные каждому вокализу, и локальные - в форме предисловия или вводной статьи. Названные компоненты приурочены к упражнениям или мелодическим этюдам, каденциям из репертуара знаменитых певцов, соседствующим с ариями из опер известных композиторов. При этом каденции и арии включаются в цикл инструктивных вокализов с сохранением своей жанровой природы по типу сложносоставной структуры «текст в тексте» (Ю. М. Лотман) и образуют «жанр в жанре». Таковым, к примеру, является состоящее из трех частей «Искусство пения» Ж. Дюпре.

Первая часть названного издания открывается предисловием, вслед за которым следует череда упражнений и мелодических этюдов, закрепляющих приобретенные при выполнении начальных задач навыки. Вторая часть также предваряется предисловием, а далее идут различные упражнения, тренирующие подвижность вокального голоса. Третья часть включает в себя арии и отрывки из опер Ж. Люлли, Х. Глюка, Д. Чимарозы, М. Керубини и других западноевропейских композиторов и завершается образцами каденций (для различных голосов) знаменитых вокалистов-виртуозов. Единичные включения каденций в состав инструктивных вокализов встречаются в целом ряде других изданий, к примеру, в вокализах № 7 М. Бордоньи, № 8 Б. Лютгена, № 40 Г. Зейдлера. Примечательно, что в данном случае каденции не заимствуются, а создаются авторами вокализов.

Развернутые и состоящие из двух частей предисловия, предпосланные вокализам-упражнениям, можно наблюдать у Г. Панофки. Они названы самим автором - «Часть первая. Теория» и «Часть вторая. Практика». В первой части автор рассматривает вопросы, касающиеся анатомического и физиологического строения певческого аппарата во время фонации. Вторая часть содержит результаты личного педагогического опыта Г. Панофки. Здесь композитор-педагог достаточно тщательно классифицировал певческие голоса и подробно описал их физиологические и тембральные особенности, а также допустимые границы диапазона каждого из видов голосов. В соответствии с целью создания «необходимых правил для формирова-

ния, развития и выравнивания голоса» [14, с. 8], Г. Панофка выстроил систему воспитания певца, поскольку помимо двух теоретических частей включил практическую - «Тетрадь упражнений» (справочник певца), содержащую комплекс последовательно изложенных инструктивных вокальных упражнений.

Особое место занимают образцы, в которых объединены и поэтапно представлены все возможные подвиды вокализов - вокальные упражнения, пьесы и сольфеджио с методическими предисловиями либо комментариями. Так, М. И. Глинка предваряет свои «Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио» предисловием в виде рекомендаций, далее следуют упражнения с авторскими комментариями, а затем развернутые вокализы-этюды на определенные виды техники. Результатом становится впечатление целостности и всеох-ватности подходов к становлению и развитию певческого голосового аппарата.

Комплексный подход к вокальному обучению также наблюдается в «Полной школе пения» А. Е. Варламова, которая состоит из трех компонентов: развернутой и обстоятельно изложенной теоретической части, блока упражнений-сольфеджио и вокализов в виде пьес. Приведенные образцы, в которых присутствуют и дидактически направленные вербальные компоненты, и разновидности собственно инструктивных вокализов, свидетельствуют о системности подхода к вокальному обучению. А целостность и развернутость вокальной концепции - о том, что здесь представлена вокальная школа.

Названные принципы объединения различных видов инструктивного вокализа не всегда достаточно адекватно отображены в заглавиях (заголов-ках)1 изданий. Анализируя заголовки циклов вокализов, относящихся к одной классификационной группе, к примеру, упражнения с комментариями или вокализы-упражнения, можно констатировать отсутствие единообразия. Они в большей степени обозначают лишь самый общий жанровый признак - принадлежность упражнений, этюдов, пьес с вербальным компонентом и без такового к классу инструктивного вокализа.

Приведем некоторые из наиболее ярко демонстрирующих названную особенность примеров. Так, издания, содержащие только вокализы-упражнения, могут называться по-разному: Ф. Абт их именует «Человеческий голос как музыкальный инструмент (вокализы)», а П. Виардо - «Упражнениями». При этом масштабные и системно изложенные методические пособия, включающие вокализы-упражнения

1 О роли заголовка как содержательной категории музыки см.: [4, с. 49-57]

118

и вербальные компоненты (развернутые либо свернутые комментарии), также могут иметь самые разнообразные названия. Например, М. И. Глинка называет свою школу пения «Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио», А. Е. Варламов -«Полной школой пения», а Ж. Дюпре, Г. Панофка и Г. Зейдлер аналогичные издания именуют «Искусством пения».

Завершая изложение, необходимо отметить, что при сохранении типологических особенностей инструктивных вокализов была выявлена неоднородность этого жанрового вида. Созданные известными композиторами и талантливыми педагогами различных стран, инструктивные вокализы объеди-

нены целевой направленностью на формирование, шлифование и огранку «живого инструмента» -человеческого голоса. Однако их решение весьма разнообразно и не унифицировано, а концептуальные принципы объединения вокализов в хрестоматии, сборники, «школы» не всегда адекватно отражены в заголовках. Анализ многочисленных образцов инструктивного вокализа позволил обозначить некоторые его жанровые подвиды, в том числе с присутствием или отсутствием вербальных компонентов. Разумеется, в рамках статьи невозможно осветить все разнообразие форм инструктивных вокализов, тем более что проблема их классификации весьма объемна и требует глубокого и системного изучения.

1. Гусева, А. Н. Микроэлементы слова и их роль в жанре вокализа / А. Н. Гусева // Произведение искусства в контексте художественной культуры: сб. ст. / ред. И. В. Алексеева. - Уфа: УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011. -С. 135-143.

2. Инструментальный этюд // Музыкальный словарь Гроува / пер. и ред. Л. О. Акопян. - М.: Практика, 2001. -С. 1060.

3. Каденция // Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Совет. энцикл., 1973. - С. 629-633.

4. Казанцева, Л. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста / Л. Казанцева // Наука и образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию Краснояр. гос. акад. музыки и театра, 14-16 дек. 2003 г. -Красноярск, 2004. - С. 49-57.

5. Комментарий // Словарь русского языка / ред. М. С. Шевелёва. - М.: Рус. яз., 1982. - Т. II. - С. 83.

6. Мелизмы // Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Совет. энцикл., 1973. - С. 507.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; ред. А. М. Прохоров. - М.: Совет. энцикл., 1980.

8. Советский энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. - М.: Совет. энцикл., 1980.

9. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / О. В. Соколов. - Н. Новгород, 1994.

10. Третьяченко, В. Ф. Пути развития скрипичного этюда: моногр. / В. Ф. Третьяченко; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2003.

11. Хоффманн, А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / А. Е. Хоффманн. - М., 2008. - 26 с.

12. Экзерсис // Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Совет. энцикл., 1973. - С. 498-499.

13. Внемузыкальные компоненты композиторского текста: межвуз. сб. ст. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. -Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - 120 с., нот., илл.

14. Панофка, Г. Искусство пения: теория и практика для всех голосов, соч. 81: [Ноты] / Г. Панофка. - М.: Музыка, 1968.

Сдано 10.10.2012

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.