Научная статья на тему 'Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5944
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ / ТЕСТЫ / ATTENTION / CONCENTRATION / CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / METHODS OF STUDYING ATTENTION / TESTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абкович Алла Яковлевна

Рассматриваются вопросы диагностики внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), описан и проанализирован диагностический инструментарий, который используется в работе психологов в России и в немецкоязычной Европе. Отмечается необходимость изучения внимания у детей с ОВЗ для решения практических задач их обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF ATTENTION IN CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

The article is devoted to the issues of diagnostic assessment of attention in children with limited health abilities (LHA) and the diagnostic techniques used in Russia and Germanspeaking Europe are described and analyzed. The article highlights the necessity of studying the specific features of attention in children with LHA in order to solve practical tasks of their education and care.

Текст научной работы на тему «Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья»

ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

УДК 376.2: 159.952 ББКЮ972-515+ 4450

ГСНТП 14.29.01 А. Я. Абкович A. Y. Abkovich

Россия, Москва Russia, Moscow

Код ВАК 13.00.03

ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Рассматриваются вопросы диагностики внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), описан и проанализирован диагностический инструментарий, который используется в работе психологов в России и в немецкоязычной Европе. Отмечается необходимость изучения внимания у детей с ОВЗ для решения практических задач их обучения и воспитания.

Ключевые слова: внимание; концентрация; дети с ограниченными возможностями здоровья; методики для изучения внимания; тесты.

Сведения об авторе: Абкович Алла Яковлевна, аспирант кафедры специальной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Место работы: государственное автономное учреждение «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП», заведующий отделением дефектологии и психологической коррекции, г. Москва.

Контактная информация: 109390,

E-mail: ab к о v i с ha (а \ a ndc \. ru.

A STUDY OF ATTENTION IN CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

Abstract. The article is devoted to the issues of diagnostic assessment of attention in children with limited health abilities (LHA) and the diagnostic techniques used in Russia and German- speaking Europe are described and analyzed. The article highlights the necessity of studying the specific features of attention in children with LHA in order to solve practical tasks of their education and care.

Key words: attention, concentration, children with limited health abilities, methods of studying attention, tests.

About the Author: Abkovich Alia Yakovlevna, Post-graduate Student of Department of Special Education and Special Psychology, Faculty of Defectology of Moscow State Humanitarian University named after M. A.Sholokhov.

Place of employment: State Autonomous Establishment "Moscow Research-Practical Centre for Rehabilitation of Disabled People with Cerebral Palsy", Head of Unit of Defectology and Psychological Correction, Moscow.

г. Москва, ул. 1-я Текстильщиков, д. 6а.

Внимание — это один из важнейших психических процессов, который определяет успех любой человеческой деятельности. Без

©Абкович А. Я., 2014

внимания как умения сосредоточиться на чем-то главном жизнь практически невозможна. Недостатки внимания крайне негативно

Специальное образование. 2014. № 4

5

сказываются на учебной деятельности детей и затрудняют овладение новыми знаниями.

Недостаточность функций внимания характерна в той или иной мере для всех типов психического дизонтогенеза. Проблемы с вниманием встречаются у детей разных категорий и носят самый разнообразный характер: неустойчивость, трудности распределения и переключения, сужение объема, быстрая истощаемость, слабость произвольного внимания и т. д. Трудности произвольного внимания (от-влекаемость, низкая концентрация, плохое распределение и импульсивность) неизменно встречаются в описаниях разных категорий детей с нарушениями развития (В. И. Лу-бовский) [4]. У. В. Ульенкова связывает внимание с саморегуляцией, расценивая его как показатель общей способности к учению [9]. В то же время целенаправленных всесторонних исследований внимания и его свойств у школьников с ограниченными возможностями здоровья проведено недостаточно. А те немногие исследования, которые существуют, посвящены, в большинстве своем, изучению проблем внимания у учеников с умственной отсталостью или с задержкой психического развития. (И. Л. Баскакова, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова, С. В. Лиепинь, Л. Ф. Чуп-ров и др.).

Это определяется в значительной степени трудностью выбора диагностического инструментария. Не существует тестов, выполнение которых требовало бы только вни-

мания и концентрации. Внимание не существует в чистом виде, нельзя быть просто внимательным или сконцентрированным, функционально внимание всегда на что-то направлено, а концентрация относится к какой-то определенной деятельности. Поэтому результат теста всегда зависит от вида предлагаемого задания и необходимых для его выполнения навыков. В связи с этим в большинстве тестов на внимание используются самые простые задания, которые не требуют специальных навыков. Использование простых заданий в тесте приводит к тому, что существенное влияние на результат оказывает скорость выполнения и натренированность [11].

Вышеизложенные факты определили проблемное поле нашего исследования: изучение и формирование внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью разработки диагностического комплекса мы обратились к немецкоязычной литературе по проблеме исследования.

Тесты на изучение внимания и способности к концентрации объединяются под единым понятием «общие тесты на работоспособность». В немецких исследованиях по общей психологии и нейропсихологии внимание рассматривается как некий конструкт, близкий к восприятию и тесно связанный с отбором информации. Отсюда вытекают как прагматические характеристики внимания (селективное, фокусируемое, направленное, разделенное, длительное внимание,

6

Специальное образование. 2014. № 4

вигильность), так и нейропсихоло-гические (бдительность, отбор раздражителей, ориентировка). Концентрация же понимается как быстрая и точная работа в условиях, осложняющих умственную деятельность. Тесты на внимание и концентрацию в большинстве случаев представляют собой относительно простые задания [11].

Обращает на себя внимание дискуссия о том, являются ли концентрация и внимание неким общим конструктом, или это разные

понятия. Большинство немецкоязычных авторов указывают на существенную разницу между понятиями «внимание» и «концентрация», которая состоит в том, что внимание относится к процессу восприятия и служит только для выбора раздражителей или информации, в то время как концентрация касается всех форм переработки информации независимо от стадии. Данный подход проиллюстрирован на рис.

Рис. Внимание и концентрация как независимые понятия. Внимание влияет исключительно на восприятие, концентрация непосредственно влияет на переработку выделенного стимула, но может касаться и восприятия («концентрированное внимание») [11]

Нельзя также не заметить, что общепринятые в России методики исследования внимания, такие как методика Мюнстерберга и другие, в ведущих направлениях исследований внимания за рубежом, как правило, не применяются, а распространенные за рубежом практически никогда (в реальной деятельно-

сти специалистов) не используются в России. Последнее связано также и с отсутствием валидизации зарубежного инструментария.

Большую часть стандартизированных тестовых методик, упоминаемых в немецкоязычной литературе, можно разделить на четыре группы.

Специальное образование. 2014. № 4

7

Таблица

Категория Общий принцип Пример Исследуемые компоненты внимания

Тесты на вычеркивание Определяется, как хорошо и быстро могут выделяться (вычеркиваться) определенные стимульные раздражители. Измеряется количество обработанного материала (темп работы) и точность (количество ошибок). Наряду с избирательностью внимания, в этих тестах на результат оказывают влияние исто-щаемость внимания (удержание стимула) и способность к зрительному выделению Тест на внимание (d2), Брикенкамп (1962). Возрастные нормы: 9-60 лет Избирательность внимания, устойчивость внимания

Тесты на сортировку Необходимо отыскивать стандартный раздражитель среди различных визуально похожих вариантов ответов Дифференцированный тест на работоспособность (DL-KE und DL-KG), Клебер и Клебер (1974) или Клебер, Клебер и Ханс (1975) Возрастные нормы: 5 лет 7 мес. — 6 лет 6 мес. и соотв. 6 лет 6 мес. — 10 лет 5 мес. Избирательность внимания, устойчивость внимания

Дортмундский тест на внимание (DAT), Лаух (2003). Возрастные нормы: 7—19 лет Устойчивость внимания, избирательность внимания (рефлексив-ность и стратегии)

Задания, связанные со счетными операциями Должны быть произведены или проверены на правильность простые счетные операции. На результат также оказывает влияние оперативная память. Тест на концентрацию (KLT-R) Дюкера и Линер-та (2001). Altersnormen: 4.-6. bzw. 6—13. Klasse Устойчивость внимания (оперативная память, навыки счета)

Батарея тестов для проверки внимания (ТАР), Циммерманн и Фимм (2002). Возрастные нормы: 6—89 лет Все свойства внимания

Компьютеризированные методики Наряду с параллельными версиями бланковых методик для ПК появляются новые адаптивные компьютерные методики, в которых предлагаются динамические стимулы, при этом время обработки сразу учитывается компьютерной программой Батарея тестов для проверки внимания для детей (kiTAP). Циммерманн, Гондан & Фимм (2002). Возратсные нормы на 6—10 лет Все свойства внимания

8

Специальное образование. 2014. № 4

На современном этапе неотъемлемым элементом в диагностической деятельности психолога стал компьютер. В Европе широко распространены компьютеризированные тесты (модифицированные для использования на компьютере традиционные бланковые методики) и собственно компьютерные тесты (изначально конструируемые с учетом использования компьютерной техники). Чаще всего это задания, которые требуют выбора заданного стимула из череды похожих, например четыре точки в строках с группами из трех или пяти точек или обнаружения цифры «4» среди других цифр, которые последовательно показываются на мониторе. Эти тесты оценивают в первую очередь концентрацию внимания и редко напоминают действия из повседневной жизни, многие из них требуют большей концентрации внимания, нежели в обычной жизни.

В отечественной психодиагностической практике наиболее часто для обследования детей применяются методика Пьерона — Рузера, корректурные пробы (модификации для детей разного возраста), счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте), методика В. М. Когана, которые позволяют, помимо качественного анализа, получить и некоторые количественные результаты [5; 8]. Последнее в определенном смысле приближает их к психометрическим методикам (тестам).

На основании изученных данных мы составили перечень диагностических методик, наиболее

часто используемых для психологического изучения свойств внимания в детском возрасте. Таким образом был сконструирован диагностический комплекс, состоящий из традиционных методик, в который вошли методика «Отыскивание чисел», методика «Красно-черная таблица» Ф. Д. Горбова, «Корректурная проба» (тест Бурдона) [1; 5; 8].

С целью расширения возможностей диагностики и увеличения арсенала психодиагностического инструментария мы включили в диагностический комплекс широко распространенную за рубежом методику «Тест на внимание» <¿2 Рольфа Брикенкампа и Эрика Цил-мера (последняя версия относится к 2002 г.). Тест <¿2 представляет собой модификацию так называемых тестов на вычеркивание (аналогичны буквенному варианту корректурной пробы Бурдона, но не требуют знания алфавита). Измерение темпа и точности выполнения задания при различении похожих визуальных раздражителей дает возможность оценить индивидуальные характеристики внимания. Объективность, надежность, достоверность теста, простота применения и небольшие временные и материальные затраты при проведении диагностики являются причиной того, что тест <¿2 относится к наиболее распространенным в Германии. Он широко используется и в других европейских странах.

В тесте используется всего три стимула: «р», «с1» и «'», количество знаков, анализируемых испытуемым, доведено до 18. Бланк состоит

Специальное образование. 2014. № 4

9

из 14 строк по 47 стимулов в каждой строке. Нечетные строки состоят из знаков «'» «,» «"» и пропусков, а четные — из «р» и «с1». Испытуемому необходимо вычеркнуть «с1» с двумя штрихами. На каждую строку дается 20 секунд. Чистое время проведения теста — 4 мин 40 с, общее время тестирования с учетом чтения инструкции составляет 8 мин. Тестирование проводится индивидуально и в группе, возрастной диапазон испытуемых — от 9 до 60 лет [15].

Литература

1. Альманах психологических тестов. — М. : Изд-во КСП, 1995.

2. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / под. ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пу-зырея, В. Я. Романова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976.

3. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. — М. : Тривола, 1995.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М. : ЧеРо, 2001.

5. Левченко, И. Ю. Психо лого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Академия, 2008.

6. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1974. — № 6.

7. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : (Практ. рук-во) / С. Я. Рубинштейн. — М. : Апрель-Пресс : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.

8. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — СПб. : Речь, 2005.

9. Ульенкова, У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева // Практическая психология и логопедия. — 2007. — № 5 (28).

10. Brähler, Е. Brickenkamp Handbuch psychologischer und pädagogischer Tests : 2 Bd. / E. Brähler, H. Holling, D. Leutner & F. Petermann. — Göttingen : Hogrefe, 2002.

11. Büttner, G. Diagnostik von Konzentration und Aufmerksamkeit / G. Büttner, L. Schmidt-Atzert. — Göttingen : Hofrege, 2004.

12. Eberwein, Manfred Verzeichnis. Testverfahren 2 0. aktualisierte Auflage / Manfred Eberwein ; Leibniz-Zentram für Psychologische Information und Dokumentation Universität Trier. — 2014.— Электрон, дан. — Режим доступа : http://www.zpid.de/pub/tests/verz_einf.pdf.

13. Gamper, Hans. Neuropsycholo-gische Diagnostik bei Kindern und Jugendlichen in Erziehungsberatung und Schulpsychologie / Hans Gamper, Jacqueline Hesse-Meier, Florian Huggler, Manuel Joray, Peider Konz, Ueli Kunz, Beatrice Loder Roncoroni, Ursula Marti, Regula Mathys, Eliane Müller-Fässler, Philipp Ramming, Anna Maria Rüedi, Judith Würth // Praxisforschung der Erziehungsberatung des Kantons Bern (Hrsg.). — Bern, 2004. Bd. 7.

14. Hey de, Gerd. Entwicklung zweier psychometrischer Leistungstests und Validierung ihrer Messgegenstände mit Hilfe eines Modells des menschlichen Gedächtnisses : genehmigte Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktors der Philosophie : защищена 21.

10

Специальное образование. 2014. № 4

12.2006 / Gerd Heyde. — Darmstadt, 2006.

15. Hogrefe Verlag fur Psychologie [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.testzentrale.de/tests/.

16. Milhahn, Elisabeth. Testbatterie zur Aufmerksamkeitsprüfung von Peter Zimmermann und Bruno Fimm / Elisabeth Milhahn, Bernd Inkret. — Электрон, дан. — Режим доступа: http:// www.seelensammler.de/uni/aibeiten/TAP.pdf.

Специальное образование. 2014. № 4

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.