Научная статья на тему 'Изучение объектов неживой природы на уроках естествознания во вспомогательной школе'

Изучение объектов неживой природы на уроках естествознания во вспомогательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракитина Т.В., Рябова И.С., Забелина Е.И.

В данной статье дается информация об изучении объектов неживой природы на уроках естествознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение объектов неживой природы на уроках естествознания во вспомогательной школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

школе // Образование и наука. 2014. № 9. С. 51-68.

2. Шурыгин В.Ю. О возможности использования вузовских электронных образовательных курсов в процессе преподавания физики в школе // Физика в школе. 2016. № 4. С. 57-60.

3. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы MOODLE в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 2 (15). С.34-36.

4. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students' independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11, № 8. P. 1743-1751.

5. Кравченко Г.В. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). С. 23-25.

6. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. V.12, № 3. Р. 2711-2722.

7. Шайкина О.И. Открытые образовательные ресурсы на основе смешанного обучения в Томском политехническом университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С.134-136.

8. Шурыгин В.Ю. Использование элементов дистанционного обучения в LMS Moodle при изучении раздела «Механика» вузовского курса физики // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: ООО «Консалдинговая компания Юком», 2014. Ч.3. С.159-160.

9. Timerbaev R.M., Shurygin V.Y. Pedagogic Condition and Methodological Aspects of Education Intensification on the Course "Theoretical Mechanics" // Life Science Journal. 2014. V. 11, №12. P.405-408.

© Муллагалиев Н.А., Уразлина Р.В., 2017

УДК 37.013.44

Т.В. Ракитина

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ, с. Воскресенское, Республика Башкортостан, Российская Федерация

И.С. Рябова

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ, с. Воскресенское, Республика Башкортостан, Российская Федерация

Е.И. Забелина

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ, с. Воскресенское, Республика Башкортостан, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье дается информация об изучении объектов неживой природы на уроках естествознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова Неживая природа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Задачей работы с учащимися по разделу «Неживая природа» является углублённое изучение основных свойств воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых. В процессе изучения раздела «Неживая природа»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

учащимся сообщают элементарные знания об изменчивости природных явлений (например, круговорот воды, состояние воды и др.); о том, как человек использует и подчиняет себе силы природы; как использует полезные ископаемые. Сведения по неживой природе становятся доступными учащимся вспомогательной школы только при надлежащем оборудовании уроков наглядными пособиями.

Явления в природе находятся в сложных взаимосвязях и поэтому трудны для наблюдений [1]. Учитель организует в классе такие опыты, которые позволяют наблюдать только одно изолированное явление.

При формировании у учащихся представлений и понятий по неживой природе целесообразно соблюдать следующую последовательность [2]:

- выявить, что учащиеся сами знают о данном явлении или предмете, т.е. опереться на собственный опыт детей;

- поставить опыт в классе, сопровождая его объяснением;

- на базе полученных знаний организовать самостоятельные наблюдения учащихся того же или аналогичного явления в природе.

Проиллюстрируем сказанное примером следующие опыта. Для того чтобы наблюдения учеников были более активными, необходимо организовать должным образом их мыслительную деятельность. Хорошим стимулом в этом отношении является объяснение учителя: какой опыт будет поставлен, для чего. Во время проведения самого опыта ставятся вопросы: что мы взяли? что сделали? что видим? что получилось? какой можно сделать вывод? Поясним примером.

Учитель. Проведем опыт с кипячением воды в колбе. Что образовалось при кипячении воды (рис. 1)?

Рисунок 1 - Образования капелек воды

Ответ. Пар.

Учитель. Куда девался пар?

Ответ. Он находится вокруг нас.

Учитель. Что появилось на холодном стекле, когда мы его держали над паром?

Ответ. Капельки воды.

Учитель. Откуда взялась на стекле вода?

Ответ. Она образовалась из пара.

В процессе хода опыта учитель записывает на доске свойства изучаемого предмета и вывод. Учащиеся читают запись на доске, рассказывают, как можно подтвердить эту запись, списывают тетрадь записанное учителем [3].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с трудом дифференцируют сходные понятия. Необходимо учесть этот недостаток и помочь ученикам. Например, понятия «пар» и «туман». Основное различие между паром и туманом заключается в том, что пар - это газ и он невидим, а туман - это мельчайшие капельки воды, видимые глазом.

Большое значение для формирования правильного представления о неживой природе у учащихся с ОВЗ играет умение наблюдать. Наблюдения за предметами и явлениями природы проводятся учащимися самостоятельно, но при постоянно направлении и контроле со стороны учителя.

Список использованной литературы 1. Арсланова Э.И., Меховникова И.В., Хизбуллина Р.З. Овраги западной Башкирии: зло или благо //

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XI международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд. БГПУ им. М. Акмуллы, 2014 - С.8-10

2. Идрисова Р.Р., Хизбуллина Р.З. Формирование умений проводить наблюдения в географической среде // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Изд. СГСПУ, 2015 - С.87-89

3. Мингазова Р.Г., Тулумгужина А.Д., Хизбуллина Р.З. Особенности формирования экологических знаний первоклассников // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XI международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд. БГПУ им. М. Акмуллы, 2014 - С.191-192

© Ракитина Т.В., Рябова И.С., Забелина Е.И., 2017

УДК 51-8

В. В. Савченко

студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: кпн, А.Г. Толмашов, доцент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ ЭТНОРЕБУСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРАЦИЙ СЛОЖЕНИЯ И

ВЫЧИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые свойства числовых ребусов, которые содержать операцию сложения и вычитания. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.

Ключевые слова Числовой ребус, этноребус, свойства.

Во всем мире миллионы людей считают занимательным разгадывать числовые ребусы, и это не удивительно, так как для любого поколения числовые ребусы являются отличной гимнастикой для ума. Они оказывают огромную роль на развитие мышления у младшего школьника, тренируют сообразительность, формируют гибкость мышления, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить и анализировать[2, с. 42].

Во всех исследованиях, посвященных региональному компоненту математического образования, учету национальных особенностей в обучении математике выражается мысль о том, что для повышения уровня учебно-познавательного интереса к математике в поликультурной школе должны использоваться традиционные элементы культуры, знакомые ученикам с малых лет. Они должны иметь этнорегиональную привязку и через региональный компонент способствовать интеграции в содержание образования многокультурных элементов[2, с. 76].

Особую дидактическую ценность числовые ребусы имеют при обучении младших школьников нумерации и арифметическим действиям над числами, способам рассуждений и доказательств, для развития логического мышления младших школьников.

Данная тема заинтересовала нас, и мы решили рассмотреть некоторые свойства числовых ребусов, содержащих операцию сложения и вычитания, но очевидно, что числовой ребус, содержащий операцию вычитания, всегда может быть заменен числовым ребусом, содержащим операцию сложения. Например: СОСТАВ ВАГОН

- ВАГОН +ВАГОН ВАГОН СОСТАВ

Свойство первое. Если при суммировании двух £-значных чисел получается (к+1) - значное число, то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.