Научная статья на тему 'Использование числовых этноребусов при изучении операций сложения и вычитания на уроках математики'

Использование числовых этноребусов при изучении операций сложения и вычитания на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛОВОЙ РЕБУС / ЭТНОРЕБУС / СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко В.В.

В данной статье рассматриваются некоторые свойства числовых ребусов, которые содержать операцию сложения и вычитания. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование числовых этноребусов при изучении операций сложения и вычитания на уроках математики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XI международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд. БГПУ им. М. Акмуллы, 2014 - С.8-10

2. Идрисова Р.Р., Хизбуллина Р.З. Формирование умений проводить наблюдения в географической среде // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Изд. СГСПУ, 2015 - С.87-89

3. Мингазова Р.Г., Тулумгужина А.Д., Хизбуллина Р.З. Особенности формирования экологических знаний первоклассников // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XI международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд. БГПУ им. М. Акмуллы, 2014 - С.191-192

© Ракитина Т.В., Рябова И.С., Забелина Е.И., 2017

УДК 51-8

В. В. Савченко

студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: кпн, А.Г. Толмашов, доцент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ ЭТНОРЕБУСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРАЦИЙ СЛОЖЕНИЯ И

ВЫЧИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые свойства числовых ребусов, которые содержать операцию сложения и вычитания. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.

Ключевые слова Числовой ребус, этноребус, свойства.

Во всем мире миллионы людей считают занимательным разгадывать числовые ребусы, и это не удивительно, так как для любого поколения числовые ребусы являются отличной гимнастикой для ума. Они оказывают огромную роль на развитие мышления у младшего школьника, тренируют сообразительность, формируют гибкость мышления, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить и анализировать[2, с. 42].

Во всех исследованиях, посвященных региональному компоненту математического образования, учету национальных особенностей в обучении математике выражается мысль о том, что для повышения уровня учебно-познавательного интереса к математике в поликультурной школе должны использоваться традиционные элементы культуры, знакомые ученикам с малых лет. Они должны иметь этнорегиональную привязку и через региональный компонент способствовать интеграции в содержание образования многокультурных элементов[2, с. 76].

Особую дидактическую ценность числовые ребусы имеют при обучении младших школьников нумерации и арифметическим действиям над числами, способам рассуждений и доказательств, для развития логического мышления младших школьников.

Данная тема заинтересовала нас, и мы решили рассмотреть некоторые свойства числовых ребусов, содержащих операцию сложения и вычитания, но очевидно, что числовой ребус, содержащий операцию вычитания, всегда может быть заменен числовым ребусом, содержащим операцию сложения. Например:

СОСТАВ ВАГОН

- ВАГОН +ВАГОН

ВАГОН СОСТАВ

Свойство первое. Если при суммировании двух £-значных чисел получается (к+1) - значное число, то

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

его десятичный знак высшего разряда равен единице[1, с. 12].

Приведем пример числового этноребуса (рядом приводится его решение)[2, с.56]. ПУР 906 +ПУР +906 АГАС 1812

Свойство второе. Если при суммировании двух одинаковых k-значных чисел в сумме получается k-значное число, то десятичный знак высшего разряда исходного числа меньше 5[1, с. 12].

Если при суммировании трех одинаковых k-значных чисел в сумме получается k-значное число, то десятичный знак высшего разряда исходного числа меньше трех. Эти утверждения следуют из того, что при суммировании n одинаковых k-значных чисел с десятичным знаком высшего разряда, равным а, необходимо, чтобы в k-том разряде суммы оказалось число меньше10. Так при n=2 в k- том разряде суммы будет число, не превосходящее 2а+1.Это будет верно при a<5[1, с. 13]. Приведем пример: КРАБ х4= БАРК 2178x4=8712 МУХАх4=СЛОН 2039x4=8516 БУКВА х2=СЛОВ О 10579x2=63474

Таким образом, рассмотрев некоторые свойства числовых ребусов содержащих операцию сложения и вычитания, мы приходим к выводу, что огромный потенциал в развитии способностей, талантов, одаренности ребенка средствами математики имеют нестандартные задания в форме числовых ребусов[2, с. 83].

Список использованной литературы:

1. Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. - СПб.: Издательство «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. - 125 с.

2. Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. - 96 с.

© Савченко В.В., 2017

УДК: 51-8

Л.С.Тополя

студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: кпн, А.Г. Толмашов, доцент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ

СТОХАСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В данной статье показаны задачи, в которых был бы отражен национальный колорит, с привязкой к региональному компоненту

Ключевые слова

Стохастика, обучение, региональный компонент.

Национальные республики Российской Федерации в своих концепциях образования предусматривают обучение и воспитание детей с учетом менталитета своего народа. В настоящее время воспитание и развитие детей школьного возраста невозможно без глубокого изучения и использования национально - регионально составляющих в системе образования.

В процессе изучения стохастических понятий, школьники знакомятся с понятиями «мода» и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.