УДК 159.922.27
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
Тимофей Владимирович Клюев, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается вопрос построения межличностных связей между юными баскетболистами на этапе начальной подготовки, оказывающими влияние на воспитательный процесс, а также, прежде всего, на спортивный результат. Представлены результаты исследования показателей взаимоотношений в спортивном коллективе и критериев социально-психологического климата в нем.
Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, командная спортивная деятельность, начальная подготовка, учреждение дополнительного образования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p67-70
STUDYING OF THE INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE BASKETBALL
TEAM (AGE 10-12)
Timofey Vladimirovich Klyuev, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article researches the question of how the young basketball players build the interpersonal relationships during the period of the initial training. It influences on the educational process and achievements in sport as well. Here you can find the results of the studying of the indicators of relationships in team and standards of the socio-psychological climate in it.
Keywords: interpersonal relationships, team sport activity, basic training, institution of additional education.
На сегодняшний день умение распознать и учитывать индивидуально-личностные особенности юных воспитанников, в условиях современной педагогической реальности, является одной из важнейших составляющих компетентности тренера-преподавателя [4].
По свидетельству специалистов, занятие спортом служат отличным средством для воспитания личности, нравственного долга и ответственности в силу самодеятельных начал, на которых они осуществляются. Формально развивая личность, в любом случае, в содержательном смысле спорт может влиять на нее и положительно и отрицательно [2, 3]. Характер влияния занятий спортом на личность и, прежде всего, на мораль, зависят от системы нравственных ценностей общества, в котором живет юный спортсмен, отношений в конкретном коллективе, и, соответственно, направленности воспитательной работы, которая с ним ведется. Поэтому при внимании тренера-педагога к поведению юношей в команде в определенных ситуациях, основной проблемой является неправильный выбор метода последующего воздействия на сознание и поведение воспитанника, что впоследствии приводит к отрицательной реакции занимающихся в группе, а, следовательно, и к снижению воспитательного и спортивного результата [1].
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности в поведении юных баскетболистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие юные баскетболисты 10-12 лет из трех спортивных школ г. Санкт-Петербурга: одна команда СДЮСШОР Калининского района,
коллектив СДЮСШОР Невского района и два коллектива СДЮСШОР Приморского района, которые в будущем планируемом педагогическом эксперименте нашей научной работы, будут рассматриваться как контрольная и экспериментальная группы.
Таблица 1
Показатели социально-психологического климата команды юношей спортивной
школы Комета (1)
Положительный Средний балл Отрицательный
Дружелюбие 2,6 Враждебность
Согласие 2,7 Несогласие
Удовлетворенность 3,2 Неудовлетворенность
Увлеченность 1,8 Равнодушие
Продуктивность 3,8 Непродуктивность
Теплота 3,4 Холодность
Сотрудничество 3,1 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 2,4 Недоброжелательность
Занимательность 2,4 Скука
Успешность 2,9 Неуспешность
Только в одной из четырех команд формальный лидер (капитан команды) соответствует фактическому положению в команде (Комета 1). Во всех трех командах есть спортсмены, которые не получили ни одного положительного выбора от своих партнеров по команде, что говорит о еще плохо сложившихся взаимоотношениях в коллективе и, возможно, о явно отрицательном отношении к некоторым спортсменам. В командах Калининской СДЮСШОР и Комета-2 были выделены несколько спортсменов с чрезвычайно высоким отрицательным показателем социометрического статуса, что говорит о высокой потребности более тщательного изучения личности, более индивидуализированном подходе к этим детям (таблица 2).
Таблица 2
Показатели социально-психологического климата команды юношей спортивной
школы Комета (2)
Положительный Средний балл Отрицательный
Дружелюбие 1,6 Враждебность
Согласие 2,6 Несогласие
Удовлетворенность 1,9 Неудовлетворенность
Увлеченность 1,8 Равнодушие
Продуктивность 2,1 Непродуктивность
Теплота 2,4 Холодность
Сотрудничество 2,1 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 2,5 Недоброжелательность
Занимательность 1,6 Скука
Успешность 1,3 Неуспешность
Общий социометрический показатель активности, т.е. потребность занимающихся группы в общении друг с другом достаточно высок у всех команд уже на этой стадии подготовки [4]. Самый высокий балл этого показателя был выявлен у юных баскетболистов занимающихся во втором составе команды «Комета», что свидетельствует о повышенной мотивации и желании добиться лучших результатов для попадания в основной состав. Показатель сплоченности или взаимности, т.е. показатель взаимных симпатий занимающихся [4] в группе пока не высок в этом коллективе, в силу недолгого занятия детей в спортивной секции (таблица 3).
Самый высокий балл социально-психологического климата был выявлен у команды Калининской СДЮСШОР, которая из четырех групп является младшей по возрасту, у старших групп по результатам исследования этот показатель выражен ниже, а чем ниже балл, тем благоприятнее климат (таблица 4).
Таблица 3
Показатели социально-психологического климата команды юношей Калининской _______________________________спортивной школы_________________________________
Положительный Средний балл Отрицательный
Дружелюбие 2,9 Враждебность
Согласие 2,4 Несогласие
Удовлетворенность 1,2 Неудовлетворенность
Увлеченность 1,1 Равнодушие
Продуктивность 3,4 Непродуктивность
Теплота 2,7 Холодность
Сотрудничество 1,7 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 3,2 Недоброжелательность
Занимательность 2,5 Скука
Успешность 2,2 Неуспешность
Таблица 4
Показатели социально-психологического климата команды юношей ___________________Невской спортивной школы_______________________________
Положительный Средний балл Отрицательный
Дружелюбие 3 Враждебность
Согласие 3,2 Несогласие
Удовлетворенность 2,3 Неудовлетворенность
Увлеченность 2,2 Равнодушие
Продуктивность 2,3 Непродуктивность
Теплота 4,2 Холодность
Сотрудничество 2,2 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 4 Недоброжелательность
Занимательность 2,9 Скука
Успешность 3 Неуспешность
Исходя из данных таблицы 4 следует то, что основная трудность в команде Невской СДЮСШОР заключается во взаимоотношениях юных спортсменов: в недостатке взаимной поддержке, теплоты (доброго расположение к партнеру по команде),а также согласии между собой и принятии друг друга.
ВЫВОДЫ
1. Результат психологических тестирований команд юных баскетболистов показал, что активность тренеров-педагогов в применении индивидуального подхода в учебно-тренировочной деятельности требует внимательного учета личностных особенностей каждого юного спортсмена.
2. В исследуемых детских коллективах было выявлено резко негативное, отрицательное отношение к партнерам по команде, что в процессе тренировочных занятий может создать неблагоприятные условия для формирования нормальных взаимоотношений, выраженных в сплоченности, взаимопонимания, взаимопринятия друг друга и, как следствие, отсутствии положительного социально - психологического климата. Существующая ситуация требует оперативного и при этом корректного воспитательного воздействия со стороны тренера - педагога.
3. Данные нашего исследования дадут возможность проинформировать тренеров - преподавателей о появлении возможных трудных ситуаций, связанных с индивидуальным своеобразием воспитанников, а также внести дополнения в учебно-воспитательный и тренировочный процесс команд для того, чтобы содействовать сплочению коллектива, культивированию нормальных взаимоотношений, формированию благоприятного психологического климата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. - 2-е изд., доп. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 160 с.
2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания : учебник для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.
3. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2003. - 463 с.
4. Стамбулова, Н.Б. О психологическом обеспечении сквозной педагогической практики студентов / Н.Б. Стамбулова, В.И. Румянцева, А.Н. Николаев // Пути реализации перестройки высшего физкультурного образования : сб. науч. тр. / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; под ред. Ю.И. Портных, Н.Г. Соколова. - Л., 1990. - С. 107-112.
REFERENCES
1. Gomelsky, A.Ya. (2004), Management of team in basketball, Physical culture and sports, Moscow.
2. Ilyin, E.P. (2000), Psychology of physical training: The textbook, RGPU publishing house of A. I. Herzen, St. Petersburg.
3. Kuramshin, Yu.F. (2003), Theory and technique of physical culture: The textbook, Soviet Sport, Moscow.
4. Stambulova, N.B., Rumyantsev V.I. and Nikolayev A.N. (1990), “O psychological ensuring through student teaching of students”, Ways of realization of reorganization of the higher sports education, collection of scientific works, Leningrad, pp. 107-112.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2014.
УДК 796. 071. 5 (471)
ОЦЕНКА ПРОДУКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВПО «ВГАУ»)
Аннотация
В статье рассматривались критерии оценки продуктивности подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации. Представленный способ оценивания спортивной работы региональных федераций по видам спорта позволяет распределять финансовые средства с учетом продуктивности работы вида спорта, нацеливает специалистов на выполнение качественной работы по подготовке спортивного резерва и способствует повышению результативности спортсменов региона.
Ключевые слова: продуктивность, спортивный резерв, оценка, субъект Российской Федерации, виды спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p70-74
ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF PREPARATION OF THE SPORTS RESERVE IN THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITY
Victoria Anqtolievna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural University
Annotation
The article discusses the criteria for assessing the productivity of sports reserve training in the Russian Federation constituent entity. The present method of estimation of the regional sports federations helps to distribute the funds based on the productivity of sports, specialists are aimed at performing the quality work on the preparation of sports reserve, enhancing the performance of the athletes in the region. Keywords: efficiency, sports reserve, assessment, the Russian Federation constituent entity,
sports.