In work questions of opportunities of purposeful improvement of accuracy of game receptions volleyball in the conditions of an after-effect of angular accelerations are discussed. The technique of increase of resistance of precision and target skills of volleyball to impact of angular accelerations with application of rotary exercises which efficiency is approved during experiment with involvement of young volleyball players is developed.
Key words: accuracy of game receptions, angular accelerations, rotary exercises, stability of preservation of balance.
Pulatov Azad Artikovich, associate professor, volleyball-20l0@ mail.rH, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture,
Isroilov Shoakrom Holmatovich, candidate of pedagogical Sciences, rector, associate professor, volleyball-20l0@,mail.ru, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture
УДК 796.325
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. Родин, М.В. Погорелый, А. А. Яшин
Представлен материал, который раскрывает особенности психологической готовности юных волейболистов 16-18 лет к соревновательной деятельности. Рассматриваются вопросы мотивационного компонента готовности спортсменов, а также индивидуального и группового статуса спортсменов в коллективе.
Ключевые слова: волейбол, психологическая готовность, соревновательная деятельность, мотивы, психологический статус.
Результат выступления волейболистов в соревнованиях определяется не только высоким уровнем функциональной, технической и тактической готовности, но и возможность реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того - вскрыть резервные возможности, спортсмена необходимо психологически готовить к напряженным условиям конкретной деятельности [2, 6].
Современный волейбол - это, прежде всего, коллективность действий, соревновательный характер, комплектность и разносторонность воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных качеств, непрерывность и внезапность изменения условий игры, высокая эмоциональность и т. д. [1, 4].
Имея в виду разнообразие особенностей волейбола, как игрового вида спорта, из большего комплекса подготовки волейболиста к тренировочному и соревновательному процессу справедливо выделяют общую психологическую подготовку, как одну из сторон учебно-воспитательного процесса [3, 5, 7].
При существующей системе тренировок в волейболе уровень физической, технической и тактической подготовки игроков все больше сближается, поэтому в настоящее время огромное значение придается психологической подготовке волейболистов.
Цель исследования - изучить состояние психологической готовности юных волейболистов 16-18 лет к тренировочной и соревновательной деятельности.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы по выбранной теме; анкетирование; социометрия; психодиагностика; методы математической обработки данных.
Исследование проводилось в течение 2012-2013 гг. В нем принимали участие волейболисты-юноши в возрасте 16-18 лет группы спортивного совершенствования СДЮСШОР № 7 города Смоленска, в количестве 15 человек, причем 8 спортсменов представляли одну команд 16-17 лет, а 7 - другую - 18 лет.
Результаты проведенного исследования, полученные в первом срезе, позволяют заключить, что командные мотивы по группе в среднем выражены сильнее, хотя разница незначительна. Индивидуальные результаты дают следующую картину: командные мотивы преобладают у 6 игроков 18 лет и у двоих 16-17 лет, личные мотивы выражены ярче у двух игроков 18 лет и у пятерых 16-17 лет. Очень высокой командной мотивацией характеризуются три игрока в команде юношей и 1 игрок в команде подростков
Низкое стремление содействовать успеху команды проявили два волейболиста 16-17 лет, подобного факта мы не обнаружили у игроков 18 лет. Полученные данные утвердительно свидетельствуют о том, что игроки младшего состава отличаются от старших спортсменов более слабо выраженными мотивами спортивной деятельности, как личными, так и командными. Характерной является разница между мотивами командного успеха (47,5 баллов и 37,1 балл). Это объясняется, прежде всего, этапом спортивной подготовки той или другой команды. У старших игроков идет 3-4 год обучения, они играют по 1 юношескому разряду, имеют соревновательный опыт. Для этих спортсменов важна сыгранность, умение ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия для достижения победы.
Обнаруженный факт подтверждает необходимость реализации тренером специального планирования психологической подготовки: создания, подкрепления, непрерывного развития и совершенствования коллективистских спортивных мотивов как необходимых для успешной игры в волейбол.
Для углубленного анализа баланса между индивидуальными и групповыми мотивами рассчитывались разность, причем в силу большей значимости групповых мотивов для волейбола как коллективной игры,
разность между большей величиной личного мотива и меньшей группового считалась отрицательной разностью. Она оказалась характерной для двух игроков в старшем составе и пятерых - в младшем. Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на тактические и стратегические интересы игры, эти волейболисты будут стараться преследовать личный мотив.
Можно заключить, что на межличностные отношения и психологический статус в команде значительное влияние оказывает отношение игрока к цели игры как ценности совместной деятельности и поэтому должны стать элементами содержания психологической подготовки волейбольной команды, как к тренировочному, так и соревновательному процессам в целом, т. е. тренер должен совершенствовать такие качества личности как товарищество, коллективизм, желание и умение работать в команде, правильно соотносить личные и групповые интересы в целом. Результаты показали, что волейбол имеет высокие потенциальные возможности для решения этих задач.
Для изучения атмосферы в команде использовалась психологическая методика Ф. Фидлера, адаптированная
Ю.А. Ханиным [8].
Методика изучает два уровня взаимоотношений в команде. Первый уровень отношений складывается на основе успешности-неуспешности технико-тактических действий игроков, диктуемых правилами игры, логике тактических построений. Это уровень обычно называют формальными, или деловыми отношениями, они диагностируются парами слов: удовлетворенность-неудовлетворенность, продуктивность-непродуктивность, сотрудничество-отсутствие сотрудничества, взаимная поддержка-недоброжелательность, успешность-неуспешность.
Наряду с первой системой в команде складываются неформальные, сугубо личные отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, индифферентности, амбивалентности. Они бывают различной степени глубины и продолжительности от кратковременных поверхностных, до длительной привязанности и многолетней дружбы и именно они представляют собой один из факторов психологического климата в команде.
Эти отношения в методике измеряются с помощью следующих пар слов: дружелюбие-враждебность, согласие-несогласие, удовлетворенность-равнодушие, теплота-холодность, занимательность-скука.
Анализ «профиля группы» показывает, что средние значения по параметрам, содержащимся в методике находятся в зоне благоприятных оценок атмосферы в команде в целом. При этом значения колеблются по отдельным параметрам незначительно (+, - 1 балл). Это говорит о наличии положительных как формальных, так и неформальных личных отношений.
Наиболее, низкие значения получились по показателям продуктивности, успешности, которые относятся к деловому взаимодействию и занимательности, которая характеризует неформальные контакты. Мы считаем этот факт связанным с тем, что члены команды, тренирующейся уже 4 год, предъявляют друг другу, и особенно к взаимодействию на площадке более высокие требования, чем спортсмены младшего возраста, они понимают, что во многом согласованностью индивидуальных усилий обеспечивается командный успех. По мнению тренера, они более справедливы в оценке отдельных тактических ходов членов команды, терпимы к возможным неудачам. Наиболее высокие показатели по параметрам «согласие» и «сотрудничество» говорят о том, что игроки команды высоко оценивают необходимость коллективных усилий, даже если объективно не всегда команда добивается выигрыша. Количественные по данной методике располагаются в интервале от 10 до 80 баллов. В нашем случае среднее значение на группу 31 балл означает оценку психологической атмосферы в команде как благоприятную, что свидетельствует о некотором уровне их психологической подготовленности, но при этом следует отметить, что неформальные отношения между спортсменами оцениваются выше. Это объясняется тем, что кроме тренировочных занятий в секции по волейболу, юноши учатся в одной школе, имеют общие интересы, досуг и по праву можно считать, что в данном случае неформальные отношения помогают действиям команды на площадке.
Полученные данные свидетельствуют о том, что среднее значение оценки атмосферы в команде, которую дают волейболисты, младшего состава, ниже чем у волейболистов-разрядников.
Полученные данные позволяют заключить, что уровень психологической подготовленности спортсменов как представителей команды зависит от возрастных особенностей этапа подготовки, а также статусных различий игроков.
Для дальнейшего анализа взаимоотношений в команде рассчитывались индивидуальные и групповые параметры: такие как социально-психологический статус игрока, т. е. его авторитет, влиятельность и признанность, а также психологическая экспансивность как готовность сотрудничать и контактировать с группой. Результаты подсчетов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Социометрический статус и психологическая экспансивность волейболистов-разрядников 18 лет
п\п индекс 1 2 3 4 5 6 7 8
Статус 0,14 1,0 0,42 0,28 0 0,28 0,28 0,57
Экспансивность (Б1) 0,28 0,57 0,42 0,28 0,14 0,42 0,28 0,57
При анализе показателей, выражающих социометрический статус игрока, видно, что максимальная его величина (1 балл) принадлежит игроку № 2. Следует отметить, что этот игрок является капитаном команды и в анкетировании отношения к предстоящему соревнованию для него было установлено значительное преобладание мотива командного успеха над мотивом личного достижения. Из таблиц видно, что именно данный спортсмен является лидером в деловом взаимодействии. Другие высокостатусные игроки (№ 8, 3) имеют меньшее количество выборов. Этот факт мы связываем с достаточным, удовлетворительным уровнем социально-психологической подготовленности команды, т. к. считается, что если на площадке во время игры один из спортсменов лидирует (разыгрывающий) и все члены команды принимают его лидирующее положение, то команда действует результативнее. Но при этом следует отметить, что игроки, не получившие выборов вообще (№ 5), либо получившие минимальное количество выборов (№ 1).
Результаты проведенного исследования показывают, что экспансивность в группе (единичные данные) как показатель динамики, изменчивости групповой жизни не очень высок, только два игрока делают по 4 выбора, остальные не «видят» команды на площадке. Причем в нашем случае более активны по отношению к команде ее высокостатусные игроки (№ 2, 8).
Полученные данные позволяют наметить конкретное направление психологической подготовки - обеспечение динамики социальной жизни группы, обеспечивающей укрепление связей между отдельными ее представителями.
При анализе индивидуальной психологической экспансивности выделяются спортсмены с ее максимальной величиной (№2 2, 3, 6, 8). Их можно считать наиболее контактными, ориентированными на совместные игровые действия.
Сплоченность группы есть мера единения, степень связи тесноты эмоциональных контактов, согласованность в принятии коллективных решений. Для развивающейся группы коэффициент выше 0,25 принято считать удовлетворительным. В нашем случае коэффициент выше, что означает достаточный уровень сплоченности группы. Таким образом, тренер в своей воспитательной работе может опираться на актив команды, состоящий из авторитетных игроков, используя метод параллельного действия.
Интеграция группы характеризует степень ее объединенности в одно целое, минимальным количеством или отсутствием аутсайдеров. В нашем случае только 1 член команды не получил выборов, а другие ее представители активно включены в систему межличностных отношений, что является благоприятным условием воспитательной работы.
Групповая экспансивность является показателем динамики социальной жизни группы, психологической активности игроков в отношении контактов с другими членами команды и в нашем случае ее показатель ниже нормы, что задает конкретное направление для дальнейшей психологической подготовки команды. Этот факт мы также связываем с тем, что некоторые игроки заканчивают обучение в школе и недостаточно четко определились с продолжением спортивной карьеры.
Социометрические исследования в группе юных волейболистов показали наличие двух лидеров, более высокий уровень экспансивности, но более низкий уровень сплоченности, измеряемый с помощью взаимных выборов (табл. 2).
Таблица 2
Групповые индексы результатов социометрии волейболистов-перворазрядников
Социометрические индексы Величина (баллы)
1. Сплоченность группы С гр. 0,37
2. Интеграция группы У гр. 1
3. Групповая экспансивность Е гр. 0,37
Групповые индексы получились со следующими значениями: сплоченность группы (С гр) = 0,28, что ниже чем для команды перворазрядников, и значит, этот факт определяет направление психологической подготовки. А индекс групповой экспансивности, активности по отношению к группе, ожидание групповой динамики -0,40 баллов, что несколько выше, чем для более старших спортсменов.
Таким образом, исследование социально-психологического аспекта психологической готовности волейболистов к соревновательной деятельности показало, что на атмосферу в команде, сплоченность, лидерство и мотивацию игроков влияют:
1. Возраст. У более старших спортсменов мотивы командного успеха преобладают над мотивами личного достижения, как после выигрышного матча, так и после проигрыша. У более младших игровиков в большинстве случаев преобладают мотивы личного успеха.
2. Этап спортивной подготовки. Атмосфера в команде перворазрядников благоприятнее, чем у более младших спортсменов. Наиболее высокими оценками отмечаются параметры делового игрового взаимодействия на площадке у более старших спортсменов, наиболее важными в их оценках являются параметры, характеризующие неформальные контакты.
3. Уровень развития команды как социальной единицы. В результате социомерических исследований выявлено, что для более
подготовленной команды характерен один лидер, достаточный уровень сплоченности, максимальный показатель групповой интеграции, но недостаточен уровень групповой экспансивности. Для занимающихся 1Ш2 года характерно, что лидер не определен, сплоченность не высока, но интерес друг к другу ярче, экспансивность выше, чем у более старших занимающихся, что, на наш взгляд, в основном определяет резервы дальнейшей психологической подготовки команды.
Список литературы
1. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 164 с.
2. Гомельская Т.В. Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен»: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2005. 18 с.
3. Кузьмин Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15П16 лет: автореф. дис. .канд. пед. наук. Набережные Челны, 2009. 22 с.
4. Медведев В.В. Психологическая подготовка волейболиста: лекция для студентов институтов физической культуры. М., 1980. 31 с.
5. Парашин Ю.П. Исследование взаимосвязей между психологическими качествами, экстремальными условиями и эффективностью соревновательной деятельности (на примере волейбола): автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.
6. Родин А.В. Особенности подготовки спортсменов различной квалификации в спортивных играх (психофизиологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2011. №3. 78-82.
7. Родин А.В., Погорелый М.В. Эффективность методики индивидуальной тактической подготовки волейболистов на основе развития их психофизиологических способностей // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5. С. 70.
8. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / отв. ред. Е.В.Шорохова, О.И. Зотова. М.: Наука, 1979. 176 с.
Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, rodin67@,Ъk.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,
Погорелый Максим Викторович, аспирант, [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,
Яшин Алексей Афанасьевич, д-р биол. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS OF 16-18 YEARS TO COMPETITIVE ACTIVITY
A.V. Rodin, M.V. Pogorely, A.A. Yashin
The material, which opens features of psychological readiness of young volleyball players of 16-18 years to competitive activity, is presented in article. Authors consider questions of a motivational component of readiness of athletes, and the individual and group status of athletes in collective.
Key words: volleyball, psychological readiness, competitive activity, motives, psychological status.
Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, chair, rodin67@,bk.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,
Parched Maxim Viktorovich, graduate student, rodin67@,bk.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,
Aleksey Afanasievich Yashin, doctor of biological Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University