Научная статья на тему 'Изучение личностных особенностей студентов физкультурного вуза, обусловливающих профессионально-педагогическую направленность'

Изучение личностных особенностей студентов физкультурного вуза, обусловливающих профессионально-педагогическую направленность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION / PERSONAL FEATURES / OF STUDENTS OF SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорова Наталья Владимировна

В статье обоснована необходимость формирования профессионально-педагогической направленности студентов физкультурного вуза. Изучены личностные особенности студентов и выявлена взаимосвязь их с уровнем профессионально-педагогической направленности. Полученные результаты позволят целенаправленно формировать и совершенствовать уровень профессионального мастерства специалистов в области физической культуры и спорта. Теоретико-методологической основой исследования явились деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, концепции человекознания, концепция поэтапного управления формированием профессионального интереса к педагогической деятельности, проблема педагогических способностей, акмеологические аспекты педагогического профессионализма преподавателя. Проведенный констатирующий эксперимент позволил заключить, что студенты с педагогической направленностью любого типа в большинстве своем гипертимы, умеренной агрессивности, достаточной способностью к сопереживанию и адекватной самооценкой. Данное соотношение личностных качеств студентов физкультурного вуза и профессионально-педагогической направленности можно объяснить спецификой спортивной деятельности, которая во многом предопределяет формирование общительности, коммуникабельности, организованности, открытости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колмогорова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING PERSONAL FEATURES OF STUDENTS AT SPORTS INSTITUTIONS OFHIGHER EDUCATION IMPLYING PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION

The paper proves the need of forming professional and pedagogical orientation of students atSports institution higher education. Personal features of students are studied and their interrelation with the level of a professional and pedagogical orientation is revealed. The received results will allow to form and improve purposefully the level of professional skill of experts in the field of Physical Culture and Sport. Teoretal and methodological basis of the research were activity approach, personality-focused approach, concepts Human Studies, the concept of stage-by-stage management of formation of professional interest in pedagogical activity, the problem of pedagogical abilities, acmeologicalaspects of teachers’pedagogical professionalism. The conducted experiment led to the conclusion that students with pedagogical orientation of any type majorly show hyperthymia and moderate aggression enough for empathy and adequate self-esteem. This ratio of the personal qualities of sports high schools’ students and vocational pedagogical orientation can be explained by the specificity of sports activities, which largely determines the formation of sociability, communication skills, organization and openness.

Текст научной работы на тему «Изучение личностных особенностей студентов физкультурного вуза, обусловливающих профессионально-педагогическую направленность»

УДК 378.178

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Н. В. Колмогорова

STUDYING PERSONAL FEATURES OF STUDENTS AT SPORTS INSTITUTIONS OFHIGHER EDUCATION IMPLYING PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION

N. V. Kolmogorova

В статье обоснована необходимость формирования профессионально-педагогической направленности студентов физкультурного вуза. Изучены личностные особенности студентов и выявлена взаимосвязь их с уровнем профессионально-педагогической направленности. Полученные результаты позволят целенаправленно формировать и совершенствовать уровень профессионального мастерства специалистов в области физической культуры и спорта. Теоретико-методологической основой исследования явились деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, концепции человекознания, концепция поэтапного управления формированием профессионального интереса к педагогической деятельности, проблема педагогических способностей, акмеологические аспекты педагогического профессионализма преподавателя.

Проведенный констатирующий эксперимент позволил заключить, что студенты с педагогической направленностью любого типа в большинстве своем гипертимы, умеренной агрессивности, достаточной способностью к сопереживанию и адекватной самооценкой. Данное соотношение личностных качеств студентов физкультурного вуза и профессионально-педагогической направленности можно объяснить спецификой спортивной деятельности, которая во многом предопределяет формирование общительности, коммуникабельности, организованности, открытости.

The paper proves the need of forming professional and pedagogical orientation of students atSports institution higher education. Personal features of students are studied and their interrelation with the level of a professional and pedagogical orientation is revealed. The received results will allow to form and improve purposefully the level of professional skill of experts in the field of Physical Culture and Sport. Teoretal and methodological basis of the research were activity approach, personality-focused approach, concepts Human Studies, the concept of stage-by-stage management of formation of professional interest in pedagogical activity, the problem of pedagogical abilities, acmeologicalas-pects of teachers’pedagogical professionalism.

The conducted experiment led to the conclusion that students with pedagogical orientation of any type majorly show hyperthymia and moderate aggression enough for empathy and adequate self-esteem. This ratio of the personal qualities of sports high schools’ students and vocational pedagogical orientation can be explained by the specificity of sports activities, which largely determines the formation of sociability, communication skills, organization and openness.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, личностные особенности, студенты физкультурного вуза.

Keywords: professional and pedagogical orientation, personal features, of students of Sports higher education institution.

Согласно результатам проведенного исследования профессионально-педагогическая направленность является важнейшей стороной педагогической деятельности и проявляется многообразно [2]. Большую роль профессионально-педагогическая направленность, как отмечают А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева, играет в деятельности тренера [1]. Каждый тренер должен уметь заряжать всех своей энергией; найти дело каждому по его способностям; творчески подойти к своему делу; выражать свои мысли и чувства с помощью слова, мимики и пантомимики; анализировать свою собственную педагогическую деятельность и т. д.

В исследовании приняли участие студенты 2 курса направления «Физическая культура» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК) в количестве 120 человек.

Для выявления профессионально-педагогической направленности мы пользовались методикой Е. Н. Рогова, которая позволяет выявлять основные стороны

профессиональной компетентности и выявить следующие ее типы [6].

Профессионально -педагогическую направленность типа «организатор» составляют такие качества как требовательность, сильная воля, энергичность. Данная направленность предусматривает умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие. Организаторские способности тренера проявляются в умении найти каждому посильное и интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе, предусматривают грамотное проведение учебнотренировочных занятий. Хороший организатор, наметив дело, находит исполнителей - активистов и делегирует им свои полномочия. Уделяет много внимания распределению обязанностей с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива и неназойливо, тщательно контролирует порученную помощникам работу. У хорошего организатора все заняты делом. Он

- большой выдумщик, изобретатель. Он «зажигает» своими идеями, советует, направляет, но его руково-

© Н. В. Колмогорова, 2014 \ 105

дящая роль незаметна. Он все время в тени. Создается впечатление, что его воспитанники все делают по собственной инициативе, демонстрируя незаурядную творческую активность и эрудицию.

Профессионально-педагогическую направленность типа «коммуникатор» составляют такие качества как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Так, например, тренер-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с воспитанником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении воспитанника.

Профессионально-педагогическая направленность типа «интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Тренер-интеллигент или «просветитель» отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет воспитанникам нравственность, духовность, ощущение свободы. Тренеру-творцу присущи постоянный поиск новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала, стремление использовать все закономерности познавательных процессов обучаемых для глубокого и осмысленного усвоения ими системы знаний, выработки прочных умений и навыков. У него развито чувство нового, т. е. способность видеть перспективы развития, находить верные пути к решению возникающих проблем. Добиться успехов, для «интеллигента», в подготовке квалифицированных спортсменов можно, только творчески относясь к работе, исследуя и экспериментируя.

Для «предметника», рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание воспитанника средствами изучаемого предмета путем изменения его восприятия научной картины мира. Предметникам свойственна наблюдательность, быстрое и точное распознавание предметов, явлений, умение анализировать и в то же время успешно оперировать отраженными образами.

Высокий уровень развития типов профессионально-педагогической направленности обеспечит продуктивную профессиональную деятельность тренера. На уроке педагогу необходимо формировать интерес к своему предмету, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями организационного момента на данном этапе.

Указанные типы профессионально-педагогической направленности своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого тренера. Если у тренера в большей степени развит один из типов, это приводит к серьезным проблемам в педагогическом процессе и сам процесс становится малопродуктивным. Вот почему

важнейшей задачей при подготовке студентов к педагогической деятельности является выявление изначального проявления индивидуального уровня профессионально-педагогической направленности.

Профессионально-педагогическая направленность во многом обусловлена личностными особенностями студентов, таких как акцентуации характера, агрессивность, эмпатия, самооценка [2]. Так акцентуация характера, обозначающая чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличается от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья [5]. В результате исследования были получены следующие результаты (рис. 1).

□ 1

□ 2

□ 3

□ 4

Рис. 1. Проявление акцентуаций характера у студентов физкультурного вуза:

1 - гипертимный тип (60 %); 2 - истероидный тип (17 %); 3 - эпилептоидный тип (20 %);

4 - астенический тип (3 %)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у 60 % испытуемых гипертимный тип акцентуации характера, то есть это люди, которые уже с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет застенчивости, ни робости перед незнакомыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в отношении с взрослыми. Доминирующими чертами данного характера является постоянно повышенное настроение, то есть обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием. Привлекательные черты: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Помимо положительных черт существуют так же и отрицательные. К ним относятся поверхность, неспособность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-либо более интересным на данный

17 %

момент), перескакивание с одного дела на другое, неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла).

Акцентуация характера типа «истероид» проявилась у 17 % студентов. Данным людям свойственна демонстративность, то есть стремление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, поклонения. Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность. Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей). Хотелось бы обратить внимание на отношение истероидов к учебе. Для них учеба лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех.

Среди испытуемых у 20 % выявлена акцентуация характера - эпилептоид. Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консерватизм (не признает того, что еще не признано другими), высокий энергетизм (они с охотой занимаются спортом, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). Привлекательные черты характера: аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходя не в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность. Отталкивающие черты характера: жестокость, нечувствительность к чужому горю, чрезмерная требовательность. Чаще всего эпилептоид для себя - единственно хороший человек. Эпилептоиды никогда не прогуливают занятий, выполняют все домашние задания.

Минимальное проявление 3 % акцентуации характера «астеник». Доминирующие черты: повышенная утомляемость, раздражительность. Привлекательные черты: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, склонность к раскаиванию. Отталкивающие черты: неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Данные люди не проявляют инициативы. Астеникам постоянные сомнения, чувство тревоги и страха перед возможной ошибкой мешают нормально работать на занятиях. Например, студент М. Д. отказывался отвечать у доски, но при ответах других мог со своего места подсказывать, и было видно, что материал ему хорошо знаком.

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации,

так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и норма возмездия за акты агрессивности. Выявляя уровень агрессивности студентов, необходимо было определить, достаточно ли они корректны в отношениях с другими людьми [4]. В обобщенном виде результаты представлены на рисунке 2.

22 %

78 %

Рис. 2. Проявление агрессивности студентов

физкультурного вуза: 1 - умеренный уровень;

2 - высокий уровень

Анализ полученных результатов показал, что в большинстве своем студенты с любой профессионально-педагогической направленностью имеют умеренную агрессивность, это дает возможность предположить, что они менее конфликтны. Реже встречаются студенты с высоким уровнем агрессивности. Эти студенты нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жестокими по отношению к другим людям. Примечательно, что проявилось это у студентов таких спортивных специализаций как борьба, хоккей, футбол и т. д. Встречаются студенты и с низким уровнем агрессивности. Эти люди чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах и возможностях.

Тест И. Юсупова [4] позволил нам выявить уровень эмпатийности студентов. Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувст-вование в переживания другого человека. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Полученные данные представлены на рисунке 3.

36 %

Рис. 3. Уровень эмпатийности студентов физкультурного вуза: 1 - высокий уровень;

2 - нормальный уровень; 3 - низкий уровень

Можно констатировать, что с высоким уровнем эмпатийности - 24 % студентов. Студенты с высоким уровнем эмпатийности все принимают «близко к сердцу». Они очень эмоциональны.

С нормальным уровнем эмпатии - 36 % студентов. Это говорит о том, что им не чужды эмоциональные

В основном среди испытуемых встречаются студенты с адекватным уровнем самооценки, то есть данные студенты реалистически оценивают свои силы и возможности.

В результате сравнительного анализа полученных данных выявлена следующая взаимосвязь профессионально-педагогической направленности с личностными особенностями студентов физкультурного вуза (таблица 1).

Таким образом, проведенное углубленное изучение личностных особенностей студентов физкультурного вуза, обусловливающих профессионально-педагогическую направленность позволило заключить, что студенты с педагогической направленностью любого типа в большинстве своем гипертимы, умеренной агрессивности, достаточной способностью к сопереживанию и адекватной самооценкой. Данное соотношение личностных качеств студентов физкультурного вуза и профессионально-педагогической направленности можно объяснить спецификой спортивной деятельности, которая во многом предопределяет формирование общительности, коммуникабельности, организованности, открытости.

Знание уровня сформированное™ профессионально-педагогической направленности и личностных особенностей студентов позволит разработать методику по формированию профессионально-педагогической направленности личности студента. Результаты исследования могут быть использованы в практике для диагностики сформированности профессиональнопедагогической направленности и повышения квалификации преподавателей физической культуры и других работников образования.

Таблица 1

Взаимосвязь направленности к педагогической деятельности с личностными особенностями студентов физкультурного вуза

Педагогическая направленность Черта личности Агрессия Эмпатия Самооценка %

«Организатор» Гипертим Умеренная Высокая Адекватная З

Умеренная Низкая Адекватная б

Высокая Низкая Адекватная З

Высокая Высокая Адекватная З

Умеренная Норма Норма iO

Эпилептоид Высокая Высокая Низкая З

Умеренная Низкая Норма З

«Коммуникатор» Гипертим Норма Высокая Адекватная З

Высокая Низкая Адекватная 7

Умеренная Норма Адекватная 9

Истероид Умеренная Низкая Высокая З

Эпилептоид Умеренная Низкая Адекватная З

«Предметник» Истероид Умеренная Норма Адекватная З

Умеренная Высокая Норма З

«Интеллигент» Гипертим Умеренная Норма Адекватная З

Эпилептоид Умеренная Низкая Адекватная З

«Организатор - интеллигент» Гипертим Умеренная Низкая Адекватная З

Умеренная Норма Адекватная З

«Предметник - интеллигент» Эпилептоид Умеренная Норма Адекватная З

проявления, но в большинстве своем они находятся под контролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами.

С низким уровнем эмпатийности - 40 % студентов. Низкий уровень, как правило, характеризуется затруднением в установлении контактов с людьми. Данные люди отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом.

Рассматривая личностные особенности студентов нельзя было оставить без внимания и самооценку студентов. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка может быть завышенной, адекватной или низкой [6]. Полученные результаты изучения самооценки представлены на рисунке 4.

i2 %

4 %

□ i

□ 2

□ З

S4 %

Рис. 4. Уровень самооценки у студентов физкультурного вуза: 1 - высокий уровень; 2 - нормальный уровень; 3 - низкий уровень

ПЕДАГОГИКА | Продолжение таблицы 1

«Организатор - коммуникатор» Истероид Умеренная Высокая Адекватная З

Гипертим Высокая Низкая Высокая б

Умеренная Высокая Адекватная З

«Коммуникатор-интеллигент» Астеник Умеренная Норма Низкая З

«Организатор - коммуникатор - интеллигент» Гипертим Умеренная Норма Адекватная 5

«Организатор - коммуникатор - интеллигент -предметник» Истероид Умеренная Высокая Адекватная З

Литература

1. Деркач, А. А. Педагогическая акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева. -М.: Изд-во РАГС, 2007. - 160 с.

2. Колмогорова, Н. В. Формирование типов профессионально-педагогической направленности студентов физкультурного вуза: монография / Н. В. Колмогорова, Н. М. Костихина. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - 140 с.

3. Пономарева, М. А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М. А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. - М.: Флинта, 2000. - 263 с.

5. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. и перераб.

- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 574 с.- (Большая унив. б-ка).

6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1999. - 384 с.

Информация об авторе:

Колмогорова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, 75780007@rambler.ru.

Natalia V. Kolmogorova - Candidate of Pedagogics; Head of the Department of Pedagogics, Siberian State University of Physical Culture and Sport.

Статья поступила в редколлегию 23.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.