Научная статья на тему 'Изучение истории культуры русской эмиграции в российском институте культурологии'

Изучение истории культуры русской эмиграции в российском институте культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение истории культуры русской эмиграции в российском институте культурологии»

НАУЧНАЯ й КУЛЬТУРНАЯ ЖШЬ

Т.А.Пархоменко

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Пархоменко Т.А. - кандидат исторических наук, зав. сектором истории культуры российского зарубежья Российского института культурологии

В январе 1993 г. в Российском институте культурологии открыто новое подразделение - Сектор истории культуры российского зарубежья, на который была возложена задача изучения культурного наследия русской эмиграции. Распад СССР, появление так называемого ближнего зарубежья, огромное число новых русских эмигрантов, ринувшихся на благополучный Запад, ликвидация железного занавеса - все эти масштабные политические события рубежа 90-х годов XX в. побудили исследователей обратить взор к богатому историческом}' социокультурному опыту российской эмиграции, накопленному более чем за вековой период. Стало ясно, что без активного включения зарубежной России в российское историко-культурное пространство невозможно создать целостную картину культурного развития нашей страны, понять проблемы самоопределения и духовной консолидации, что стоят сейчас перед 25 млн. русских,

неожиданно для себя оказавшихся в ближнем зарубежье.

Направления исследований были сформулированы следующим образом:

- социокультурные причины российской эмиграции, иммиграции и реэмиграции;

- процессы адаптации русского рассеяния к инокультурному пространству;

- идейные и религиозно-философские основания социокультурных процессов русской эмиграции;

- деятели русского зарубежья;

- институциональные формы культурной жизни зарубежной России: обществ, союзов, клубов, музеев, театров, студий, выставок и т.д.

, - памятники культуры русской эмиграции и охрана природно-куль-турного наследия;

- общее и особенное, национальное и интернациональное в российском зарубежье, его роль в межгосударственной интеграции;

- диалог культур, вклад русской культуры эмиграции и метрополии в общемировой культурный процесс.

В настоящее время сектор разрабатывает социально-научные проекты и программы, среди которых можно отметить следующие: "Роль русской православной церкви в укреплении духовных основ зарубежной России", "Изучение, сохранение и поддержка культуры русской эмиграции в ближнем и дальнем зарубежье", "Духовные основы государственной политики и гражданства".

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ gpj

В рамках общенациональной программы "Духовные основы государственной политики и гражданства", инициированной Управлением Президента РФ по вопросам гражданства и Общественным советом социального служения московского патриархата, была устроена международная научная конференция "Культурная миссия российского зарубежья: история и современность", и проведены парламентские слушания "Русская диаспора - полноправный субъект российской политики", состоявшиеся в Москве в ноябре 1995 г.

Организаторами этих масштабных мероприятий стали Комитет по социальной политике Совета Федерации РФ, Российская академия наук, Министерство культуры РФ и Российский институт культурологии. В конференции и парламентских слушаниях приняло участие около 150 ученых, деятелей культуры, политиков, включая зарубежных представителей из восьми стран.

Как отмечал советник Управления Президента РФ по вопросам гражданства профессор В.Н.Расторгуев, "центральным вопросом, вынесенным на обсуждение, стал вопрос о роли русской диаспоры в определении стратегического курса России на данный момент и на долгосрочную перспективу"1. "Смена эпох неизбежно приводит и к смене парадигм, которые заложены в основу государственной политики, проводимой по отношению к зарубежным соотечественникам", - утверждает ученый.

И конференция, и парламентские слушания показали общее стремление рассматривать духовную жизнь русской диаспоры в качестве единого исторического социокультурного процесса с момента его зарождения и до на-

ших дней. При этом многие задавались вопросом, с какого времени можно говорить о появлении носителей русской культуры в зарубежье, о культурной миссии русской эмиграции, о русской диаспоре как историческом явлении. Ответы на эти вопросы потребовали расширить хронологические и географические рамки исследований, включить в их орбиту ранее не изучавшиеся массивы источников, а также привлечь к участию в этой работе специалистов самых различных областей знаний. Введение в научный оборот новых документов и материалов дало возможность проводить тщательный историко-сопоставительный анализ русской эмиграции и реэмиграции с аналогичными процессами в других странах, их влияния на культурную ситуацию различных народов, в том числе и в зарубежных регионах проживания наших соотечественников.

На конференции обсуждались такие важные вопросы, как философское наследие русского рассеяния, его научный, художественный, литературный, театральный и кинематографический мир, русская школа за рубежом и проблемы изучения эмиграции в современной школе России. Все это позволило с возможной полнотой осветить в целом культурную жизнь российского зарубежья.

В ходе дискуссии внимание прежде всего было обращено на качественные характеристики российской эмиграции. В изгнании оказались целые направления отечественной философии, науки и культуры, сформировавшиеся в дореволюционной России школы, потеря которых для нашей страны оказалась невосполнимой. Те лакуны, что образовались в советской культуре в

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

........ .„. _ „ _ „ _. ,„...........русской этгряцни в российском

№АУЧКАЯ И КУЛЬТУРШ ЖИЗНЬ институте кудьтуклогм

результате эмиграции ее носителей, так и остались незаполненными вплоть до наших дней - возьмем ли мы проблемы науки, религиозно-философского возрождения, литературного творчества, юриспруденции. Россия, лишившись однажды значительных пластов русского культурного наследия, искусственно отделенного от метрополии, так и не смогла вернуть их в полной мере обратно. Эмиграция для страны -это всегда невосполнимая потеря.

Интеллектуальный ресурс оказавшихся в зарубежье отечественных деятелей науки и культуры был очень высок, что нашло свое яркое воплощение в многочисленных трудах, опубликованных в изгнании, произведениях живописи и скульптуры, хранящихся в музеях Запада и Востока, в созданных на чужбине русских школах и художественных студиях, в развитии русского балета, музыки, театра и кино. Ценным достоянием русской культуры стал и накопленный в изгнании теоретический опыт философии русского зарубежья. Разработанные в эмиграции проблемы философского осмысления места человека в мире, его свободы и судьбы, а также проблемы эволюции и взаимосвязей национальных организмов, проблемы окружающей среды, определяющей своеобразие социокультурных процессов, конвергенции различных систем и т.д., показывают широту духовных интересов и многоплановость философских исканий русского рассеяния. Идеалистическая философия, "выплеснутая" за пределы России, но не растерявшая при этом своего национального своеобразия, внесла в общемировой поток философской мысли ту "русскую идею",

которая и поныне оказывает сильное влияние на российскую философскую и историческую мысль.

В последовавших за конференцией парламентских слушаниях обсуждались доклады, особое внимание в которых было уделено следующим вопросам:

а) социально-демографическому положению русской диаспоры за рубежом; б) сохранению полиэтнизма российских земель; в) укреплению культурных и экономических связей между русскими общинами в интересах будущих поколений; г) предотвращению геноцида и национальной розни на территории исторической России.

В общей сложности проведенные Сектором истории культуры российского зарубежья в сотрудничестве с другими организациями международные обсуждения проблем культурного наследия русской эмиграции дали богатый материал для дальнейшей работы в этой области. Результатом ее стало издание двух сборников научных статей и одной коллективной монографии.

Первый сборник — "Культура российского зарубежья"2 — вышел в свет в 1995 г. В нем представлены работы 18 авторов, пять из которых - иностранные исследователи. Весь материал сборника поделен на несколько разделов, последовательно раскрывающих его содержание:

1) культурная миссия российского зарубежья; 2) идейное наследие российской эмиграции; 3) культурные центры русского рассеяния; 4) муза русской диаспоры; 5) из эмигрантских архивов.

В 1998 г. российский институт культурологии издал коллективную монографию "Российское зарубежье: исто-

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИ» КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРОЛОГ*«

НАУШЯ I КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

рия и современность", в которой приняло участие 56 деятелей науки, культуры и политики. Ее открывает «Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам международной конференции "Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества", состоявшейся в Москве в 1997 г. и проходившей под девизом "Духовное гражданство - подданство веры". Вслед за патриархом на страницах книги выступил профессор В.Н. Расторгуев, который следующим образом обозначил основную идею монографии: «солидарность соотечественников - потенциал России», независимо от того, где и в каких странах проживают соотечественники.

Книга содержит семь больших разделов: 1) общие проблемы истории и современности российского рассеяния;

2) русская культура в изгнании;

3) исторические портреты и судьбы деятелей русской эмиграции; 4) хранители памяти русской диаспоры; 5) идейное наследие зарубежной России и современность; 6) русская диаспора -полноправный субъект российской политики; 7) о перспективах развития института российского гражданства и практики реализации действующего в этой области законодательства.

Тираж монографии разошелся мгновенно, поэтому в 1999 г. Российский институт культурологии издал еще один сборник научных статей, в основе своей повторяющий книгу 1998 г. В этом сборнике участвуют 26 авторов, статьи которых распределены по четырем разделам: 1) российское зарубежье:

общие проблемы истории и современности; 2) русская культура в изгнании; 3) исторические портреты и судьбы деятелей русской эмиграции; 4) хранители памяти:!.

Отличительной особенностью двух последних изданий является активное участие в их авторских коллективах исследователей из провинциальной России (Кубани, городов Иваново, Казань, Тверь, Брянск), представляющих различные научные и учебные заведения страны: российскую национальную библиотеку, Казанский государственный университет, Российский государственный педагогический университет в Петербурге и др. Широко представлены и иностранные авторы, среди которых значительную часть составляют российские эмигранты.

В настоящее время сектором готовится к изданию еще один сборник: "Русская интеллигенция на Родине и в зарубежье", который предваряет новое направление в научно-исследовательской работе сектора, посвященное российской интеллектуальной элите Х1Х-ХХ вв.

Примечания

1. Расторгуев В.Н. Солидарность соотечественников - потенциал России // Российское зарубежье: история и современность. М,, 1998. — С. 7.

2. Культура российского зарубежья. М„ 1995.

3. Культурная миссия российского зарубежья. История и современность. М„ 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.