Научная статья на тему 'Изменения на региональном рынке труда специалистов'

Изменения на региональном рынке труда специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения на региональном рынке труда специалистов»

Дибиргаджиев В.М.

Изменения на региональном рынке труда специалистов1

Ситуация на рынке труда Республики Дагестан в целом и в том его сегменте, на котором формируется спрос и предложение молодых специалистов, остается стабильно напряженным. С одной стороны, неуклонно возрастает контингент студентов вузов, и, соответственно, выпуск дипломированных специалистов, с другой - возможности их дальнейшего трудоустройства по-прежнему ограничены. Не оправдались прогнозы об относительной стабилизации в текущем десятилетии удельного веса выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, или как их теперь именуют «учреждения ВПО».

Таблица 1

Прогноз баланса количества выпускников 11-х классов общеобразо-

вательных школ на 2003-2010 гг. по Республике Дагестан

Годы Выпуск Из 11-х классов Прогноз баланса выпускников из 11-х классов

Принято для обучения в учреждения Сальдо

НПО СПО ВПО тыс. чел. %

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

2001 26,40 2,91 11,0 4,27 16,2 10,29 39,0 8,92 33,8

2003 30,40 3,06 10,1 4,52 14,9 10,91 35,9 11,92 39,2

2004 29,56 3,00 10,2 4,45 15,1 10,78 36,5 11,32 38,3

2005 28,72 2,95 10,3 4,39 15,3 10,65 37,1 10,74 37,4

2006 28,35 2,73 9,6 4,09 14,4 9,96 35,1 11,57 40,8

2010 24,30 2,49 10,3 3,71 15,3 9,01 37,1 9,08 37,4

Источник: Киселев А.Ф, Савельев А.Я., Сазонов Б. А. Образовательный потенциал России: состояние и развитие. - М.; МГУП, 2004.

Фактические показатели приема превысили самые смелые прогнозы (см. табл.2). Прием в учреждения высшего профессионального образования увеличился уже в 2005/2006 учебном году по сравнению с 2001/2002 на 7,8 тысяч человек (на 46%), в том числе на дневное отделение, куда в основном поступают выпускники средних школ - на 3,8 тысяч человек, или на 33%.

Таблица 2

2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006

Принято студентов - всего 16,0 17,0 22,0 24,0 24,5 24,8

в том числе в учебные заведения:

1 Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект РПН. 3.4.1.6392)

государственные 14,3 15,3 19,5 21,6 21,7 21,8

из них дневное отделение 9,7 10,3 12,5 13,7 14,0 13,7

негосударственные 1,6 1,7 2,5 2,4 2,8 3,0

из них дневное отделение 1,1 1,2 1,4 1,2 1,5 1,6

Выпущено специалистов - всего 7,7 9,5 13,5 15,4 17,1 18,5

в том числе учебными заведениями:

государственными 6,9 7,8 12,0 13,8 15,0 16,1

в том числе дневными отделениями 4,0 4,8 8,0 9,2 9,4 10,0

негосударственными 0,8 1,7 1,5 1,6 2,1 2,4

в том числе дневными отделениями 0,3 0,4 0,5 0,4 0,9 0,9

На 10 000 населения выпущено специа-

листов высшими учебными заведениями 36 44 61 59 65 70

в том числе

государственными 32 36 55 53 57 61

Источник: Материалы Госкомстата РД

Поэтому и получается, что если в начале 90-х годов прошлого века студентами становилась четвертая часть выпускников дневных школ, в последние же годы вследствие развития сети негосударственных и расширения количества профилей подготовки кадров в государственных учебных заведениях этот показатель уверенно приближается к отметке 80%.

Значительные темпы роста численности студентов в государственных вузах связаны не только с увеличением нетрадиционных для них направлений подготовки специалистов, но и с развитием сети филиалов российских государственных учебных заведений. С 1999/2000 учебного года к ним прибавились филиалы Белгородского университета потребкооперации в Буйнакске и Ростовского экономического университета - в Дербенте.

В государственных вузах по дневной форме обучается 56,5% студентов, по заочной - 43,5%, в негосударственных, соответственно - 43,4% и 56,6%. По специальности «Экономика и управление» обучается 20% от общей численности студентов всех вузов, по «Юриспруденции» - 12%.

По состоянию на 1 октября 2005г. направления на работу получили 1,4 тыс. специалистов (17,1%), окончивших дневные отделения высших учебных заведений.

Таблица 3

Динамика подготовки специалистов в Республике Дагестан

2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006

Число высших учебных заведений - всего 22 20 22 25 25 28

в том числе:

государственные 6 6 6 6 6 6

негосударственные 16 14 16 19 19 22

Численность студентов

- всего, тыс. человек 68,8 75,0 90,0 97,2 105,5 113,2

в том числе в учебных заведениях:

государственных 60,4 67,2 80,7 86,9 92,6 98,0

из них на очных отделениях 39,3 43,6 48,7 50,5 53,1 55,4

негосударственных 8,4 7,7 9,3 10,5 12,9 15,2

из них на очных отделениях 3,8 3,9 4,2 4,7 5,7 6,6

На 10 000 населения приходилось сту-

дентов высших учебных заведений 318 343 408 375 402 429

в том числе государственных 279 308 366 334 353 371

Из общей численности студентов

- женщины, тыс. человек 33,1 36,0 43,5 48,7 53,7 60,4

Источник: Материалы Госкомстата РД

Численность экономически активного населения на конец 2006 года составляет 1206,2 тыс. человек, или 45% общей численности населения республики. Из общего числа экономически активного населения 937,1 тыс. человек (77,7%) заняты в экономике; по сравнению с 2001 годом число занятых увеличилось на 258,7 тыс. человек (27,6%), а по сравнению с 1995 годом - на 355,2 тыс. человек (37,9%) [3; 4].

К концу 2006 года 269,1 тыс. человек (22,3%) экономически активного населения, не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 55,8 тыс. человек, или 4,6% экономически активного населения [4].

Меняется состав безработных по образовательному уровню, возрасту и социальному статусу. Изменение состава безработных непосредственно связано как с сокращением рабочих мест на предприятиях и организациях, так и со сложностью трудоустройства у выпускников учебных заведений.

Таблица4

Динамика состава безработных [3; 4] _

В % к итогу 2006 г. в % к

1995 2000 2001 2006 2001 1995

Всего 100 100 100 100 95,8 109,1

Из всего по образованию:

- высшее 6,5 4,5 4,1 16,5* в 3,8 р. в 2,8 р.

- среднее специальное 30,4 15,3 13,8 15,0 104,1 53,9

- начальное профессиональное х 8,6 5,6 10,2 174,5 х

- общее среднее 47,8 60,5 64,0 48,2 82,2 96,6

- не имеющие полного среднего об- 15,3 10,9 12.5 10,1 88,2 63,2

разования

Из всего по возрасту:

- до 18 лет 43 1,2 1,4 12,5** в 8,5 р. 31,7

- от 18 до 29 лет 54,6 40,5 35,9 38,3*** 102,2 76,7

- предпенсионного возраста 6,0 2,9 2,1 7,0 в 3,2 р. 127,4

- других возрастов 35,0 55,3 60,6 42,2 66,7 131,7

*для 2006 года имеющих высшее и незаконченное высшее образование,

** для 2006 года в возрасте до 20 лет,

*** для 2006 года в возрасте от 20 до 29 лет.

Как видно из таблицы 4, в последние годы наблюдаются определенные негативные тенденции в структуре безработных: на фоне существенного повышения уровня занятости в численности безработных увеличивается доля выпускников вузов и молодых людей вообще. Это вполне согласуется с данными таблиц 1-3 - контингент обучающихся и выпуск из высших учебных заведений выросли за последние полтора десятилетия значительно выше, чем способна «переварить» экономика региона. Означает ли это необходимость сокращения приема в образовательные учреждения? Представляется, что такой вывод делать рано. Совершенно очевидно, что при существующих тенденциях развития региональной экономики, Республика Дагестан надолго останется трудоизбыточным регионом. Поэтому следует детально проанализировать так называемые расширенные рынки труда, включающие кроме собственно РД регионы, в которых наблюдается стабильный неудовлетворенный спрос на молодых специалистов.

Кроме того, обращает на себя внимание такой интересный факт: хотя на региональном рынке труда имеется немалое число специалистов с высшим образованием как обладающих опытом предыдущей работы, так и не имеющих такового (выпускники вузов) значительное число рабочих мест в органах власти занимают люди без соответствующего образования.

Наименьшая численность государственных служащих, имеющих высшее образование приходится на муниципальные органы - 61,4% или 3238 сотрудников [3]. И в это время тысячи дипломированных специалистов не находят применения своим знаниям и навыкам.

Все это не могло не отразиться на студенчестве - будущих специалистах, о чем свидетельствуют данные мониторинга системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона [1]. Мониторинг свидетельствует о нарастании тенденции, обозначившейся в предшествующие десятилетия. Речь идет о формировании социально-статусной составляющей мотивации получения высшего образования и

превалирования ее над профессиональным компонентом. Дело в том, что решение получить высшее образование предшествует выбору профессии, т.е. абитуриент в первую очередь определяет будущее социальное положение. Иначе говоря, в основе выбора конкретной специальности лежит выбор будущего социального положения, а в основе профессиональной ориентации - ориентация социальная. Во второй половине 1990-х годов и начале нынешнего столетия значительная часть поступавших в вузы руководствовалась инструментальной ценностью высшего образования, рассматривала его как средство реализации своих способностей в последующей карьере. Данные социологических исследований показывают: только 25-30% студентов вполне осмысленно избрали соответствующую вузовскую специализацию, причем главенствующую роль сыграли сопутствующие факторы, в том числе финансовые возможности семьи.

В дальнейшем, в ходе обучения в вузе, происходит определенное приобщение к профессии, однако темпы его невелики. причиной выступают как особенности организации учебного процесса, так - и это в первую очередь - невостребованность рынком труда. Отсюда невысокий уровень учебно-познавательной активности, прагматическое отношение к учебе. И хотя основная часть студентов вполне положительно относится к получаемой профессии, работать по ней планирует только каждый пятый. То, что социальное и профессиональное продвижение выпускников осуществляется не всегда с получаемой в вузе специальностью, позволяет сделать вывод: современное высшее образование в определенной мере является не профессиональным, специализированным, а общим, своеобразной предпосылкой для следующего профессионального самоопределения.

Следует ли удивляться после этого тому обстоятельству, что после окончания вуза многие выпускники оказываются в состоянии неопределенности и невостребованности. До тех пор, пока на государственном уровне не будет четко обоснованного прогноза развития экономики и социальной сферы страны (в том числе в отраслевом и территориальном разрезе), достижение сбалансированности на рынке труда специалистов представляется недостижимой мечтой.

Литература

1. Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. - Махачкала: «Наука плюс», 2007.;

2. Киселев А.Ф, Савельев А.Я., Сазонов Б.А. Образовательный потенциал России: состояние и развитие. - М.; МГУП, 2004.;

3. Социально-экономическое положение РД в 2001 г. Ч.1. - Махачкала,

2002.;

4. Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М.,2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.