Научная статья на тему 'Изменение субъективного отношения к образовательной среде у курсантов вузов внутренних войск МВД России'

Изменение субъективного отношения к образовательной среде у курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL FIELD / SUBJECTIVE RELATION / TEACHING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солонский Виталий Юрьевич

В статье кратко освещаются особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов военных вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солонский Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing of a subjective relation to the educational field at cadets of institutions of the Internal Troops of the Interior of Russia

The article briefly highlights the particular changing of a subjective relation to the educational field in teaching process of the cadets of military institutions of the Internal Troops of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Изменение субъективного отношения к образовательной среде у курсантов вузов внутренних войск МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

УДК 301.085 В.Ю. Солонский*

Изменение субъективного отношения к образовательной среде у курсантов вузов внутренних войск МВД России

В статье кратко освещаются особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов военных вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательная среда, субъективное отношение, процесс обучения.

V.Y. Solonskiy* Changing of a subjective relation to the educational field at cadets of institutions of the Internal Troops of the Interior of Russia. The article briefly highlights the particular changing of a subjective relation to the educational field in teaching process of the cadets of military institutions of the Internal Troops of the Interior of Russia.

Keywords: educational field, subjective relation, teaching process.

Процесс адаптации курсанта к учебно-боевой деятельности не может быть успешным без высокого уровня социально-психологической комфортности среды, которая окружает его с первых дней пребывания в вузе.

Включение молодого человека в новую сферу деятельности связано с ломкой некоторых устоявшихся шаблонов мышления и поведения. Существует большое количество стрессогенных факторов, которые требуют от курсантов психологической готовности к их преодолению. В начале учебы молодые люди остро переживают отрыв от дома, разлуку с близкими, изменение режима дня, знакомство с новым коллективом. Сталкиваясь с ранее не известными ему условиями жизни, воинским коллективом, с требованиями, которые предъявляет военная служба, он должен в короткий срок овладеть многими умениями и навыками, выработать новые стереотипы поведения. [4, 5]

Попав в иную окружающую среду, молодой человек не может полагаться на инстинктивное приспособление, а должен сознательно определить в ней своё место. Высокий уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функциональных возможностей организма. Приспособление к новым условиям, обстановке, деятельности также требует перестройки на уровне физиологических и социальных структур человека. Такая перестройка организма и личности естественно порождает напряжение, большие затраты энергии, отрицательные эмоции, усталость. [1, 2] Стрессогенные факторы учебно-боевой деятельности, особенно на начальном этапе обучения, крайне негативно отражаются на психическом здоровье личности. Увеличение периода дезадаптации ведёт к психическому напряжению, а также девиациям в поведении. Как показывают исследования, лишь около трети молодых людей могут быстро приспосабливаться к новым условиям и окружающей обстановке. Но для большинства курсантов необходим более или менее длительный период адаптации. Для того, чтобы этот процесс проходил более гладко, об особенностях адаптации человека к новым условиям полезно знать как курсантам, так и их командирам. Одним, чтобы сознательно преодолевать трудности вхождения в новые условия, другим, чтобы эффективно помогать подчинённым быстрее овладевать навыками, необходимыми для учебно-боевой деятельности, продуктивнее управлять становлением воинского коллектива, взаимоотношениями в нём, а также работать с людьми индивидуально, учитывая адаптационные возможности каждого. [2, 3].

Подготовка военного специалиста — дорогостоящее дело, и поэтому важно, чтобы каждый курсант быстро включился в учебный процесс, занимался с максимальной эффективностью и отдачей, а срыв адаптации не стал бы толчком к потере мотивации дальнейшего обучения в военном вузе. Многие исследователи полагают, что сложившаяся система обучения курсантов во внутренних войсках МВД России в целом соответствует адаптационным возможностям молодых людей, однако необходимо признать, что она пока далека от совершенства. В настоящее время во внутренних войсках ориентация взаимоотношений на гуманизацию требует более пристального внимания к самочувствию и развитию личности в воинском подразделении. Важно учитывать уровень социально-психологической комфортности среды в процессе адаптации курсанта. От нее будет зависеть повышение эффективности учебного процесса, а учебно-боевая деятельность будет способствовать повышению общественной активности, сознательности, психологической и социальной зрелости молодых людей.

В ходе психодиагностического обследования были проанализированы особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов Санкт-Петербургского военного

* Солонский Виталий Юрьевич преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, соискатель Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Адрес: Россия, 1982G6, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. (812) 73G-16-1G. E-mail v.soionskiy@mail.ru.

* Solonskiy Vitaliy Yr’evich, the teacher of physical culture and sports department of the

St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Interior of Russia, doctoral candidate of the Leningrad Pushkin State university. Address: Russia, 1982G6, St.-Petersburg, Pilutov-street, 1.

Статья поступила в редакцию 23 мая 2G11 года.

института внутренних войск МВД России в процессе обучения по методике «Социальнопсихологическая комфортность среды». В результате были выявлены достоверные отличия по параметрам, характеризующим идентичность со средой учебного заведения, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого курсов (р меньше или равно 0,001), а также между курсантами первого и пятого курса (р меньше или равно 0,01), которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика значений и показателей идентичности со средой у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Х!±Ш! Х2±Ш2 критерий

1-2 66,56±1,45 54,84±1,22 * * * 0 7 6,

1-3 66,56±1,45 51,97±1,30 7,482***

1-4 66,56±1,45 55,00±1,56 * * * 21 ,4 5,

1-5 66,56±1,45 54,54±3,23 3,396**

** — уровень значимости различий 0,01 *** — уровень значимости различий 0,001

Как видно по данным, представленным в табл. 1, параметры, характеризующие субъективное ощущение идентичности со средой у испытуемых, несколько выше на первом курсе, также наблюдается некоторый рост показателя на четвёртом году обучения.

Таким образом, параметры, характеризующие идентичность индивида со средой, наиболее высоки на первом году обучения. Стоит отметить, что данная шкала — это субъективная оценка индивида самого себя. Курсанты на первом курсе оценивают себя как людей, более приспособленных к деятельности в данной среде, а в последующем наблюдается некоторая неуверенность в своих силах. Вероятнее всего, полученные различия будут проявляться следующим образом: на первом курсе курсанты проявляют большую социальную активность, большее желание участвовать в мероприятиях, проводимых вузом, лучше относится к своим однокурсникам по сравнению со старшими курсами. Можно предположить, что первокурсники лишены опыта взаимодействия с окружающими в среде вуза, поэтому они активно пытаются приобрести этот опыт для более успешной адаптации.

В ходе проведенного исследования были выявлены достоверные различия по шкале, характеризующей мотивацию индивидов к обучению в вузе у обучаемых первого и второго, первого и третьего, второго и третьего (р меньше или равно 0,001), первого и пятого, третьего и четвёртого (р меньше или равно 0,01), первого и четвёртого (р меньше или равно 0,05) курсов (табл.2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика значений и показателей мотивации на обучение в в вузе

у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Хі±Ші Х2±Ш2 (-критерий

1-2 51,79± 0,94 45,91±0,89 4,533***

1-3 51,79± 0,94 38,72±1,33 8,041***

2-3 45,91±0,89 38,72±1,33 4,499***

1-5 51,79± 0,94 43,35±2,39 3,293**

3-4 38,72±1,33 46,42±1,86 -3,378**

1-4 51,79± 0,94 46,42±1,86 2,580*

* — уровень значимости различий 0,05 ** — уровень значимости различий 0,01 *** — уровень значимости различий 0,001

Как видно из результатов, представленных в табл. 2, от первого к третьему курсу идет спад мотивации к обучению, на четвертом курсе отмечается возвращение интереса к учебе, и на пятом опять следует небольшой спад.

Снижение результатов к третьему курсу свидетельствует о разочаровании в получаемой профессии, потере смысла обучения. К четвертому курсу наблюдается некоторое повышение показателя, которое говорит о повышении субъективной значимости профессии. Вероятнее всего, это связано с тем, что на четвертом курсе происходит перелом в осознании значимости своей профессии, возможно, благодаря продолжительным стажировкам в войсках, в то время как на пятом курсе основным мотивом будет защита дипломной работы, а получение новых знаний отходит на второй план.

По результатам анализа данных были выявлены достоверные отличия по показателю, характеризующему самооценку личности, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого, второго и третьего курсов (р меньше или равно 0,001), также у обучаемых первого и пятого, третьего и четвёртого (р меньше или равно 0,01), третьего и пятого курсов (р меньше или равно 0,05). Эти данные представлены в табл. 3.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Таблица 3

Сравнительная характеристика значений и показателей самооценки личности у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Хі±Ші Х2±Ш2 1-критерий

1-2 62,60±2,46 52,93±1,24 3,511***

1-3 62,60±2,46 46,46±1,13 5,966***

1-4 62,60±2,46 52,03±1,73 3 521 ***

2-3 52,93±1,24 46,46±1,13 3,853***

1-5 62,60±2,46 52,58±2,55 2,830**

3-4 46,46±1,13 52,03±1,73 -2,699**

3-5 46,46±1,13 52,58±2,55 -2,192*

* — уровень значимости различий 0,05 ** — уровень значимости различий 0,01 *** — уровень значимости различий 0,001

Как видно из результатов, представленных в табл. 3, показатель, характеризующий самооценку личности, снижается от первого к третьему курсу, далее к четвёртому году обучения происходит количественное увеличение показателя.

Можно предполагать, что самооценка у курсантов Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России выше на первом курсе по сравнению со всеми остальными курсами, т.е. для курсантов первого курса в большей мере характерно представлять себя успешными и активными, они более самостоятельны и ответственны за собственные решения, чем старшекурсники. Это может быть обусловлено тем, что для первокурсников характерно восторженное отношение к самому факту поступления в высшее военно-учебное заведение, как наиболее значительному самостоятельному достижению. К тому же у первокурсников имеется определённое представление о своей будущей профессии, вероятно, они считают себя полностью пригодными к ней. В ходе же обучения возможно разочарование как в будущей профессии, так и в вузе либо в своих способностях. Некоторое повышение показателя к четвёртому курсу объяснимо: проходит некоторый период после прохождения войсковой стажировки, необходимый для осознания собственных достижений и переработки в личный опыт.

В результате математического анализа данных были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему уровень развития военно-профессиональной направленности, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого, первого и пятого, второго и третьего, второго и четвёртого (р менеьше или равно 0,001), второго и пятого (р менеьше или равно

0,01) курсов (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная характеристика значений и показателей профессиональной направленности у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Хі±Ші Х2±Ш2 1-критерий

1-2 29,47±0,58 26,56±0,50 3,806***

1-3 29,47±0,58 20,79±0,69 9,620***

1-4 29,47±0,58 22,66±1,01 5,831***

1-5 29,47±0,58 21,35±1,53 4 967***

2-3 26,56±0,50 20,79±0,69 6,785***

2-4 26,56±0,50 22,66±1,01 3,458***

2-5 26,56±0,50 21,35±1,53 3,244**

** — уровень значимости различий 0,01 *** — уровень значимости различий 0,001

Как видно из результатов, представленных в табл. 4, показатель, характеризующий профессиональную направленность, снижается у учащихся от первого к третьему курсу.

Таким образом, можно предположить, что профессиональная направленность выше у курсантов первого курса. Стоит отметить, что показатель складывается из субъективных оценок индивида, т.е., возможно, данные результаты объясняются тем, что на первом курсе курсанты считают себя более подходящими к избранной профессии, предполагая определённую картину как самого рода деятельности, так и своего обучения в вузе. Вполне возможно, что в ходе обучения происходит некоторое разочарование, чем и объясняется снижение показателя, характеризующего профессиональную направленность.

В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему удовлетворённость потребности в безопасности, у курсантов первого и второго, первого и четвёртого, первого и пятого, второго и третьего, третьего и четвёртого (р менеьше или равно 0,001), третьего и пятого (р менеьше или равно 0,01), первого и третьего, второго и четвёртого (р менеьше или равно 0,05) курсов (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная характеристика значений и показателей удовлетворённости потребности в безопасности у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Х!±Ш! Х2±Ш2 ^критерий

1-2 40,53±1,58 52,26±0,65 -6,860***

1-4 40,53±1,58 56,11±1,64 -6,828***

1-5 40,53±1,58 56,23±2,59 -5,175***

2-3 52,26±0,65 46,64±1,31 3,836***

3-4 46,64±1,31 56,11±1,64 -4,500***

3-5 46,64±1,31 56,23±2,59 -3,304***

1-3 40,53±1,58 46,64±1,31 -2,972*

2-4 52,26±0,65 56,11±1,64 -2,179*

* — уровень значимости различий 0,05 *** — уровень значимости различий 0,001

Как видно из табл. 5, показатели, характеризующие степень удовлетворённости потребности в безопасности у индивида в данной образовательной среде, выше у курсантов на пятом и четвёртом курсах, ниже у первокурсников.

Можно предположить, что в большей степени не удовлетворена потребность в безопасности у учащихся первого курса. Этот факт может проявляться в том, что первокурсники считают свою жизнь менее стабильной, отношения с людьми вызывают у них противоречивые чувства. В этот период активно формируется система отношений в группе. Возможно, причины такого отношения в том, что данная образовательная среда является для них новой, в то время как старшекурсники в большей степени знакомы с организацией среды в вузе и чувствуют себя в ней более безопасно. Некоторый спад показателя к третьему курсу, возможно, вызван истощением ресурсов, а также наличием на третьем курсе войсковой на стажировки, которая является для них новым погружением в неизвестную среду.

идентичность ■ мотивация а самооценка -Л— проф направ -53— потр в безоп

Рис. 1. Особенности изменения параметров, характеризующих субъективное отношение к среде

у курсантов в процессе обучения

Анализируя рис. 1, можно выявить несколько закономерностей. Показатели, характеризующие самооценку и мотивацию курсантов, снижаются от первого к третьему курсу, далее наблюдается некоторое повышение показателей. Возможно, это связано с тем, что у первокурсников есть четкое представление о своей будущей профессии, и они считают себя полностью пригодными к ней, но в ходе обучения, возможно, наступает разочарование либо в будущей профессии и вузе, либо в своих способностях. Некоторое повышение показателей к четвёртому курсу можно попытаться объяснить тем, что к этому курсу происходит понимание о возможностях реализовать себя в профессии офицера, появляется уверенность в среде вуза, стремление успешно завершить обучение в вузе.

Снижение в процессе обучения показателей, характеризующих профессиональную направленность и идентичность со средой вуза, может проявляться из-за того, что первокурсники приходят в учебное заведение с определёнными ожиданиями и от себя, и от новой для них среды, но в процессе обучения происходит разочарование. Вероятнее всего, это связано с развенчанием своих идеалистических представлений о профессии военного офицера. Кроме того, в процессе обучения в вузе может происходить смена ценностей, можно предположить, что на место ценности получения знаний приходят другие, например, ценность образования, службы.

Показатель, характеризующий удовлетворённость потребности в безопасности повышается к пятому курсу, что, скорее всего, обусловливается адаптацией учащихся к среде вуза в ходе обучения.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Рис. 2. Особенности изменения параметров, характеризующих субъективную социальнопсихологическую комфортность среды для курсантов в процессе обучения

Стоит обратить внимание на особенности изменения интегрального показателя по методике, характеризующего социально-психологическую комфортность среды (рис. 2). Как видно, чёткой закономерности развития характеристик принятия среды не выявлено.

По результатам, представленным на рис. 2, показатель, характеризующий социальнопсихологическую комфортность среды, уменьшается к третьему курсу. Стоит отметить, что эти результаты согласуются с большинством результатов по данной методике, что может указывать на присутствие на третьем году обучения таких факторов, которые снижают показатели социальнопсихологической комфортности среды.

Таким образом, показатели, характеризующие социально-психологическую комфортность среды, в основном снижаются к третьему курсу. Можно предположить, что это связано с некоторым несоответствием ожиданий и реальным требованиям данной сферы деятельности, что в свою очередь, может вести к разочарованиям, и приспособлению с привлечением ресурсов организма и личности, что к третьему году обучения может вызвать истощение, и адаптация к среде возникает только к завершению обучения. А значит, существующая образовательная среда Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России не обладает высоким уровнем социальнопсихологической комфортности и не способствует успешному процессу адаптации курсанта к учебнобоевой деятельности.

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Ленинградский Государственный университет, 1961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дьяченко, М. И. Адаптация // Советская военная энциклопедия. — Т. 1. — М.: Воениздат, 1976.

3. Дудник, В. М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений : дис. ... канд. филос. наук. — М., 1975.

4. Караяни, А. Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений : дис. ... канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1993.

5. Конюхов, Н. И. Социально-психологические особенности военнослужащих. — М.: ВПА, 1987.

Literature

1. Anan’ev, B. G. A human as a subject of cognition. — Leningrad, 1961.

2. Djachenko, M. I. Adaptation // Soviet military encyclopedia. — Vol.1. — Moscow, 1976.

3. Dudnik, V. M. Pedagogical problems of perfection of an educational system of cadets development of educational units. The thesis of the master of Philosophy sciences. — Moscow, 1975.

4. Karajany, A. G. The ensuarance of social-psychological stability of military units. The thesis of the master of Psychology sciences. — Moscow, 1993.

5. Koniuhov, N. I. Social-psychological particularities of servicemen. — Moscow, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.