Научная статья на тему 'Из опыта работы по использованию веб-сервисов на занятиях цикла общепрофессиональных дисциплин по специальности "программирование в компьютерных системах"'

Из опыта работы по использованию веб-сервисов на занятиях цикла общепрофессиональных дисциплин по специальности "программирование в компьютерных системах" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / MENTAL MAPS / ВЕБ-СЕРВИСЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЛАКАТЫ / INTERACTIVE POSTERS / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКРАЙБИНГ / SCRIBING / WEB-SERVICES / SKY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Ю.В.

В статье рассматривается использование сетевых сервисов в качестве инструментальной среды для разработки электронных учебных материалов. Автор показывает целесообразность и эффективность использования ментальных карт при реализации «смешанного» обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM WORK EXPERIENCE IN USING WEBSERVICES AT THE GENERAL VOCATIONAL CLASSES OF THE ''PROGRAMMING IN THE COMPUTER SYSTEMS'' COURSE

The article analyses the usage of net services as an instrumental environment for developing electronic learning materials. The author shows expediency and efficiency of mental maps usage during ‘mixed’ teaching.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по использованию веб-сервисов на занятиях цикла общепрофессиональных дисциплин по специальности "программирование в компьютерных системах"»

что в переводе с английского означает «продолжительный целенаправленный поиск». Студенты также активно используют сеть Интернет как для поиска информации, так и для обмена ею. При работе над проектом они выполняют веб-квесты следующих видов:

- компиляция (например, создание сборника англоязычных заимствований в виде приложения к проекту для демонстрации его практической значимости; да и сам проект, согласно новым требованиям, должен состоять в основном из практической части работы);

- презентация (создание презентации, в которой содержатся все основные и значимые элементы проекта, для устного выступления на научных студенческих конференциях);

- проектирование, аналитическая задача (например, поиск английских заимствований в нашей повседневной жизни, систематизация информации по заданной теме);

- оценка (обоснование своей точки зрения по вопросу актуальности исследуемой темы);

- научные исследования (проходят в виде социологических опросов среди студентов с целью выявления того, насколько хорошо студенты различных специальностей ориентируются

Библиографический список

в английской лексике, прочно вошедшей в русский язык).

Данный подход к организации научно-исследовательской работы студентов дает неплохие результаты. Студенты колледжа активно участвуют в деятельности научного общества обучающихся среднего профессионального образования Челябинской области и занимают призовые места: например, научная работа студентов «Англоязычные заимствования в русском языке» в 2013 г. заняла 1-е место на областной конференции и стала лауреатом 2-й степени Всероссийского конкурса «Юность, наука, культура»; проект «Ложные друзья переводчика в английском языке» в 2016 г. занял 3-е место.

В заключение отметим, что применение методов и технологий на основе проектно-исследова-тельской деятельности решает многие задачи при подготовке специалиста. Работа над проектом развивает мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно, повышает у студентов мотивацию к обучению, так как задания взяты из реальной повседневной жизни и воспринимаются как полезная и нужная информация, что ведет к повышению эффективности образовательного процесса.

1. Антонова, Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности [Текст] / Е. Е. Антонова // Завуч. Управление современной школой. — 2009. — № 5. — 138 с.

2. Дворжецка, Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся [Текст] / Л. В. Дворжецка // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. — 2009. — 156 с.

3. Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей [Текст] / И. Е. Емельянова // Начальная школа плюс. — 2009. — № 12. — 145 с.

4. Лейтес, Е. С. О признаках детской одаренности [Текст] / Е. С. Лейтес // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. — 2009. — № 8.

5. Менделевич, С. Принципы и технология обучения одаренных детей [Текст] / С. Менде-левич // Директор школы. — 2007. — № 9. — 148 с.

УДК 001/377 Ю. В. Майер, преподаватель Златоустовского

индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВЕБ-СЕРВИСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЦИКЛА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»

В статье рассматривается использование сетевых сервисов в качестве инструментальной среды для разработки электронных учебных материалов. Автор показывает целесообразность и эффективность использования ментальных карт при реализации «смешанного» обучения.

Ключевые слова: ментальные карты, веб-сервисы, интерактивные плакаты, облачные технологии, скрайбинг.

В современных условиях модернизации образования наметился уверенный переход от жестко регламентированных форм организации учебного процесса (классно-урочной, лекционно-семинарской) к гибким, открытым, адаптированным формам и технологиям электронного обучения. Данные изменения были инициированы статьями 13, 15, 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых рекомендована сетевая форма реализации образовательных программ, формы электронного обучения, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий [1]. Министерством образования и науки РФ были разработаны «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сетевой форме» [2]. Эти документы фактически послужили основой для пересмотра и переосмысления образовательными организациями подходов к осуществлению образовательной деятельности, для консолидации усилий по созданию электронных образовательных ресурсов, современных методик и технологий в целях обеспечения своего конкурентного преимущества.

В нашем колледже разработан образовательный контент для дистанционных курсов в АСУ ProCollege. При проведении занятий с применением дистанционных образовательных технологий обнаружился дефицит прямого общения преподавателя и студента. В связи с этим встал вопрос о подборе эффективных форм, средств и технологий интерактивного учебного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

В последнее время большую популярность завоевали онлайн-семинары (вебинары), форумы. Но наиболее эффективному интерактивному взаимодействию и организации совместной работы в сети способствуют уникальные возможности сервисов Web 2.0.

Приведем примеры интернет-сервисов, которые позволяют организовать интерактивное учебное взаимодействие в условиях совместной работы пользователей:

- онлайн-офис Google Docs;

- инфографические материалы Tagul, Wordle;

- интерактивные плакаты Gloster, WikiWall;

- интерактивные доски онлайн DabbleBoard, Twidda, DreamsBoard;

- интерактивные панели Symbaloo;

- интерактивные рабочие листы: сервисы Google Диска, сервисы для создания ментальных карт Mindomo, SpiderScribe, Mind42, сервисы интерактивных упражнений Learnin-gApps, ClassTools;

- информационно-ознакомительные материалы: фотосервисы, видеосервисы, сервисы для создания презентаций;

- контролирующие материалы: формы Google, Simpoll, Твой тест, 99 polls;

- учебные проекты: среда wiki-wiki.

Нашими преподавателями разработаны следующие цифровые образовательные ресурсы с использованием интернет-сервисов.

1. Электронный курс командного интернет-турнира «Поколение Web 2.0» (преподаватель Н. Д. Ахмерова), созданием которого была решена проблема интерактивного взаимодействия пользователей (школьников) при дистанционных технологиях. Целью разработки данного ресурса является развитие познавательных интересов и информационной культуры у учащихся (школьников), популяризация специальности «программирование в компьютерных системах».

В электронном курсе «Поколение Web 2.0» представлены следующие виды деятельности:

- работа с инструментальной средой http:// twitters.com;

- создание презентаций средствами сервиса www.prezi.com;

- создание интерактивных плакатов средствами любого социального сервиса;

- создание лент времени средствами сервиса www.timetoast.ru;

- разработка интерактивных online-карт средствами любого картографического сервиса;

- работа с ментальными картами;

- ознакомление и работа с технологией www.wiki.ru;

- создание альбомов средствами сервиса http://flipsnackedu.com (или аналогичными);

- создание видеороликов;

- создание файлов-постеров.

2. Серия интерактивных плакатов и схем по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» (преподаватель Е. С. Староверова) по следующим темам: программное обеспечение компьютеров,

кодирование информации, измерение информации; представление информации; обработка информации и т. д. с использованием средств PowerPoint.

3. При экспертно-аналитическом сопровождении профессиональной деятельности колледжа были использованы облачные технологии (облачный сервис «Документы Google»). Разработаны опросники, которые нацелены на выявление:

- уровня удовлетворенности качеством образования выпускников;

- уровня удовлетворенности родителей студентов 1-2-го курсов работой образовательного учреждения и классных руководителей;

- уровня удовлетворенности преподавателей качеством образования в колледже;

- уровня удовлетворенности качеством образования студентов 2-3-го курсов (разработала начальник СМК Е. Б. Леднёва).

В настоящее время создается сайт виртуальной лаборатории исследований по всем направлениям деятельности колледжа.

4. Техника презентации «скрайбинг», которая используется преподавателями и которая дает эффект параллельного следования: видим примерно то же, что и слышим, так как графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

5. Ментальные карты. Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Автор этой техники предлагает вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа, т. е. действительно в фокусе внимания. Записывать нужно не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Они помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Эта методика является наиболее подходящей для развития творческих способностей и самоанализа. Она позволяет обнаружить и преодолеть недостатки, а также выделить направления дальнейшего развития и совершенствования. Применение ментальных карт особенно удобно при запоминании (подготовка к экзаменам, заучивание списков, таблиц и т. д.), обучении (оптимизация конспектов, написание

творческих заданий, лучшее усвоение материала учебников), мозговом штурме (коллективная работа, новые идеи), презентации (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли), планировании (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время), принятии решений (глубокий анализ, взвешенные и обоснованные выводы). Так как в основе данной методики, построенной на создании эффективных альтернативных записей, лежит ассоциативное мышление, то процесс построения ментальных карт прост, понятен и занимателен. Этот метод отображает процесс общего системного мышления. Ментальные карты рисуются либо от руки на листе бумаге, либо с помощью специализированного программного обеспечения [3].

Внедрение в учебный процесс электронных учебников (ЭУ) нового поколения как носителей цифрового образовательного контента и современных мобильных устройств, позволяющих технически управлять этим контентом, а также многообразие уровней их интеграции с педагогическими технологиями [4, с. 41] обусловливает переход от традиционного обучения к смешанному.

Существует несколько методов структуризации большого объема информации, например: опорные конспекты, ориентировочные карты, интеллектуальные карты, онтологии, фрактал, фрейм-технологии. Но мы остановились на ментальных картах, объединив их в электронный комплекс.

После того как определились с методом структурирования учебного материала, необходимо было проанализировать средства разработки ментальных карт. Для анализа были отобраны следующие программы: Coggle, ХМт± MindNode, ВиЬЫе.ш, М1^Ме181ег, Мари1, ,^8еМарр^, БгееМ^.

При анализе средств разработки ментальных карт учитывались следующие параметры: работа приложения осуществляется по сети или это локальное приложение; если приложение локальное, то какие возможности оно предлагает; коммерческое или нет; русифицировано ли приложение; дизайн карт при создании; в каких форматах можно экспортировать ментальные карты; для каких операционных систем подходит приложение.

Результаты анализа показали, что наиболее удобна программа FreeMind, которая является свободно распространяемым приложением, — это позволяет в любой момент воспользовать-

ся ею; единственный ее минус — устаревший интерфейс.

Разработаны материалы, которые были апробированы в группе студентов Златоустов-ского индустриального колледжа им. П. П. Аносова в рамках дисциплины «Архитектура компьютерных систем» (тема «Процессор, структура и функционирование»). Учебное занятие рассчитано на 80 минут, на практическое выполнение и защиту работы отведено 69-70 минут. Группа состоит из 25 человек; в первой подгруппе — 12 человек, во

Таким образом, ментальные карты, отображая процесс мышления, являются эффективным инструментом структурирования информации в визуальной форме. Ментальные карты помогают студентам установить и исследовать связи между понятиями или темами в пределах одной большой темы или раздела. Это способствует глубокому изучению материала и помогает студентам соединить новую информацию с существующими знаниями; делает личное понимание видимым и явным и демонстрируют осознание отношений между идеями или понятиями. Ментальные карты также разработаны по учебным дисциплинам «История» и «Математика» (тема «Исследование функций»).

Новый взгляд на организацию интерактивного учебного взаимодействия стал возможен благодаря появлению программного обеспечения SMART Notebook и специального приложения для осуществления интерактивного взаимодействия SMART Response. На занятии с помощью этого приложения можно успешно реализовывать технологии геймификации, «перевернутого класса», BYOD (от англ. Bring

Библиографический список

второй — 13. Подгруппам предлагалось выполнить задания, используя различные сайты, содержащие необходимую информацию, затем выполнить эту же работу, но с использованием структурированного материала по дисциплине в виде ментальных карт.

Проведенный анализ применения материалов и средств интернета при выполнении практического задания показал рост эффективности освоения знаний при использовании ментальных карт в рамках выполнения практической работы (табл. 1).

Your Own Device — «принеси свое собственное устройство»), скрайбинга и т. д. Для дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательной становится установка программы SMART Notebook в домашних условиях (допускается бесплатная де-мо-версия).

Для реализации интерактивного учебного взаимодействия при дистанционном обучении преподаватель переносит часть лекционного материала на самостоятельное изучение обучающимися дома, при этом в сети в режиме реального времени могут быть организованы совместная работа, решение сложных задач, обсуждение, дискуссии, выполнение учебного телекоммуникационного проекта и др.

Представленные в статье интерактивные формы, средства, технологии учебного взаимодействия занимают прочные позиции при эффективной организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения. Это требует от современного педагога постоянного совершенствования информационно-коммуникационных компетенций.

Таблица 1

Результаты работы студентов с учебными материалами различной структуры

Работа с сайтами Работа с ментальными картами

Справились с заданием, % Не справились с заданием, % Справились с заданием, % Не справились с заданием, %

25 75 76,9 23

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.

2. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сетевой форме [Электронный ресурс] : Письмо Мин-ва образования и науки

РФ от 21 апр. 2015 г. № ВК-1013/06. — Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/6250/ файл/5222/1013.рСГ

3. Техника ментальных карт [Электронный ресурс] // Персональный сайт Центра образования № 1296. — Режим доступа: http://1296.ru/page/365.

4. Турина, Р. В. Фреймовое представление знаний [Текст] : монография // Р. В. Турина, Е. Е. Соколова. — М. : Нар. образование ; НИИ школ. технологий, 2005.

УДК 001/377 Э. М. Низамутдинов, преподаватель

Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова» (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ И ЭЛЕМЕНТОВ АСУ PROCOLLEGE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Статья посвящена опыту применения ресурсов и элементов системы АСУ ProCollege в преподавании таких дисциплин, как «История», «Обществознание», «Теория государства и права».

Ключевые слова: информатизация, Интернет, общие компетенции, АСУ ProCollege, тест, семинар.

Одна из главных характеристик современного постиндустриального общества — всеобщая информатизация. Главным ресурсом такого общества становятся информация и знания, а наиболее ценными качествами работника — уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность.

Интернет прочно вошел в нашу реальность: молодое поколение не представляет нормальной жизни без социальных сетей и форумов.

В рамках данной статьи мы не будем рассуждать о том, что есть Всемирная паутина — добро или зло, виртуальная жизнь или интеллектуальная смерть. Будем исходить из двух истин: 1) Интернет — это очень хорошее, продвинутое средство связи; 2) как бы мы ни хотели (преподаватели в особенности) остановить его использование нашими студентами хотя бы на некоторое время, мы этого сделать не в состоянии. Так почему же тогда нам не использовать глобальную сеть для обучения, если современное молодое поколение все равно уже часами, а некоторые и сутками, «сидят» в ней?

Естественно, мы не отрицаем того факта, что наиболее эффективная форма обучения — это обычный урок (занятие), на котором происходит взаимодействие преподавателя и студента. Именно эта форма выработана веками, и от нее, по нашему мнению, уходить ни в коем случае нельзя. Только на занятии мы можем сформировать большинство компетенций, которые так необходимы современному специалисту.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, студент должен обладать следующими общими компетенциями:

- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- ОК 5. Использовать информационно-ком -муникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Далее мы поясним, каким образом используем средства АСУ РгоСо1^е в преподавании гуманитарных дисциплин.

Автоматизированная система управления РгоСо1^е — мощный образовательный ресурс, возможности которого для обучения огромны. Она построена на основе системы Mood1e — системы создания дистанционных курсов и управления ими — и позволяет разрабатывать законченные лекционно-практические курсы, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивными элементами [1, с. 4]. Студенты, имея индивидуальный логин и пароль, могут работать с ней с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.

Не секрет, что наши студенты пропускают учебные занятия. Оставляя за скобками причины пропусков, следует указать, что средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.