Научная статья на тему 'Электронная информационно-образовательная среда: методологические подходы к разработке и опыт практической реализации'

Электронная информационно-образовательная среда: методологические подходы к разработке и опыт практической реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная информационно-образовательная среда: методологические подходы к разработке и опыт практической реализации»

Дискуссионный клуб

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Двенадцатого апреля на заседании Областного методического совета учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области обсуждался вопрос о готовности уПо к созданию электронной информационно-образовательной среды1 и организации на ее основе образовательного процесса.

Создание электронной информационно-образовательной среды учреждений профессионального образования обусловлено необходимостью:

- повышения качества образования в учреждениях НПО-СПО за счет внедрения инновационных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;

- формирования системы скоординированных действий всех участников образовательного процесса в целях обеспечения условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий;

- разработки содержательно-технологических основ управления и организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, а именно создания единого образовательного портала с представлением не менее девяти видов образовательных услуг до июля 2013 г.;

- реализации Областной целевой программы развития профессионального образования на 2011-2015 г., Областной целевой программы «Информационное общество и формирование электронного правительства» на 2011-2013 г. как одного из приоритетных направлений ориентации образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.

Сегодня мы знакомим читателя с результатами исследований, проведенных Челябинским ИРПО, о готовности учреждений профессионального образования к созданию электронной информационно-образовательной среды и предлагаем для обсуждения разные точки зрения на методологические подходы к данной проблеме, а также опыт практической реализации этих подходов в ряде УПО Челябинской области.

И. Р. Сташкевич, проректор ЧИРПО по НИиИР, д-р пед. наук, С. В. Савельева, заведующая лабораторией информатизации профессионального образования ЧИРПО, канд. пед. наук:

— В проблеме готовности учреждений профессионального образования к созданию электронной информационно-образовательной среды можно выделить следующие аспекты:

1) техническое обеспечение как необходимое условие размещения и ведения электронной информационно-образовательной среды;

2) программное обеспечение, на основе ко -торого возможна разработка электронной информационно-образовательной среды;

3) готовность руководства и коллектива к разработке и внедрению электронной информационно-образовательной среды.

1 Информационно-образовательная среда рассматривается нами как совокупность условий, способствующих процессам учебного информационного взаимодействия между обучающимися, преподавателями и средствами ИКТ. К основным ресурсам, необходимым для существования и функционирования информационно-образовательной среды профессионального учреждения, относятся: технические ресурсы (физическая составляющая); кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая); учебно-методические ресурсы (информационная составляющая).

Техническое обеспечение. Традиционно к чению относят компьютерный парк, которым базовому техническому (аппаратному) обеспе- располагают УПО (табл. 1).

Таблица 1

Название ТМО Количество учреждений в ТМО Количество компьютерных классов Общее число компьютеров в классах Количество компьютеров в среднем на один класс

Челябинское № 1 25 103 1280 12

Челябинское № 2 22 109 1214 11

Северное 8 27 316 12

Юго-западное 11 20 280 14

Горнозаводское 22 61 719 12

Западное 12 27 336 12

Южное 16 36 429 12

Итого 116 383 4574 12

В контексте рассматриваемой проблемы важна не просто обеспеченность компьютерами, а компьютерами с определенными техническими характеристиками, обеспечивающими необходимое качество обработки и передачи данных. Из всего многообразия технических характеристик ПК наиболее значимы в этой связи тактовая частота процессора и объем оперативной памяти (ОЗУ).

Согласно результатам мониторинга, проведенного ЧИРПО, качественные характеристики компьютерной техники, которой располагают

учреждения профессионального образования Челябинской области, не в полной мере отвечают современным требованиям.

На рис. 1 и рис. 2 приведены диаграммы обеспеченности учреждений, входящих в соответствующие ТМО, качественной компьютерной техникой (в процентном отношении ко всему компьютерному парку по ТМО). Анализ диаграмм показывает, что в среднем только около 50 % компьютеров отвечают необходимым требованиям.

С частотами процессора выше 2 ГГц, %

С оперативной памятью выше или равной 1 Гб, %

Рис. 1. Количество компьютеров с тактовыми частотами процессора выше 2 ГГц (процент ко всем компьютерам в ТМО)

Рис. 2. Количество компьютеров с оперативной памятью выше или равной 1 Гб (процент ко всем компьютерам в ТМО)

Для обеспечения работы электронной информационно-образовательной среды необходимо наличие локальной сети образовательного учреждения. Согласно данным мониторинга,

как минимум 27 учреждений профессионального образования Челябинской области не имеют единой локальной сети учебного заведения (рис. 3, 4).

НэличигЛВС Отгутстоне.1 ЛВС Оттсутсиис данных

Рис. 3. Включенность компьютеров в локальную сеть учреждения

а

20

ю

»

1 /// / ■ ЬлмнсЛБС ■ Очс^гсг&не-.иОС иСиу-тЕРН« нлтьн

Рис. 4. Включенность компьютеров в локальную сеть учреждения (распределение по ТМО)

Функционирование электронной информа- ния, но и доступ в глобальную сеть Интернет. ционно-образовательной среды учебного заве- Результаты мониторинга позволяют сделать

дения предполагает работу с распределенными вывод, что процент подключения компьютеров

в глобальной сети данными. Поэтому необходи- в УПО Челябинской области к глобальной сети

мо наличие не только локальной сети учрежде- очень невысок (рис. 5).

Рис. 5. Количество компьютеров, имеющих выход в Интернет (% от общего количества)

Низкой является и скорость передачи дан- ных при работе в Интернете (рис. 6).

Бппь ик 123 Кбиглз 1Меньиг: 123-К^нт.'с Нетд,иньгс

Рис. 6. Фактическая скорость подключения к Интернету учреждений профессионального образования Челябинской области

Таким образом, мы считаем, что для создания и качественного функционирования электронной информационно-образовательной среды учреждения профессионального образования должны решить серьезные задачи:

- обновить компьютерный парк;

- выстроить единую локальную сеть учреждения (следует принять во внимание, что в условиях реструктуризации могут возникнуть дополнительные технические сложности);

- заключить договора с провайдером, обеспечивающим более полный и высокоскоростной доступ в глобальную сеть.

Программное обеспечение. Любая электронная среда разрабатывается на основе программного обеспечения. В настоящее время рынок программных продуктов изобилует решениями для автоматизации процессов управления и организации учебного процесса в учебных заведениях. К сожалению, в учреждениях НПО-СПО области работа по применению в образовательной практике имеющихся программных продуктов ведется недостаточно активно.

В УПО Челябинской области их системное и массовое применение незначительно (табл. 2, 3).

Таблица 2

Электронные системы обучения Количество учреждений ПО

На основе системы МооШе 9

Другое 3

Таблица 3

Системы электронного управления учебным заведением Количество учреждений ПО

1С 6

№1-школа 3

Другое 12

При этом следует отметить, что в ряде учреждений на основе имеющегося программного обеспечения создаются собственные разработки. Интересен опыт Челябинского юридического техникума, Южно-Уральского государственного технического колледжа, Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, Озерского строительно-комму-

нального техникума и ряда других учреждений.

В этой связи возникает необходимость изучения опыта разработки и использования информационно-образовательной среды в учреждениях профессионального образования, в поощрении инновационной и экспериментальной деятельности учреждений в сфере создания и применения программных продуктов

в образовательном процессе, в рекомендации наиболее эффективных разработок к распространению в тех образовательных учреждениях, в которых такая работа по ряду причин пока не проводилась.

Готовность руководства и коллектива. Техническое сопровождение компьютерного парка,

Для обслуживания электронной информационно-образовательной среды в учреждениях потребуется создание технических подразделений с необходимым штатом специалистов. Кроме того, успешное применение электронной информационно-образовательной среды предполагает, что весь коллектив учебного заведения использует и наполняет ее. В этой связи помимо базовой компьютерной грамотности педагогическим работникам необходимо умение работать с новой образовательной средой.

Научно-техническая база в Челябинском ИРПО позволяет обеспечить обучение педагогов и другого персонала заведений профессионального образования с целью повышения уровня компьютерной грамотности и овладения технологиями разработки и сопровождения электронных учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам в образовательно-управленческой среде на основе системы МооШе.

А. П. Большаков, директор ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский юридический техникум», канд. ист. наук, доцент:

— В Послании Президента РФ к Федеральному Собранию в 2004 г. было отмечено: «Сегодня — чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции — мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это — вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях».

Необходимо отметить, что уровень развития системы образования, а точнее уровень эф-

локальной сети и доступа в Интернет должны обеспечивать специалисты. В учреждениях образования они зачастую отсутствуют. Согласно данным мониторинга, только в 28 учреждениях из 116 есть системные администраторы, при том что специалистов с высшим профильным техническим образованием (инженеров) всего 17 (табл. 4).

Таблица 4

фективности ее функционирования — один из важнейших факторов, определяющих, по мнению президента РФ В. В. Путина, место государства в мире. Именно уровень образования, профессиональная компетентность граждан во многом определяют их благополучие, качество жизни, социальный статус. Недовольство современного российского общества результатами функционирования отечественной системы образования в целом становится все более явным. Решение этой многоуровневой и многоаспектной проблемы является основополагающей задачей национального проекта «Образование».

Современная ситуация в системе общего и профессионального образования не соответствует той ситуации, которая была 10-15 лет назад. Со стабильной периодичностью возникают новые структуры, которые занимаются образовательной деятельностью, формируются новые обстоятельства (Болонский процесс и т. д.), на которые система образования и управление образованием должны реагировать.

Эффективность системы образования определяется как суммарная результативность работы каждого образовательного учреждения (организации), входящего в систему. К большому сожалению, результативность, которая измеряется целой гаммой показателей, у образовательных учреждений нередко чрезвычайно различна. Образовательные учреждения различаются и качеством управления.

Проблема совершенствования управления непосредственно на уровне образовательного учреждения особенно актуальна в современных условиях позитивных изменений, происходящих в системе отечественного образования.

Обслуживающий персонал Количество

Системные администраторы 28

Инженеры 17

Техники 25

Лаборанты 66

Согласно данным социологических исследований по проблемам образования, проведенных Институтом управления образованием на муниципальном уровне, наибольшие возможности для развития муниципальных систем образования имеет совершенствование управления образовательными учреждениями. Только около 3 % респондентов полагали, что совершенствование управления образовательным учреждением не дает возможности повлиять на развитие системы образования, в то время как свыше 22 % утвердительно ответили на этот вопрос.

Век, в котором мы живем, принято называть информационным. Лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет всем» становится все более актуальным. Обновление управления, повышение его эффективности в первую очередь связывают с организацией информационно-статистической деятельности. Исследования показывают, что от 50 до 90 % рабочего времени руководитель тратит на обмен информацией, происходящий в процессе совещаний, собраний, бесед, встреч, переговоров, приема посетителей и т. д. Информация необходима для эффективного функционирования управленческой системы. Управленческая деятельность руководителя начинается со сбора, накопления и переработки информации, составляющей ее основу и продукт.

Управленческая информация — совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и в ее окружении, уменьшающих неопределенность управления и принятия решений2. Повышение эффективности управления учреждением образования необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители образовательного учреждения должны иметь определенный объем информации высокого качества и степени актуальности о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Использование тех или иных программных информационных продуктов в организации управления учреждением образования позволяет значительно оптимизировать этот процесс и приводит к определенному повышению степени его эффективности. На настоящем этапе можно отметить рост объема и качества сво-

бодно распространяемого программного обеспечения управленческой и образовательной деятельности.

Непродуманное применение систем электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тем более попытка автоматизации системы управления разноплановыми программными средствами практически всегда влекут за собой неоправданное увеличение материальных затрат, увеличение трудозатрат всех участников образовательной деятельности — как преподавателей, так и студентов — без гарантии получения желаемого результата.

В целом, подход отечественных учреждений к вопросу автоматизации образовательной и управленческой деятельности в сфере профессионального образования делится на три типа:

1) разработать собственную автоматизированную систему, адаптированную под запросы конкретного учреждения или конкретного руководителя;

2) приобрести разработанную сторонними организациями информационную систему;

3) приобрести отдельные модули программного обеспечения конкретных видов образовательной или управленческой деятельности.

В настоящее время заметной становится тенденция к постепенному уменьшению числа самостоятельно создаваемых учреждениями профессионального образования собственных разработок и утверждению перехода к проверенным продуктам сторонних разработчиков, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке. Все больше внимания уделяется не готовым и полностью закрытым системам, а системам, представляющим инструментарий для гибкой настройки и дополнительного программирования. Это понимают и разработчики программного обеспечения, предлагая покупателям системы с множеством настроек и с документированным кодом, который лицензия позволяет изменять.

Необходимо отметить, что сторонние образовательным учреждениям разработчики информационного обеспечения в большинстве случаев предлагают типовые решения, ориентированные на систему общего либо высшего профессионального образования. В рыночной нише программных продуктов для учреждений начального и среднего профессионального образования конкуренция не столь высока и альтернатив мало.

2 Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. — М. : «Элит», 2001. — С. 232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский юридический техникум» с 2008 г. осуществляется работа по созданию автоматизированной системы управления образовательным процессом и образовательным учреждением. Проект был вызван необходимостью модернизации образовательной и управленческой деятельности в условиях функционирования экспериментальной площадки под руководством Федерального института развития образования по теме «Отработка путей реализации и внедрения системы зачетных единиц в соответствии с принципами Болонского и Копенгагенского процессов в условиях учреждения СПО».

Результатом этой работы стал проект «Автоматизированная система управления "РгоСо1^е"» (АСУ «РгоСо1^е»). В качестве основных принципов модернизации российской системы образования в Концепции модерниза-ции3 были определены и заявлены следующие: повышение качества, повышение доступности образования и повышение эффективности образовательной системы. Эти три принципа, соответственно, и определили основную идею проекта. АСУ «РгоСо1^е» разработана в целях обеспечения комплексного управления качеством, доступностью, эффективностью образовательных услуг. Одним из определяющих принципов разработки проекта можно назвать

включение в число пользователей системы не только административного персонала, преподавателей, обучающихся, но и законных представителей, обеспечивающих высокий уровень качества, доступности и эффективности образования.

Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализировал в начале ХХ столетия «отец научного управления» Анри Файоль. Он утверждал, что управлять — это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать4. Автоматизация управленческой деятельности должна обеспечивать выполнение этих функций на любом уровне управления образовательным процессом или учреждением.

Планирование. Руководитель учреждения или управляющий процессом на основе глу-бокого и всестороннего анализа различных данных формулирует стоящие перед ним цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. АСУ «РгоСо1^е» обеспечивает выполнение этой функции, в первую очередь, возможностями модуля составления и управления учебными планами. Настройки модуля отвечают нормативным требованиям законодательства РФ в сфере профессионального образования, положениям ФГОС, требованиям БУП.

пп*н па сетестим*

Сг I ш,* |.-1Ьэпъ 1|ш: II |:м ни пни IЧм.'-нкпнэи 1^.1— ■■ «-си" Е1||||ц||£1 Е^ЬивМпкМ

сниядцЁЯ№ИгЯ ^^««(.-р

Л Дм ч ил ргдажь 1 з ил Я741 рп1ЙН йфс г ■ с ■ шщрг» Г.-1НПР1Я -л рт>и

1 Иностранный ваш йчгг ш 10 К11Е.1. и учшим .1.|ГР г*! Уддляти

■чигппйсрлй пнк иТССп 1-й - аз - ВДИ К 1 и Лур-Е 1С1 ЦШ-РЛПИ1 и

нпйыда] яаыпПСйН-й - ГС - '-.¡уЧИ! ||. Н.у|Л, К1 ||я .|<ШН1к|

г 9* И* (ПС Ог аи^ _ Ни ■Ы № И'рГК.У Н рнйии НЙФОВ Удаить июеиктря удапгть дрс ю алсциплиь.

а МНРм^ГнкЛ за в- курсы м гагр^м УЛЯ-Гвп Ь "3- ГЭСМГГ ппч

№-нм-№Л ртГЛЭД Ч-й !' -ыиг 771 1 - 4>пИ ГШ ТН вурс К1 Г1'Г > ры 11 ПН

4 Инфариэтнкэ р ли|» р ишцыен но-■пыыняоддеж ны ш теллыюпм Нет и а кдо* и учм^няч -н1|1|1»1 ВДиГвПь ш кнм. I рй

И|Ц>зрчп*а « ИСТ |ГСО| т-4 сиадтр- - и - vii. И.фч, ю 1 |л . ¡ымгаис.

а Гпгр|фн> »■г н К"|рСИ Н "ДфТМ УЛВЛПЪ С«№СПИ

Гр-ф^я {ПСО| ■ Й 54. Уюпг-ьюфг юдагфпшч

3 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393 // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4 (175). — февраль. — С. 1-14.

4 Орлов, А. И. Менеджмент : учебник / А. И. Орлов. — М. : Изумруд, 2003. — 298 с.

1ЕПТПЛ -I

Спп.г ШЬНПГГя Сгнссгри Д»япанл

т Грам и йсгаиши^д соцмагъног© йоеспемо-ия т Сеи«тр 7 Смии!Гр 3 С-еимтр ■1 Скисир 5 С«И«тр X ^»ИЫТи ЕСМРХТр "■'Цй Н Ь'^ии шнн

й 2 1-£1я«Тр Кличпр 4 Сн" »«тр Я Сиикгр е II и^Сишиш 1-ймм. |р уче¿иый пгин

ЭйИн>мна н ¿увдпъдагё учет 1 Семнтр 2 Тыштр ^ссииттр Л ~ннч |р б Семестр к К. сии» 1р /н^-'н и тч+£нмй 11'ЫК

-1 Овойм 1 £еинтр 2 Скис |р 3 Се И« тс 4СШМС.ТР я 6 Сгинтр И "^ЛиИ 1Н СН1ШЕ тр '■ЧИ II Ь 7Ч«£<Н№ 1ПБ4Н

+ ДОСЬОПЪ учоОЧЬЯ п-11||

диа^глинАИнасгрлиньнл яаыг. список куреое

С-ГиНЯЛЬКСГС 'ЧргиОПфГДОКЧЦ!)

Лгкинглнм: •цк-рнУ ршс ККЩрйЛР. ЙНГТ

УчйЕвл ьлри*-) явц'чайи,^ сея |

л дмм мяирынр

Лес^й Есик1ф:<] ГШ н прлп Курс пых ргйс-12№1н1 троили]

0 10 В ['

.3 Н1ШШ1 Нргт> 1Ш1Ш1 Чаем ДлПЕТВИ!

1 (ПОД КЛЯЖТЪ

2 1 ччк^.™ :=ъ.5 01X01-Й еи1н ф нему нз |}вс;а1 И Удзинь

Эсв курсы т^-яь»

Рис. 7, 8, 9. Интерфейс модуля формирования и управления содержанием учебных планов

В соответствии с требованиями автоматизации осуществляется текущая комплексная синхронизация процесса и результатов освоения обучающимися разработанных учебных курсов с учебными планами, учетом тарификации преподавателей, мероприятиями по мониторингу образовательного процесса, синхронизация данных учебного плана, календарного тематического планирования с действующим учебным расписанием. Данные функциональные возможности АСУ «РгоСо1^е» способствуют эффективному планированию деятельности уч-

реждения в целом и обеспечению реализации прогностического аспекта управленческой деятельности.

Реализация разработанных планов и программ обеспечивает выполнение других управленческих функций. Сущность организационной деятельности руководителя заключается в создании реальных условий для достижения запланированных целей. «Каждый солдат должен знать свой маневр» — посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять конкретные задания (осуществлять

процессы). Руководитель образовательного учреждения делегирует задания и полномочия или берет на себя ответственность за результат. Должна быть обеспечена детализация целей и видов деятельности, необходимых для достижения этих целей, что соответствует принципам эффективного разделения труда. АСУ «РгоСо1^е» с помощью программно-

технических средств обеспечивает формирование индивидуального интерфейса рабочего стола для каждой категории участников образовательного процесса (обучающихся, их законных представителей, преподавателей, администраторов разного уровня) в соответствии с правами доступа, их должностным функционалом.

- Тн ""'титл'

[»¿-отгоп ^ |И»*.1ЦНЧРИ|И1 ^ .щ

- -нъйЛХи I (1*1-— - швии

11 -С1ШГ

Али1 1 Г'П

Л*. 11 Г 1+В

|м>мк: ч-| ТЙЬ

СиФиш? ьчд. II иа^ 1

/ ташпеиивддртга

; шммпраадзбгэд

I ЯЬйЭЧеДОПНЬ 1. (ПЙЛГИОС У.

^ пун дарн-цнвдвшмй

'.. пчьедав - сшгмгосацзвюст Е СИЧАСПО

Рис. 10, 11. Интерфейс рабочего стола администратора образовательного учреждения высшего уровня

Модули АСУ «РгоСо1^е» обеспечивают: - комплексную автоматизацию работы приемной комиссии посредством инструментов, позволяющих проводить дистанционный прием за-

явлений от абитуриентов, текущий мониторинг приемной кампании с целью прогнозирования состава и количества учащихся, раннего планирования тарификации преподавателей и др.;

- полностью автоматизированный учет движения контингента образовательного учреждения с возможностью постоянной синхронизации баз данных учета состава обучающихся на уровне учреждения, района, города, региона;

- формирование, корректировку и управление содержанием учебного расписания посредством синхронизации различных баз данных (материально-технического обеспечения образовательной деятельности учреждения, учебных планов, состава учебных групп и др.) и результатов текущего мониторинга образовательного процесса и аудита кадрового состава;

- раннее планирование тарификации преподавателей посредством инструментов, позволяющих проводить систематический внутренний аудит кадрового состава образовательного учреждения и учитывать текущие изменения в распределении нагрузки преподавателей.

Анри Файоль утверждал, что организация живет и работает благодаря людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому большое значение приобретает функция координации участников процесса. Автоматизированная система своевременного оповещения всех участников об изменениях в организации и содержании учебного процесса, система электронного документооборота, модуль настройки календаря событий, наличие системы сообщений и форумов, соотнесение с внешними сервисами электронной связи обеспечивают координационную функцию управления образовательным учреждением.

Контроль. Контроль за развитием образовательного процесса заключается в постоянном мониторинге изменений системы, вызванных управляющими воздействиями, предпринимаемых в соответствии с планом, а также в выявлении отклонений от плана5.

Так как развитие образовательной системы является непрерывным (во времени) процессом, то по мере поступления новой информации (получаемой в результате осуществления функции контроля) о ходе решения задач развития может потребоваться внесение корректирующих воздействий, в чем и заключается сущность оперативного управления.

Автоматизированный учет отклонений от заданных учебных планов на текущем этапе образовательного процесса; возможность формирования отчетов о результатах обучения с учетом различных данных (посещаемости, результатов промежуточной и итоговой аттеста-

ции, самостоятельной работы студентов); текущий мониторинг результатов деятельности обучающегося, группы обучающихся, контингента учебного учреждения в целом; инструменты, предоставляющие возможность прогнозирования и предупреждения ситуаций, вызванных конфликтом данных разных структурных подразделений; аудит кадрового состава; полный пакет внутренней и внешней отчетности — все это обеспечивает выполнение посредством АСУ «ProCollege» мониторинга образовательных потребностей обучающихся и уровня профессионализма кадров образовательного учреждения, мониторинга качества образования. Значительно уменьшаются риски, связанные с неоперативностью или недостоверностью предоставляемой администратору информации о состоянии процессов. Минимизируется личностный фактор в мониторинге, что приводит к оптимизации и повышению эффективности контроля образовательной деятельности учреждения.

Необходимо обратить внимание на тот уже состоявшийся и проверенный практикой внедрения проекта факт, что АСУ «ProCollege» своими функциональными и техническими возможностями обеспечивает:

1) частое изменение информационных запросов, связанное с решением широкого круга задач управления;

2) оперативность решения задач в конкретных управленческих ситуациях;

3) соблюдение принципа ретроспективнос-ти и перспективности информации, что позволяет анализировать и оценивать тенденции и перспективы развития системы;

4) лаконичность, позволяющую в условиях ограниченности времени получить синтезированную информацию.

Отличительной особенностью АСУ «ProCollege» является подход к организации основных рабочих инструментов как максимально приближенный к реальному процессу, когда «все под рукой». Такой подход позволяет использовать систему не только как средство отчетности и фиксации проделанной работы, но и как основной инструмент выполнения этой работы.

В заключение необходимо отметить, что внедрение АСУ в образовательный процесс и в управление образовательным учреждением привносит новые методы и средства работы, предполагает достаточно высокую работоспособность, приспособляемость работников к деятельности в новых условиях, повышение их квалификации и профес-

2 Злобин, Э. В. Управление качеством в образовательной организации / Э. В. Злобин, С. В. Мищенко, Б. И. Герасимов. — Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2004. — С. 24.

сионального образования. Упор в работе переносится на аналитический метод принятия решений. Резко возрастают требования к качеству анализа входных данных и полученных результатов.

В. Г. Лапин, директор ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики» (ЧКИИ-ТиЭ), канд. пед. наук:

- В современных условиях решение проблем профессионального образования обусловлено переходом колледжей и вузов на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Это требует инновационных подходов к созданию и реализации учебно-методического обеспечения, формированию нового формата и содержания электронного учебного продукта, а также эффективным формам организации учебного процесса.

Коллектив ЧКИИТиЭ на протяжении пятнадцати лет формирует инновационные образовательные технологии на основе «E-learning — электронной системы обучения в помощь педагогу и студенту». Данный проект в 2007 г. на Международной конгресс-выставке «Global education — Образование без границ» удосто -ен специального приза «За создание нового направления в области информационных образовательных технологий».

Сегодня колледж располагает мощными материально-техническими ресурсами, необходимыми для успешного развития и перехода на самые амбициозные образовательные и профессиональные стандарты.

Ресурсы информационной образовательной среды колледжа.

1. Техническое обеспечение:

- локальная сеть, обеспечивающая одновременную работу 400 компьютеров;

- высокоскоростная глобальная сеть (безлимитный Интернет);

- 90 % учебных площадей оснащено компьютерной и коммуникационной техникой;

- обеспеченность компьютерной техникой составляет 40 компьютеров на 100 студентов;

- 200 мест выхода в Интернет для самостоятельной работы студентов в общежитии.

2. Организационное обеспечение:

- образовательный портал;

- Web-страница каждого преподавателя;

- система организации, обеспечивающая успешную взаимосвязанную работу всех учебных подразделений;

- электронный деканат;

- E-learning — электронная система в помощь педагогу и студенту.

3. Кадровое обеспечение:

- разработка программного продукта осуществляется командой, состоящей из: преподавателей, обеспечивающих содержание и структурирование материала, программистов, дизайнеров;

- создание и успешное использование в образовательном процессе более 70 электронных учебников по дисциплинам и по компетенциям специальности, а также более 300 учебно-методических разработок и презентаций.

4. Учебно-методическое обеспечение:

- методические разработки и электронные учебно-методические комплексы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система самостоятельной работы в электронной библиотеке;

- система обеспечения работы с задолжниками;

- мониторинг по выполнению учебных программ (система оценки знаний, умений и практического опыта);

- электронный учебно-методический комп -лекс по дисциплинам специальности;

- электронный учебно-методический комп -лекс по освоению компетенций специальности;

- электронные учебники по компетенциям специальности.

На основе ресурсов разработаны и успешно используются в образовательном процессе учебно-методические комплексы.

1. Электронный учебно-методический ком -плекс «Е-1еагшп§ — электронная система обучения в помощь педагогу и студенту».

Комплекс обеспечивает:

- быстрый и эффективный переход к использованию инновационных образовательных технологий;

- новый уровень доступа к знаниям, умениям, навыкам: учиться можно в любом месте и в удобное время;

- индивидуальный подход к обучению (используется индивидуальная траектория и индивидуально-массовые технологии);

- самостоятельную работу студентов, возможность самостоятельно находить нужные знания, овладевать ими и применять в профессиональной деятельности;

- реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;

- реализацию образовательной программы через удаленные центры.

2. Междисциплинарный электронный учебно-методический комплекс по компетенциям специальности.

Комплекс обеспечивает:

- систему разработки и реализации электронных учебных программ по компетенциям специальности (алгоритм);

- реализацию модульно-компетентностно-го подхода в профессиональном образовании: механизм формирования междисциплинарных курсов, формирование и реализация конкретных компетенций;

- освоение умений и практического опыта профессиональной деятельности;

- практическое обучение в корпоративных учебно-производственных центрах.

3. Междисциплинарный электронный учебник по компетенциям специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».

Учебник предназначен для практического использования в учебных аудиториях, электронной библиотеке, на рабочем месте, в том числе для обучения в удаленных центрах.

Учебник обеспечивает:

- освоение не только знаний, но и умений, что дает возможность эффективно осуществлять профессиональную деятельность непосредственно по окончании учебного заведения;

- выполнение основной профессиональной образовательной программы по специальности;

- возможость самостоятельной работы в любом месте и в удобное время (электронная библиотека, удаленные центры, дистанционное обучение).

Заметным событием в реализации стандартов нового поколения явилось создание на базе двух профессиональных учебных заведений образовательного кластера.

Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики и Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ объединили ресурсы, создав:

- единую образовательную среду для осуществления непрерывного образования «колледж — вуз»;

- техническое обеспечение и сопровождение выполнения образовательных программ на основе 1Т и ВО технологий;

- учебно-методическое и кадровое обеспечение;

- информационные и дистанционные технологии профессиональной подготовки специалистов.

Целью данного проекта является разработка и внедрение на основе ФГОС нового поколения методик, технологий и учебных ресурсов,

обеспечивающих:

- новый уровень доступности выполнения профессиональных образовательных программ;

- умения обучающихся самостоятельно находить, осваивать, обновлять и использовать знания в профессиональной деятельности;

- эффективное осуществление профессиональной деятельности непосредственно по окончании учебного заведения.

Уже сегодня кластер дает положительные результаты: создана единая технологическая основа системы непрерывного образования «кол -ледж — вуз». Выполнение образовательной программы с использованием междисциплинарного учебника по компетенциям осуществляется не только в системе среднего, но и высшего профессионального образования.

В. М. Иус, заместитель директора по НМР и ИТ Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), И. В. Беляков, руководитель Информатизационного центра ЮУрГТК, г. Челябинск:

- Конкурентоспособность любого образовательного учреждения СПО в складывающихся сегодня условиях напрямую зависит от качества конечного результата его деятельности, т. е. от того, насколько востребованы выпускаемые им специалисты на рынке труда, а также от умения руководства эффективно организовать управление образовательным процессом, организационно-административной и хозяйственной деятельностью.

Вполне очевидно, что решить столь сложные задачи, которые ставятся перед системой управления современным образовательным учреждением, без использования информационных систем не представляется возможным. Современная информационная система управления становится незаменимым инструментом руководителя в обеспечении успешного и устойчивого развития образовательного учреждения. Использование информационных систем позволяет не только повысить эффективность управления, поскольку применяемые информационные технологии (ИТ) автоматизируют и поддерживают его функции6, но и поднять управленческую культуру образовательного учреждения на современный уровень.

Эффективность использования информационной системы может быть достигнута при условии эффективности заложенной в ее основу модели управления с учетом множества факторов, характерных для каждого конкретного образовательного учреждения.

6 Желена, М Информационные технологии в бизнесе / М. Желена. — СПб., 2002.

Если проследить историю становления и развития информационных систем большинства образовательных учреждений, то можно отметить, что все они формировались в условиях отсутствия достаточных финансовых средств для реализации комплексных решений, стихийно складывающегося рынка технических средств и программных продуктов. Большая часть образовательных учреждений не имели концепции построения и функционирования информационной системы.

Эти и ряд других факторов обусловили преобладающую многоплатформенность информационной среды образовательных учреждений, развитие ИТ-службы по принципу «самодостаточности» аппаратной инфраструктуры и, как следствие, уменьшение ожидаемого эффекта от внедрения современного компьютерного оборудования и технологий.

В результате рождались большие информационные системы со сложной иерархией (типа «АСУ колледж»), которые, несмотря на всю их сложность, решали проблемы автоматизации частично и зачастую слабо адаптировались к изменяющимся условиям. Они имели широкий набор функций, которыми отдельные подразделения не пользовались вообще; сопровождение этих систем, как правило, замыкалось на конкретном специалисте, и если последний уходил, то новому специалисту требовалось достаточно много времени, чтобы войти в курс дела или повернуть вектор информатизации в другое направление.

Кроме высококвалифицированных ИТ-специалистов, требовались большие финансовые вложения для поддержания информационной системы в актуальном состоянии. Недостаток того и другого приводил к тому, что не всегда полноценно решались задачи управления как образовательным процессом, так и управлением в целом в каждом конкретном образовательном учреждении. Предлагаемое типовое решение всех задач управления не учитывало конкретные проблемы каждого образовательного учреждения, поэтому часть функций оставалась невостребованной.

Практически невозможно было измерить уровень автоматизации (дать количественную характеристику) конкретного процесса, чтобы понять, насколько он эффективен в управлении в данном образовательном учреждении. А сравнить подобные информационные системы разных образовательных учреждений (чего сегодня не может сделать наше министерство образования и науки) между собой было просто невозможно. В конечном итоге образовательные учреждения либо использовали эти информационные системы не в полной мере, либо просто от них отказывались.

На наш взгляд, сегодня основными проблемами, из-за которых снижается эффективность традиционно организованных информационных систем, являются следующие:

- неравномерное развитие разных подсистем информационной системы (есть прогрессивные, активно развивающиеся информационные подсистемы отдельных подразделений, и имеющийся уровень ИС их тормозит, есть подсистемы консервативные);

- наличие у каждого администратора своего видения проблемы и стратегии развития управления информационной системой;

- высокая степень интеграции подсистем (жесткая взаимосвязь отдельных функциональных модулей мешает ей быть гибкой).

Подобные большие информационные системы эффективны только для крупных корпораций, которые способны вкладывать большие средства в поддержание их работоспособности.

Разрабатывая концепцию построения информационной системы нашего колледжа восемь лет назад, изучив опыт многих лидеров образовательных учреждений СПО Госстроя и познакомившись с опытом организации ИТ-служб европейских стран, ИТ-специалисты кол -леджа поняли, что для построения эффективной информационной системы требуются новые подходы.

Новая концепция информационной системы колледжа строилась на следующих постулатах:

1) один программный продукт не решает всех проблем информатизации образовательного учреждения;

2) информационная система должна постоянно развиваться в соответствии с потребностями образовательного учреждения;

3) любой процесс должен совершенствоваться, а для этого он должен быть измеряемым и управляемым.

По нашему мнению, модель информатизации управления образовательным учреждением должна базироваться на целесообразном сочетании процессного, проектного, сервисного, клиенто-ориентированного подходов и гарантировать образовательному учреждению достижение поставленных целей в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.

Модель управления ЮУрГТК основывается на системе менеджмента качества (СМК), гарантирующей не только качество образовательных услуг, но и эффективность самой системы управления образовательным учреждением, основанной на интеграции современных информационных и образовательных технологий.

В современном образовательном учреждении можно выделить три основных направления использования информационных технологий (ИТ) в управлении:

1) управление образовательным учреждением в целом (управление финансами, персоналом и т. д.);

2) управление образовательным процессом (учебные планы, контингент студентов, аудиторный фонд, расписание занятий, приемная комиссия и т. д.);

3) непосредственное использование ИТ в образовательном процессе (системы онлайн-обучения, электронные библиотеки, пакеты прикладных программ при изучении отдельных дисциплин и др.).

Эти направления можно рассматривать как три глобальных процесса, в состав которых включаются подпроцессы, реализующие конкретные управленческие функции. Главная тенденция в развитии как бизнеса вообще, так образовательных учреждений в частности — усиление степени использования информационных технологий во всех процессах. Отсюда следует вывод, что управление образовательным процессом и само осуществление образовательного процесса становится все более зависимым от функционирования комплекса информационных технологий.

Управление ИТ-услугами (или ИТ «Сервис-менеджмент») становится необходимым инструментом для поддержки управления основными процессами. Мировая практика управления ИТ-услугами сформировалась в настоящее время в виде библиотеки передового опыта организации ИТ (IT Infrastructure Library — ITIL), описывающей лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий. В семи томах библиотеки описан весь набор процессов, необходимых для того, чтобы обеспечить постоянное высокое качество ИТ-сервисов и повысить степень удовлетворенности пользователей.

Библиотека ITIL предоставляет подробное описание наиболее важных видов деятельности в работе с ИТ, а также полный перечень сфер ответственности, задач, процедур и контрольных списков действий, которые могут быть адаптированы для любой организации. Процессный подход описывает управление ИТ-инфраструктурой как комплекс процессов, затрагивающих различные структурные подразделения

и направленных на достижение определенных целей. Для каждого процесса определяются роли, процедуры, входящая и исходящая информация. В ITIL пользователь информационных систем рассматривается как Заказчик (или потребитель) ИТ-услуг, а ИТ-подразделение (или внешняя компания), обеспечивающее функционирование информационной системы, — как Поставщик ИТ-услуг. Основные составные части комплекса ITIL: управление инцидентами, организация работы службы Service Desk, управление проблемами, управление конфигурациями, управление изменениями, управление релизами, управление финансами, управление доступностью, мощностями и уровнем ИТ-услуг7. Использованный в библиотеке процессный подход полностью соответствует стандартам серии ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000).

Мы ставим своей целью познакомить всех заинтересованных лиц с информационной системой колледжа, основанной на сервисном подходе ее организации.

Все началось с дифференциации информационной системы, которая заключалась в выделении подсистем. Новая ИС формировала свои подсистемы (сервисы) в соответствии со следующими требованиями:

- автономность;

- заменяемость;

- охват всех направлений деятельности образовательного учреждения;

- унификация методики сопровождения;

- обратная связь.

Международный опыт организации информационной инфраструктуры по методике ITIL — это представление потребностей пользователей в виде сетевых сервисов. В качестве ИТ-сервиса может выступать компьютерный кабинет, организованный по всем нормам СанПиН, или свободный и безопасный доступ к сети Интертет, или стационарное и мобильное мультимедийное оборудование, или автоматизированная электронная библиотека, и др.

Информационная система колледжа насчитывает сегодня более тридцати сервисов, основными из которых являются:

- мониторинг успеваемости студентов;

- электронная система заявок;

- рейтинг преподавателей;

- упрощенный обмен файлами;

- изучение удовлетворенности;

- управление контингентом студентов;

- приемная комиссия;

7 Потоцкий, М. Управление ИТ-услугами / М. Потоцкий, Р. Журавлев. — М. : Открытые системы, 2004.

- планирование работы подразделений;

- новости и автоматические оповещения;

- виртуальные кабинеты;

- система тестирования;

- система дистанционного обучения;

- печать дипломов;

- сбор статистики по использованию компьютеров;

- система учета компьютерного оборудования и др.

Их состав меняется в зависимости от жизнедеятельности колледжа. Одни сервисы развиваются, другие отмирают, появляются новые.

Особенностью ИС колледжа сегодня является наличие удаленных структурных единиц — комплексов, которые территориально расположены друг от друга на достаточно большом расстоянии в городе, кроме того, есть Каслинский филиал. Инфраструктуру ИС можно представить в виде схемы (рис. 12).

Рис. 12. Инфраструктура информационной системы ЮУрГТК

Опробованная технология работы с удален- разделений, данная система способна подде-

ными структурными подразделениями позво- рживать работу ИС других образовательных

ляет сделать вывод, что ИС может содержать учреждений, причем каждое ОУ формирует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

любое их количество. Кроме собственных под- собственный портфель сервисов (рис. 13).

- 1йшг1шччнмм 1шнв|-. (Ирин

Рис. 13. Схема поддержки других образовательных учреждений

Важной особенностью ИС является измеримость каждого сервиса, что дает возможность оценивать его эффективность. Для каждого сервиса выделяется ряд количественных показателей, способных охарактеризовать процесс и дать возможность руководителю принять соответствующее управленческое решение. Кроме того, подход позволяет оценить

деятельность образовательного учреждения в целом, например, по следующим показателям (рис. 14):

- качественная и абсолютная успеваемость;

- удовлетворенность студентов по единой шкале;

- рейтинг преподавателей;

- загрузка аудиторий и др.

Особое внимание хочется уделить виртуализации серверов. Оптимизация использования дорогих физических серверов путем организации на них нескольких виртуальных (рис. 15) позволяет: - снизить себестоимость оборудования в разы, сэкономить на лицензиях ПО;

- упростить процесс настройки ИС;

- снизить время восстановления ИС после сбоя;

- экономить электроэнергию;

- распространять готовые шаблоны настроенных систем по удаленным площадкам.

Рис. 15. Виртуализация серверов

Еще одной особенностью ИС колледжа является использование технологии облачных вычислений. Среди типов услуг, которые может предоставить облако, наиболее удобными для учебного заведения можно считать:

- программное обеспечение как услуга (ваав);

- рабочее место как услуга (ЭДаа8);

- данные как услуга (Баа8).

Неоспоримыми преимуществами облачных

технологий (рис. 16) являются:

- гибкость;

- надежность;

- снижение совокупной стоимости системы;

- большой выбор среди аналогов;

- доступность и открытость технологий;

- легкость формирования новых нетиповых рабочих мест.

Подводя итоги сказанному, отметим, что время больших ИС закончилось, будущее за легко управляемыми малыми информационными системами.

Мало кто сомневается, что информатизация образовательного учреждения сегодня — это процесс, который тесно связан с изменением содержания, методов и организационных форм работы. Однако то же самое можно сказать о любых глобальных изменениях в системе образования.

Рис. 16. Облачные технологии

Мы вынуждены сами искать инструменты для описания этого процесса, разрабатывать модели управления им. Как показывает опыт подготовки и проведения проектов информатизации системы образования, в нашем распоряжении пока нет адекватных средств, позволяющих описывать направления и оценивать результаты работ по информатизации образовательного учреждения. А это значит, что у нас нет общего языка, на котором мы могли бы обсуждать наши успехи и неудачи, планировать желаемые изменения и оценивать результаты своих усилий. Наши специалисты разработали методику оценки информационной системы, описав ее состояние в соответствии со многими критериями. Предлагаем заинтересованным лицам присоединиться к нам8 и провести самооценку своей системы, как это сделали мы, а также провести обсуждение. Мы предлагаем всем провести независимую оценку сторонними экспертами в ИТ-области, например, специалистами ЮУрГУ

Поиски решения данной проблемы привели к разработке инструмента, который позволяет обсуждать информатизацию образовательного учреждения не только как глобальный процесс, но и как управляемый поток последовательных изменений в работе отдельных образовательных учреждений и педагогов.

С. В. Мазанов, начальник отдела информатизации ГБОУ СПО (ССУЗ) «Озерский строительно-коммунальный техникум», Челябинская область, г. Озерск:

— Стратегическая цель развития Озерского строительно-коммунального техникума — обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе информационно-образовательной среды, которая обеспечит реализацию требований новых образовательных стандартов. Информационно-образовательная среда является одновременно и условием, и средством формирования нового образовательного пространства техникума.

В настоящее время распространение получила концепция распределенных автоматизированных систем управления, предусматривающая локальную обработку информации на рабочих местах сотрудников. В техникуме созданы 39 АРМ сотрудников, 122 компьютера объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Разработаны собственные программные средства. Работу технических и эксплуатацию программных средств обеспечивают: прокси-сервер Traffic Inspector; сервер меди-атеки, насчитывающий более 1200 цифровых образовательных ресурсов; сервер с системой дистанционного обучения «Moodle»; сервер SMO — автоматизированной системы мониторинга образовательного процесса. Но самая главная ценность — это кадры, а именно сотрудничество администрации, ИПР и обучающихся.

Рассмотрим более подробно автоматизированную систему мониторинга образовательного процесса. Работу данной системы обеспечивает программный продукт, разработанный

' http://sustec.ru/ic.

сотрудниками отдела информатизации образовательного процесса. Программа состоит из 11 взаимосвязанных модулей. Это модули, реализованные в виде баз данных: обучающихся и сотрудников, производственного и теоретического обучения, методической и воспитательной работы, учета посещаемости, дополнительного образования, информационный,

администрирования, статистики и архива. Каждый модуль имеет конкретные функциональные возможности, разработанные в соответствии с техническими заданиями, которые определены администрацией техникума.

Какие функции реализует 8МО? Первый модуль — это доступ в систему с определенными правами с помощью пароля (рис. 17, 18).

Рис. 17. Обеспечение входа в систему по паролю

Рис. 18. Главное меню автоматизированной системы мониторинга образовательного процесса

Второй модуль — «Базы данных обучающихся и сотрудников» — обеспечивает выполнение следующих функций: регистра-

ция (ввод) и хранение персональных данных в личной карточке; вывод информации по запросу пользователя (рис. 19, 20).

* гц в

ГфДОф 1~Ьи Фан 1и Ди^ттичы СЦГЦГии Оки« Г^и 1Ь«|Й

СЧЩИЧ "п гцрцгг нги 1но ьтфи-л-н Сир^чичгю ЧИРГ

Нщ Им Нпагтяп Па* 1 ПАРФв* Гр*м а и Дягл 3«Н[

» IЦв^ 1«. г Ва V :■' 4-:.Н Г гаа? ч> пкгеи-у ллт ^»¿МР по 1-ж рмм-т \и сп сп с

Мим 3<1*ч Вач^тяч 1 ист

МЛ АЛмЧМВвЭгЫКиЭ^ИИПИЧ 1 ич<: тг^т^тг^РвтдптЕТг^ Гт IV т№20ОЭ

(700 до^аш: ■■ 1 а >| Вн ^[ч IV 2Ш ■лч* Сии П1 (Г; Ш-1

- г'.'"I иЫ^У'МЙ ДМИ^^Н 1 § 1ШЕ13М (ШЫВ1 Чынйпкн Л' Ч!ох*чкш- 1 [,ийая; 1Й Ш

Ш4 ■1]. .Н: НеАй у,'., Httu.iTНин рц с. • 4 К..' вишня

Рис. 19. Анкетный мониторинг данных об учащихся

Рис. 20. Сведения о педагогической деятельности ИПР

Третий модуль — «Производственное обу- отчеты различных форм, выводить информа-чение» — позволяет регистрировать (вводить) цию по запросу (рис. 21).

Рис. 21. Мониторинг производственного обучения

Четвертый модуль — «Теоретическое автоматизированная рассылка оценок обу-

обучение» — реализует функции: регистра- чающихся на электронную почту родителей,

ция отчетов различных форм, регистрация вывод информации по запросу пользователя

оценок в журнале теоретического обучения, (рис. 22, 23).

Рис. 22. Меню отчетов производственного обучения

Г К'лш гнкгчгм^ 1 щ кч ,1 и и*"-' 1 ■ ■ ч а л-'-ин-н V внздМИ Л1! 21

ш

£ - . I ■ ■ - и 4

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ч я \\ Л N 1 N г ч V- § | 1 ч

г I- чикк^ипч . « Е Я Е Ц 5 ? ! I в Ц Г ё 3 Е ! ; Г. в м I в а Я

П 1 ПК 1 1 н И 1^1 ЦК- ЛЖЙКМ^О! ЛСы- : -1IV ±

■ г * J 1 г^ | — ют>а

з га? ¿кнн Р Р. ] н |£СЛ1 1 -■■1Г-П Ш Д-Т ПП11 III

- лн 7| чгГ ы 1 1 1ПЧЛ11 1 117

5 ГЩК.иымиш! [ Т 11Г11ЛП

- Н + н _

ТЩ Я ] •> 1 ПШЛ11 1 ! 1 ■

1 Ил ^»яРС J н 4

& 171? К 3 1 - -I ИЯЛ11 1

Рис. 23. Журнал теоретического обучения

Пятый и шестой модули отвечают за воспитательную и методическую работу и позволяют выполнять функции по регистрации информации о методической или воспитательной работе, а также осуществляет вывод информации по запросу. Седьмой модуль обеспечивает учет

посещаемости техникума обучающимися и сотрудниками и выполняет следующие функции: автоматизированная система пропусков в техникум и общежитие, при этом происходит регистрация и идентификация обучающихся и сотрудников; вывод информации по запросу (рис. 24).

Рис. 24. Бланк пропуска и данные о регистрации посещения учреждения

Особого внимания заслуживает модуль «Дополнительное образование», отвечающий за ввод информации о кружках и студиях, осуществляющих свою работу в техникуме, и вывод информа-

ции по запросу пользователя. Данный модуль как самостоятельный программный продукт занял первое место во Всероссийском конкурсе медиа-творчества и программирования (рис. 25, 26).

Рис. 25. Меню отчетов производственного обучения

Рис. 26. Работы членов кружка-студии «Уральскиеузоры»

Девятый и десятый модули — «Архив» и «Статистика» — выводят информацию по запросу пользователя (формы отчетов). Функция модуля «Архив» — предоставлять возможность работать с базами данных по выпускникам техникума.

Информационный модуль решает задачу автоматизированного вывода информации о днях рождения сотрудников и обучающихся, диспетчеризации и вывода на видеостенд техникума мультимедийной информации о сотрудниках, своевременно не сдавших отчеты (рис. 27, 28).

Рис. 27. Информационный видеостенд контроля отчетности по производственному обучению

Последний модуль — «Администрирова- справочников, установки отчетных периодов, ние» — выполняет функции редактирования установки прав пользователей.

Р1АЫФ Пят (к НЩ. Е^Ш.1

1 НЕМ» V 1 . (ГмТ-^.'.у: -r.vr.4-i и, Г 1 11= Ч 41 Л*ММ|

а гс |[£-51 "ГГГ—-1 н*л 1 ЛЧ1,-

<£й) Ц|Н| И 1II1 Щ 1Ч| 1РШ1II тчл^-.'и^^мрюетым нмрз'Тк.ъеь од»иЬкпвАЕяич

ие-^ь Нпялп .1|»НН ГЛт1 и.1 иЫпА^А^ДОСГ

Ш: »я Пртапвмз Ш^тгеМйЯлпфп&л!

г *

->■3 Ш6 Цш| и 1 ■ 11 ■ и 1Ч| |рщ| н

■II 1151

1133 1'и'Л.ЧП 1||Щ| №. МАЛ и.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 28. Редактор диспетчера информационной системы

Третий год успешно работает система дис- негодовое количество обучаемых с помощью танционного обучения «Moodle» (21 курс). Сред- этих курсов составляет 900 человек (рис. 29).

Рис. 29. Дистанционные курсы в оболочке «МооЛе»

Много внимания мы уделяем подготовке специалистов автомобильного профиля, поэтому нами разработан и эксплуатируется про-

граммный продукт «Тренинг для подготовки к вождению автомобиля в условиях г. Озерска» (рис. 30, 31).

Рис. 30, 31

Развитие информационно-образовательной среды связано с влиянием на формирование личности обучающихся, субъектов образовательного процесса, при котором обучающиеся осознают смысл учебно-профессиональной деятельности, преподаватели — профессионально-педагогической деятельности, руководители — управленческой деятельности.

Ближайшая перспектива: совершенствовать систему автоматизации мониторинга образовательного процесса и осуществить переход на безбумажную технологию управления в техникуме; завершить переход к созданию единого образовательного пространства; принять участие в создании кластера автомобильного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.