ИСТОРИЯ, МЕТОДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ E-LEARNING
© Буряченко А.М.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва
В данной статье автором будут рассмотрена история возникновения и развития дистанционного образования в мире (e-leaming), основные методы, используемые в дистанционном образовании, а также тенденции и перспективы развития. Помимо этого, в данной статье автор даст краткий анализ преимуществ и недостатков использования e-leaming как самостоятельной формы образования, так и в виде смешанного обучения.
Ключевые слова дистанционное образование, e-leaming, «one-to-one», «one-to-many», «many-to-many», интернет форум, чаты и списки рассылки.
В последние несколько лет, методы профессиональной и образовательной подготовки в корне изменились. В то же время, срок актуальности новой информации быстро сокращается.
В историческом аспекте дистанционное образование разделяется на 3 поколения, изначально выделенных учеными Гаррисоном (1985) и Нипе-ром (1989). Первое поколение дистанционного образования началось в 19 веке в Соединенных Штатах и Канаде. Оно было основано на использовании обычной почты для отправки книг, которые в последствие отправлялись назад на проверку преподавателю.
Между 1950 и 1960 годами, благодаря появлению телевидения, так называемые системы второго поколения, были добавлены в традиционные системы дистанционного обучения. Первоначально, они состояли из уроков, записанных на видео- и аудиокассеты, а затем из программных пакетов, CD-ROM, а также и в виде других форм хранения информации.
Реальная разница между поколениями заключается в том, что обучение было воспринято с исторической точки зрения. В первых двух поколениях обучение не рассматривается как социальный процесс и, следовательно, это не означает какого-либо динамического взаимодействия между преподавателями и студентами. В связи с тем, что отсутствовал фактор интерактивности, обучение стало индивидуальным, а не социальным процессом. Трансформация дистанционного обучения из индивидуального в социальный процесс стала возможной благодаря новым формам обмена и межличностного общения не только между учителем и учеником, но и между самими студентами. Сетевое общение поощряет обмен информацией «one-to-one», «one-to-many», а также «many-to-many», что позволяет студенту взаимодействовать и сотрудничать с группами студентов.
Одной из основных характеристик электронного обучения является возможность студентов получить доступ к содержимому и учебным материалам в любое время и в любом месте. Студенты, которые живут в изолированных и отдаленных местах, могут также обучаться по данным программам, избегая возможности оказаться отчисленными из учебного заведения. Наиболее распространенными инструментами, которые увеличивают интерактивность и в результате мотивацию к обучению являются:
- Интернет форумы: место, где студенты обмениваются информацией по конкретным темам.
- Чаты и списки рассылки: они способствуют общению.
Сегодня очень широко распространено сочетание данных подходов и инструментов для осуществления процесса дистанционного обучения. Эта модель называется смешанным обучением, которая сочетает электронное обучение с другими традиционными видами образования, объединяя гибкость новых инструментов и функциональность классических. Образовательная ценность такого интерактивного обучения в режиме онлайн способствует:
- Повышению степени усвоения материалов, которые надо выучить путем интеграции различных точек зрения, информации и идей;
- Развитию метакогнитивных способностей через совместную деятельность в сети;
- Поощрению студентов использовать новые стратегии для решения проблем в результате их сотрудничества в сети;
- Формированию социальных компетенций, необходимых для работы в команде [4, с. 81].
Уже на стадии обучения происходит медиация инструментов, которые используются во взаимодействии. Эта новая модель обучения не только характеризуется интеграцией преподавания в аудитории и онлайн деятельности (смешанное обучение), но и с помощью следующих элементов [2, с. 105]:
- Традиционные занятия лицом к лицу: особенно в случае длинных и сложных курсов обучения.
- Использование Интернета в качестве передачи информации и инструмента совместной деятельности.
Применение индивидуальных и совместных моделей обучения необходимо, чтобы эти две модели правильно интегрировались. Как и в традиционном обучении, в области электронного обучения есть частные и совместные обучающие моменты.
Как показывает практика, дистанционное образование - это удобная и полезная система обучения. К преимуществам дистанционного образования можно отнести [7, с. 49]:
- Обучение в индивидуальном темпе;
- Выбор любой из многочисленных программ обучения;
- Самостоятельное планирование времени, места и продолжительности занятий;
- Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
- Эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемыми т.д. [8, с. 352].
Хотя существует еще дополнительное множество преимуществ дистанционных образовательных технологий, оно не должно полностью заменить аудиторные занятия, но может очень эффективно их дополнять.
Несмотря на все преимущества у данного процесса существует ряд недостатков:
- недостаточная мотивация к учебе, следовательно, требуется более жесткий контроль;
- неумение организовать свою работу, требуется разработанный план обучения в деталях от преподавателя;
- необходимость проверки знаний в очном режиме и др.
Электронное обучение в качестве интегрированной модели обучения
подразумевает, что все возможности, предоставляемые современными технологиями, сочетаются с традиционной моделью обучения. Необходимо преобразовывать традиционные модели обучения, чтобы создавать другие интерактивные модели, которые могут использовать новые обучающие возможности, предлагая использование информационно-коммуникационных технологий.
Прогресс не стоит на месте, он приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Но пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем в использование дистанционных образовательных технологий, которые еще только предстоит решить.
В заключении хотелось бы отметить, что дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования -«образование для всех» и «образование через всю жизнь», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода.
Список литературы:
1. Панюшкина О.А. Изменение языка под воздействием социальных сетей (на материале испанского языка) // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. - № 3 (82). - С. 133-135.
2. Панюшкина О.А. Инновационная среда для обучения иностранному языку в вузе (на примере испанского) / под ред. Т.Н. Ле-ван // Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. - С. 103-119.
3. Панюшкина О.А. Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий // Обучение и вос-
питание: методики и практика 2013/2014 учебного года. - 2013. - № 7. -С. 79-84.
4. Панюшкина О.А. Новый закон об образовании РФ и потенциал инновационных средств в обучении испанскому языку // Вестник МГОУ Серия «Педагогика». - М.: Изд-во МГОУ 2014. - № 1. - С. 80-86.
5. Панюшкина О.А. Основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 126-130.
6. Панюшкина О.А. Практика применения новых технологий для обогащения словарного запаса в процессе изучения иностранных языков // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар: Изд-во СевероКубанского гуманитарно-технологического института, 2014. - С. 233-236.
7. Панюшкина О.А. Преимущества и недостатки компьютерного обучения иностранным языкам // Совет ректоров - М.: Изд-во «Образование 3000», 2012. - № 11. - С. 48-52.
8. Панюшкина О.А. Семь причин использовать смарт-технологии в обучении иностранному языку прямо сейчас // Роль бизнеса в трансформации общества - 2014: Сб. материалов IX Междунар. науч. конгресса, Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - М.: «Эдитус», 2014. - С. 351-353.
9. Панюшкина О.А. Социальные сети как инновационно-образовательные технологии в обучении иностранным языкам // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: изд-во: ООО «Наука и образование», 2014. - № 3. - С. 180-183.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
© Воронкова Ю.В.*
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме влияния информационных технологий на возможности обучения. Рассматриваются возможности изучения иностранных языков с помощью современных мобильных приложений, а также характерные особенности самых известных программ.
Ключевые слова информационные технологии; иностранный язык; мобильное приложение; возможности изучения.
* Студент кафедры Прикладного и международного менеджмента.