Научная статья на тему 'История, методы и тенденции развития e-learning'

История, методы и тенденции развития e-learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-LEARNING / "ONE-TO-ONE" / "ONE-TO-MANY" / "MANY-TO-MANY" / ИНТЕРНЕТ ФОРУМ / ЧАТЫ И СПИСКИ РАССЫЛКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряченко А.М.

В данной статье автором будут рассмотрена история возникновения и развития дистанционного образования в мире (e-learning), основные методы, используемые в дистанционном образовании, а также тенденции и перспективы развития. Помимо этого, в данной статье автор даст краткий анализ преимуществ и недостатков использования e-learning как самостоятельной формы образования, так и в виде смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История, методы и тенденции развития e-learning»

ИСТОРИЯ, МЕТОДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ E-LEARNING

© Буряченко А.М.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

В данной статье автором будут рассмотрена история возникновения и развития дистанционного образования в мире (e-leaming), основные методы, используемые в дистанционном образовании, а также тенденции и перспективы развития. Помимо этого, в данной статье автор даст краткий анализ преимуществ и недостатков использования e-leaming как самостоятельной формы образования, так и в виде смешанного обучения.

Ключевые слова дистанционное образование, e-leaming, «one-to-one», «one-to-many», «many-to-many», интернет форум, чаты и списки рассылки.

В последние несколько лет, методы профессиональной и образовательной подготовки в корне изменились. В то же время, срок актуальности новой информации быстро сокращается.

В историческом аспекте дистанционное образование разделяется на 3 поколения, изначально выделенных учеными Гаррисоном (1985) и Нипе-ром (1989). Первое поколение дистанционного образования началось в 19 веке в Соединенных Штатах и Канаде. Оно было основано на использовании обычной почты для отправки книг, которые в последствие отправлялись назад на проверку преподавателю.

Между 1950 и 1960 годами, благодаря появлению телевидения, так называемые системы второго поколения, были добавлены в традиционные системы дистанционного обучения. Первоначально, они состояли из уроков, записанных на видео- и аудиокассеты, а затем из программных пакетов, CD-ROM, а также и в виде других форм хранения информации.

Реальная разница между поколениями заключается в том, что обучение было воспринято с исторической точки зрения. В первых двух поколениях обучение не рассматривается как социальный процесс и, следовательно, это не означает какого-либо динамического взаимодействия между преподавателями и студентами. В связи с тем, что отсутствовал фактор интерактивности, обучение стало индивидуальным, а не социальным процессом. Трансформация дистанционного обучения из индивидуального в социальный процесс стала возможной благодаря новым формам обмена и межличностного общения не только между учителем и учеником, но и между самими студентами. Сетевое общение поощряет обмен информацией «one-to-one», «one-to-many», а также «many-to-many», что позволяет студенту взаимодействовать и сотрудничать с группами студентов.

Одной из основных характеристик электронного обучения является возможность студентов получить доступ к содержимому и учебным материалам в любое время и в любом месте. Студенты, которые живут в изолированных и отдаленных местах, могут также обучаться по данным программам, избегая возможности оказаться отчисленными из учебного заведения. Наиболее распространенными инструментами, которые увеличивают интерактивность и в результате мотивацию к обучению являются:

- Интернет форумы: место, где студенты обмениваются информацией по конкретным темам.

- Чаты и списки рассылки: они способствуют общению.

Сегодня очень широко распространено сочетание данных подходов и инструментов для осуществления процесса дистанционного обучения. Эта модель называется смешанным обучением, которая сочетает электронное обучение с другими традиционными видами образования, объединяя гибкость новых инструментов и функциональность классических. Образовательная ценность такого интерактивного обучения в режиме онлайн способствует:

- Повышению степени усвоения материалов, которые надо выучить путем интеграции различных точек зрения, информации и идей;

- Развитию метакогнитивных способностей через совместную деятельность в сети;

- Поощрению студентов использовать новые стратегии для решения проблем в результате их сотрудничества в сети;

- Формированию социальных компетенций, необходимых для работы в команде [4, с. 81].

Уже на стадии обучения происходит медиация инструментов, которые используются во взаимодействии. Эта новая модель обучения не только характеризуется интеграцией преподавания в аудитории и онлайн деятельности (смешанное обучение), но и с помощью следующих элементов [2, с. 105]:

- Традиционные занятия лицом к лицу: особенно в случае длинных и сложных курсов обучения.

- Использование Интернета в качестве передачи информации и инструмента совместной деятельности.

Применение индивидуальных и совместных моделей обучения необходимо, чтобы эти две модели правильно интегрировались. Как и в традиционном обучении, в области электронного обучения есть частные и совместные обучающие моменты.

Как показывает практика, дистанционное образование - это удобная и полезная система обучения. К преимуществам дистанционного образования можно отнести [7, с. 49]:

- Обучение в индивидуальном темпе;

- Выбор любой из многочисленных программ обучения;

- Самостоятельное планирование времени, места и продолжительности занятий;

- Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;

- Эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемыми т.д. [8, с. 352].

Хотя существует еще дополнительное множество преимуществ дистанционных образовательных технологий, оно не должно полностью заменить аудиторные занятия, но может очень эффективно их дополнять.

Несмотря на все преимущества у данного процесса существует ряд недостатков:

- недостаточная мотивация к учебе, следовательно, требуется более жесткий контроль;

- неумение организовать свою работу, требуется разработанный план обучения в деталях от преподавателя;

- необходимость проверки знаний в очном режиме и др.

Электронное обучение в качестве интегрированной модели обучения

подразумевает, что все возможности, предоставляемые современными технологиями, сочетаются с традиционной моделью обучения. Необходимо преобразовывать традиционные модели обучения, чтобы создавать другие интерактивные модели, которые могут использовать новые обучающие возможности, предлагая использование информационно-коммуникационных технологий.

Прогресс не стоит на месте, он приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Но пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем в использование дистанционных образовательных технологий, которые еще только предстоит решить.

В заключении хотелось бы отметить, что дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования -«образование для всех» и «образование через всю жизнь», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода.

Список литературы:

1. Панюшкина О.А. Изменение языка под воздействием социальных сетей (на материале испанского языка) // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. - № 3 (82). - С. 133-135.

2. Панюшкина О.А. Инновационная среда для обучения иностранному языку в вузе (на примере испанского) / под ред. Т.Н. Ле-ван // Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. - С. 103-119.

3. Панюшкина О.А. Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий // Обучение и вос-

питание: методики и практика 2013/2014 учебного года. - 2013. - № 7. -С. 79-84.

4. Панюшкина О.А. Новый закон об образовании РФ и потенциал инновационных средств в обучении испанскому языку // Вестник МГОУ Серия «Педагогика». - М.: Изд-во МГОУ 2014. - № 1. - С. 80-86.

5. Панюшкина О.А. Основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 126-130.

6. Панюшкина О.А. Практика применения новых технологий для обогащения словарного запаса в процессе изучения иностранных языков // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар: Изд-во СевероКубанского гуманитарно-технологического института, 2014. - С. 233-236.

7. Панюшкина О.А. Преимущества и недостатки компьютерного обучения иностранным языкам // Совет ректоров - М.: Изд-во «Образование 3000», 2012. - № 11. - С. 48-52.

8. Панюшкина О.А. Семь причин использовать смарт-технологии в обучении иностранному языку прямо сейчас // Роль бизнеса в трансформации общества - 2014: Сб. материалов IX Междунар. науч. конгресса, Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - М.: «Эдитус», 2014. - С. 351-353.

9. Панюшкина О.А. Социальные сети как инновационно-образовательные технологии в обучении иностранным языкам // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: изд-во: ООО «Наука и образование», 2014. - № 3. - С. 180-183.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

© Воронкова Ю.В.*

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме влияния информационных технологий на возможности обучения. Рассматриваются возможности изучения иностранных языков с помощью современных мобильных приложений, а также характерные особенности самых известных программ.

Ключевые слова информационные технологии; иностранный язык; мобильное приложение; возможности изучения.

* Студент кафедры Прикладного и международного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.