Научная статья на тему 'История формирования системы профориентации на основе психофизиологии'

История формирования системы профориентации на основе психофизиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELECTION / PROFESSIONAL COUNSELING / PRINCIPLES / PROFESSION-GRAPHING / CHOICE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улесикова Ирина Владимировна, Постнова Маргарита Викторовна, Срослова Галина Алексеевна

В статье проанализированы исторические аспекты развития системы профориентации. Вопрос о сознательном выборе направления будущей работы, труда и профессии с учетом интересов, потребностей и психофизиологических возможностей имеет важное значение как для конкретного индивида, так и для страны в целом. Существует многообразие психологических методов и способов изучения профессий, индивидуально-личностных особенностей для будущего профессионального самоопределения. Теория профотбора базируется прежде всего на теоретических основах психофизиологии и возникла из потребностей развития человеческого общества, имеющего историческое значение и не потерявшего своей актуальности в настоящее время. Прослеживается определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения. Оценка профпригодности человека исходит из глубины веков, исходя из исторического наследия прошлых поколений, касавшегося целенаправленного общественного влияния на индивида, вплоть до уровня реальной свободы выбора для большинства населения. Процесс целенаправленного профотбора включает в себя основы диагностики знаний, умений и способностей потенциального работника. Современная профессия рассматривается как надежное средство для построения собственного жизненного успеха, нахождения с помощью профессии места в обществе. Профессиональное просвещение формирует мотивированные профессиональные намерения, в основе которых заложено осознание различных потребностей и своих психофизиологических возможностей. В настоящее время можно говорить о некотором возрождении интереса к профориентации, в том числе и школьной. Исторический анализ профессиональной ориентации обучающихся показал, что этот процесс носит приоритетное направление в деятельности образовательных учреждений, обеспечивая гармоничное развитие личности в современных условиях жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улесикова Ирина Владимировна, Постнова Маргарита Викторовна, Срослова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION SYSTEM ON THE BASIS OF PSYCHOPHYSIOLOGY

The article analyses historical aspects of the development of the vocational guidance system. Question about the conscious choice of the direction of future work and profession taking into account the interests, needs and psycho-physiological features is of great importance for particular individual and for the country as a whole. There is a great variety of psychological methods and techniques of the study of professions, individually-personal features for the future professional self-determination. The theory of professional selection is based primarily on the theoretical foundations of psychophysiology and arose from the needs of development of human society having historical importance and current relevance. There is a clear dependence of the heyday of professional self-determination. Evaluation of professional suitability of the man comes from the depth of centuries. On the basis of the historical heritage of past generations regarding focused social influence on the individual to the level of actual freedom of choice for the majority of the population. The process of focused professional selection includes a diagnostic framework of knowledge, skills and abilities of a potential employee. Modern profession is regarded as a reliable means to build your own success in life, spent with the help of the profession in society. Professional education forms motivated professional intentions, which are based on the awareness of different needs and their psycho-physiological features. Currently, it is possible to speak of a revival of interest in career counseling, including school. Historical analysis of the professional orientation of students showed that this process is a priority direction in activity of educational institutions, ensuring the harmonious development of personality under modern conditions of life.

Текст научной работы на тему «История формирования системы профориентации на основе психофизиологии»

www.volsu.ru

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2016.4.9

УДК 159.9.072.432 ББК 88.4

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 1

Ирина Владимировна Улесикова

Лаборант лаборатории психофизиологии, Волгоградский государственный университет ulesikovairina@mail.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Маргарита Викторовна Постнова

Доктор биологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой биоинженерии и биоинформатики, Волгоградский государственный университет postnova@volsu.ru, biobio@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Галина Алексеевна Срослова

<С Кандидат биологических наук, доцент кафедры биоинженерии и биоинформатики,

^ Волгоградский государственный университет

о g.a.kudryavtseva@mail.ru, biobio@volsu.ru

о просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация а

О

И Аннотация. В статье проанализированы исторические аспекты развития системы ^ профориентации. Вопрос о сознательном выборе направления будущей работы, труда и § профессии с учетом интересов, потребностей и психофизиологических возможностей име-о ет важное значение как для конкретного индивида, так и для страны в целом. Существует С многообразие психологических методов и способов изучения профессий, индивидуальному личностных особенностей для будущего профессионального самоопределения. ® Теория профотбора базируется прежде всего на теоретических основах психофизио-

§ логии и возникла из потребностей развития человеческого общества, имеющего историК т—г

о ческое значение и не потерявшего своей актуальности в настоящее время. Прослеживает-

^ ся определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения.

® Оценка профпригодности человека исходит из глубины веков, исходя из исторического на-

следия прошлых поколений, касавшегося целенаправленного общественного влияния на индивида, вплоть до уровня реальной свободы выбора для большинства населения. Процесс целенаправленного профотбора включает в себя основы диагностики знаний, умений и способностей потенциального работника. Современная профессия рассматривается как надежное средство для построения собственного жизненного успеха, нахождения с помощью профессии места в обществе. Профессиональное просвещение формирует мотивированные профессиональные намерения, в основе которых заложено осознание различных потребностей и своих психофизиологических возможностей.

В настоящее время можно говорить о некотором возрождении интереса к профориентации, в том числе и школьной. Исторический анализ профессиональной ориентации обучающихся показал, что этот процесс носит приоритетное направление в деятельности образовательных учреждений, обеспечивая гармоничное развитие личности в современных условиях жизни.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональное консультирование, принципы, профессиографирование, выбор профессиональной деятельности.

В начале XX столетия появились первые лаборатории профориентации в Страсбурге и Бостоне. Миграция людей в города из сельской местности, проблема поиска и выбора работы, бурный рост промышленности, проблема подбора наиболее соответствующих людей той или иной профессии уже со стороны работодателей способствовали появлению этих служб. Службы профориентации в своей работе опирались на «трехфакторную модель» Ф. Парсонса, определяя у претендентов их способности, качества личности и соотнося их с требованиями профессий. На основании этого выдавались рекомендации о пригодности или непригодности человека к данной профессии [10].

Для помощи подросткам в определении их дальнейшего жизненного трудового пути в январе 1908 г. в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи. Деятельность этого бюро и принято считать началом профо-риентационной работы. Затем в Нью-Йорке было создано аналогичное бюро, изучавшее требования, предъявляемые к человеку различными профессиями, более детально выявлялись способности школьников. Основными инструментами бюро были тестирование и анкетирование. Этим опытом воспользовались в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других зарубежных странах [2].

В США вопросами профессионального отбора занимался Г. Мюнстенберг. По заказу телефонной компании для снижения текучести кадров он изучил нагрузку телефонистки,

посчитал количество отдельных психофизиологических актов, на основании полученных данных разработал рекомендации профотбора телефонисток. Все это привело к снижению увольнений с указанной должности и увеличению качества связи [13].

Дальнейший спрос на расширение потребности в профотборе возник после окончания Первой мировой войны. Возникла потребность в быстрой подготовке кадров, соответствующих интеллектуальным и физическим качествам военного дела. Война являлась стимулятором научно-исследовательских работ по изучению личностных особенностей, соотнесению способностей человека с главными требованиями профессии. Это привело к созданию в США группового теста, позволяющего быстро оценивать готовность новобранцев к воинской службе и распределять их в различные ряды военизированных сил. Масштаб исследований тех лет показал потребность в тайном хранении и сохранении конфиденциальности информации. В России в 1897 г. появилась первая служба профориентации по «приисканию» работы. Государственный статус эта служба приобрела только в годы Первой мировой войны. Одно из произведений по выбору профессии того времени «Кающийся энциклопедист» (1900) содержало раздел, посвященный четырем типичным вариантам выбора, учитывающим: семейные традиции (что было распространено в тогдашней патриархальной России); случайный, необдуман-

ный выбор, а также выбор по призванию и по расчету [9].

В Советской России профориентации уделялось большое внимание. Существовали институты труда, в которых работали лаборатории профконсультирования. Затем последовало бурное открытие аналогичных бюро, появилась система школьной профориентации, организацией работы которой занимались специалисты-педологи в городах по всей стране [3]. Однако в период сталинского тоталитаризма профориентационную работу, реально связанную с проблематикой свободы выбора, запретили вследствие отмены трудового обучения в школе и снижения работы, направленной на профориентацию.

Профориентационная работа была восстановлена в период хрущевской оттепели и существовала вплоть до 70-х гг., но не связанные с идеологией повышения народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны интересы личности перешли на задний план. Данный исторический процесс привел к деградации профориентации из-за ущемления многих свобод населения.

Благодаря трудам знаменитого психолога Евгения Александровича Климова профессиональная ориентация начала свое возрождение. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профес-сиографии и выбора профессии. Классификация профессий по Е.А. Климову до сих пор служит основным стандартом в России [7; 8].

Середина 80-х гг. ознаменована увеличением свобод человека, вследствие чего в крупных городах были открыты центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах -пункты профконсультации. В итоге была создана государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования [6]. Благодаря росту свободы в обществе произошло резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике в 90-х гг. вызвали отказ государства от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства. Увеличение безработицы сконцентрировало внимание государства на создании центров занятости, в которых проходило профессиональное переобучение, профориентацию и психологи-

ческую поддержку взрослое трудоспособное население.

Школьная профориентация была почти разрушена. Этому также способствовала неясность ее подчинения. Министерство образования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Министерстве труда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» [3].

В таких жестких условиях существования развитие профориентации в России было весьма затруднено и продолжалось лишь в немногих научно-методических центрах. Функционировали центры профориентации только в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и некоторых других крупных городах.

Дальнейшее развитие в области профессионального ориентирования молодежи основано на разработанных К.К. Платоновым принципах профессиографирования [10]. По С.М. Василейскому, существует условная относительность психограммы профессионала как модели желательного набора профессионально важных качеств [14]. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Уильямом Штерном, который выделял четыре направления в дифференциальной психологии [15]. Важно изучить и понять особенности требований конкретной профессии к психическим качествам работника. Суть оценки профпригодности сводится к выявлению определенного набора качеств и признаков, необходимых работнику для успешного выполнения профессиональных задач в данном виде труда, и сопоставлению их с личностными особенностями индивида [1; 11; 12]. Данные особенности принято называть профессионально важными качествами (далее - ПВК). Описание упорядоченной совокупности ПВК называется психограммой профессионала. Выделяют полную и частичную, срезовые и продольные психограммы. В первом случае психологическое изучение создается по обширной программе - полной психографической схеме. Во втором случае при составлении частичной психограммы программа обследования личности затрагивает лишь важные для обсуждаемой проблемы стороны. Срезовая психограмма составляется при разовом обследовании личности, продольная - при сопостав-

лении результатов разных по времени психологических обследований личности. По мнению У. Штерна, продольные психограммы дают сведения о тенденциях развития личности, которые позволяют понять личность, ее устойчивые и случайные проявления [16].

В начале прошлого столетия психограмма рассматривалась как совокупность ПВК личности профессионала. Модель успешного профессионала создавалась из приоритетных, особо задействованных в изучаемой работе психических функций субъекта труда. Модель такого рода служила основой для выбора психодиагностических методик и с их помощью прогнозирования успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что продуктивная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Практической задачей являлось формирование основных требований к ПВК с использованием профотбора или карьерного консультирования. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха [2; 15]. Для составления психограммы профессионала предлагалось профессиональное обучение и тренировка таких психических функций ПВК, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения.

Существует множество психологических методов и технологий изучения профессий: способ экспертных оценок, трудовой, анализ технической документации, наблюдение, «фотография» рабочего дня, пооперационное (алгоритмическое, операционно-структурное) описание трудовой деятельности, коллективная дискуссия, способ составления индивидуальной характеристики, анализ ошибок и рекордов в труде, экспериментальный способ, характерологический, критических инцидентов, анализ биографий и автобиографий, психосемантические методы [4; 5]. Концепции диагностики личностных качеств стали теоретическим фундаментом для более поздних исследований в области психологии труда.

Проведенный анализ исторических аспектов развития профориентационной работы пока-

зал, что в России данный процесс носил сложный и неоднозначный характер и напрямую зависел от отношения к нему действующей власти, которая зачастую не уделяла ему должного внимания. На сегодняшний момент прослеживается тенденция возрождения интереса к профориентации, в том числе и школьной.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области в рамках реализации научного проекта №2 15-1634013 «Индивидуализация медико-психолого-социального здоровьесберегающего сопровождения человека на основных этапах воспитания, образования и профессионального самоопределения».

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Абашкина, Е. В. Психофизиологическое и социологическое обследование одаренных школьников Волгоградской области на базе лагеря «Интеграл» / Е. В. Абашкина, В. В. Новочадов // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2011. - №2 6. -С. 61-63.

2. Антипьев, А. Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития / А. Г. Антипьев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. -№ 2. - С. 141-150.

3. Басов, М. Я. Общие основы педологии / М. Я. Басов. - СПб. : Алетейя, 2007. - 776 с.

4. Голуб, А. А. Профориентация и самореализация личности / А. А. Голуб // Человек. Искусство. Вселенная. - 2015. - №> 1. - С. 44-52.

5. Истратова, О. Н. Справочник психолога-консультанта организации / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. -638 с.

6. Комаров, А. А. Профориентация сегодня -твоя будущая профессия / А. А. Комаров // Информация и образование: границы коммуникаций. -2016. - №> 8 (16). - С. 147-149.

7. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е. А. Климова. - М. : Академия, 2007. - 384 с.

8. Парнов, Д. А. Профессиональная подготовка в школе - эффективная профориентация / Д. А. Парнов // Профессиональное образование. Столица. -2010. - №> 5. - С. 19-20.

9. Пряжников, Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. - М. : Первое сентября, 2006. - 224 с.

10. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжни-кова. - М. : Академия, 2001. - 480 с.

11. Психофизиологические характеристики рисков адаптации учащейся молодежи / А. Б. Мулик, М. В. Постнова, Ю. А. Шатыр [и др.] // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. - 2011. - № 2. - С. 114-121.

12. Психофизиологический статус одаренных старшеклассников, имеющих устойчивые научно-образовательные предпочтения / Е. В. Абашкина, В. В. Новочадов, С. Н. Шевцова, Ю. А. Шатыр // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. - 2011. -№ 1.- С. 105-113.

13. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран : в 4 т. / сост. и ред. Г. Д. Никредин, Е. М. Бабасов, Н. И. Бушин. - Волгоград, 1993. - Т. 1-2.

14. Столяренко, А. М. Общая и профессиональная психология / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 402 с.

15. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. -М. ; Воронеж : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та : НПО МОДЭК, 2004. - 320 с.

16. Щекин, Г. В. Организация и психология управления персоналом : учеб.-метод. пособие / Г. В. Щекин. - К. : МАУП, 2002. - 832 с.

REFERENCES

1. Abashkina E.V. Psikhofiziologicheskoe i sotsiologicheskoe obsledovanie odarennykh Shkolnikov Volgogradskoy oblasti na baze lagerya "Integral" [Psycho-Physiological and Sociological Study of Gifted Pupils of the Volgograd Region on the Basis of the Integral Camp]. Nauchno-prakticheskiy zhurnal "Odarennyy rebenok", 2011, no. 6, pp. 61-63.

2. Antipyev A.G. Proforientatsiya molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve: sostoyanie i puti razvitiya [Professional Orientation of Youth in the Modern Russian Society: Condition and Ways of Development]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl, 2012, no. 2, pp. 141-150.

3. Basov M.Ya. Obshchie osnovy pedologii [General Principles of Pedology]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2007. 776 p.

4. Golub A.A. Proforientatsiya i samorealizatsiya lichnosti [Professional Orientation and Personal Fulfillment]. Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya, 2015, no. 1, pp. 44-52.

5. Istratova O.N., Eksakusto T.V. Spravochnik psikhologa-konsultanta organizatsii [Reference Book of Psychologist-Consultant of a Company]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2006. 638 p.

6. Komarov A.A. Proforientatsiya segodnya -tvoya budushchaya professiya [Today's Professional Orientation Is Your Future Profession]. Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsiy, 2016, no. 8 (16), pp. 147-149.

7. Noskova O. G. Psikhologiya truda [Psychology ofLabour]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 384 p.

8. Parnov D.A. Professionalnaya podgotovka v shkole - effektivnaya proforientatsiya [Training at School -an Effective Professional Orientation]. Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa, 2010, no. 5, pp. 19-20.

9. Pryazhnikov N.S. Igry i metodiki dlya professionalnogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Games and Techniques for Professional Self-Determination of Senior Pupils]. Moscow, Pervoe sentyabrya Publ., 2006. 224 p.

10. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of Labour and Human Dignity]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 480 p.

11. Mulik A.B., Postnova M.V., Shatyr Yu.A., et al. Psikhofiziologicheskie kharakteristiki riskov adaptatsii uchashcheysya molodezhi [Psycho-Physiological Characteristics of Adaptation Risks of Pupils]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 11, Estestvennye nauki [Science Journal of Volgograd State University. Natural Sciences], 2011, no. 2, pp. 114-121.

12. Abashkina E.V., Novochadov V.V., Shev-tsova S.N., et al. Psikhofiziologicheskiy status odarennykh starsheklassnikov, imeyushchikh ustoychivye nauchno-obrazovatelnye predpochteniya [Psycho-Physiological Status of Gifted High School Students with Sustainable Scientific and Educational Preferences]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 11, Estestvennye nauki [Science Journal ofVolgograd State University. Natural Sciences], 2011, iss. 1, pp. 105-113.

13. Nikredin G.D., Babasov E.M., Bushin N.I., eds. Sotsialnye tekhnologii v sisteme proizvodstva zarubezhnykh stran: Khrestomatiya v 4 t. [Social Technologies in the System of Foreign Countries Production: Anthology in 4 vols.]. Volgograd, 1993, vol. 1-2.

14. Stolyarenko A.M. Obshchaya i professionalnaya psikhologiya [General and Professional Psychology]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2003. 402 p.

15. Symanyuk E.E. Psikhologiyaprofessionalno obuslovlennykh krizisov [Psychology of Professionally Conditioned Crises]. Moscow, Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh, NPO MODEK Publ., 2004. 320 p.

16. Shchekin G.V. Organizatsiya i psikhologiya upravleniya personalom [Organization and Psychology of Personnel Management]. Kiev, MAUP Publ., 2002. 832 p.

THE HISTORY OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION SYSTEM ON THE BASIS OF PSYCHOPHYSIOLOGY

Irina Vladimirovna Ulesikova

Laboratory Assistant, Laboratory of Psychophysiology,

Volgograd State University

ulesikovairina@mail.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Margarita Viktorovna Postnova

Doctor of Biological Sciences, Senior Researcher, Head of Department of Bioengineering and Bioinformatics, Volgograd State University postnova@volsu.ru, biobio@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Galina Alekseevna Sroslova

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Bioengineering and Bioinformatics, Volgograd State University g. a.kudryavtseva@mail. ru, biobio@volsu. ru Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article analyses historical aspects of the development of the vocational guidance system. Question about the conscious choice of the direction of future work and profession taking into account the interests, needs and psycho-physiological features is of great importance for particular individual and for the country as a whole. There is a great variety of psychological methods and techniques of the study of professions, individually-personal features for the future professional self-determination.

The theory of professional selection is based primarily on the theoretical foundations of psychophysiology and arose from the needs of development of human society having historical importance and current relevance. There is a clear dependence of the heyday of professional self-determination. Evaluation of professional suitability of the man comes from the depth of centuries. On the basis of the historical heritage of past generations regarding focused social influence on the individual to the level of actual freedom of choice for the majority of the population. The process of focused professional selection includes a diagnostic framework of knowledge, skills and abilities of a potential employee. Modern profession is regarded as a reliable means to build your own success in life, spent with the help of the profession in society. Professional education forms motivated professional intentions, which are based on the awareness of different needs and their psycho-physiological features.

Currently, it is possible to speak of a revival of interest in career counseling, including school. Historical analysis of the professional orientation of students showed that this process is a priority direction in activity of educational institutions, ensuring the harmonious development of personality under modern conditions of life.

Key words: professional orientation, professional selection, professional counseling, principles, profession-graphing, choice of professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.