Научная статья на тему 'Историко-революционная тема в адыгейском литературоведческом дискурсе'

Историко-революционная тема в адыгейском литературоведческом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМА / ЖАНР / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ДОКУМЕНТАЛИЗМ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / HISTORICAL-REVOLUTIONARY SUBJECT / GENRE / LITERARY CRITICISM / DOCUMENTALISM / TYPOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шовгенова Тамара Алиевна

Предпринимается попытка определения оценки национальной литературоведческой науки произведений на историко-революционную тему, ставшей заметным явлением в художественной прозе. Актуальность определяется недостаточной изученностью в литературоведении многих особенностей историко-революционной прозы: глубокого анализа тема не получила в плане жанровых определений произведений, оценки принципов историзма и художественного воплощения исторических личностей. Цель заключается в обобщении существующих оценок и обозначении перспективы в исследовании историко-революционной темы в адыгейской литературоведческой науке. Применение сравнительного, историко-теоретического методов исследования позволило прийти к выводу, что историко-революционная тема придала неповторимый облик литературе ХХ века, эпоха подарила значительные произведения, передающие дух времени, показывающие эволюцию перерождения людей. Практическая значимость работы состоит в том, что она может стать частью в разработке уроков, внеурочных занятий в различных учебных заведениях и теоретической базой дальнейших исследований адыгейской историко-революционной прозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шовгенова Тамара Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical - revolutionary theme in the Adyghe literary discourse

An attempt is undertaken to assess the national literary science of works on a historical-revolutionary subject which has become the noticeable phenomenon in art prose. The relevance is defined by insufficient study in literary criticism of many features of historical-revolutionary prose: the subject has not received the deep analysis in respect of genre definitions of works, assessment of the principles of historicism and artistic implementation of historic figures. The purpose of this paper is to generalize the existing estimates and to designate prospect in a research of a historical-revolutionary subject in the Adyghe literary science. Application of comparative, historical and theoretical methods of research has allowed us to come to a conclusion that the historical-revolutionary subject has given unique shape to literature of the 20th century. An era has presented the considerable works transmitting a spirit of the age, showing evolution of regeneration of people. The practical importance of work is that it can become a part in development of lessons, after-hour occupations in various educational institutions and theoretical base of further researches of the Adyghe historical-revolutionary prose.

Текст научной работы на тему «Историко-революционная тема в адыгейском литературоведческом дискурсе»

УДК 821.352.3-94

ББК 83.3 (2=Ады)

Ш 78

Шовгенова Т.А.

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.Керашева, e-mail: shovgenova1974@mail. ru

Историко-революционная тема в адыгейском литературоведческом дискурсе

(Рецензирована)

Аннотация:

Предпринимается попытка определения оценки национальной литературоведческой науки произведений на историко-революционную тему, ставшей заметным явлением в художественной прозе. Актуальность определяется недостаточной изученностью в литературоведении многих особенностей историко-революционной прозы: глубокого анализа тема не получила в плане жанровых определений произведений, оценки принципов историзма и художественного воплощения исторических личностей. Цель заключается в обобщении существующих оценок и обозначении перспективы в исследовании историко-революционной темы в адыгейской литературоведческой науке. Применение сравнительного, историко-теоретического методов исследования позволило прийти к выводу, что историко-революционная тема придала неповторимый облик литературе ХХ века, эпоха подарила значительные произведения, передающие дух времени, показывающие эволюцию перерождения людей. Практическая значимость работы состоит в том, что она может стать частью в разработке уроков, внеурочных занятий в различных учебных заведениях и теоретической базой дальнейших исследований адыгейской историко-революционной прозы.

Ключевые слова:

Историко-революционная тема, жанр, литературоведение, документализм, типологические особенности.

Shovgenova T.A.

Candidate of Philology, Senior Researcher of the Adyghe Republican Research Institute of the Humanities named after T. Kerashev, e-mail: shovgenova1974@mail.ru

The historical - revolutionary theme in the Adyghe literary discourse

Abstract:

An attempt is undertaken to assess the national literary science of works on a historical-revolutionary subject which has become the noticeable phenomenon in art prose. The relevance is defined by insufficient study in literary criticism of many features of historical-revolutionary prose: the subject has not received the deep analysis in respect of genre definitions of works, assessment of the principles of historicism and artistic implementation of historic figures. The purpose of this paper is to generalize the existing estimates and to designate prospect in a research of a historical-revolutionary subject in the Adyghe literary

science. Application of comparative, historical and theoretical methods of research has allowed us to come to a conclusion that the historical-revolutionary subject has given unique shape to literature of the 20th century. An era has presented the considerable works transmitting a spirit of the age, showing evolution of regeneration of people. The practical importance of work is that it can become a part in development of lessons, after-hour occupations in various educational institutions and theoretical base of further researches of the Adyghe historical-revolutionary prose.

Keywords:

Historical-revolutionary subject, genre, literary criticism, documentalism, typological features.

Историческая тема является одной из центральных в литературе. Любая эпоха так или иначе становится литературной темой, «в исторической памяти народа факты и события откладываются в виде художественного отображения» [1: 19]. Революция 1917 года, предреволюционное и послереволюционное время дали богатый материал литературе, послужив содержанием целого круга произведений, обогатила ее идейно-тематический пласт. Эволюция рассматриваемой темы была обусловлена «самой социально-исторической реальностью и потому она имела право стать объектом художественного исследования» [2: 161]. Исторической и историко-революционной прозе было свойственно «многоплановое развитие действия, наличие связанных, но относительно самостоятельных фабульных линий» [2: 162].

В передаче революционной атмосферы перед мастерами слова стоит задача найти средства правильного художественного воплощения своеобразия прошлой исторической эпохи и ее деятелей. Писатели раскрывают исторические события, судьбы исторических личностей в конкретных картинах и образах. «По-разному, каждый в своей творческой манере, со свойственным только ему стилем и художественным изложением материала, поэты, прозаики всматриваются в прошлое, пытаются с позиции современности оценить свершенное», - пишет Л. Чучвага [3: 98]. По верному наблюдению Ю.Андреева, «изображение Октя-

бря явилось пробным камнем буквально для всех писателей России, ибо идейно-эстетическое освещение его определяло способность художника видеть, изображать и объяснять мир в его главных тенденциях - или, наоборот, ограниченность и слабость художника» [4: 4].

Рассказы «Водка», «Тайна Машука» Т.Керашева, роман «Шовгенов Мос» Д. Костанова, «Девичьи зори» Ю. Тлюстена, «Тропы из ночи», «Гошевнай», И. Машба-ша, «Баржа» А. Евтыха и другие стали достоянием историко-революционной прозы, помогли «донести до сердца читателя грандиозные идеи эпохи» [5: 112]. Естественно, на начальных этапах становления историко-революционная проза испытывала трудности, «связанные с выработкой понятия нового гуманизма, формированием концепции нового героя» [5: 115]. Литературоведы этот факт связывают с тем, что «не хватало национальных традиций и профессионального опыта» [5: 115] у новописьменных литератур.

В национальном литературоведении нет отдельного монографического исследования по историко-революционной прозе. Однако это не означает, что она была обделена вниманием исследователей, есть литературоведческие труды, касающиеся этой проблемы в виде отдельных частностей (А.Схаляхо, К.Шаззо, Р.Мамий, УПанеш, Т.Чамоков и др.). Тема в целом находится во внимании исследователей. Причиной тому является факт существования в истории революционной эпохи и достаточно большого количества произведении об этом, до-

стойных исследования. Поэтому анализ становления, идейно-художественного своеобразия историко-революционной прозы адыгейских писателей и их отражение в литературоведении представляется нам актуальным и необходимым.

Формирование историко-рево-

люционной прозы связано со временем, когда «адыгские народы получили объективные условия для создания письменности, литературного языка и художественной литературы». Эта особенность отражается на проблемно-тематическом содержании и художественных чертах произведений.

Справедливы слова Абу Схаляхо в том, что тема Октября, тема социалистического переустройства жизни всегда современна в плане того, что писатели, пишут ли о сегодняшнем или о прошлом, ставят перед собой цели, связанные с воссозданием прошлого, укреплением дружбы народов [6: 248].

У Панеш, исследуя типологические связи литератур, анализирует конкретные историко-революционные произведения адыгских писателей, дает характеристику их проблемно-тематическим и жанрово-стилевым особенностям. Ученый пишет: «Революционный процесс, охвативший всю страну, находил в местных условиях свои формы выражения... Новый человек с его делами поступками и идеалами, рожденный октябрьским переворотом, сблизил национальные литературы, типологические связи которых просматриваются, прежде всего, в общем направлении тем, идей и характеров» [7: 42]. Он выделяет особенность главного героя, «чья судьба становилась примером для подражания и олицетворяла движение народа к новой реальности, зачастую герой копировал собою жизненную ситуацию, что свидетельствовало о непосредственном воспроизведении писателем социальных конфликтов эпохи» [2: 157].

Наличие документализма в историко-революционной прозе отмечают многие литературоведы. О важно-

сти документализма как части историко-революционных произведений Л. Чучва-га пишет: «Документальный материал помог адыгейским художникам по-новому высветить внутренний мир ярких личностей и показать их роль в осуществлении революции в Адыгее» [3: 99].

Т. Чамоков отмечает, что верность постижения сущности социалистического конфликта, вовлекающего в водоворот событий человеческие судьбы, помогает высветить активное, стихийно-революционное начало в жизни героев [8: 32]. В становлении концепции нового героя и развитии темы в разных жанрах он выделяет характерные особенности, заключающиеся в постепенном переходе «от восторженно-романтического восприятия новой, революционной действительности к объективному ее воспроизведению», «от очерково-публицистического стиля, от первых пьес и малых жанров поэзии и прозы к социальной, историко-революционной поэме, повести и роману» [8: 42].

К. Шаззо в контексте исследования художественного конфликта в романе пишет: «Роман о прошлом, об истории обрел основательный художественный опыт, определил ведущие тенденции развития историко-революционной прозы, проявил многообразие стилевого и внутрижанро-вого движения современного эпоса, принципов разработки в нем социальных конфликтов» [9:145]. По его классификации, «жанровые качества романа о прошлом проявляются главным образом в двух его разновидностях: панорамный роман с ориентацией на изображение широкого круга событий; роман, который тяготеет к постижению социальной и психологической сути характеров и приводит писателя к углубленному анализу закономерностей общественных конфликтов» [9: 145].

Анализ историко-революционной темы в адыгейской литературе занимает место во многих научных работах Р. Ма-мия. По мнению литературоведа, им характерна неразрывная связь времен, «они

проникнуты пафосом историзма, определившим и выбор темы, и широту обозрения действительности, и углубленное раскрытие характеров и обстоятельств. Авторы сумели коснуться некоторых, еще мало изученных и художественно неисследованных пластов народной истории, воссоздавая в художественных образах сложный и неповторимый облик эпохи» [10: 187].

Работа молодого исследователя Б. Мхце (Чуяко) «Художественный конфликт и эволюция характера в творчестве А. К. Евтыха» (2012) свидетельствует о неугасаемом интересе к историко-революционной теме, о том, что «у любого писателя есть свой взгляд, своя гражданская позиция и собственная интерпретация тех или иных событий» [11: 41]. Исследуя творчество А. Евтыха, она подчеркивает, что у писателя всегда был специфический подход к отражению переломных эпох ХХ века: революции и гражданской войне, послереволюци-

онным годам строительства новой жизни и что многие произведения («Мой старший брат», «Судьба одной женщины», «Воз белого камня», «Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь») полностью сосредоточены на проблеме «человек и революция». «Для него (А.Евтыха - Ш.Т.) главным остается человек. Через мировоззрение людей разных возрастов, национальностей, сословий А.Евтых передает дух сложнейшей исторической эпохи. По сути, эти произведения выражают народную философию революции», - пишет Б. Мхце [11: 6-7].

Таким образом, широкомасштабная, многоплановая тема историко-революционного прошлого, найдя свое выражение во многих жанрах, вывела национальную литературу на новую художественно-эстетическую ступень, обогатила своей многогранностью исследовательский пласт литературоведения.

Примечания:

1. Панеш А.Д. Российские революции 1917 г. и особенности их преломления в истории адыгов // Либеральный февраль и пролетарский Октябрь. Майкоп, 2017. С. 18-25.

2. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. 276 с.

3. Чучвага Л. Факты, документы и художественный вымысел в современной адыгейской литературе // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. С. 91-107.

4. Андреев Ю. Революция и литература. М., 1975. 448 с.

5. Панеш У.М., Панеш С.Р. Об особенностях общеадыгской художественно-публицистической прозы 20-30-х гг. и ее связи с русской литературой // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2015. Вып. 4 (168). С. 111-117.

6. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. 288 с.

7. Панеш У.М. Литература изменяющегося мира. Майкоп, 2007. 279 с.

8. Чамоков Т.Н. Проблема нового героя на начальном этапе формирования социалистического реализма в адыгских литературах // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. С. 25-42.

9. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. 239 с.

10. Мамий Р.Г. Современный адыгейский роман о революционном прошлом. Майкоп, 1973. С. 146-186.

11. Мхце Б. Художественный конфликт и эволюция характера в творчестве А.К. Евты-ха. Майкоп, 2012. 99 с.

References:

1. Panesh A.D. Russian revolutions of 1917 and features of their refraction in the history of the Adyghes // Liberal February and proletarian October. Maikop, 2017. P. 18 - 25.

2. Panesh U.M. Typological relations and the formation of literary and aesthetic unity of Adyghe literatures. Maikop, 1990. 276 pp.

3. Chuchvaga L. Facts, documents and literary fiction in modern Adyghe literature // Problems of Adyghe literature and folklore. Maikop, 1988. P.91-107.

4. Andreev Yu. Revolution and literature. M., 1975. 448 pp.

5. Panesh U.M., Panesh S.R. On features of the general Adyghe literary and publicistic prose of the 1920s-1930s. and its relationship with the Russian literature // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2015. Iss. 4 (168). P. 111-117.

6. Panesh U.M. Literature of the changing world. Maikop, 2007. 279 pp.

7. Skhalyakho A. Ideological and artistic formation of Adyghe literature. Maikop, 1988. 288 pp.

8. Chamokov T. The problem of the new hero at the initial stage of the formation of socialist realism in Adyghe literature // Problems of Adyghe literature and folklore. Maikop, 1988. P.25-42.

9. Shazzo K.G. Art conflict and the evolution of genres in Adyghe literature. Tbilisi, 1978. 239 pp.

10. Mamiy R.G. Modern Adyghe novel on the revolutionary past. Maikop, 1973. P. 146-186.

11. 11. Mkhtse B. Art conflict and the evolution of character in the works of A.K. Evtykh. Maikop, 2012. 99 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.