Научная статья на тему 'Историко-культурная значимость образа дома как модели мира в творчестве татарского драматурга'

Историко-культурная значимость образа дома как модели мира в творчестве татарского драматурга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИЗВАН ХАМИД / ДОМ / РОДИНА / НАЦИЯ / ОБРАЗ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / RIZVAN HAMID / HOME / HOMELAND / NATION / IMAGE / CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каюмова Г.И.

В статье рассматривается образ Дома, олицетворяющего родину, родную землю в целом в творчестве татарского драматурга Ризвана Хамида; показывается культурно-историческая роль данного образа в раскрытии социально значимых проблем действительности, характеров персонажей, их духовного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурная значимость образа дома как модели мира в творчестве татарского драматурга»

References

1. Andreevskih O.S. The Literary biography of V. Woolf in the context of the aesthetic program of the group of "Bloomsbuiy": V.Wolf and R. Fry: author. dis. kand fflol. Sciences: 10.01.03 / Andreevskih Olga; NGLU. Nizhny Novgorod, 2005. 16 p.

2. Vorobyova O. P. Verbal holography in the landscape discourse of Virginia Woolf: modi, fractals, fuzia / O. P. Vo-robyova / / Cognition, communication, discourse. International electronic collection of scientific articles. - Kharkov, 2010. -P. 47-74.

3. Woolf, V. The Diary of a writer [Electronic resource] / Profilib. - Electron. Dan. - Moscow: Vseros. state b-ka im. M. S. Rudomino, 2009. - Mode of access: https://profilib.com/chtenie/60283/virdzhiniya-vulf-dnevnik-pisatel-nitsy-18.php. Date of access: 15.07.2017.

4.Vyazova E. "Art for art" in France, England and Russia in the XIX century. The history of the term / E. Vyazova / / The Art history. - № 3. - 2008. - P. 44-95.

5. Two caskets, turquoise and nephrite: the translation and publication of A. Sekatsckyi. -SPb.: Limbus Press; OOO "K. Tublin Publishing House", 2013. - 240p.

6. Igumnova, E. V. The Art life of London in 1910-1914.: author. dis. kand. art history: 17.00.44 /Igumnova E. V.; Moscow State University named after M. Lomonosov. - Moscow, 2006. [Electronic resource] / Dissercat - Electron. Dan. -Moscow, 2006. - Mode of access http://www.dissercatcom/content/:khudozhestvennaya-zhizn-londona-1910-1914-gg. Date of access: 12.08.2017.

7. Fry R. Vision and Design / Roger Fry. - New York: Meridian Books, 1957. -302 p.

8. Johnston, J. K. The Bloomsbury Group. A Study of E. M. Forster, Lytton Strachey, Virginia Woolf, and their Circle / by J. K. Johnston. - London, 1954. - 383 p.

9.Posvyanskaya E. The English style. [Electronic resource] /Digital Networks, Electron. Dan. - Moscow, 2017. -Mode of access: http://www.artkommunalka.ru/angliiskii_stil-22.html. Date: 12.08. 2017.

П.Пикассо. Гостиная на улице Ля Боэти: Жан Кокто, Ольга, Эрик Сати, Клайв Белл.

1919 г.. Бумага, карандаш. Музей Пикассо в Париже.

УДК 82.0

Г.ИКаюмова

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗА ДОМА КАК МОДЕЛИ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТАРСКОГО ДРАМАТУРГА

В статье рассматривается образ Дома, олицетворяющего родину, родную землю в целом в творчестве татарского драматурга Ризвана Хамида; показывается культурно-историческая роль данного образа в раскрытии социально значимых проблем действительности, характеров персонажей, их духовного мира.

Ключевые слова: Ризван Хамид, дом, родина, нация, образ, культурно-исторический контекст.

Guliya I.Kayumova THE HISTORICAL AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF THE IMAGE OF THE HOUSE AS A WORLD MODEL IN THE WORKS OF TATAR PLAYWRIGHT

The article discusses the image of the House, personifying the homeland as a whole in the works of Tatar playwright Rizvan Hamid; shows the cultural and historical role of the image in the disclosure of socially significant problems of the reality, the human characters, their spiritual world. In the dramatic works of R.Hamid everything that happens in the house presented like a "closed universe" is perceived as taking place in the world, in our public life. There is an atmosphere of harshness, dryness, powerlessness, loneliness, abandonment in the huts, where the action takes place in the works. In these families there is almost no peace, inner warmth; all the time family members are in conflict relations with each other. The quarrels have more socially important reasons than personal misunderstanding. Each house is unhappy in its own way. One thing un-

ites people: it is discontent with the social unrest that destroys human happiness.

Keywords: Rizvan Hamid, home, homeland, nation, image, cultural and historical context.

В татарской литературе существует большое количество образов-символов, отражающих жизнь народа, философию его бытия, обычаи, традиции, которые сохранились с историко-мифологических времён. «Образ Дома-фундамента находится в ряду таких архетипических образов» [10, с.150]. Проблематика дома получила широкое освещение в работах русских, зарубежных и татарских учёных: М.М.Бахтина, Ж.Бодрийяра, АБ.Есина, Ю.И.Сохрякова, Е.Н.Шашневой, Т.В.Цивьян, К.Г.Юнга, АД.Батта-ловой, Т.Н.Галиуллина, АМ.Закирзянова, Х.Ю.Миннегулова, Ю.Г.Нигматуллиной, АМ.Саттаровой, А.М. Саяповой, Н.Ш.Хисамова, Р.Ф.Шафигуллиной и других. В словаре НЖюльен Дом толкуется как центр мира [4]. В публикациях Г.Левинской, И.Роднянской, Т.Цивьян этот образ воспринимается как модель мира, источник определения человеческой судьбы, раскрытия его духовного мира [6; 7. Т.1; 11]. Образ Дома в значении «родина», «родная земля», «государство» «родной народ» можно встретить как в фольклоре, так и в письменной литературе. Ярким примером последней служат произведения К.Бальмонта, М.Булгакова, И.Шмелева, АТвардовского, Ф.Абрамова, Ю.Трифонова, М.Акъ-егетзаде, Ш.Камала, Г.Исхаки, Х.Сарьяна, Ф.Шафигуллина, Р.Мухамадиева, Х.Вахита, Т.Мин-нуллина, И.Юзеева, Ф.Байра-мовой, З.Хакима, Р.Хамида и других. В них через образы Дома освещаются судьбы наций, поднимаются социально-значимые проблемы действительности, «через отношение к дому раскрывается внутренняя суть человека» [8, с.57].

Один из ведущих татарских драматургов Р.Хамид как зрелый художник тонко чувствует развитие образов, умело находит необычные ситуации, различные образы-символы для художественно убедительного изображения соответствующих событий. Образ Дома, имеющий место в его драмах, включает в себя такие понятия, как «жизнь», «эпоха», «современность», «общество». Всё происходящее в Доме, который представляется как «закрытая вселенная», воспринимается как происходящее в мире, в нашей общественной жизни. В избах, где разворачиваются действия в драмах (особенно в драмах, написанных в годы социализма), ощущается атмосфера суровости, сухости, бесправия, одиночества, сиротства. В этих семьях почти нет мира, согласия, внутренней теплоты; члены семьи между собой всё время в конфликтных отношениях. По мнению Ю.Зубкова, «Нравственные столкновения внутри одной семьи не только остры и напряженны, но и глубоко содержательны, отражают главные коренные тенденции общества» [5, с.8], с чем нельзя не согласиться. В основе ссор в произ-ведениях Р.Хамида тоже лежат больше общественно значимые причины, нежели личностные недоразумения. Каж-дый Дом несчастлив по-своему. Одно объединяет людей - это недовольство общественными беспорядками, разрушающими человеческое счастье.

В драмах Р.Хамида образ Дома играет большую роль в раскрытии характеров. Пьеса «Китэм инде» («Под знаком Марса», перевод В.Розова) охватывает события с 30-х до 70-80-х годов прошлого столетия. В ней освещается жизнь двух семей, долгое время враждующих между собой. События в произведении вроде бы касаются судеб только конкретных людей, проживающих в небольшой деревне, где наблюдается процесс коллективизации, где с кровью и болью ломается старое, утверждается новое, но в сущности идёт серьёзный разговор о нравственности, о жизненных ценностях. Многое зависит от тех, кому доверены человеческие судьбы. Дом Нурахмета, бывшего председателя колхоза, сторонника собственных волевых решений, передаёт атмосферу бесправия его членов семьи и властности самого хозяина. Этот упрямый, со стойким характером герой считал, что править жизнью и людьми можно только через железные законы, так и поступал. Образ дома Инсафетдина, отличающийся от домов односельчан своей прочностью, помогает представить его хозяина как сильную, самостоятельную, верную своим жизненным принципам личность. Он, в отличие от Нурахмета, стремился прежде всего опираться на инициативу самих людей. Состояние длительной вражды этих двух сильных личностей явилось результатом не только личных передряг, но и результатом драматических следствий исторических событий. В основе вражды лежат историко-соци-альные причины. Мысли и мечты этих двух друзей были благородными: оба служили одной идее - построить счастливое будущее. Однако, один верил людям, другой - своему классовому чутью. Таким образом, раскрывая борьбу хозяев этих двух домов, Р.Хамид передаёт не только внутренний мир персонажей, но и дух эпохи. В пьесе «Ирем китте войнага» («Муж ушёл воевать») все удобства в доме Гофрана, отличающегося порядочностью, искренностью, являющегося «красивым положительным образ-персонажем, который редко встречается сегодня на сцене» [1, с.108], говорят о нём как о мастере на все руки. Но он одинок в этом большом Доме, который олицетворяет огромный мир, где царит атмосфера лжи, коварства, мести и преступления. В монодраме «Олы юлныц тузаны» («Пыль на большой дороге»), построенной на принципе централизации события вокруг одного героя, образ старушки Наухабар имеет идейно-эстетическое, нравственно-этическое значение, придающее целостность пьесе. Через взаимосвязь

этого персонажа и его дома драматург воплощает веками хра-нившуюся духовную красоту народа. «Вещь становится выражением душевной жизни человека, <...> в отношениях с вещью полнее раскрывается характер самого героя», - пишет Б.Галанов [3, с.117, 119]. В рассматриваемой нами пьесе в отношениях именно с вещами выявляются и характерные особенности, раскрывается и душевное состояние героини, и её отношение к действительности. Каждая вещь, каждая деталь в доме Наухабар дороги ей как память. Она «душа в душу» прожила с ними долгие годы, более того, уже давно нашла «общий язык», разговаривая с ними, временами изливая им душу. Кроме телевизора, как ей кажется, всё в доме напоминает ей таких же стариков, как и сама, погружавшихся в глубокие воспоминания. Вещи в доме Наухабар обрели жизнь, становясь как бы зеркалом её чувств (выражение Е.Добина). Хозяйка дома в пьесе раскрывается как человек добрый, чувственный, преданный традициям и обычаям своего народа, горячо любящий свой дом. Дом старухи - это историческая память, богатая воспоминаниями. Как только Наухабар покинет мир, эта память уйдёт вместе с ней. Дому, символизирующему родную землю, обычаи, нравы, народные традиции, грозит исчезновение. В пьесе «противопоставляя дом материальным ценностям, автор подчёркивает дефицит духовности в обществе» [2, с19]. Трагедия «Актамырлар иле» («Страна Белых корней») о философии жизни и смерти, о роли старшего поколения в будущей судьбе молодых. В пьесе эти проблемы раскрываются через образ старика Муштари и его семьи, через смерть младенца, который должен был продолжить род, через образ единственного внука, который должен сохранить национальный дух. Дом Муштари в произведении пронизан болью, горечью за судьбу нации, за её будущее. В разрешении важных проблем, связанных с судьбой нации, автор использует религиозно-мифологические символы бога, всевышнего. С их помощью Муштари осуждается за то, что не дал должное воспитание внукам, правнукам, которые не знают ни своего языка, ни свою веру, не почитают дух предков. В пьесе есть ситуация, где молодой отец -внук старика, не найдя молока для своего грудного ребёнка, решил провести эксперимент: положил его под свиноматку и вложил её сосок ребёнку в рот. Пока «отец» был занят другими делами, свинья задавила младенца. Это абсурдное действие имеет глубокое общественно-символическое значение: народ, находящийся полностью под влиянием другого народа, потеряет своё национальное лицо, свои обычаи, нравы, и будущее такого народа будет подобно судьбе этого младенца. В сатирической комедии «Иске йорт кешелэре» («Жители старого дома»; другое название «Домик с колоннами», перевод Л. Виноградова) стрелы сатиры драматурга устремлены на такие уродливые стороны человеческой жизни как ненасытность, алчность, тщеславие, завистливость, бессовестность, лицемерие. Жители ветхого дома, подлежащего сносу, враждуют между собой: борьба идёт за комнату, в которой проживает студент, и который по завещанию дяди, якобы, должен прописаться там. Всех беспокоит один вопрос: кому достанется жильё? Духовная деградация, падение морали и чести, девальвация человеческих достоинств делают мир этих людей «объектом народного сатирического осмеяния и отрицания» [9, с.90]. В данном произведении, построенном по принципу «много шума из ничего», индивидуальные недостатки героев представляются недостатками общественного порядка. События, происходящие в старом доме, напоминают пародию на жизнь жителей Татарстана во времена застоя.

В заключение следует подчеркнуть, что образ Дома в драматургии Р.Хамида детерминирован культурно-историческим контекстом. Автор в своих пьесах обращается к различным периодам национальной истории и акцентирует связь характеров персонажей с исторической и социальной действительностью. Через образы Дома, представленные в драмах, через отношения к нему своих хозяев он поднимает и пытается решать проблему человеческого счастья, являющуюся одной из центральных проблем в его творчестве.

Литература

1. Эхмэдуллин А. Офыклар кицэйгэндэ. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар. кит. нэшр., 2002. 239 б.

2. Батталова А.Д. Эволюция образа дома в татарской драматургии (1960-2000): автореф. дисс. ... к. филол. н. Казань, 2006. 24 с.

3. Галанов Б. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М.: Сов. писатель, 1972. 184 с.

4. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск: Урал ЛТД, 1999. 512 с.

5. Зубков Ю. Герой и конфликт в драме: Статьи о современной драматургии. М.: Сов. писатель, 1975. 280 с.

6. Левинская Г.С. «Дом» в художественном мире Юрия Трифонова / / Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 1991. № 2. С.3-11.

7. Роднянская И.Б. Встречи и поединки в типовом доме / Движение литературы. М.: Знак: Языки славянских культур. Т. 1. 2006. С. 405-440.

8. Сохряков Ю.И. Природа и человек (По страницам современной литературы). М.: Знание, 1990. 64 с.

9. Ханзафаров Н.Г. Татарская комедия: Истоки и развитие. Казань: Фэн, 1996. 267 с.

10. Шэфигуллина Р.Ф. XX гасыр татар эдэбиятында йорт-нигез образы Иэм милли эстетика // Казан утлары. - 2003. - № 10. - 150-154 б.

11. Цивьян Т.В. «Дом» в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) / / Труды по знаковым системам 10. Тарту: ТГУ, 1978. С. 65-85; Архетипический образ дома в народном сознании // Живая старина. 2000. № 2 (26). С.2-4.; Окно - глаз (к антропоморфизации дома) / / Традиционная культура. 2011. № 2. С. 19-24.

References

1. Achmadullin A. When the leaves are growing. Articles on the literary criticism. Kazan: Tatar Books Publishing House, 2002. 239 p.

2. Battalova A. D. The Evolution of the image of the house in the Tatar dramatic art (1960-2000): abstract. diss. ... k. filol. s. Kazan, 2006. 24 p.

3. Galanov B. Painting by a means of word. People. Landscape. Thing. M.: Sov. writer, 1972. 184p.

4. Julien N. The dictionary of symbols. Chelyabinsk: Ural LTD, 1999. 512 p.

5. Zubkov Yu. Character and conflict in drama: Articles on contemporary drama. M.: Sov. writer, 1975. 280 p.

6. Levinskaya G. S. "House" in the art world by Yuri Trifonov // Philological Sciences. Scientific reports of higher school. 1991. No. 2. P. 3-11.

7. Rodnyanskaya I. B. Encounters and fights in a typical house / Movement literature. M.: Sign: Languages of Slavic cultures ing. Vol. 1. 2006. P. 405-440.

8. Sohryakov Y. I. Nature and man (the pages of modern literature). M.: Knowledge, 1990. 64 p.

9. Khanzafarov N. G. Tatar Comedy: Origins and development. Kazan: Fen, 1996. 267 p.

10. Spirullina R. F. The image of the "House" and national aesthetics n Tatar literature of XX century.// Kazan Utlary. - 2003. - № 10. - P.150-154

11. Tsivyan T. V. "Home" in the folk model of the world (on the material of Balkan riddles) / / value covim systems 10. Tartu: TGU, 1978. P. 65-85; Archetypal image of the house in the consciousness of the people // Live antiquity. 2000. № 2 (26). P. 2-4; Window - eye (by anthropomorphization of home) / / Traditional culture. 2011. № 2. P. 19-24.

УДК 821.531+910.3+93/94

Н.А.Чеснокова

РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА В КОРЕЕ В НАЧАЛЕ ХХ В. КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО СМЕНЫ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ (НА ПРИМЕРЕ «ОПИСАНИЯ ИЗБРАННЫХ ДЕРЕВЕНЬ» (ТХЭННИДЖЩ, 1751 Г.)

На примере публикации историко-географического литературного памятника «Описание избранных деревень» (Тхэнниджи, 1751 г.) в 1924 г. рассматривается смена культурной парадигмы в Корее в начале ХХ в., отраженная в редактуре памятника; попытки японского правительства «исправить» корейскую историю, «уменьшить» роль Китая в ней. Навязываемая идеология проявилась в изменении терминологии, сокращении изложения отдельных эпизодов.

Ключевые слова: «Описание избранных деревень», «Тхэнниджи», колониальный период, культурная парадигма, культурная ассимиляция

Nataliya A. Chesnokova CENSORSHIP IN KOREA IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY AS AN EXAMPLE OF SHIFT IN CULTURAL PARADIGM (BASED ON THE "DESCRIPTION OF THE SELECTED VILLAGES (T'AENGNIJI), 1751).

To examine the shifts in cultural paradigm in Colonial Korea in the beginning of the XX century the article focuses on the edited version of the "Description of the Selected Villages" (Taengniji, 1751). The goal of the study is to characterize the edits made in this historical and cultural text by Japanese officials who tried to re-write Korean history and to recline Chinese influence on the peninsula. This ideology is seen in changes in terminology and in the narrative aspects.

Key words: "Description of the Selected Villages", 'Taengniji", Korea under Japanese rule, cultural paradigm, cultural assimilation

В статье представлены выводы, полученные нами в результате проведенного сравнительного исследования, посвященного выявлению смены культурной парадигмы в Корее в XVII-XVIII вв., начале ХХ в. и во время колониального периода 1910-1945 гг. В качестве предмета исследования нами было выбрано историко-географическое сочинение «Описание избранных деревень» [далее - «Описание...»] (Тхэнниджи, 1751) корейского опального чиновника Ли Джунхвана (1690-1756?). Данный памятник знакомит читателя с каждой из корейских провинций: ее географическим положением, историей, экономикой, культурой (духовной и материальной) и выдающимися людьми.

Вплоть до начала ХХ в. «Описание.», написанное на ханмуне - кореезированной форме китайского письменного языка, распространялось благодаря анонимным копиистам. В 1912 г. оно было впервые опубликовано «Обществом блестящей литературы Кореи» (Чосон кванмунхве) под редакцией молодого просветителя Чхве Намсона (1890-1957) [2]. В 1923-1924 гг. «Описание.» было повторно издано «Книжным обществом "Приют любителей словесности"» (Умунгван сохве) под названием «Секретные географические описания восьми провинций [государства] Чосон1» [далее - «Секретные

1 Чосон (Великий Чосон) - название Кореи с 1392 по 1897 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.