Научная статья на тему 'Исторические аспекты соотношения понятий «Честь» и «Достоинство»'

Исторические аспекты соотношения понятий «Честь» и «Достоинство» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1958
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / HONOR / DIGNITY / BUSINESS REPUTATION / MORAL AND ETHICAL CATEGORY / MORAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафаров А. К.

Автор рассматривает понятия «честь» и «достоинство» человека в историческом ракурсе, анализирует определения, данные этим понятиям различными учеными. На основе приведенных исторических фактов и точек зрения исследователей делается вывод о том, что честь это не всякая репутация индивида, а лишь его моральная репутация, представляющая собой сложившуюся общую, устойчивую оценку самого индивида и его деятельности со стороны общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «HONOR» AND «DIGNITY»

The author examines the concept of «honor» and «dignity» of man in historical perspective, analyzes the definitions given to these concepts by various scholars. On the basis of the historical facts and points of view of researchers concludes that the honor is not any individual’s reputation, but only to his moral character, which is the current general, robust estimation of the individual and his activities on the part of public opinion.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты соотношения понятий «Честь» и «Достоинство»»

^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЧЕСТЬ» И «ДОСТОИНСТВО»

А.К. Сафаров,

адъюнкт Московского университета МВД России Научный руководитель: Ж.Ю. Юзефович, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

E-mail: safarov-hakim@mail.ru

Аннотация. Автор рассматривает понятия «честь» и «достоинство» человека в историческом ракурсе, анализирует определения, данные этим понятиям различными учеными. На основе приведенных исторических фактов и точек зрения исследователей делается вывод о том, что честь это не всякая репутация индивида, а лишь его моральная репутация, представляющая собой сложившуюся общую, устойчивую оценку самого индивида и его деятельности со стороны общественного мнения.

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, морально-этическая категория, моральная оценка.

HISTORICAL ASPECTS RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «HONOR» AND «DIGNITY»

A.K. Safarov,

adjunct of the Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia

Annotation. The author examines the concept of «honor» and «dignity» of man in historical perspective, analyzes the definitions given to these concepts by various scholars. On the basis of the historical facts and points of view of researchers concludes that the honor is not any individual's reputation, but only to his moral character, which is the current general, robust estimation of the individual and his activities on the part of public opinion.

Keywords: honor, dignity, business reputation, moral and ethical category, moral assessment.

Каждому индивиду присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация1. На всем протяжении становления общества человеческая мысль не раз обращалась к проблеме прав человека, в том числе его правам на честь, достоинство и деловую репутацию. Это объясняется многими фактами, но прежде всего тем, что ни одно государство при принятии тех или иных решений не может обходить стороной проблемы защиты прав человека. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности.

На современном этапе особую актуальность приобретает ряд дискуссионных вопросов, касающихся защиты чести, достоинства и деловой ре-

путации. В числе подобных вопросов, например, такие: правовая природа и момент возникновения субъективного права на честь и достоинство; соотношение философского и правового содержания категорий «честь», «достоинство», «деловая репутация»; компенсация морального вреда и проч.

Как известно, понятия «честь» и «достоинство» являются морально-этическими категориями. В связи с этим вполне закономерен тот факт, что наиболее полно они разработаны философами.

В.А. Блюмкиным2, например, было проведено специальное исследование происхождения и развития категорий чести и достоинства начиная с первобытного общества. Ученый приходит к выводу

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

о том, что возникновение первых представлений о чести и достоинстве, так же, как и чувств собственного достоинства и чести, происходит на поздних стадиях развития первобытного общества. Честь родов и племен определялась имеющимися у них материальными благами, наличие которых свидетельствовало о силе и храбрости членов рода.

Для этого времени характерно такое состояние развития сознания человека, когда он не осознает себя как личность, а его индивидуальность полностью подавляется общиной. Далекий от сознания своей самобытности, человек как бы поглощался племенем, семьей; все чтимое им было вне его3. Исследование этого ученого показывает нам, что в первобытном обществе прежде всего получают развитие представления о коллективной чести и коллективном достоинстве.

Дальнейшее развитие чести и достоинства связано с возникновением и становлением классового общества. В Древнем Риме, Древней Греции категории чести и достоинства соизмерялись уже с уважением к личности и соотносилась с их моралью и правом.

Понятие чести являлось базисом этики многих великих политиков, мыслителей, философов разных эпох и народов; честь характеризовала направления их деятельности и общественные взгляды.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют о том, что в Греции огромную роль играло мнение, которое составляли о человеке другие люди. Именно оно влияло на поступки людей; у греков внешняя честь была побуждающей силой всех высших стремлений. В связи с этим в среде исследователей укрепилось вполне справедливое мнение о том, что в рамках государства и общества того времени граждане больше боялись порицания, чем законов. Именно поэтому все граждане стремились к признанию их личности окружающими4.

В ранних этических системах нашла отражение категория чести. В частности, она рассматривается и Платоном и Аристотелем. Платон считал честь неразрывно связанной с правом, так как, по его мнению, потеря чести должна повлечь за собой потерю всех прав. Аристотель подчеркивал огромное значение, которое играют честь и бесчестие в жизни каждого человека. Честь, славу и почет он называл величайшими из внешних благ, а в почестях видел основную и почти исключительную цель политической жизни. Честь имеет большое значение потому, что дает человеку сознание своего превосходства, а

это последнее Аристотель, в сущности, ценил больше, чем честь5.

Понятие «достоинство» в рабовладельческом обществе еще не получает своего окончательного развития.

По мнению В.А. Блюмкина, слово достоинство здесь чаще употребляется для обозначения ценности вещей, а не людей; четкого разграничения понятий чести и достоинства не существует. Представления о человеческом достоинстве начинают формироваться в период разложения рабовладельческого общества и получают свое дальнейшее развитие при феодализме.

Кодекс чести феодалов первоначально выражался в форме представлений о рыцарской чести. «Человек научился уважать человека в рыцаре: этого мы им не забудем. Гордое требование признания рыцарских прав было почвою, на которой выросло сознание права и достоинства человека вообще»6.

В то же время процесс развития в рыцаре сознания собственного достоинства сопровождался и отрицательными явлениями, которые нельзя было не заметить. Все люди, не относившиеся к рыцарскому сословию, подвергались оскорблениям и унижениям; наиболее ценившимися качествами считались физическая сила и храбрость.

А что же почиталось в среде феодального дворянства? За что оказывалась честь? Прежде всего за знатность происхождения, титулы, звания и богатство.

С развитием капиталистического производства меняются и представления о чести и достоинстве. Идеологи эпохи Возрождения впервые выдвигают и разрабатывают категорию достоинства человека, которая служила орудием борьбы против неравенства и сословных привилегий.

«Ценность, или стоимость, человека, подобно всем другим предметам, есть его цена, т.е., что дали бы за пользование его могуществом, и поэтому является не абсолютной вещью, а зависящей от нужды и оценки другого. Публичная ценность человека, т.е. цена, которую придает ему государство, есть то, что люди обычно называют достоинством»7.

Французские просветители XVIII в. подвергли резкой критике феодальные представления о человеческой личности, о ее достоинстве и чести. Свобода и равенство — вот те вещи, в которых для них состоит наибольшее благо всех и которые должны быть целью всякой системы законодательства.

По словам Ж.-Ж. Руссо, «отказаться от своей

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

свободы — это значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей»8.

Один из первых представителей реакционной философии XIX в. немецкий философ А. Шопенгауэр, принизив человека, отказывается и от понятия «человеческое достоинство». Он пишет о «пустых фразах о человеческом достоинстве», которые опираются не на точные понятия, а на предрассудки.

В «Афоризмах житейской мудрости» дается и весьма обстоятельный анализ категории чести. Шопенгауэр рассуждает о том, что «если сказать, что честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь, то это определение понравилось бы многим, но было бы скорее блестящим, нежели ясным и глубоким. Однако объективно честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением»9. Иными словами, философ проводит различие между субъективной и объективной сторонами чести и показывает зависимость первой от второй.

Наиболее фундаментальные исследование чести сделал И. Экштейн в труде «Честь в философии и праве». Согласно мнению ученого, слово честь имеет два основных значения: внешняя честь, или признание, уважение лица, и внутренняя честь, чувство чести, при этом внутренняя честь полностью изолирована от чести внешней и «не находится ни в какой зависимости от общественного мнения»10.

Исследуя рассматриваемые категории, нельзя не сказать и о влиянии мировых религий на формирование категорий чести и достоинства: честь и достоинство человека считаются значимыми, осуждаются такие посягательства на них, как клевета и оскорбления.

Например, в Суре 24 Священного Корана сказано: «Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восьмьюдесятью плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они — преступающие закон, за исключением тех из них, которые после этого раскаялись и загладили вину», а в Суре 108 записано: «Горе всякому клеветнику».

В Евангелии от Матфея Нового Завета Иисус учит своих учеников: «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто убьет, подлежит суду». А Я вам говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «пустой человек», подлежит суду; кто же скажет «безумный», подлежит геенне огненной».

Некоторые философы, так же, как и юристы, допускают слияние понятий чести и достоинства. Получило, в частности, распространение определение чести через достоинство (честь как оценка достоинства), но при этом само понятие «достоинство» не раскрывается.

Л.М. Архангельский, например, определяет честь как самооценку «личностью своего собственного достоинства и признание ее заслуг общественным мнением»11.

Подобные попытки отождествления категорий достоинства и чести представляются нам не совсем правильными, поскольку эти категории сложились и развивались в истории этики как самостоятельные понятия. На наш взгляд, более убедительным следует признать мнение тех, кто видит разницу между этими понятиями, не забывая об их тесной взаимосвязи.

Приведем следующие, как нам представляется, основные точки зрения на определение категории чести. Согласно наиболее распространенной из них, честь включает два основных элемента: самооценку личностью своего достоинства (сознание собственного достоинства) и оценку ее достоинства со стороны общества; честь понимается как определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство. Эти элементы получили название внешней и внутренней стороны чести (или объективной и субъективной).

Нетрудно заметить, что в данном случае субъективная сторона чести совпадает с определением достоинства, которое также, по мнению отдельных авторов, представляет собой прежде всего оценку индивидом самого себя.

Нам представляется, что определение чести через достоинство и наоборот вносит некоторые затруднения в решение рассматриваемого вопроса, поскольку в такой ситуации становится невозможным выяснение конкретного содержания каждой из этих категорий.

С позиций преемственности для юридической науки наиболее удачным нам кажется определение чести, данное В.А. Блюмкиным. Он выделяет в содержании этой категории положительную моральную репутацию человека (или общности людей), вытекающее из нее нравственное отношение (уважение, почтение) и чувствительность человека к своей моральной репутации (так называемое чувство чести)12.

На необходимости раскрытия содержания той

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

стороны чести, которая называется внешней, объективной, в той или иной мере сходятся позиции большинства ученых, занимавшихся данной проблемой. Внешняя честь суть есть моральная оценка (признание) достоинства (деятельности, поведения) личности другими людьми или общественным мнением, т.е. репутация.

«Каждый человек, — пишет И. Экштейн, — вступив с другим в сношение, судит о нем и оценивает его. Если эта оценка каким бы то ни было образом проявила себя вовне и поскольку это случилось,

13

ее называют честью, то есть внешнею честью»13.

Не вызывает сомнений тот факт, что честь и достоинство выступают, прежде всего, как оценочные категории. Но возникает вопрос: какая оценка имеется в виду в данном случае?

Репутацию, по мнению Ю.В. Молочкова, можно понимать как складывающуюся на основе имеющегося объема информации о лице «пропорцию положительных и отрицательных сведений о его качествах, достоинствах и недостатках, известную окружающим и в силу этого отраженную в общественном сознании как мнение о нем с точки зрения нравственности данного общества»14.

Таким образом, репутацией может служить абсолютно любая оценка индивида, в то время как честь — только моральная оценка. Например, человек, пользующийся репутацией мастера своего дела, может совершить серьезное правонарушение, которое повлечет за собой его отрицательную моральную оценку со стороны общества и других людей, но его репутация мастера от этого не пострадает.

Следовательно, честь это не всякая репутация индивида, а лишь его моральная репутация, представляющая собой сложившуюся общую, устойчивую его оценку со стороны общественного мнения. Причем в данном случае речь идет об оценке не достоинства, а самого индивида и его деятельности.

1 См.: Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994;

Гуревич П.С. Этика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009; Никитич Л.А. Этика: Курс лекций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012; Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2 Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1964.

3 Герцен А.И. Несколько замечаний об историческом развитии чести. СПб., 1905.

4 Экштейн И. Честь в философии права. СПб., 1895. С. 11.

5 Аристотель. Никомахова этика: Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 130.

6 Герцен А.И. Указ. соч.

7 Гоббс Т. Левиафан. М., 1991. Т. 2. С. 67.

8 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 8.

9 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб., 1914. С. 63.

10 Экштейн И. Указ. соч.

11 Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности: Монография. М.: Мысль, 1974.

12 Блюмкин В.А. Указ. соч.

13 Экштейн И. Указ. соч.

14 Молочков Ю.В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.