Научная статья на тему 'Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодёжи'

Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6213
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ / ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаева Ю. В.

Рассматривается. патриотизм, как один, из основных факторов, обеспечивающих сплоченность общества. Автор приходит, к выводу, что историческая, память о Великой Отечественной войне это не только представления, о героических, но трагических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и. достижениях страны.. Историческая память является, одной из духовно-нравственных основ патриотического воспитания, молодёжи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исаева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодёжи»

УДК [316.65:94(47).084.8:37.035.6]-053.6

Исаева Ю.В,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал; магистрант кафедры социологии и психологии управления (Российская Федерация, Орел)1

X

ш с; со

с

>

о |_

о

X .0

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

о ш со

Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодёжи

В современных условиях трансформации социально-культурного пространства в общественном, экспертном дискурсе на первое место ставится проблема поддержания общенациональной солидарности, сохранения и воспроизводства духовных ценностей, среди которых основополагающей является идея патриотизма [4, с. 3].

Патриотизм также является объектом пристального внимания ученых (например, научный интерес представляют труды И.А. Калининой, М.Я. Курганской, Н.В. Нарыкова, Н.Н. Седовой, М.В. Чельцова, М.Г. Чельцовой и многих других).

При всей методологической дифференциации, ученые под данным термином понимают нравственный принцип, социальное чувство, социокультурную ценность (одну из системообразующих ценностей общегосударственного уровня), содержанием которого является любовь к Отечеству

Рассматривается патриотизм как один из основных факторов, обеспечивающих сплоченность общества. Автор приходит к выводу, что историческая память о Великой Отечественной войне — это не только представления о героических, но трагических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны. Историческая память является одной из духовно-нравственных основ патриотического воспитания молодёжи

Ключевые слова: историческая память, патриотизм, Великая Отечественная война

(Родине), постоянная готовность личности к защите Отечества [6, с. 31 — 33].

Данная проблематика актуализируется на уровне государственной политики. Это подтверждается, например, принятием целевых программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

Следует отметить, что в ежегодных Gосланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин также неоднократно (Послания 2013, 2014 годов) поднимал вопросы патриотизма, нравственности и морали.

Повышенный интерес к данной проблематике, с нашей точки зрения, обусловлен тем, что в начале 90-х годов изменились ценностные ориентации россиян. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние молодежи. В частности, согласно социологическим исследованиям, считают возможным оправдать измену Родине 21,6% молодых людей и 17,1% представителей старших возрастов. Уклонение от выполнения воинского долга может быть оправданным для 75,6% молодёжи и 68,9% людей старших возрастов [1, с. 125- 130].

Можно согласиться с мнением Н.Н. Седовой, что объектом патриотизма как явления сознания выступает Отечество, субъектом - личность как элемент данной системы (Отечества) [10, с. 51-57].

История нашей страны свидетельствует о том, что патриотизм всегда был одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность общества. Особенно это проявлялось в период войн и конфликтов.

В данном контексте мы приходим к выводу, что патриотизм непосредственно связан с исторической памятью, которая представляет собой оценочный компонент в виде спектра оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания о них, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия.

При этом, согласно социологическим исследованиям, самым значимым событием, с которым идентифицируют себя граждане России, является архетип Победы в Великой Отечественной войне.

Историческая память о Великой Отечественной войне — это не только представления о героических, но трагических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны. Историческая память — это ценностные ориентиры и духовные скрепы, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. Важность исторической памяти о Великой Отечественной войне состоит в том, что частичное или полное забвение исторического опыта и культуры затрудняет существование и формирование гражданского самосознания нации [8, с. 201-204, 9].

В этой связи Великая Отечественная война оценивается исторической памятью как наиболее значимое событие по ряду оснований. Во-первых, потому, что эта память связана с историей каждой семьи, ибо это событие затронуло самые существенные и сокровенные стороны в личной жизни

X

ш с; со

с

>

О |_

О X .0

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

о ш со

людей. Во-вторых, это событие определило не только будущее нашей страны, но и всего мира, и поэтому его оценка базируется не только на осознаваемом, но и на интуитивном признании роли этой войны в истории всего человечества. В-третьих, Великая Отечественная война сформировала собственную символику, выступающую основой национальной и социально-политической идентификации многих поколений граждан СССР и современной России. О том, что это событие стало символом для всего народа, всех его слоев и групп, свидетельствует тот факт, что значимость этой войны для истории народа отметили 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82% людей старше 50 лет [5, с. 50]. Для 58% респондентов Великая Отечественная война — это самая большая победа России за всю историю, и ее роль будет только возрастать11.

Региональные исследования показывают, что для студентов и молодежи города Орла, с одной стороны, Великая Отечественная война — это трагическое событие, унесшее жизни многих людей (36% и 34% соответственно), с другой стороны, Великая Победа наших отцов и дедов (31% и 34% соответственно). Однако студенческая молодежь наиболее часто выбирала первый вариант, из чего можно сделать вывод о том, что студенты высших учебных заведений, возможно, воспитаны на «старых» учебниках истории, содержащих факты исторических событий [2, с. 7-17].

Отношение к Великой Отечественной войне, к значимости этого события было уточнено исследователями не напрямую, а через отношение к празднованию Дня Победы, его неотъемлемой официальной части - Параду Победы. К сожалению, оказалось, что 5% молодого поколения города

Орла вообще не интересуются данным событием. Также оказалось немало тех, кто затруднился ответить (10% молодого поколения от 18 до 29 лет и немного меньше, 8%, студенческой молодежи). Данная группа либо также не интересуется этим событием, либо не имеет возможности ни очного, ни заочного участия в данном мероприятии, хотя оно их и интересует. Положительным моментом стало то, что из студентов больше тех, кто лично присутствует на Параде (25%) (в общем же среди молодого поколения орловцев в возрасте от 18 до 29 лет таких респондентов меньше (21%)) [2, с. 7-17].

Таким образом, память о Великой Отечественной войне составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей второй мировой войны - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета Российской Федерации [5, с. 4].

Наследие Великой Победы включает в себя образы поступков, поведения, отношений и действий, проявившихся в экстремальных ситуациях военного времени. Эти образы дают возможность понимания особенностей менталитета, ценностных установок, традиций и стереотипов как отдельных людей, так и всего общества в понимании феномена «массового героизма».

С точки зрения процесса патриотического воспитания можно предположить, что на уровне линейного развития общества в содержании традиций просматривается связь прошлого - настоящего и будущего, а с точки зрения нелинейного пути взгляд на роль традиции несколько иной: «прошлое — будущее

— настоящее». Поэтому логика патриотического воспитания на героических традициях Великой Отечественной войны в формировании образа Великой Победы складывается следующим образом:

1 уровень — формирование исторической памяти;

2 уровень — формирование образа желаемого будущего (образы памяти и мотивы, переработанные воображением, становятся целями и планами будущих действий);

3 уровень — образ настоящего (готовность психики активно включаться в актуально значимое действие) [5, с. 20].

Таким образом, можно выявить ряд аспектов, в которых героические традиции Великой Отечественной войны выступают социокультурными доминантами патриотического воспитания молодёжи.

1. Героические традиции защитников Отечества выступают фактором социальной консолидации современного российского общества.

2. Традиция выступает фактором связи прошлого и настоящего, обеспечивая идентичность и ценностную преемственность поколения участников Великой Отечественной войны и современной молодёжи.

3. Традиция позволяет связать в одно целое систему взаимоотношений предков и потомков, придать этому взаимодействию новое качество — социокультурное наследование.

4. Традиция представляет собой процесс углубления социальности индивида в патриотическом воспитании.

Патриотическое воспитание на духовном наследии Великой Отечественной войны — сложный, многогранный, управляемый, специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, целью которого является нахождение смыслов

служения Отечеству как в социально значимой деятельности, так и в бытийных практиках современности.

Духовное наследие Великой Победы как источник патриотического воспитания определен в следующих задачах: расширение и углубление представлений народа о всемирно-историческом значении и величии роли Великой Отечественной войны в сохранении и развитии мировой цивилизации; нахождение условий и средств сохранения и освоения наследия защитников Родины как высшей общественной ценности и как социально-исторической памяти; формирование у населения культуры «прочтения» наследия войны, потребности обращаться к урокам прошлого; содействие консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России; использование опыта старших поколений, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла —людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания — для формирования человека культуры, гражданина, патриота; формирование воспроизводства и реконструкции в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в годы войны, в современной общественной жизни, систем патриотического воспитания; военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Великой Отечественной войне, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности; раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил; формирование социальной ответственности у молодежи

X

ш с; со

с

>

о |_

о

X .0

X

>

О X X ш со н о

Q.

<

О

о

о ш со

за прошлое, настоящее и будущее России [5, с. 39].

Ценностно-смысловой компонент патриотизма отражает необходимость формирования системы личностных, общественных и национально-государственных ценностей, смыслов и отношений с Родиной, Отечеством, саморегуляции поведения личности (свобода выбора смыслов, целей и средств их достижения, осознанность их выбора и т.д.). Ценностному освоению должна подвергаться каждая область взаимодействия человека с историей и традициями Великой Отечественной войны.

Здесь требуется интеграция, в которой были бы задействованы различные акторы (учреждения, специалисты, социальные группы), была бы налажена система социально-политического партнерства [3, с. 103—110]. Поэтому развитие патриотического воспитания современных поколений победителей неотделимо от процесса интеграции всех институтов социализации, в которой основным внутренним вектором выступает патриотизм.

Опрос ВЦИОМ от 11.06.2014 года показывает: среди молодых людей возрастом от 18 до 24 лет доминируют три основных чувства к Родине: 31% молодых людей испытывают уважение; 24% — надежду, веря в свою Родину, что бы ни случилось; а 17% испытывают любовь12. Нужно отметить, что все три лидирующих чувства оказались положительными, что дает надежду на дальнейшее развитие России и повышение ее статуса на международной арене.

Следовательно, в процессе патриотического воспитания на традициях самоотверженной защиты Родины

происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых сфер личности патриота с ценностями и смыслами, определяющими и направляющими человека на созидательное движение в реальную жизнь современного российского общества, что и способствует формированию устойчивого сложного интегрального личностного образования, которое и есть патриотизм.

References

1. Gorshkov M.K., Sheregi F.Je. Molo-dezh' Rossii: sociologicheskij portret. M.: CSPiM, 2010. (In Russ.)

2. Dorohova Ju.V., Ermolaeva O.A., Filatova E.K. Formirovanie patriotizma v molodezhnoj srede (na materialah socio-logicheskih issledovanij v g. Orle), Sred-nerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, 2014, № 4, p.p. 7-17. (In Russ.)

3. Isaev A.V. Social'no-politicheskoe partnerstvo organov gosudarstvennoj vlasti i Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v sovremennoj Rossii: problemy i puti opti-mizacii , Srednerusskij vestnik obshhest-vennyh nauk, 2011, № 1, p.p. 103-110. (In Russ.)

4. Kurganskaja M.Ja. Patrioticheskie cennostnye orientacii rossijskoj stu-dencheskoj molodezhi: avtor. disc.... kand. sociol. nauk: 22.00.06. M., 2012., 23 p. (In Russ.)

5. Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie detej i molodjozhi: ot obraza Pobedy k duhovnoj identichnosti s poko-leniem Pobeditelej: monografija. — Volgograd: Izd-vo VolGMU, 2013, 207p. (In Russ.)

6. Lugovoj A.Ju. Jeticheskij smysl ponjatija «patriotizm» v kontekste formirovanija kompleksa pozitivnyh kachestv lichnosti, Nauchnye issledo-

vanija v obrazovanii, 2010, № 4, p.p. 31 — 33. (In Russ.)

7. Narykov N.V. Sociokul'turnyj pod-hod k nacional'noj idee, otechestvu, pa-triotizmu, Obshhestvo i pravo, 2014, № 1 (47), p.p. 247-250. (In Russ.)

8. Prokazina N.V. Sociologicheskij podhod k izucheniju istoricheskoj pam-jati o Velikoj otechestvennoj vojne, Ka-zanskaja nauka, 2014, № 7, p.p.201-204. (In Russ.)

9. Prokazina N.V., Aleksejonok A.A., Dorohova Ju.V. i dr. Vosproizvodstvo istoricheskoj pamjati o Velikoj Otechestvennoj vojne v obshhestvennom sozna-

nii zhitelej Belarusi i Rossii: sravnitel'nyj analiz. Pod obshh. red N.V. Prokazinoj. - Orel: Izdatel'stvo OF RANHiGS, 2014, 220 p. (In Russ.)

10. Sedova N.N. Otnoshenie k pa-triotizmu zhitelej krupnogo promyshlen-nogo goroda, Sociologija goroda, 2012., №4, p.p. 51-57. (In Russ.)

11. «...Vojna narodnaja, Velikaja vo-jna..» [e-resource] // VCIOM: [sajt]. [2014]. URL:/ http://wciom.ru/index. php (11.12.2014).

12. Chto znachit byt' patriotom? [e-resource] // VCIOM [sajt]. [2014]. URL:/ http://wciom.ru/index.php (11.12.2014).

1 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010.

2 Дорохова Ю.В., Ермолаева О.А., Филатова Е.К. Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 4. — С.7—17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Исаев А.В. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России: проблемы и пути оптимизации // Среднерусский вестник общественных наук. — 2011. — № 1. — С.103 — 110.

4 Курганская М.Я. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи: автор. дис.... канд. социол. наук: 22.00.06. м., 2012. 23 с.

5 Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013. - 207с.

6 Луговой А.Ю. Этический смысл понятия «патриотизм» в контексте формирования комплекса позитивных качеств личности // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 4. — С. 31—33.

7 Нарыков Н.В. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму // Общество и право. — 2014. — № 1 (47). — С. 247 — 250.

8 Проказина Н.В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне // Казанская наука. — 2014. — № 7. — С. 201 —204.

9 Проказина Н.В., Алексеёнок А.А., Дорохова Ю.В. и др. Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ. Под общ. ред Н.В. Проказиной. — Орел: Издательство ОФ РАН-ХиГС. — 2014. — 220 с.

10 Седова Н.Н. Отношение к патриотизму жителей крупного промышленного города // Социология города. — 2012. — №4. — С. 51—57.

11 «...Война народная, Великая война..» [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. [2014]. URL:/ http://wciom.ru/index. php (11.12.2014).

12 Что значит быть патриотом? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ [сайт]. [2014]. URL:/ http://wciom.ru/index.php (11.12.2014).

Isaeva Y.V. — Master of the Department of Sociology and Psychology of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, e-mail: is.yulia2015@yandex.ru THE HISTORICAL MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS A MORAL BASIS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH Patriotism is considered as one of the main factors ensuring the cohesion of society. The author comes to the conclusion that the historical memory of the Great Patriotic War is not only a representation of the heroic but tragic events of national history, but also of heroism, patriotism and achievements of the country. Historical memory is one of the moral foundations of patriotic education of youth.

Keywords: historical memory, patriotism, the Great Patriotic War.

X UJ

c;

CO

c

>

o o

X .0

X

>

O X X UJ CO I-

o

Q.

<

5

O O

O UJ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.