Научная статья на тему 'Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле)'

Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2433
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорохова Ю. В., Ермолаева О. А., Филатова Е. К.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования патриотизма среди молодежи, а также проанализированы результаты социологических исследований молодежи и студентов вузов г Орла, посвященных восприятию Великой Отечественной войны. Авторы рассматривают патриотизм и патриотическую культуру как важнейшие составляющие развития современной российской молодежи, выделяют функции патриотизма, раскрывают основные источники его формирования. Отмечая, что историческая память о Великой Отечественной войне является основополагающей для формирования патриотизма среди молодежи, авторы приводят результаты социологических исследований, последовательно показывающих состояние исторической памяти о войне в массовом сознании молодежи и студентов г Орла, особенности воздействия источников ее формирования (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.) и оценку возможных механизмов развития исторической памяти. На основе проведенного анализа предложены направления формирования патриотизма в молодежной среде, касающиеся сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, функции патриотизма, источники формирования патриотизма, молодежь, молодежная среда, студенты, социологическое исследование, семья, образование, средства массовой информации, Великая Отечественная война, историческая память, источники информации о войне, воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне, меры по сохранению памяти о войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле)»

УДК [316.64:172.15]-053.6(470.319)

Дорохова Ю.В., Ермолаева О.А., Филатова Е.К.

Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле)1

В статье рассматриваются теоретические основы формирования патриотизма среди молодежи, а также проанализированы результаты социологических исследований молодежи и студентов вузов г Орла, посвященных восприятию Великой Отечественной войны.

Авторы рассматривают патриотизм и патриотическую культуру как важнейшие составляющие развития современной российской молодежи, выделяют функции патриотизма, раскрывают основные источники его формирования. Отмечая, что историческая память о Великой Отечественной войне является основополагающей для формирования патриотизма среди молодежи, авторы приводят результаты социологических исследований, последовательно показывающих состояние исторической памяти о войне в массовом сознании молодежи и студентов г Орла, особенности воздействия источников ее формирования (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.) и оценку возможных механизмов развития исторической памяти. На основе проведенного анализа предложены направления формирования патриотизма в молодежной среде, касающиеся сохранения памяти о Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, функции патриотизма, источники формирования патриотизма, молодежь, молодежная среда, студенты, социологическое исследование, семья, образование, средства массовой информации, Великая Отечественная война, историческая память, источники информации о войне, воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне, меры по сохранению памяти о войне.

Одним из основных условий экономического, политического возрождения страны, дальнейшего развития гражданского общества и национального самосознания является патриотическое воспитание гражданина. Необходимо отметить, что патриотизму нельзя научить, его нельзя навязать, но его можно и нужно воспитывать. Сегодня особенно надо обратить внимание на процесс воспитания патриотизма у молодого поколения.

Изучение патриотизма является актуальным, так как он является основой для гармоничного взаимодействия государства и общества с целью решения поставленных задач и улучшения жизни граждан. Зачастую от старшего поколения можно услышать

о том, что «современная молодежь уже не та» и уровень патриотизма крайне низок. После перестройки исследования патриотизма не имели большой популярности. Сейчас данная проблема снова волнует как государство, так и само население. Ведь в настоящее время идет активное изменение геополитической обстановки в мире, что и требует правильного патриотического воспитания российской молодежи. Важно заниматься патриотическим воспитанием молодого поколения, которое в последующем должно стать настоящими гражданами и патриотами России, готовыми развивать ее и вести к светлому будущему, готовыми работать на ее благо и отстаивать ее интересы в любых ситуациях.

Патриотизм (от греческого раМв - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа2.

Основывается патриотизм на естественном чувстве принадлежности к тому социальному окружению, в котором человек родился и рос.

Патриотизм по своей сути и смыслу -нравственная основа жизнеспособности общества. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы3. Он является всеобъемлющей силой, которая затрагивает каждого индивида и все общество. И конечно, патриотизм не носит характера агрессии, напротив, он проявляется в любви и терпимости к своему народу, к почитанию традиций, в соблюдении предписанных норм и правил.

Говоря о патриотизме, многие упоминают и о развитии патриотической культуры, так как сам патриотизм не может существовать обособленно и появиться из ниоткуда. Патриотизм формируется в результате формирования культуры. Патриотизм детерминирован с патриотической культурой и эти два понятия не могут быть разделимы, так как второе формирует первое.

Патриотическая культура - это идеология и психология, политика и деятельность, в которой необходим учет всего историче-скй опыта формирования патриотизма, его связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод4.

Патриотическая культура является первым шагом к воспитанию патриотизма у молодежи. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие такой личности, которая обладала бы качествами гражданина-патриота, а также высокой социальной активностью и гражданской ответственностью.

Каждый человек должен развивать в себе патриотическую культуру, так как она является высшим духовным воспитанием. В. Федорова утверждает, что «патрио-

тизм - единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников». В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место - выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%)5. Патриотическое воспитание включает процесс освоения своего родного языка, наследия традиционной отечественной культуры, изучение отечественной истории.

Говоря о патриотическом воспитании молодежи, нельзя не отметить, что для достижения этой цели в образовательных учреждениях вводятся дисциплины, носящие патриотическую направленность. Таким образом, школьники и студенты развивают такое социально значимое качество, как патриотизм. Молодежь именно с качествами патриота нужна современной России, так как гражданин-патриот может сделать нашу страну лучше, направляя весь свой талант на её развитие.

Основное назначение патриотизма заключается в следующих функциях:

1. Информативно-ориентировочная функция, которая состоит в том, что патриотизм несет в себе определенную совокупность знаний о своем Отечестве и обязанностях, которые, будучи усвоенными личностью, преобразуются в ее поступки и действия. (Исследование патриотизма молодежи в нашей работе основано на данной функции).

2. Мобилизационно-побудительная функция. Она реализуется в готовности к воинской службе, героическим поступкам, самопожертвованию, в стремлении к самовоспитанию.

3. Регулятивно-оценочная функция патриотизма выражает способность личности определять соответствие своих действий интересам Отечества.

4. Интеграционная функция проявляется в единении соотечественников независимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности6.

Особенное значение имеет оценка нынешнего уровня патриотизма российской молодежи. По данным ВЦИОМ от 20.08.2014

года7, 61% молодежи смог вспомнить первые слова Гимна России, что указывает на не очень хорошую работу образовательных учреждений, а именно школ, так как именно на этой ступени граждане должны изучить и запомнить Гимн навсегда, ведь это «лицо» нашей страны. Другими важными составляющими являются герб и флаг В опросе ВЦИОМ эти составляющие изучались с несколько другого ракурса. Респондентам был задан вопрос о том, какой флаг и какой герб больше всего подошел бы современной России. Прежде всего нужно сказать, что затруднившихся в ответе практически не было (1% затруднились в ответе на вопрос о флаге, 5% - о гербе). Это указывает на то, что граждане не равнодушны к тому, что представляет нашу страну. Среди молодежи 89% ответивших поддержали наш бело-сине-красный флаг 83% поддержали наш герб с изображением золотого двуглавого орла.

Если говорить о патриотизме, то нужно прежде всего изучить чувства, которые испытывает современная молодежь к России. Опрос ВЦИОМ от 11.06.2014 года8 показывает: среди молодых людей возрастом от 18 до 24 лет доминируют три основных чувства к Родине: 31% молодых людей испытывают уважение; 24% - надежду, веря в свою Родину, что бы ни случилось; а 17% испытывают любовь. Нужно отметить, что все три лидирующих чувства оказались положительными, что дает надежду на дальнейшее развитие России в более ускоренном темпе и на повышение ее статуса на международной арене благодаря тем великим умам, которые растут именно на ее территории.

Что касается источников развития патриотизма среди молодежи, то здесь главную роль играет семья как первичный институт социализации подрастающего поколения. Ф. Бэкон, английский философ писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Сначала в семье прививается любовь к родным, далее - к малой родине, которая перерастает в любовь к своему Отечеству, стране и народу. Те моральные нормы, которые родители прививают детям осознанно или бессознательно, отражаются в его дальнейшем восприятии духовных вещей. Эти ценности и память, передающиеся из поколения в поколение, могут вырастить истинного

гражданина и патриота. Поэтому для того, чтобы привить патриотизм подрастающему поколению, нужно начать воспитывать детей, рассказывая им истории о героических поступках их родственников.

Второй по значимости является система образования, в которой процесс социализации еще продолжается. Но, в отличие от семьи, она дает более углубленные знания о подвигах великих людей и о той красоте, которую хранит наша необъятная Родина. В процессе обучения необходимо устраивать экскурсии по музеям, к мемориалам и, возможно, просто прогулки. Ведь все русские писатели любили Русь именно за ее необыкновенную красоту и неповторимый пейзаж, что выражали и в стихах, и в рассказах. У нашей страны и у каждого города в ней есть множество граней, каждую из которых просто нельзя не любить.

Для внедрения в систему образования аспектов патриотического воспитания необходимо обращаться к опыту педагогов, которые на практике оттачивают свое мастерство и видят реальную картину того, действенны ли те методы или нет. Так, Вершинина Т.В. в своей статье делится личным опытом: «В свой методике воспитания применяю личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, что дает возможность общаться на уровне их близкого старшего родственника чаще мамы»9.

В вопросе патриотического воспитания интересен также опыт проведения военно-патриотических игр и реконструкций. Положителен пример проведения военно-патриотической спортивной игры «Зарница Поволжья» в Оренбурге. Игра «Зарница» является составляющей системы военно-патриотического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи обеспечивает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданских, нравственных, психологических и физических качеств в процессе воспитания и обучения10.

Встречи с ветеранами - следующая важная ступень, которая позволит развиваться патриотизму в сердцах молодежи. Ведь никто не расскажет, что значит любить свою Родину, лучше, чем эти люди. Однако здесь присутствует некоторая сложность. В наше

время ветеранов осталось не так много, это великая скорбь для всего народа и мы должны уважать этих великих людей и помогать им. В этом и будет проявляться патриотизм.

Кроме вышеперечисленного нужно указать и СМИ, что являются мощным оружием, воздействующим на сознание людей, тем более молодежи. То, что мы читаем и видим откладывает определенные впечатления и таким образом можно воодушевить людей, подняв уровень патриотического воспитания в кратчайшие сроки.

Еще одной категорией по поднятию уровня патриотизма может служить вовлечение молодежи в решение отдельных проблем по их учебному заведению, району или городу. Поиск решений может вызвать душевный подъем, благодаря чему они почувствуют себя важной частью данного процесса и Родины в целом.

На настоящий момент памятью, которая еще волнует жителей России, является память о Великой Отечественной войне. Эта память способна оказать и оказывает огромное значение на формирование патриотизма, особенно среди молодежи. При исследовании данной темы можно выявить всю гамму чувств и знаний населения относительно этого страшного события, измерить один из компонентов уровня патриотизма (историческая память, гордость за свою Родину, за свой народ и т.д.).

Таким образом, считаем необходимым изучение патриотизма с точки зрения определения его как социально-исторического явления. Патриотизм несет в себе определенную совокупность знаний о своем Отечестве, которые, будучи усвоенными личностью, преобразуются в ее поступки и действия. Поэтому в рамках выявления уровня патриотизма молодежи в городе Орле были проведены ряд социологических исследований на темы воспроизводства исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война является одним из немногих исторических событий,

присутствующих в исторической памяти россиян. Большинство россиян (58%) уверены: Великая Отечественная война - это самая большая победа России за всю историю, и ее роль будет только возрастать11. Представления о прошлом на уровне обыденного сознания (которое можно проанализировать в ходе массовых опросов общественного мнения) формируют мировоззрение человека в его жизни, позволяет каждому идентифицировать себя с определенным государством, определенными общностями и группами.

Проведенное в феврале 2014 года социологическое исследование позволило выявить уровень патриотизма студенческой молодежи города Орла в аспекте воспроизводства исторической памяти.12 Надо отметить, предполагалось, что данный уровень окажется достаточно высоким, так как опрошенные относились к пяти самым крупным и успешным образовательным учреждением высшего образования в городе Орле Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Орловский филиал РАНХиГС), Орловский государственный университет (ОГУ), Государственный университет-учебно-научно производственный комплекс (УНПК), Орловский государственный аграрный университет (ОГАУ) и Орловский государственный институт экономики и торговли (ОГИЭТ). Следует сразу оговориться, что исследование не показало серьезных расхождений в ответах представителей разных вузов, поэтому распределение вариантов ответов показано по все совокупности опрошенных студентов.

В это же время в Орловском филиале РАНХиГС проводилось другое социологическое исследование по той же анкете13, но уже среди населения города Орла. Нами для исследования выделена группа молодежи в возрасте от 18 лет до 30 лет и сопоставлены данные двух исследований.

Первый блок вопросов направлен на выявление отношения к событиям Великой Отечественной войны.

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что для Вас ВОВ?»

Вариант ответа Студенческая молодёжь, г Орла, % Молодежь г Орла, %

Трагическое событие, унесшее жизни многих людей 36 29

Героический подвиг советского народа 26 28

Великая Победа наших отцов и дедов 31 32

Память моих дедушек и бабушек 6 11

Для студентов и молодежи города Орла в целом, с одной стороны, Великая Отечественная война - это трагическое событие, унесшее жизни многих людей (36% и 34% соответственно), с другой стороны, Великая Победа наших отцов и дедов (31% и 34% соответственно). Однако студенческая молодежь наиболее часто выбирала первый вариант. Из чего можно сделать вывод о том,

что студенты высших учебных заведений, возможно, более остро воспринимают трагические события войны.

Отношение к Великой Отечественной войне, к значимости этого события было уточнено не напрямую, а через отношение к празднованию Дня Победы, его неотъемлемой официальной части - Параду Победы.

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вызывает ли у Вас интерес Парад Победы?»

Вариант ответа Студенческая молодёжь, г Орла, % Молодежь г Орла ,%

Это событие не интересует 5 5

Присутствую лично на Параде 25 21

Смотрю это мероприятие по телевидению 62 64

Затрудняюсь ответить 8 10

К сожалению, оказалось, что 5% молодого поколения города Орла вообще не интересуются данным событием. Также оказалось немало тех, кто затруднился ответить (10% молодого поколения от 18 до 29 лет и немного меньше, 8%, студенческой молодежи). Данная группа либо также не интересуется этим событием, либо не имеет возможности ни очного, ни заочного участия в данном мероприятии, хотя оно их и интересует. Радостно было отметить, что из студентов больше тех, кто лично присутствует

на Параде (25%) (в общем же среди молодого поколения орловцев в возрасте от 18 до 29 лет таких респондентов меньше (21%)).

Мы уже отмечали, что отношение и к Параду Победы, и к Великой Отечественной войне у молодежи должно формироваться не только в учебных заведениях, но и в семье. Именно институт семьи первоначально формирует мировоззрение, идеалы и принципы индивида. Особенно влияние семьи сильно воздействует именно на молодежь.

Таблица 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Принимал кто-либо из Ваших родственников участие в ВОВ?»

Вариант ответа Студенческая молодёжь г. Орла, %

Принимал 30

Принимал, был ранен 14

Принимал, погиб 17

Принимал, пропал без вести 5

Не могу сказать, родители (ближайшие родственники) не рассказывали мне об этом 10

Не принимал 11

Затрудняюсь ответить 13

Патриотизм, рассматриваемый как чувство гордости, может быть преломлен к чувству гордости за своих родных. С этой целью был задан вопрос о знании студентами своих родственников, принимающих участие в ВОВ.

Было выявлено, что около 77% студенческой молодежи знают о том, принимали ли их родственники участие в Великой Отечественной войне или нет. При этом 66% знают, что родственники принимали участие и 10% респондентов знают, что не принимали. Остальные 10% не смогли сказать, так как родители, ближайшие родственники даже

не рассказывали об этом, и 13% затруднились ответить, что равносильно незнанию, причины которых могут быть отличны от причин предыдущих 10% (например, вследствие отсутствия собственного интереса).

Таким образом, каждый десятый студент Орловщины не знает о своих родственниках, принимавших участие в войне, что свидетельствует о недостаточной эффективности института семьи в формировании чувства патриотизма.

Интересны результаты исследования об источниках знаний о Великой Отечественной войне.

Таблица 4 - Из каких источников Вы впервые узнали о Великой Отечественной войне и о главнейших событиях того периода?

Вариант ответа Молодежь г Орла, %

Семья 32

Учебные заведения 29

СМИ 4

Встречи с ветеранами 6

Тематические кружки и друзья 4

Художественная литература 8

Кинофильмы, театральные спектакли 12

Музеи, воинские мемориалы 7

Таким образом, впервые студенты узнали о событиях войны в семье и учебном заведении, что соответствует нашим теоретическим представлениям об источниках формирования патриотизма. Третьим значимым источником являются кинофильмы и театральные постановки.

Рассмотрим эти источники подробнее. Несмотря на то, что впервые о событиях войны узнается в семье, впоследствии семья перестает уделять должное внимание

теме войны. По результатам исследования, около половины респондентов отметили, что разговоры о Великой Отечественной войне в семье ведутся редко, чаще всего по крупным праздникам, посвященных войне. Интересно отметить также, что среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, ответивших так, оказалось еще больше (51%), в то время как в более старших возрастных категориях тема войны обсуждается чаще.

Таблица 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто в Вашей семье затрагивается тема ВОВ?»

Как часто в Вашей семье затрагивается тема ВОВ? Возраст

18-30 31-45 46-60 61 и старше

Регулярно ведутся разговоры с детьми 10 23 27 35

Только на крупные праздники, посвящённые войне 51 52 39 44

Очень редко 38 25 32 19

На молодое поколение, безусловно, влияют различные виды СМИ. Кинематограф сегодня не только вид художественного искусства, но и один из видов массовой информации. Что касается ки-

нофильмов, оказавших влияние на формирование представлений о войне, то здесь ответы распределились следующим образом. (В таблице приведены наиболее популярные ответы).

Таблица 6 - Распределение ответов на вопрос «Какой фильм о событиях ВОВ Вы считаете достойным просмотра» в зависимости от возраста

Возраст:

18 -30 31- 45 46-60 61 и старше

17 мгновений весны 3,1 6,8 9,2 10,6

А зори здесь тихие 5,2 6,8 8,3 8,5

Батальоны просят огня 1,9 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Без права на ошибку 1,0 1,9 0,9 1,1

Берлин 4,9 2,8 3,2

Блокада - 1,0 0,9 1,1

Брестская крепость - 1,9 -

В бой идут одни «старики» 14,4 7,8 10,1 5,3

В июне 1941 2,1 1,9 - -

Великая война 2,1 - -

Горячий снег 1,0 1,0 0,9 5,3

Ленинград 1,0 - -

Мы из будущего 4,1 3,9 - -

Обратной дороги нет 1,0 1,0 1,8 1,1

Они сражались за Родину 1,9 2,8 2,1

Освобождение 5,2 2,9 2,8 3,2

Офицеры 2,0 1,0

Сталинград 11,3 3,9 4,6 -

Туман 2,1 1,0 2,8 -

Щит и меч 1,0 2,9 2,1

Результаты исследования показали, что есть фильмы про войну, которые актуальны в любом возрасте. Например, «17 мгновений весны», «Без права на ошибку», «В бой идут одни «старики», но молодежь в большей степени смотрит фильмы, созданные в последнее время, такие как «Сталинград», «Мы из будущего», «Туман».

Следовательно, надо активнее использовать этот источник формирования патриотизма среди молодежи. Причем, на наш

взгляд, необходима определенная государственная цензура с целью правдивого освещения событий о войне, чтобы они могли в должной мере способствовать формированию патриотизма.

Не так однозначно ситуация с литературой, ее влияние на формирование патриотизма не столь велико, как следствие снижения интереса к чтению художественной литературы и массовой (печатные издания, журналы, газеты и т.д.)

Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос «Какая книга о событиях ВОВ помогла Вам сформировать представление о войне» в зависимости от возраста

Возраст

18-30 31- 45 46-60 61 и старше

А зори здесь тихие 8,2 5,8 2,8 6,4

Брестская крепость - 0,9

В окопах Сталинграда - 1,0 0,9 -

В списках не значился - 1,0 0,9 1,1

Василий Теркин 4,1 4,9 6,4 8,5

Война и мир 3,1 1,0 1,1

Воспоминания о войне 2,1 1,0 -

Жизнь и судьба 1,0 0,9 4,3

Завтра была война 1,0 3,9 4,6 2,1

Молодая гвардия 1,9 3,7

Они сражались за Родину - 0,9 3,2

Повесть о настоящем человеке 3,1 - 2,8 1,1

Сталинград 1,0

Судьба человека 8,2 11,7 8,3 3,2

Продолжение таблицы 7

Учебник истории 15,5 6,8 1,8 -

Я убит под Ржевом - - 0,9 1,1

Другое

Итого 100 100 100 100

Проведение сопоставления с возрастной характеристикой респондентов показало, что среди молодежи основными книгами, сформировавшими социальное представление о войне стали, учебник истории, «Судьба человека», «А зори здесь тихие»; для людей в возрасте 31-45 лет - «Судьба человека», учебник истории, «А зори здесь тихие»; в возрасте 46-60 лет - «Судьба человека», «Василий Теркин», «Завтра была война»; 60 лет и старше - «Василий Теркин», «А зори здесь тихие», «Жизнь и судьба».

Таким образом, во-первых, есть «вечные книги», которые любимы и знакомы как молодежи, так и более старшему поколению, такие как «А зори здесь тихие», «Судьба человека» и

др. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что на формирование представлений молодого поколения в большой степени влияние оказывает учебник истории. Что еще раз указывает на высокую степень ответственности за качественное историческое образование в школах и значимость высоких требований к содержанию школьных учебников.

Конечно, необходимо понимать, что не только от родителей, близких родственников зависит патриотическое воспитание. Ведь зачастую молодежь сама отвергает предлагаемое ей знание. В результате опроса оказалось, что тема Великой Отечественной войны интересна не каждому и не в любом случае.

Таблица 8 - Распределение ответов на вопрос «Интересна ли Вам тема ВОВ» в зависимости от возраста

Интересна ли Вам тема войны Возраст

18-30 31-45 46-60 61 и старше

Да, постоянно узнаю что-то новое 27 39 30 45

Да, в рамках образовательной программы 43 20 23 12

Совсем нет 9 7 5 9

Не интересуюсь, но и не игнорирую 19 34 38 29

Другое 2 0 4 6

Всего 100 100 100 100

Как видно из таблицы, молодое поколение (возраст от 18 до 30 лет) интересуется темой ВОВ (71%). Однако 43% из них - только в рамках образовательной программы, а всего лишь 27% постоянно интересуются и узнают что-то новое. Таблица наглядно показывает: более старшее поколение сильнее интересуется темой войны, в то время как молодежь от 18 до 30 лет интересуется войной в рамках образовательных программ. Мы еще раз возвращаемся к значимости института образования в формировании патриотизма. Вызывает определенное беспокойство группа безразличных в возрастных категориях 31-45 лет и 46-60 (немногим более трети в каждой из групп).

Встает вопрос: «А нужны ли вообще эти знания молодому поколению?» Большинство молодых людей считают, что эти знания необходимо сохранять для последующих поколений (83% опрошенных в возрасте от 18 до 30 лет), 16% респондентов считаю так же при условии, что это удастся сделать, и лишь 1% респондентов считает, что эти знания не нужно сохранять.

Естественно, для формирования патриотизма необходимо принимать определенные меры, касающиеся воспроизводства исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Таблица 10 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Назовите главную меру, которая позволит сохранить память о победе россиян»

Вариант ответа Студенческая молодежь, % Молодежь г Орла,%

Материальная поддержка музеев и мемориальных комплексов 16 15

Регулярное проведение мероприятий, посвященных войне 22 25

Ведение уроков памяти в общеобразовательных учреждениях 20 20

Уделять больше внимания теме войны в СМИ 11 15

Регулярно проводить экскурсии для детей и подростков по местам боевой славы 20 16

Возведение новых монументов в память о военных событиях 11 9

Наиболее действенными мерами для сохранения памяти о Победе молодое поколение считают регулярное проведение мероприятий, посвященных войне. Также, по мнению опрошенных, ведение уроков Памяти в общеобразовательных учреждениях не менее значимая мера для сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Большое внимание молодое поколение также уделило регулярному проведению экскурсий для детей и подростков по местам боевой славы.

Нужно учитывать, что патриотизм должен быть не только в душе, он должен проявляться в деятельности человека, и необходимо направлять ее на политическое, социально-экономическое и культурное развитие общество, при этом сохраняя старые ценности, улучшая их и прибавляя нечто инновационное, что не могло бы противоречить устоявшимся принципам и законам. Также нельзя не отметить, что при занятии патриотической деятельностью чувство патриотизма к Родине проявляется все более.

Таким образом, патриотизм - важный элемент современного общества, его игнорирование и неоцененность могут привести к ослаблению социально-экономических, культурных и духовных основ общества. А патриотическое воспитание сможет поднять Россию на новый уровень и возродить ее как великую державу.

Исследование патриотизма в социально-историческом контексте дало возможность более глубоко изучить современное состояние патриотического воспитания молодежи. Как выяснилось, его уровень не является низким, но все еще далек от того, что требуется современной России. Как правило, молодежь испытывает чувство гордости за страну, что является хорошим показате-

лем. Гордость ведет к уважению, а оба этих показателя являются неотъемлемой частью патриотизма. Многие молодые люди знакомы с памятными датами, однако уровень знаний не столь высок, как полагается, что препятствует развитию патриотических чувств к Родине. Также респонденты отмечали, что тема ВОВ им интересна только в рамках учебной программы, что не является правильным. Эта тема должна раскрываться и в семье, и, возможно, в других формах. Но есть и хорошая тенденция. Если молодежи интересна тема ВОВ в учебной программе, то прежде всего именно учебники истории должны полно и правдиво рассказывать о событиях войны. Важным механизмом формирования чувства патриотизма среди молодежи является современный кинематограф.

Нами выдвинуты некоторые рекомендации по повышению уровня патриотизма следи молодого поколения.

1. Прежде всего в процессе образования должно больше времени уделяться не только изучению дат великих сражений, но и пониманию того патриотического настроя, который был в то время. Таким образом учащиеся смогут проникнуться героизмом, которым обладали их родственники, и в полной мере ощутить трагедию былых лет.

2. Необходимо, на наш взгляд, объединение двух важнейших социальных институтов - семьи и образования - в формировании патриотизма. В образовательных учреждениях следует периодически давать задания узнать о родственниках, переживших Великую Отечественную войну: кто из них чем занимался, где проживал, был ли награжден. Следовательно, так учащиеся узнают о своих корнях больше, обменяются информацией друг с другом и смогут создать более об-

ширную базу знаний, которая впоследствии и будет формировать патриотизм.

3. Возрождение в России военно-патриотических игр, а также военных реконструкций для школьников также будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи, формированию у нее нравственных и гражданских ценностей.

4. Встречи с ветеранами - данная мера позволит молодежи проникнуться трагедией, так как из уст очевидца всегда информация более правдивая и шокирующая. Следовательно, молодые люди смогут воочию увидеть, что такое любовь к Родине, послушать, как она проявлялся и еще проявляется у старшего поколения. В настоящее время проводятся такие встречи, однако, уже через несколько лет это будет не актуально по той причине, что участников ВОВ все меньше.

5. Важной мерой может служить и такая действующая сила, как СМИ. Социальная реклама патриотического содержания, ориентированная на молодежь, не длинная по своей протяженности, может быть представлена не только на федеральных телеканалах, но и областных и городских. Эту рекламу можно запускать по телевидению, помещать в социальных сетях, развешивать в виде небольших баннеров. Таким образом молодежь начнет воспринимать информацию на бессознательном уровне.

Таким образом, с помощью сохранения исторической памяти, воспитания любви к Родине и людям, проживающим на ее территории, можно добиться высоких результатов, возродить Россию как великую державу и добиться ее первенства на мировой арене.

Библиографический список

1.Федоров, В. Российский патриотизм -истинный и мнимый / В. Федоров // Российская газета. - Федеральный выпуск № 4255. - 22 декабря 2006.

2. ВЦИОМ// «...Война народная, Великая война..» -URL: http://wciom.ru/index.php (11.09.2014)

3. ВЦИОМ//Символы России: знаем и гордимся -URL: http://wciom.ru/index.php (11.09.2014)

4. ВЦИОМ// Что значит быть патриотом? -URL: http://wciom.ru/index.php (11.09.2014)

5. Ключникова Т.Н., Исаева Е.Ю. Историческая память о Великой Отечественной войне как процесс формирования гражданской идентичности молодежи // Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество» № 4 (87). Июль-август. 2014 С. 65-70

6. Проказина Н. В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой отечественной войне // Казанская наука. 2014. № 7. С. 201-205.

7. О выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» в 2011 году [Электронный ресурс] http://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php (12.09.2014)

References

1. Fedorov. V. Rossijskij patriotizm - istinnyj i mnimyj (Russian patriotism - real and imaginary), V. Fedorov , Rossijskaja gazeta, Feder-al'nyj vypusk № 4255. 22 dekabrja 2006.

2. VCIOM «...Vojna narodnaja, Velikaja voj-na..» (National war, the Great War) -URL: http:// wciom.ru/index.php (11.09.2014)

3. VCIOM Simvoly Rossii: znaem i gordims-ja (Symbols of Russia: know and proud) -URL: http://wciom.ru/index.php (11.09.2014)

4. VCIOM Chto znachit byt' patriotom? (What does it mean to be a patriot?) -URL: http://wciom.ru/index.php (11.09.2014)

5. Kljuchnikova T.N., Isaeva E.Ju. Istorich-eskaja pamjat' o Velikoj Otechestvennoj vojne kak process formirovanija grazhdanskoj iden-tichnosti molodezhi (Historical memory of the Great Patriotic War, as the process of formation of Youth civic identity), Nauchnyj, informa-cionno-analiticheskij zhurnal «Obrazovanie i obshhestvo», № 4 (87), Ijul'-avgust, 2014 p.p. 65-70

6. Prokazina N. V. Sociologicheskij pod-hod k izucheniju istoricheskoj pamjati o Velikoj otechestvennoj vojne (The sociological approach to the study of the historical memory of the Great Patriotic War) Kazanskaja nau-ka,2014, № 7, p.p. 201 - 205.

7. O vypolnenii gosudarstvennoj program-my «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2011 - 2015 gody» v

2011 godu [e-resource]] http://www.rosvoen-centr-rf.ru/index.php (12.09.2014)

1 Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ» (№14-2323500)».

2 Национальная социологическая энциклопедия// Патриотизм [Электронный ресурс] http://voluntary.ru/dictionary/568/word/patriotizm (11.09.2014)

3 Психология человека//Статьи о социологии и журналистике [Электронный ресурс] http:// psibook.com/sociology/patriotizm.html (12.09.2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Вестник КАСУ//Компоненты патриотической культуры и их содержание [Электронный ресурс] http://www.vestnik-kafu.info/journal/17/654/ (12.09.2014)

5 Федоров В. Российский патриотизм - истинный и мнимый / В. Федоров // Российская газета. - Федеральный выпуск № 4255. - 22 декабря 2006.

6 Издательство Образование и наука ООО/ Демократия/ [Электронный ресурс] http://www. rusnauka.com/1_NI0_2013/Pedagogica/3_124802. doc.htm (12.09.2014)

7 ВЦИОМ//Символы России: знаем и гордимся [Электронный ресурс] http://wclom.ru/index. php (11.09.2014)

8 ВЦИОМ// Что значит быть патриотом? [Электронный ресурс] http://wclom.ru/lndex.php (11.09.2014)

9 Патриотизм и глобализирующийся мир. Воспитание человека, гражданина, патриота/ Под ред. А.А. Ващенко. - Волгоград: Экспресс-печать, 2-13. - С. 39.

10 Там же. С. 7.

11 ВЦИОМ// «...Война народная, Великая война..»/ [Электронный ресурс] http://wclom.ru/lndex. php (11.09.2014)

12 Социологическое исследование «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании студентов г. Орла». Исследование проводилось в феврале 2014 г. Метод исследования - анкетный опрос. Объем выборочной совокупности - 396 чел. Руководитель - Проказина Н.В., д-р соц. наук, доцент.

13 Социологическое исследование «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей г. Орла». Исследование проводилось в феврале 2014 г. Метод исследования - формализованное интервью по месту жительства. Объем выборочной совокупности - 400 чел. Выборка квотно-гнездовая. Руководитель - Проказина Н.В., д-р соц. наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.