Научная статья на тему 'Исследовательский университет в системе взаимодействия субъектов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности'

Исследовательский университет в системе взаимодействия субъектов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСИТЕТ / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL RESULTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балыхин М. Г.

В статье рассматриваются взаимоотношения между пятью субъектами коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в высшей школе: университетом, разработчиками, партнерами, инвесторами и потребителями инноваций. Взаимоотношения анализируются по четырем направлениям: технико-технологическому, финансово-экономическому, правовому и информационному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF COMMERCIALISATION OF THE INTELLECTUAL ACTIVITIES’ RESULTS

The article analyses the relationships between five participants in the activities aimed at commercialization of intellectual results gained at higher school: universities, developers, partners, investors and customers. The analysis is performed in following areas of collaboration: technical/technological, financial/economic, legal and information.

Текст научной работы на тему «Исследовательский университет в системе взаимодействия субъектов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности»

9.3 проведение областных и городских конкурсов « Потребительский рынок нового тысячелетия», конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии»;

9.4 организация стажировок по обмену опытом специалистов управления потребительского рынка в странах и городах побратимых с областным центром.

Таким образом, подведя итоги проведенного анализа, можно отметить следующие факторы, повышающие эффективность функционирования потребительского рынка Ивановского региона:

- Открытость результатов функционирования предприятий потребительского рынка региона, прохождение добровольной сертификации товаров, повышение безопасности и качества продуктов питания и товаров массового использования.

- Внедрение энергосберегающих технологий на предприятиях потребительского рынка, организация инновационных технологий продаж, расширение ассортимента товаров и услуг, продвижение экологически чистых безопасных продуктов и промышленных товаров.

- Организация мониторинга показателей деятельности потребительского рынка региона, качества обслуживания, качества товаров, приобретенных потребителями.

- Организация ассоциации владельцев и руководящих менеджеров предприятий потребительского рынка, тесное взаимодействие ассоциации с органами государственной власти и местного самоуправления для обеспечения безопасной торговли и качества товаров на уровне мировых стандартов.

- Аттестация рабочих мест предприятий потребительского рынка.

- Повышение ответственности собственников и менеджеров предприятий потребительского рынка за качество и безопасность реализуемых товаров.

Эффект от внедрения разработанных мероприятий будет выражаться в повышении качества жизни населения региона, росте инновационно-инвестиционной привлекательности отрасли для вложения иностранных и отечественных инвестиций, устойчивости функционирования отраслевого бизнеса и его стабильной конкурентоспособности.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995.;

3. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» 30.12.2006 .

4. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 .

5. Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года".

6. Закон Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ (ред. от 07.11.2012) "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года" (принят Ивановской областной Думой 25.02.2010)

References

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020, approved by the Federal Government from 17.11.2008 № 1662-r.

2. Federal law № 171 "On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol and alcohol products, and limit consumption (drinking) alcohol products" from 22.11.1995.

3. Federal law № 271 "On the retail markets and on amendments to the Labour Code of the Russian Federation" 30.12.2006.

4. Federal law № 381 "On the basis of state regulation of trade in the Russian Federation" dated 28.12.2009.

5. Minpromtorg Order from 31.03.2011 N 422 "On approval of the Strategy for the Development of trade in the Russian Federation in 2011 - 2015 and the period up to 2020."

6. Law of Ivanovo region from 11.03.2010 N 22-OZ (as amended on 07.11.2012) "On the Strategy of socio-economic development of the Ivanovo region until 2020" (Ivanovo Oblast Duma adopted 25.02.2010).

Балыхин М.Г.

Докторант, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются взаимоотношения между пятью субъектами коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в высшей школе: университетом, разработчиками, партнерами, инвесторами и потребителями инноваций. Взаимоотношения анализируются по четырем направлениям: технико-технологическому, финансово-экономическому, правовому и информационному.

Ключевые слова: коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, университет.

Balikhin M.G.

PhD in Economics, Saint Petersburg University of Architecture and Civil Engineering RESEARCH UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF COMMERCIALISATION OF THE INTELLECTUAL ACTIVITIES’

RESULTS

Abstract

The article analyses the relationships between five participants in the activities aimed at commercialization of intellectual results gained at higher school: universities, developers, partners, investors and customers. The analysis is performed in following areas of collaboration: technical/technological, financial/economic, legal and information.

Keywords: commercialization of intellectual results, university.

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности (РИД), получаемых исследовательскими университетами, является важным источником формирования доходной части их бюджетов, а также фактором привлечения инвестиций в научноисследовательскую и педагогическую деятельность, и потому находится в центре внимания научно-педагогического сообщества России. Именно результатами коммерциализации РИД, полученными в университете, в значительной мере определяется его вклад в инновационное развитие общества и место в мировой, национальной и региональной инновационных системах, а также рейтинг вуза как исследовательской структуры и генератора инноваций и его престиж в глазах клиентов и партнеров.

В рамках систематической деятельности по коммерциализации РИД исследовательский университет, являясь их создателем и потому главным («якорным») субъектом коммерциализации, взаимодействует с рядом других экономически самостоятельных субъектов, участвующих в этом процессе. Такие субъекты могут быть как в составе самого вуза, т.е. включенными в его внутреннюю среду (разработчики РИД, научные коллективы и т.д.), так и внешними по отношению к вузу, т.е. в составе внешней среды (государство как инвестор и контролирующий орган, частные инвесторы, внедренческие организации, потребители,

14

конкуренты и т.д.). Взаимодействие с данными субъектами по поводу разработки, использования, передачи РИД с целью введения их в коммерческий оборот и составляет суть и основное содержание деятельности по коммерциализации РИД. Количество субъектов коммерциализации и их состав может быть разным. Так, А.В. Тычинский, А.Ю. Павлов, рассматривая в качестве главного субъекта промышленное предприятие, выделяют семь субъектов, к которым относятся: собственно предприятие-разработчик , авторы РИД, органы государственного контроля, инвесторы, потребители, конкуренты и «пираты» [1].

Мы считаем целесообразным применительно к анализу взаимосвязей в ходе инновационной деятельности учреждений высшего профессионального образования, в рамках которой осуществляется коммерциализация РИД, ограничиться пятью основными субъектами.

1. Прежде всего, это сам исследовательский университет, являющийся владельцем РИД и осуществляющий их коммерциализацию, - далее «Университет».

2. Разработчики РИД, работающие в самом университете, либо по заказу вуза - далее «Авторы».

3. Субъекты, с которыми университет находится в партнерских отношениях: другие научные учреждения, организации, составляющие внешнюю инновационную инфраструктуру (технопарки, центры передачи технологий), создаваемые вузом инновационные компании и т.д. - далее «Партнеры».

4. Государственные и частные инвесторы, финансирующие создание инноваций в университете - далее «Инвесторы».

5. Потребители РИД, в том числе конечные (покупатели конечного инновационного продукта на основе РИД), и промежуточные (лицензиаты), использующие РИД для создания собственных инновационных продуктов - далее «Потребители».

Основная работа по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности происходит внутри вуза. Для современного исследовательского университета коммерциализация РИД как элемент его инновационной стратегии представляет собой важнейший фактор развития и является точкой приложения усилий управленцев всех уровней и большинства вузовских подразделений, обеспечивая конвертацию вузовских научно-технических разработок в инновации. Будучи тесно связанной с работой научных отделов и кафедр вуза, его экономических подразделений и административного аппарата, деятельность по коммерциализации обеспечивается отдельной подсистемой вуза и реализуется с помощью самостоятельного организационноэкономического механизма, качество которого и определяет ее эффективность. Основные направления этой деятельности включают:

- формирование бизнес стратегии вуза, в основе которой лежит концепция инновационного развития, предусматривающая создание инновационных продуктов путем коммерциализации получаемых результатов интеллектуальной деятельности;

- формирование инвестиционно-финансовой стратегии вуза по направлению «фундаментальные и прикладные исследования и разработки», обеспечивающей необходимый уровень финансирования инновационной деятельности университета;

- управление инновационной деятельностью, направленной на получение коммерциализируемых РИД (НИОКР, учебнометодическая работа, приобретение прав);

- управление правами на результаты интеллектуальной деятельности, получившие статус объектов интеллектуальной собственности (ОИС);

- получение дохода от коммерциализации РИД и реинвестирование [2].

Взаимодействие исследовательского университета с четырьмя внешними субъектами коммерциализации РИД мы предлагаем рассматривать по следующим основным направлениям:

- технико-технологическое;

- финансово-экономическое;

- правовое;

- информационное.

Следует подчеркнуть, что на деятельность университета по коммерциализации РИД влияют и другие субъекты, с которыми у вуза может не быть непосредственных взаимоотношений, но учет которых необходим для достижения целей коммерциализации. Это конкуренты на рынках инноваций, государственные и муниципальные законодательные и исполнительные органы, субъекты международной и государственной политики, бизнес структуры, представители профессиональных сообществ и т.д. Рассмотрим взаимоотношения субъектов коммерциализации по указанным направлениям:

1. Комплекс взаимоотношений между университетом и авторами

1.1. Технико-технологическое направление:

- формирование технических заданий на разработку;

- аудит и оценка технической и технологической новизны полученных РИД.

1.2. Финансово-экономическое направление:

- финансирование авторских разработок;

- формирование системы стимулирования авторов РИД.

1.3. Правовое направление:

- урегулирование отношений с авторами при оформлении и коммерциализации полученных ими служебных РИД;

- урегулирование отношений с авторами при оформлении и коммерциализации результатов, полученных по гражданскоправовым договорам, в том числе со сторонними разработчиками;

- урегулирование отношений с авторами при оформлении и коммерциализации результатов инициативных исследований;

- согласование режима и способа правовой охраны интеллектуальной собственности;

- обеспечение и поддержание согласованного режима и способа правовой охраны интеллектуальной собственности.

1.4. Информационное направление:

- инвентаризация и учет получаемых авторами РИД;

- информирование авторов в приоритетных направлениях исследований и потребностях рынка;

- информирование авторов о доступных технических, финансовых и других ресурсах, имеющихся у университета и его партнеров;

- создание системы патентного учета по приоритетным направлениям исследований.

2. Комплекс взаимоотношений между университетом и инвесторами

2.1. Технико-технологическое направление:

- анализ технико-технологических приоритетов государственных инвесторов;

- анализ технико-технологических приоритетов частных инвесторов.

2.2. Финансово-экономическое направление:

- участие в конкурсах на получение государственного финансирования научных и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

- работа по привлечению частных, в том числе венчурных, инвестиций в НИОКР.

2.3. Правовое направление:

- урегулирование отношений в сфере прав на ОИС.

2.4. Информационное направление:

15

- информирование потенциально заинтересованного бизнес-сообщества о ведущихся разработках;

- изучение потребностей бизнес-сообщества.

3. Комплекс взаимоотношений между университетом и партнерами

3.1. Технико-технологическое направление:

- формирование общих технико-технологических планов и стратегий;

- объединение ресурсов для получения наилучших результатов;

- обмен опытом и специалистами;

- кооперация в создании и использовании ресурсов общего доступа.

3.2. Финансово-экономическое направление:

- софинансирование перспективных исследований.

3.3. Правовое направление:

- урегулирование отношений в сфере использования инновационной инфраструктуры общего доступа;

- урегулирование отношений в сфере прав на ОИС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.4. Информационное направление:

- создание и использование общих баз данных (по патентам и т.д.);

- участие в отраслевых, региональных, национальных и международных кластерах;

- формирование и укрепление кооперационных связей между партнерами.

4. Комплекс взаимоотношений между университетом и потребителями

4.1. Технико-технологическое направление:

- координация на предмет формулирования технических требований и расстановки приоритетов разработок.

4.2. Финансово-экономическое направление:

- привлечение к софинансированию.

4.3. Правовое направление:

- урегулирование отношений в сфере прав на ОИС.

4.4. Информационное направление:

- ведение маркетинговой деятельности;

- максимально полное использование доступных каналов обмена информации с потребителями.

Развитие взаимоотношений по указанным направлениям при организации деятельности по коммерциализации РИД в исследовательских университетах будет способствовать более полному включению получаемых научно-технических результатов в коммерческий оборот и повышению конкурентоспособности российских вузов как инновационных центров регионального, государственного и мирового значения.

Литература

1. Павлов А.Ю., Тычинский А.В. Проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - №8 (133).

2. Смирнов Е.Б., Балыхин М.Г. Специфические принципы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза. Казанская наука. 2014. № 12. С. 99-102.

References

1. Pavlov A.Ju., Tychinskij A.V. Problemy kommercializacii rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. Tematicheskij vypusk «Informacionnye i gumanitarnye tehnologii v upravlenii jekonomicheskimi i social'nymi sistemami». -Taganrog: Izd-vo TTI JuFU, 2012. - №8 (133).

2. Smirnov E.B., Balyhin M.G. Specificheskie principy kommercializacii rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti vuza. Kazanskaja nauka. 2014. № 12. S. 99-102.

Березина Е.А.

Кандидат экономических наук, Вятская государственная сельскохозяйственная академия СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено - формы стимулирования сбыта, приемы стимулирования продаж, направленные на потребителей, торговых посредников и торговый персонал, выявлены новые средства стимулирования сбыта на предприятии.

Ключевые слова: стимулирование сбыта, формы, цена, приемы.

Berezina E.A.

Candidate of Economics, Vyatka State Agricultural Academy

SALES PROMOTION AS A SOURCE OF INCREASING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

Abstract:

The article deals with - forms of sales promotion, sales promotion techniques, aimed at consumers, resellers and sales staff, identify new tools to stimulate sales in the enterprise.

Keywords: sales promotion, shape, price, receptions.

Эффективная реализация продукции обеспечивает предприятиям приток средств и открывает возможности для организации крупномасштабного и, следовательно, низко затратного производства более качественной продукции.

Стимулирование сбытовой деятельности включает целенаправленный вызов интереса у всех участников процесса товародвижения от службы сбыта до конечных покупателей.

К средствам стимулирования сбыта прибегает большинство организаций, в том числе производители, дистрибьюторы, розничные торговцы, торгово-промышленные ассоциации и некоммерческие заведения.

Стимулирование сбыта - это использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.

Цели стимулирования сбыта направлены на поощрение постоянных покупателей (укрепление лояльности), привлечение новых (переключение спроса, создание новой лояльности) и поощрение случайных покупок [1].

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.