Научная статья на тему 'Исследовательская и педагогическая деятельность ссыльных Сибири в XIX веке'

Исследовательская и педагогическая деятельность ссыльных Сибири в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1208
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казаков Е. Э.

В статье раскрывается о пребывании декабристов в Сибири; их деятельности. Дается оценка вклада декабристов в русскую культуру, науку, просвещение. Читатель познакомится с условиями жизни ссыльных, отношении к ним аборигенов, воспитанниками «дворянских революционеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE EXILED IN SIBERIA IN XIX CENTURY

The paper describes Decembrists stay in Siberia and their activities. The contribution of Decembrists' contribution to Russian culture, science and education is assessed. The author reveals living conditions of the exiles and aborigines' attitude to them, tells about noble revolutionaries' pupils.

Текст научной работы на тему «Исследовательская и педагогическая деятельность ссыльных Сибири в XIX веке»

УДК 37(57/.1/.5)

Е.Э. Казаков

Русско-немецкий университет, Новосибирск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ССЫЛЬНЫХ СИБИРИ В XIX ВЕКЕ

В статье раскрывается о пребывании декабристов в Сибири; их деятельности. Дается оценка вклада декабристов в русскую культуру, науку, просвещение.

Читатель познакомится с условиями жизни ссыльных, отношении к ним аборигенов, воспитанниками «дворянских революционеров».

Ye.E. Kazakov

Russian-German University, Novosibirsk

RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE EXILED IN SIBERIA IN XIX CENTURY

The paper describes Decembrists stay in Siberia and their activities. The contribution of Decembrists’ contribution to Russian culture, science and education is assessed. The author reveals living conditions of the exiles and aborigines’ attitude to them, tells about “noble revolutionaries”’ pupils.

В истории России слово «Сибирь» ассоциировалось с краем каторги и ссылки, этот край был «страной изгнания», окраиной земли. Географически удобное место для уголовных и политически ссыльных. Как известно, наиболее заметными политическими ссыльными, были выходцы из дворян, выступившие с оружием в руках против самодержавия и получивших название - декабристы. Учебники советского времени пропагандировали ленинскую концепцию русского революционного движения, начинавшуюся с декабристов, которые по определению Ленина были деятелями первого, дворянского этапа революционного движения в России.

В современной России нет единой концепции истоков и характера революционного движения в России, роли декабристов в нем. Все больше внимания уделяется работам профессиональных историков прошлого, а не советского времени. К примеру, оценке декабристов выдающимся историком В.О. Ключевским. В его статьях: «Евгений Онегин и его предки» и других - декабристы - историческая случайность, обросшая литературой, не знавших русской действительности и относившихся к разряду «умных ненужностей» и т.п. Эти «дворянские революционеры» (определение Ленина) подтянулись на борьбу против самих себя, против царизма, являясь его опорой. Они хотели уничтожить свои привилегии, самодержавие отнять у себя право владеть крепостными крестьянами, имения, лишить себя доходов от общины и оброка и т.д. А затем быть разгромленными царизмом и оказаться в Сибири на каторге и поселении на тридцать лет. Сто с лишним человек с 1926 года прибыли в Сибирь отбывать наказание.

Здесь, в Сибири взгляды ссыльных значительно эволюционировали: одни окончательно отказались от «увлечений и пустых мечтаний», другие пришли к признанию о необходимости длительной подготовки народа к социально-политическим преобразованиям. Суть их идеологической платформы: просвещение народа, развитие науки, призывы добру и человеколюбию.

«Настоящее житейское поприще наше, писал М. Лунин, - началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили»1.

Более близкое знакомство с Сибирью и ее народами пробудило у декабристов надежду на «политическое существование за пределами

л

политической смерти» . Важнейшей предпосылкой преобразования общества декабристы считали распространение научных знаний среди населения. Социально-экономические и политические проблемы декабристы рассматривали с точки зрения нравственности и этических категорий добра и зла, свободы, чести и достоинства человека.

Конкретнее это выражалось в планах демократизации, общественной жизни страны, ликвидации самодержавия, освобождении крестьян. Благо народа через различные преобразования в стране, не исключая насилия путем революции, но без участия широких народных масс, поскольку декабристы понимали, что уровень темноты, невежества, забитости крестьян с их антидворянскими настроениями и монархическими взглядами не приведет к сознательным политическим действиям.

Более последовательно декабристы развивали идеи развития Сибири. Много внимания в их публикациях уделено критике колониальной политики самодержавия, природным богатствам края и проблеме самостоятельного развития Сибири. Так, Н.В. Басаргин постоянно говорил о богатстве и разнообразии природы края, утверждая, что Сибирь при соответствующих условиях достигла бы огромных преобразование не ниже, чем США. И.И. Пущин выразился более определенно: «Я не иначе смотрю на Сибирь, как на Американские Штаты. Она могла бы тотчас отделиться от метрополии и ни в чем не нуждалась бы — богата всеми дарами царства природы. Измените

3

несколько постановления, все пойдет улучшаться» .

Внимание к огромному краю появилось у тех, кого стали называть декабристами еще задолго до декабрьских событий 1825 г. Одним из важнейших факторов рождения интереса к Сибири, а в ту пору с этим понятием связывали территорию, простиравшуюся до Тихого океана, является созданная в конце ХУШ в. Павлом I акционерная компания, получившая название Российско-Американской. Ее цель — осуществление экспансии в Дальневосточном регионе, в результате которой северная часть

1 См.: Бараев В.В. Древо: декабристы и семейство Кандинских. М.: Политиздат, 1991. С. 197.

2 Там же.

3 Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1956. С. 198.

Тихого океана должна была превратиться во внутренние воды Российской Империи.

Многие известные декабристы имели прямое отношение к компании и ее интересам. Так, К. Рылеев был правителем канцелярии компании, в круг его обязанностей входило изучение проектов освоения Русской Америки и Дальнего Востока. Авторами большинства проектов являлись будущие декабристы, члены тайных обществ, такие как Д. Завалишин, Г. Батеньков, М. Дмитриев-Мамонов, М. Орлов, В. Романов и др.

В тайных обществах для некоторых членов были определены будущие должности в случае успешного осуществления планов компании: Г. Батеньков намечался на место правителя всех русских колоний в Америке, Д. Завалишин виделся в роли правителя колонии "Росс" в Калифорнии. Был разработан план экспансии в Калифорнии, на Гаити и Сандвичевых островах. К выполнению планов намечалось привлечь видных политических деятелей — М. М. Сперанского, одного из руководителей реформы управления Сибирью, и Н. Мордвинова. Не были забыты и некоторые видные акционеры компании: жена императора Александра I Елизавета Алексеевна и мать императора, вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Однако вскоре дела компании стали резко ухудшаться. С 1822 г. она прекратила выплату дивидендов. Во многом это было связано с тем, что международная политика Александра I была направлена на Запад и планы компании на практике не осуществлялись. Только резкое изменение правительственного курса могло спасти амбициозные планы экспансии.

Помог династический кризис: внезапная смерть Александра I, борьба за трон Николая с родной матерью и братом Константином подтолкнули членов тайного общества к участию в политической игре на стороне матери императора в целях введения конституционного правления в стране. Восстание не удалось. По мнению А. Герцена и Н. Огарева, декабристы стали великомучениками за правое дело. Позднее эту идею продолжили Ленин и большевики, а затем советские историки, характеризовавшие декабристов как последовательных революционеров, предшественников большевиков.

Экспансии в дальневосточный район не получилось. Не сбылись мечты многих декабристов. Некоторые еще в юности мечтали покорить эти края. Так, в 1811 г. А. Н. и Н.Н. Муравьевы организовали в московском училище колонновожатых юношеское собратство «Чока» (название Сахалина в те годы). Под влиянием идей Руссо об общественном договоре они решили создать на Сахалине республику, идеальное государство. Позднее, в начале 20-х гг., декабристы М. Орлов, М. Дмитриев-Мамонов при участии Н.Тургенева в своем проекте преобразований страны предусматривали построение гавани при устье р. Амур.

П. Пестель в «Русской правде» предлагал новое административное устройство России после победы над самодержавием, при котором Сибирь была детально районирована и в ней намечалось создать ряд округов. С учетом природно-климатических и хозяйственных особенностей обширный край был выделен в проекте конституции Н. Муравьёва. Н. А. Бестужев, будучи

историографом адмиралтейского департамента, в своем незавершенном труде «Опыт российского флота» подробно описывал освоение Сибири и Дальнего Востока, а М. Бестужев уже в . 50-е гг. предпринял экспедицию по Амуру к Тихому океану4.

А. Герцен в «Былом и думах» во многом повторил взгляды декабристов, сравнивая Тихий океан со Средиземным морем будущего, а Сибирь, «страну между океаном, Южной Азией и Россией» со страной имеющей чрезвычайную важность в будущем. До него об атом подробно говорил один из видных идеологов декабристского движения сибиряк Г. С. Батеньков. Идеи Гавриила Степановича Батенькова в области законодательства, районирования России, административного деления Сибири успешно использовались самодержавием и декабристами.

В «Русской правде» П. Пестеля и проекте конституции Н.М. Муравьёва полностью отражены взгляды Батенькова на структурные изменения Сибири и управление «инородцами», получившие силу закона. Судьба свела Г.С. Батенькова с выдающимся реформатором М.М. Сперанским, бывшим военным, круто изменившим судьбу Батенькова и сделавшим из несостоявшегося инженера-путейца первоклассного чиновника, автора ряда законодательных актов, в основном касающихся реформы управления Сибирью.

Неоценим вклад этих двух реформаторов в развитие огромного края. Авторы сибирской реформы стремились путем издания законодательных актов и различных проектов приблизить организацию управления Сибирью к требованиям жизни. Желание быть политиком или ученым и видеть «в своем Отечестве более свободы» воплощалось Батеньковым на посту правителя дел Сибирского комитета, в его проектах и солидном географическом труде «Общий взгляд на Сибирь».

Себя Г.С. Батеньков скромно именовал «одним из первых знатоков России в государственных видах». За месяц до восстания декабристов он подал в отставку, вступил в Северное общество. В случае победы заговорщики гарантировали ему пост секретаря революционного правительства. Вместо этого он получил 20 лет каторжных работ, отсидел эти годы в камере-одиночке Петропавловской крепости, после чего был отправлен на поселение в Томск, где начал снова учиться говорить и разрабатывать новые проекты развития Сибири, одновременно основательно изучая научное исследование А. Гумбольдта «Космос». Труд Г.С. Батенькова «Общий взгляд на Сибирь» (серия статей в журнале «Сын Отечества», опубликованы в 1822 г.) написан на основе многолетних поездок по Сибири и многочисленных документов, записок географов, землемеров, путешественников. Это огромная программа обустройства края, рассчитанная на многие годы. Коснемся некоторых фрагментов его «общего взгляда на Сибирь».

4 Бараев В.В. Указ. соч. С. 202-204.

По мнению Батенькова, административное деление Сибири следует приблизить к естественному разделению страны с учетом природных особенностей. Подробно описывая рельеф Сибири, он предлагает разделить Сибирь на Восточную и Западную, т. е. на гористую и ровную. Особенность разделения края — реки (Обь и Енисей), способствующие широкому развитию земледелия, между которыми лежит «царство металлов», где находится «главная житница Сибири».

Административное деление Сибири, по мнению Батенькова, не отвечало ее хозяйственным потребностям. Особенно это коснулось Томской губернии (по сравнению с Тобольской и Иркутской), ввиду отсутствия путей сообщения. Батеньков предлагает свою структуру Томской губернии, а также создание новой губернии вдоль Енисея, важнейшего транспортного пути Восточного края. Разумеется, с учетом судьбы малых народов Сибири.

Интерес к «инородцам» у автора был вызван работой над законом, получившим название «Устав об управлении инородцами». Это своеобразная программа культурно-национальной автономии малых народов Сибири, в которой предусмотрен комплекс мер по повышению жизненного уровня местного населения, развитию самобытной культуры, переходу от кочевого и бродячего образа жизни к оседлому, к занятию земледелием в своих национальных округах. Поскольку Сибирь «содержит в себе богатый запас земель, обеспечивающий изобилие наших земледельцев на неисчислимое время»5.

В те годы в Сибири проживало свыше одного миллиона русских из 1,6 млн всего населения огромного края. Батеньков в статье «Табель населения Сибири по климатам» делит Сибирь по климатическим особенностям на три полосы — Северную, Среднюю и Южную, подробно описывая ход заселения русскими этих полос, приводя статистические данные по уездам и губерниям. По мнению автора, «первые завоеватели сего края» были и первыми «землеописателями». Оценивая важность географических открытий Сибири, Батеньков сетует на топографию Сибири, которая оставляла желать лучшего, поскольку геодезические училища, открытые еще в начале XVIII в. в Тобольске, Иркутске и Охотске, уже давно закрыты, нет специалистов, географические карты стали несовершенны, устарели, отсюда такое «несходство между собою издаваемых карт сей страны»6.

Все это затрудняло административную деятельность и хозяйственное освоение земель, и целью проекта Батенькова по изучению Сибири являлось, наряду с «усовершенствованием географических познаний о сей стране», «хозяйственное» освоение земель.

В последние годы жизни, находясь уже в Тульской губернии, Батеньков снова возвращается к проблеме изучения и развития путей сообщения в Сибири. Его проект и варианты Транссибирской железной дороги от

5 См.: Пасецкий В.М., Пасецкая-Креминская Е. К. Декабристы

естествоиспытатели. М.: Наука, 1989. С. 154.

6 Там же. С. 157.

Петербурга до Тихого океана учитывали топографические и экономические условия, предполагали специфические трудности прокладки пути в суровом крае. Сибирь, по мнению автора, могла быть связана к тому же еще и водным путем, каналом от Оби к Енисею. А создание Транссибирской железной дороги «значило бы присоединение огромной пустынной страны к образованному миру и довершение кругосветного пути. Такая мысль, хотя и далекая от осуществления, не может не произвести восторженного чувства. С первого раза она выказывает исполинский прием человеческого духа»7.

Развитием средств сообщения в Сибири занимался другой известный декабрист - Николай Васильевич Басаргин. Его интересовала проблема вывоза сибирских товаров на внутренние и международные рынки, что способствовало бы развитию местной промышленности, сельского хозяйства и широкому использованию природных богатств. Однако, по мнению Басаргина, для этого необходимы «внутренняя хорошая администрация, правильное ограждение собственности и личных прав, скорое и строгое исполнение правосудия, капиталы, специалисты и достаточное

о

народонаселение» .

Главным же недостатком прогрессивного развития края Басаргин считал злоупотребления местных чиновников. «Управление края, — писал он в «Записках», — находится в руках людей, не имеющих никакого понятия о гражданском благоустройстве. Эти лица, не обладая ни теоретическими познаниями, ни практической опытностью, не имея стремления к общей пользе, думают только о собственных ничтожных выгодах, об улучшении своего личного вещественного быта, об удовлетворении чувственных наслаждений или личных честолюбивых видов. Они действуют не в смысле той пользы, которую общество вправе от них требовать а, напротив, считают, что управляемые народы, т. е. общество, созданы для того, чтобы устроить их личное благосостояние»9.

Искоренение воровства, взяточничества и других пороков, распространенных среди местного начальства, возможно, по мнению автора «Записок», при наличии института сибирского наместничества и осуществления контроля из Центра. При наличии этих и других мер, направленных на преобразование края, Сибирь «ожидает такая блестящая будущность, если только люди и правительство будут уметь воспользоваться дарами природы, коими она наделена, что нельзя не подумать и не пожалеть о том, что до сих пор так мало обращают на нее внимания»10.

Попав в Сибирь, и на себе познав ее проблемы, декабристы сочувственно отнеслись к трудной жизни местных жителей, высоко оценив их моральный облик. «Чем далее мы продвигались в Сибирь, — писал Басаргин, — тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался

7 Там же. С. 168.

8 Мемуары декабристов: Южное общество. М., 1982. С. 111.

9 Басаргин Н.В. Записки. Красноярск, 1985. С. 187.

10 Там же. С. 186.

мне гораздо свободнее, смышленее, даже образованнее наших русских крестьян и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими». Д. Завалишин восторгался тем, что сибиряк «не враждовал против чуждых национальностей и религий». Н. Бестужев и А. Розен сравнивали Сибирь по составу населения и характеру освоения с Америкой, где общественный строй в те годы был, несомненно, выше российского11.

Декабристы практически помогали местным жителям путем многообразных форм деятельности: народным образованием,

распространением агрономических знаний, лечебной помощью, развитием молочного хозяйства, многими отраслями знания. Например, из малоизвестной страницы жизни декабристов следует, что некоторые из сосланных в 1826г. в Сибирь серьезно занялись молочным хозяйством. В немалой степени этому способствовала активная деятельность одного из основателей молочного дела в России Н.Н. Муравьёва, участвовавшего в создании первого в стране Московского общества сельского хозяйства. В 1830 г. Муравьев опубликовал своеобразное пособие по созданию молочного хозяйства «Наставление по управлению скотными дворами».

Учениками Н. Н. Муравьёва стали сосланные в Сибирь декабристы, посвятившие себя развитию молочного хозяйства в местах ссылки. Так, декабрист П.Ф. Выгодовский, сосланный в Нарым, приобрел 15 десятин сенокоса и занялся молочным хозяйством. Д.И. Завалишин улучшал породу скота в Читинском крае, Ф.П. Шаховской — в Туруханском. Братья Беляевы, Крюковы, Киреев и Мозалевский в Минусинске создали крупную молочную ферму, сбывая ее продукцию на золотом прииске. Силами декабристов был создан молочный завод под Минусинском, открыта школа по обучению грамоте и молочному делу. На завод молоко поступало от 200 коров, принадлежавших декабристам. Помимо масла, завод выпускал сливки, простоквашу, варенец. Особой гордостью декабристов являлась «чистота посуды, полотенцев, горшков и всей молочной принадлежности» на заводе.

В ссылке декабристы продолжили свою просветительскую деятельность, которой они занимались задолго до восстания 1825 г. Декабристы Г.С. Батеньков, В.Ф. Раевский, И.Д. Якушкин и др. были активными пропагандистами школ взаимного обучения, получивших название ланкастерских, поскольку это обучение считалось в то время самым дешевым и удобным для «образования народа». Так, подобные школы были созданы Батеньковым в Иркутске еще задолго до восстания декабристов. Помимо финансовой помощи школам, Батеньков писал для них учебники. Якушкин также был автором учебников по географии и истории для учащихся ялуторовских школ, в создании которых принял самое активное участие.

Программа просветительской деятельности ссыльных весьма обширна. Что же касается народного образования, то здесь представлен целый комплекс мер по созданию системы обучения и воспитания сибиряков. В него

11 Бараев В.В.Указ. соч. С. 197.

входили: создание широкой сети школ за счет добровольных пожертвований местного населения; официальное предоставление ссыльным права на обучение детей; увеличение числа средних учебных заведений; предоставление казенного содержания в высших учебных заведениях столицы для выпускников сибирских гимназий; создание при Иркутской гимназии специального класса по подготовке людей для службы в Сибири; открытие сибирского университета12.

Такую обширную программу трудно было осуществить местными силами без помощи государства и его законов по подъему культурного уровня народа. Практически были сделаны первые шаги по созданию начальных школ, открывшихся в Минусинске, Тобольске, Ялуторовске и других городах. Наибольшую известность в исторической литературе получили открытые декабристами ялуторовские школы: в 1842 г. для мальчиков, в 1846 г. — для девочек. В те годы в Ялуторовске находилось уездное училище, где число учащихся не превышало 80 - 90 человек. В целом по Сибири действовало не более 20 уездных, 10 приходских училищ, в которых обучалось около тысячи человек. Учебные заведения остро нуждались в приспособленных для занятий помещениях, хорошо подготовленных учителях и лучшей методике преподавания.

Декабристы в обучении видели, прежде всего, «достижение прямой цели умственного образования вообще ... и при умственном образовании необходимо всякий раз определить предмет учения, который по положению обучаемого должен быть ему преподаваемым и вместе с тем столько же

13

необходимо обращать внимание и на самый способ преподавания» .

По мнению декабристов, необходимо обучать детей естественным наукам, а «не законам божьим». Дети должны учить математику, биологию, химию, физику, ботанику и зоологию. Эти дисциплины развивали самостоятельность мышления, способность осознания окружающего мира методом взаимного обучения. Недостаток учителей, отсутствие наглядных пособий, дидактического материала, достаточных финансовых средств, шаткость положения ялуторовских школ вынуждали делать упор именно на метод взаимного обучения. От преподавателя требовались «только хорошее поведение и умение обходиться с учениками и никаких особенных

- 14

сведений» .

Сибирские чиновники, видевшие в лице декабристов лишь ссыльных «государственных преступников», относились к ним с нескрываемой враждебностью. В самом существовании школ, созданных Якушкиным и другими декабристами, они усматривали стремление подорвать существующий порядок. На декабристов-учителей поступали доносы 15 .

12 История Сибири с Древнейших времен до наших дней. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. Т. 2. С. 471, 472.

13 Записки, статьи и письма декабриста И. Д. Якушкина. М., 1951. С. 318.

14 Там же. С. 326.

15 История Сибири... С. 472.

Декабристам было запрещено заниматься обучением детей, нужны были официальные спонсоры, имевшие контакты с властями.

В Ялуторовске им стал местный протоирей С.Я. Знаменский, хорошо знавший декабристов по Кургану и Тобольску, где он служил до приезда в Ялуторовск. Священникам, исходя из синодских указов, предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Училища не подчинялись непосредственно министерству просвещения и местному школьному начальству, что ускорило открытие в Ялуторовске школ на средства декабристов и сбора от пожертвований. Так, купец Медведев передал для школьного здания дом со своего стекольного завода16. Помогали и тобольские декабристы, в частности М.А. Фонвизин.

Пользуясь знакомством с генерал-губернатором Западной Сибири Горчаковым он защищал интересы декабристов от многочисленных нападок и доносов, поступавших на них в тобольскую канцелярию, а также умело организовывал нужные декабристам знакомства с влиятельными людьми.

Первая школа открылась в августе 1842 г. К концу года 43 ученика овладели арифметикой, грамматикой, псалтырью, катехизисом и другими предметами. Администрация города в очередной раз пыталась закрыть декабристскую школу, в тобольскую канцелярию шли доносы от смотрителя уездного училища. Декабристы понимали, что доказать свою правоту бесполезно не только перед администрацией, но также и перед уездными педагогами, особенно если педагоги, как писал И.И. Пущин И.Д. Якушкину,

17

«не задобрены рюмкой настойки» .

Впоследствии трудности становления школы были преодолены. Появилась возможность открыть первую в Западной Сибири женскую школу. Открытие школы взял на себя священник С. Я. Знаменский. Его настоятельные просьбы к тобольскому архиерею и помощь декабристов способствовали успешному открытию в 1846 г. женской школы, в которой учились дети не только состоятельных родителей. Через три года школа имела свое здание, благодаря финансовой помощи купцов Мясниковой и Н. Я. Балакшина. Частично стала помогать деньгами городская общественность, церковь никакой помощи не оказывала. Городские средства послужили причиной длительных конфликтов смотрителя уездного училища с декабристами.

Всего в школе для мальчиков до отъезда декабристов в 1856 г. обучилось 1 600 человек, в женской школе — 240 человек; 12 лучших учениц по ходатайству Якушкина прошли аттестацию и получили право обучать других.

Среди них была дочь С. Я. Знаменского — Александра, дочери Н. Я.

18

Балакшина — Феофания и Александра . За 14 лет работы школ начальное образование получили сотни ялуторовских мальчиков и девочек,

16 Болоцких В.Н. Декабристы в Ялуторовске: мировоззрение и

деятельность. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990. С. 45.

17 Там же. С. 49.

18 Там же. С. 53 - 55.

воспитанных декабристами в духе человеческого достоинства, свободолюбия, самостоятельного мышления. Некоторые из воспитанников получили известность во всероссийском масштабе. Особенно следует отметить двух учеников декабристской школы, один из которых, как и его учителя, получил в молодости от царской охранки клеймо политического ссыльного.

Михаил Знаменский, сын основателя ялуторовских школ священника С.Я.Знаменского. В историю русской сатирической графики XIX в. известный художник Михаил Стефанович Знаменский вписал одну из значительных глав. Он родился в 1833 г. в Кургане, в начале 60-х гг. жил в Петербурге, где принадлежал к кружку известного сибирского областника Ядринцева, был одним из активных сотрудников сатирического журнала демократического направления «Искра», помещая в нем заметки и рисунки на сибирские темы19. Деятельное сотрудничество в журнале «Искра» связало интересы художника с обличительно-сатирической линией передовой русской литературы и искусства. В 1868 г. М.С. Знаменский опубликовал в «Искре» своеобразную повесть «Провинциада», состоявшую из карикатур и подписей к ним. Борясь своими карикатурами за обновление страны, освобождение русского народа, Знаменский придавал им революционный и патриотический характер.

Влияние журнала «Искра» распространялось на всю страну. М. Горький ценил журнал за то, что в нем критиковались общие условия российского быта, и усилия редакции журнала были направлены на «демократизацию прогрессивных идей». После закрытия журнала цензурой, художник

Знаменский публикует свои карикатуры в журналах «Будильник», «Маляр»,

20

«Всемирная иллюстрация»20.

Художнику Знаменскому принадлежат воспоминания о декабристах, работы по истории Тобольска, им проведены археологические изыскания в Сибири, изучение истории, археологии и этнографии сибирских народов. Умер он в Тобольске в 1892 г. Творчество Знаменского сыграло заметную роль в развитии общественности и культуры в Сибири. Воспитанник декабристов, он находился под влиянием революционно-демократической идеологии и, хотя не был революционером, до конца своей жизни являлся непримиримым врагом самодержавия и крепостничества.

Второй ученик декабристской школы — Александр Николаевич Балакшин, сын купца Николая Яковлевича Балакшина, участвовавшего в создании школ. Это имя вошло в историю кооперации России наряду с выдающимися деятелями кооперативного движения, такими как Верещагин, Васильчиков и др. А.Н. Балакшин является создателем крупнейшей в мире в начале века кооперативной организации — союза сибирских маслодельных артелей. В делах царской охранки А.Н. Балакшин числился политическим ссыльным, в молодости находился под надзором полиции в Ялуторовске.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Казаков Е. Художник-демократ // Сов. Зауралье. 1967. 5 сент.

20 Там же.

Свои последние дни проживал в Лондоне, его могила находится недалеко от могилы К. Маркса. Воспитание учителей-декабристов не прошло бесследно: в его судьбе — постоянный поиск путей преобразования края, в котором он родился и вырос. Патриотизм ему привил отец Н.Я. Балакшин, друг декабристов.

Николаи Яковлевич Балакшин знал многих декабристов еще по Тобольску, а с переездом в Ялуторовск круг общения с ними значительно расширился. Декабристы Оболенский, Пущин, Якушкин жили у него в доме. Хозяин дома выписывал художественную литературу, в частности Н. В. Гоголя, которую читали квартиранты. Пущин и Оболенский позднее купили дом на двоих, где дружно прожили два года 21 , поддерживая теплые отношения с Балакшиными. В этом окружении воспитывался Александр Балакшин.

После окончания ялуторовской школы А. Балакшин продолжает обучение в Тобольской гимназии, а затем в Казанском университете22. В университете А. Балакшин слушал лекции прогрессивного историка А.П. Щапова, позднее сосланного в Иркутск. За участие в революционнодемократическом кружке, идейно и структурно связанном с обществом «Земля и воля», чтение запрещенной литературы А. Балакшин был сослан в

23

Ялуторовск под надзор полиции . После ссылки поступил в Военномедицинскую академию, но через год по семейным обстоятельствам оставил ее, вернулся на родину, занялся земледелием в Ишимском уезде. Вместе с друзьями образовал земледельческую коммуну, но она вскоре распалась. Затем служил у различных частных предпринимателей. Накопив денег, приобрел маслодельный завод в Курганском уезде Тобольской губернии, где прожил много лет.

Знакомство с работами декабристов, посвященными Сибири и судьбам ее народов, не прошло бесследно для Александра Николаевича. Он хорошо знал публикации Батенькова, Басаргина, Корниловича, Пестеля, Пущина, Фонвизина, Штейнгеля, Якушкина и др. В своей деятельности следовал программе всестороннего подъема Сибири и главного в ней — подъема материального уровня народа, населявшего этот край. О земляках он писал: «Я живу 26 лет в деревне, имел много общественных дел с крестьянами и пришел к убеждению, что они хорошо понимают и могут исполнять такие дела, которые, по-видимому, немыслимы для необразованных мужиков»24.

В многочисленных газетных статьях, брошюрах, опубликованных экономических обзорах А.Н. Балакшина развиваются идеи декабристов о

21 Клепиков В.В. Музей памяти декабристов. Свердловск, 1985. С. 70.

22 Балакшин А.С. Сергей Александрович Балакшин. М.: Наука, 1990. С.

9.

23 Там же.

24 О мерах для развития и успеха маслодельной промышленности в Сибири // Записка председателя 1 -го Тобольского отдела императорского Московского общества сельского хозяйства А. Н. Балакшина. Спб., 1901. С. 7.

путях преобразования Сибири. Практически осуществляя эти идеи, Балакшин сообщал российским министрам, в том числе премьер-министру С. Ю. Витте о положении земледелия и маслоделия Сибири, об их перспективах. Для освоения богатств Сибири А.Н. Балакшин привлек капиталы не только российских предпринимателей, но и иностранных фирм, нахлынувших в Сибирь с проведением железной дороги. Для подъема главной отрасли сибирской экономики в ту пору — сельского хозяйства — Балакшин считал необходимым и возможным организовать образцовые хозяйства, открыть сельскохозяйственные школы в городах Сибири, крестьянские банки в каждой волости, оказывать экономическую помощь крестьянам. Выступая на

I съезде сибирских молочных хозяев (1901 г., Курган), Балакшин говорил о том, что «интересы отдельных лиц, заинтересованных в маслоделии, не только не солидарны между собой, а совершенно противоположны и враждебны. Только в союзах и сельскохозяйственных товариществах нужно искать выход из этого ненормального положения». Балакшин заявил, что техника зависит от экономики и единственным спасением является изменение всей системы хозяйства путем замены частного капитала кооперативными. Эту мысль поддержал министр С.Ю. Витте.

В последующие годы Балакшин создает Организацию по устройству маслодельных кооперативных товариществ, сыгравших важную роль в истории сибирской маслодельной промышленности. За пять лет своей деятельности Организация, руководимая Балакшиным, способствовала открытию 273 маслодельных заводов, объединивших 52,5 тыс. крестьянских хозяйств. К концу 1907 г., времени закрытия Организации, 2/3 артельных заводов Западной Сибири были созданы при содействии Организации.

Союз сибирских маслодельных артелей, созданный в 1907 г. Балакшиным совместно с сыном Андреем и А. И. Грудзинским, был необходимым следствием и завершением многосторонней работы Организации. Спустя десятилетие, оборот Союза составил свыше 160 млн руб. (корова стоила в среднем 15 руб.). Кооперативы, объединяемые Союзом, охватывали более 300 тыс. крестьянских хозяйств. Сибирь была крупнейшим в мире центром маслоделия, вторым после Дании экспортером масла. Стоимость вывозимого по Транссибу сибирского масла была выше стоимости всей продукции горной промышленности и среднегодовой добычи золота всей империи. Иностранная валюта сосредоточивалась в сибирских и российских банках.

Российская кооперация по своим количественным параметрам являлась перед революцией 1917 г. самой крупной в мире. Она имела своих достойных идеологов и организаторов. Во главе кооперативного движения стояли либеральные деятели. В кооперативном движении они видели источник изменения существовавшей жизни. Одним из них был А. Н. Балакшин.

Роль декабристов в освоении и развитии Сибири в исторической литературе еще полностью не изучена. Многие грани научной проблемы, посвященной Сибири и пребыванию в ней ссыльных, еще ждут своего исследования.

© Е.Э. Казаков, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.