ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ БИЗНЕСА
и формирование ключевых направлений
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Н.В. Манина,
адъюнкт Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России;
В.Ю. Шевров,
аспирант Южно-Уральского государственного университета (г Челябинск)
bagiev@finec.ru
В статье рассматривается современный зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности на примере США, Великобритании и Германии, анализируется возможный потенциал использования современных методов управления инновационным малым предпринимательством в России.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, научно-технические разработки, инновационный потенциал, государственное управление
УДК 332.025.12 ББК 65
Инновации, развитие инновационного потенциала, малого и наукоемкого инновационного предпринимательства в целом являются одним из основных факторов развития экономической безопасности хозяйственной системы страны. Внедрение инноваций, культивирование инновационного подхода к разработке, являясь средством повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и услуг, позволяют выдержать рыночную конкуренцию и тем самым обеспечить экономическую безопасность. Это означает, что данная сфера является приоритетной во внутренней политике страны, а значит — заслуживает пристального внимания правительства и предполагает государственное регулирование [1, 16].
Государственное регулирование инновационной деятельности включает различные аспекты. Оно может выражаться: в специальной программе, направленной на поощрение инноваций и предоставление грантов; может включать организацию высокотехнологичных кластеров и создание особых экономических зон для привлечения инновационных фирм; наконец, может заключаться в вариативности налоговой политики по отношению к инноваторам и т.д.
Отметим, что политика государства по созданию благоприятных условий для инновационного развития страны является основой концепции «Стратегии 2020», стратегии социальноэкономического развития страны до 2020 года, а значит должна получить высокий приоритет [2]. Вместе с тем, необходимо признать, что осуществляемые сейчас действия явно не достаточны для достижения целей. Порой они непродуктивны, носят конъюнктурный и декларативн ы й характер, а самое важное — зачастую несистемны, непоследовательны, неконкретны и в итоге малоэффективны.
Следует признать, что зарубежный опыт в государственном регулировании инноваций намного шире. Важным становится изучение этого опыта и поиск возможностей его применения в российской практике. Для исследования взят последний выпуск сборника «Global Innovation Index-2012», ежегодно издаваемый под эгидой Международной организации интеллектуальной собственности (WIPO), который включает различные рейтинги стран с самым лучшим инновационным развитием [3]. Основной рейтинг GII-2012 представлен на рис. 1: слева направо следуют мировые лидеры, а также приведен индекс инновационного развития России для сравнения.
Список примеров из числа лидеров рейтинга стран с самым лучшим инновационным развитием включает страны, сопоставимые в своем устройстве и показательные для России. Это ее постоянные партнеры по «Большой восьмерке» — США, Великобритания и Германия [4].
США является крупнейшим партнером России и вместе с тем постоянным конкурентом и противоположным полюсом
70
65
60
Рис. 1. Рейтинг стран с самым лучшим инновационным развитием по версии сборника «Global Innovation Index-2012»
биполярного мира ХХ века. Это вызывает особый интерес к механизмам, осуществляющим безопасность страны, в том числе экономическим, к числу которых, безусловно, относится инновационное регулирование. В США реализуются две глобальные программы: SBIR (Инновационные исследования малого бизнеса) и STTR (Трансфер технологий малого бизнеса), которые являются основополагающими для поддержки инноваций в стране [5].
Программа SBIR была создана в 1982 г. с целью усиления роли малого инновационного предпринимательства в исследованиях и разработках, финансируемых государством. SBIR представляет собой конкурсную программу, поощряющую отечественный малый бизнес участвовать в научно-исследовательской деятельности, который имеет потенциал для коммерциализации. Гранты, полученные по программе SBIR, дают малым предприятиям стимул к получению прибыли от коммерциализации разработок. Благодаря развитию технологичного малого бизнеса стимулируются инновации в стране и выполняются конкретные нужды страны. Таким образом, миссией программы SBIR является поддержка научных знаний и технологических инноваций путем вложения средств федерального бюджета с целью соблюдения важнейших американских приоритетов для создания сильной национальной экономики. К 2009 г. были выданы 112 500 грантов на общую сумму более 26,9 млрд долл. На сегодняшний день программа продлена до 2017 г., постоянно дополняясь [6]. Распределение количества грантов (по обеим программам) по годам представлено на рис. 2.
Программа SBIR состоит из трех этапов: целью первого этапа является создание технических достоинств, техникоэкономических и коммерческих возможностей предлагаемых
ЮЙ1
8000 6400 4800 3200 1600 0 ЯЇ
СО-чГІЛСЛГ-СООТОч-СЧСО'^ІЛСЛГ-СООТОч-СЧСО'^ІЛСЛГ-СООТОч-СЧ
сосососососос00)010іго0)0)0)0)0)0)0000000000’-’-’-
отототототототототототототототототооооооооооооо
ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-СЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧ
Рис. 2. Распределение количества грантов по программам SBIR и STTR
инноваций (гранты не превышают 150000 долл. на 6 месяцев); целью второго этапа является продолжение работы над результатами первого этапа и развитие коммерческого потенциала проекта (гранты не превышают 1000000 долл. на 2 года); цель третьей фазы, в случае необходимости, это проведение коммерциализации инноваций, сделанных на первых двух этапах. В критерии для участников программы попадают следующие: представители малого бизнеса должны быть американскими фирмами с количеством сотрудников не более 500 и коммерческими целями.
Ежегодно федеральные ведомства с бюджетом на исследования и разработки, которые превышают 100 млн долл, должны выделить 2,5% на SBIR. Каждое ведомство управляет своей индивидуальной программой, назначает темы исследований и принимает заявки от предприятий малого бизнеса. Награды присуждаются на конкурсной основе после оценки предложений. В настоящее время, одиннадцать федеральных агентств участвуют в программе, в том числе министерство обороны, министерство энергетики, департамент образования, департамент Национальной безопасности. Для ведомств это действительно серьезная программа и реальный ресурс для привлечения инноваций на нужды отстаивания национальных интересов [7]. Распределение степени успешности заявок первого этапа на получение грантов за 2010 г. по федеральным агентствам представлено на рис. 3 [5].
Рис. 3. Распределение степени успешности заявок первого этапа на получение грантов за 2010 год по федеральным агентствам
STTR, появившаяся в 1992 году, является еще одной программой, которая расширяет возможности федерального финансирования в сфере инновационных разработок. Центральное место в программе занимает возможность создания совместных предприятий на базе малого бизнеса и некоммерческих исследовательских институтов. Уникальной особенностью программы STTR является требование для малого бизнеса официально сотрудничать с научно-исследовательским учреждением в рамках этапов I и II. Целями программы являются стимулирование технологических инноваций и возможность передачи инновационных технологий между малыми предприятиями и научными учреждениями. Наиболее важная роль STTR в том, чтобы ликвидировать разрыв между достижениями фундаментальной науки и результатами коммерциализации инноваций.
Программа также имеет 3 этапа: на первый этап выделяется 100000 долл. на 1 год, суммарный фонд на 2 этап не превышает 750000 долл. на 2 года. В настоящее время пять учреждений участвуют в программе: министерство обороны, министерство энергетики, департамент здравоохранения, НАСА и национальный научный фонд.
STTR является высоко конкурентной программой. Малый бизнес уже давно ориентирован на разработку инноваций и процветает там, где удалась коммерциализация. Но риск и стоимость проведения исследований и разработок могут быть
недоступны для многих малых предприятий. С другой стороны, некоммерческие научно-исследовательские лаборатории играют важную роль в развитии высокотехнологичных инноваций. Однако часто инновации, достигнутые в теории, так и не находят практического применения. STTR сочетает в себе сильные стороны обеих организаций путем введения предпринимательских подходов для высокотехнологичных исследований. Технологии и продукты передаются из лаборатории на рынок. Малый бизнес получает прибыль от коммерциализации, которая, в свою очередь, стимулирует экономику США. Распределение бюджета STTR на нужды министерства обороны за 2011 год представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение бюджета ЗТТВ на нужды министерства обороны за 2011 год [ 7 ]
Вид войск/ название агентства МО США Бюджет STTR ($) Темы Заявки на 1 этап Гранты на 1 этап Гранты на 2 этап
Армия 24,8б7,000 34 339 б3 31
Флот 32,б77,000 39 572 117 54
ВВС 33,8б3,000 29 284 87 28
DARPA (передовые исследования) 7,979,000 0 0 0 5
ПВО 12,132,000 4 3б 19 б
OSD (штаб) б,178,000 5 43 23 3
Итого 117,б9б,000 111 1,274 309 127
Инновационное регулирование в Великобритании осуществляет Департамент наукоемкого и инновационного предпринимательства (BIS) [8]. Наличие отдельной структуры свидетельствует, что инновационное развитие имеет в стране наивысший приоритет. Департамент определяет инновации как ключевой фактор экономического роста. Цель BIS — «сделать Великобританию наиболее привлекательным местом в мире для вложения средств в технологичный бизнес». Исходя из практической деятельности Департамента, это не пустые слова: осуществляется целенаправленная политика поддержки инноваций в бизнесе. Она состоит из ряда ключевых мер, которые полагаются на «Инновационную и исследовательскую стратегию роста» [9], публикуемую Департаментом и защищаемую в Парламенте. «Инновационная и исследовательская стратегия роста» базируется на тезисах издания «План по технологиям», где излагается парадигма необходимости инновационного развития [10]. Распределение вложений в инновации в Великобритании по статьям представлено на рис. 4.
Широкая поддержка разработок и исследований начинается с деятельности Совета стратегии технологий, который предоставляет гранты; отвечает за сеть центров «Катапульта», направленных на преодоление разрыва между университетами и предприятиями, а также на коммерциализации инноваций. Бюджет центров установлен на отметке 200 млн фунтов. За государственное финансирование венчурного капитала отвечает Британский инновационный Фонд. Он инвестирует в малые предприятия с высоким потенциалом роста: старт-апы и спин-оффы, цифровые разработки и естественные науки, экологически чистые технологии и передовые производства.
Следующий пул преференций состоит из финансовых льгот. Высокотехнологичным разработкам предусмотрены налоговые льготы: это могут быть налоговые вычеты или возмещение потерь для убыточных малых и средних предприятий. Другая льгота — уменьшение ставки налога на прибыль, применяемая к компаниям, которые получили патенты и занимаются внедрением запатентованных изделий (вводится с 2013 года). Данная льгота будет применяться к продаже таких изделий, продаже их как компонентов, продаже патентных прав и в ряде других случаев. Существует также программа льготного кредитования инновационной деятельности бизнеса и университетов, проводимая Европейским инвестиционным банком. Обычно это существенные вложения (от 150 млн фунтов). В пример можно привести широкомасштабное финансирование программы по уменьшению выбросов углекислого газа в автомобилях концерна Jaguar Land Rover.
Программа государственных закупок также существенно помогает развитию инноваций. Она включает в себя, помимо непосредственных, предварительные закупки и обязательства по будущим закупкам. Другая программа осуществляет помощь развитию науки и инноваций заграницей. Международное сотрудничество в области науки и инноваций является жизненно важным для достижения политических целей страны в глобальном масштабе. Такие проблемы, как изменение климата и продовольственной безопасности требуют новых подходов на уровне правительств. В связи с этим программой финансируется сеть научных работников за рубежом.
Помимо основных программ, инновационное регулирование включает в себя ведение правительственной научно-исследовательской базы, а также распространение и передача ее знаний; поддержку в защите интеллектуальной собственности; вручение премии Королевы (в 2012 году уже подано 300 заявок).
Федеральное министерство образования и научных исследований Германии (BMBF), осуществляющее инновационное регулирование в стране, предложило программу «Содействие инновациям и исследованиям в Германии» в 2006 г. Под брендом «Исследования в Германии» несколько немецких организаций, таких как Международное бюро ВМВ^ Фонд Александра фон Гумбольдта, Германская служба академических обменов, Немецкий исследовательский фонд и Общество Фраунгофера, осуществляют поддержку развития инноваций и исследований, одной из целей их деятельности является также представление достижений на международной арене, укрепления внешнего сотрудничества и престижа страны [11].
Внутренние разработки и исследования
■ Приобретение внешних разработок
■ Приобретение капитала
■ Приобретение внешних знаний
■ Тренинги инновационной активности
Все формы дизайна
Маркетинговое позиционирование п редпри н и мател ьства
Рис. 4. Распределение вложений в инновации по статьям в Великобритании [8]
Политика в сфере регулирования развития разработок и исследований включает применение различных стратегий и инициатив по обеспечению Германии научно, технологически и экономически подготовленной к задачам завтрашнего дня. Далее вкратце будут описаны основные из них.
Совместная программа «Инициатива по науке и инновациям» направлена на повышение конкурентоспособности немецких исследований. С 2005 г. её осуществляют федеральное правительство, федеральные земли (регионы) и немецкие научно-исследовательские организации. Основные цели: укрепление сотрудничества и создание связок между научными дисциплинами, странами и между наукой и промышленностью; поощрение выдающихся достижений и поддержка талантов. Для достижения этих целей федеральное правительство и земли сначала решили поддержать немецкие научно-исследовательские организации — это 3% ежегодного дополнительного финансирования до 2010 г. С 2011 по 2015 гг. бюджет был повышен до 5%.
Новая парадигма о высшем образовании — 2020 направлена на модернизацию немецкой системы высшего образования. В период с 2011 по 2020 гг. ожидается увеличение количества студентов на 275 000. Кроме того, международная конкуренция приводит к необходимости дальнейшего развития исследовательского профиля университетов. Правительство берет на себя обязательства в создании финансовых условий для более продуктивной и более заметной работы высших учебных заведений, в том числе на международном уровне. Такая инициатива связана еще и с тем, что в Германии неуклонно растет потребность в квалифицированных кадрах в сложных профессиях, и есть особенно высокий спрос на выпускников так называемых специальностей MINT (математика, информатика, естественные
науки и технологии). Поддержка государства позволяет, в том числе, инвестировать до 26000 Евро в каждое студенческое место до 2015 года.
Также в Германии действует программа «Инициатива совершенства», включающая линию поощрения научно-исследовательской среды (преимущественно докторантов), линию поощрения создания кластеров для совместной работы в конкретной области и линию поддержки деятельности университетов на международном уровне. В рамках этой программы, например, созданы 5 зарубежных Домов по науке и инновациям (DWIHs) [12]. Стоит упомянуть также отдельную программу «Наука без границ», которая позволяет укрепить сотрудничество с ведущими мировыми исследователями и получить доступ к мировому инновационному потенциалу. На рис. 5 представлено распределение исследователей, участвующих в инновационных проектах (по оси абсцисс), внутри своей страны (светлый) и вне ее (черный) по странам ЕС (использованы международные коды стран).
Рис. 5. Распределение исследователей, участвующих в инновационных проектах по странам ЕС
Каждый год комиссия экспертов по науке и инновациям (ЕР1) формирует отчет по исследованиям, инновациям и технологической эффективности в Германии [13]. В отчете комментируется ход инновационной политики, а также указываются недостатки и слабые стороны. К замечаниям прислушивается правительство и тесно сотрудничает по факту их устранения.
Государственная политика в инновационной сфере должна соединять воедино основные области развития науки и освоение новых технологий, предусматривать комплексные меры и механизмы, действие которых связано с выработанной в настоящее время общей стратегии социально-экономического развития страны на период до 2020 г.
Целью стратегии развития науки и инноваций в нашей стране является формирование сбалансированного сектора исследований, разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Основным направлением обеспечения безопасности экономики России является достижение и поддержание эффективного функционирования инновационной сферы экономики, от состояния которой во многом зависит реализация всей совокупности национальных экономических интересов страны.
Реализация эффективной инновационной стратегии позволяет достичь состояния устойчивости в экономике, ускорить экономический рост, отойти от ресурсной составляющей экономики и тем самым повысить конкурентоспособность предлагаемых на мировой рынок товаров и услуг, что обеспечивает безопасность инновационной деятельности, являющейся основой национальной безопасности.
Для интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему нужно повысить ее инновативность, которая, в свою очередь, позволит усилить конкурентные позиции российских товаров и услуг на мировом рынке, и, как следствие, произойдет укрепление системы экономической безопасности страны. К числу значимых направлений осуществления
государственной инновационной политики в России следует отнести:
• формирование в России благоприятной инновационной среды и предпринимательского климата;
• инвестиционная поддержка со стороны государства и зарубежных инвесторов предпринимателей и производителей, наиболее активно идущих по пути инновационного развития производства;
• совершенствование инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, продвижение инновационных проектов;
• всемерное развитие наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-промышленных комплексов;
• совершенствование структуры государственного управления в целях стимулирования инновационной деятельности предприятий;
• формирование условий для успешного трансфера технологий как из зарубежных стран в Россию, так и обратно;
• создание сети инновационных структур в регионах России, развитие сетевого взаимодействия в научно-технической сфере;
• нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности малого бизнеса.
Проведение в жизнь указанных мероприятий позволит обеспечить инновационную направленность в развитии субъектов хозяйствования, и тем самым создаст условия для усиления конкурентоспособности и экономической безопасности отечественных предприятий и хозяйственной системы в целом.
Таким образом, развитие малого инновационного предпринимательства должно рассматриваться как стратегическое направление в обеспечении экономической безопасности страны. В Российской Федерации (на фоне слабой в целом инфраструктуры поддержки) малый бизнес пока еще не может влиять на повышение общего уровня инновационной активности.
Малое инновационное предпринимательство не имеет финансовых ресурсов для реализации даже небольших инновационных проектов, научного потенциала и квалифицированных кадров, резерва времени, необходимого для освоения новых технологических процессов. Необходимо непосредственно участие органов государственной власти и управления в фор-
мировании и реализации экономической политики поддержки в отношении малых инновационных предприятий.
Благоприятное воздействие на продвижении технико-технологических новшеств, модернизации ВПК способно оказать заимствование иностранного опыта по размещению государственных заказов на основе конкурсной программы целевых разработок на подобие SBIR. Принятие решения о реализации такой программы предпочтительно в силу сразу нескольких аспектов: на переоснащение вооруженных сил стали бы применяться действительно передовые отечественные разработки малых фирм, которые в настоящее время вообще не имеют доступа к данному сегменту рынка. Кроме того, в случае появления программы часть огромного бюджета на модернизацию ВС частично скомпенсировала бы урезанный бюджет поддержки развития малого бизнеса.
Перспективны предпринимаемые усилия по активизации инновационной деятельности посредством принятия программы улучшения взаимодействия образовательных учреждений и коммерческих организаций с целью коммерциализации разработок. Данная программа призвана улучшить целевое предназначение научных разработок. 24 июля 2009 года были приняты поправки к Федеральному закону № 127 «О науке и государственной научно-технической политике». Они позволили государственным институтам и ВУЗам создавать предприятия для внедрения своих научных разработок без согласия учредителя, то есть государства. Однако в настоящее время принятие данной поправки не дало ожидаемого результата. Требуется более активное участие государства, направленное на стимулирование интереса бизнеса и его инвестиций в инновационные научные разработки.
Необходимо осуществлять целенаправленную политику международной узнаваемости отечественных инновационных разработок, как это проводится в Великобритании и Германии. Такая политика не только будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций в российские разработки, но и активизирует участие нашей страны в глобальных международных программах. А это положительно скажется на укреплении внешнего сотрудничества и престижа страны, что будет способствовать повышению конкурентоспособности и обеспечению экономической безопасности хозяйственной системы.
Литература
1. Сайт Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/ (дата обраще-ния:27.07.2012)
2. Сайт электронной версии издания Глобальный рейтинг инноваций 2012 URL:http://www.wipo.int/pressroom/en/articles/2012/ article_0014.html (дата обращения 29.07.2012)
3. Сайт программы SBIR URL:http://www.sbir.gov (дата обращения: 02.08.2012)
4. Сайт ежедневного журнала правительства США «Федеральный регистр» URL:https://www.federalregister.gov/ articles/2012/05/15/2012-11586/small-business-size-regulations-small-business-innovation-research-sbir-program-and-small-business (дата обращения: 07.08.2012)
5. Сайт Департамента ВС США. URL:http://www.acq.osd.mil/osbp/sbir/ (дата обращения 07.08.2012)
6. Сайт Департамент наукоемкого и инновационного предпринимательства Великобритании. URL:http://www.bis.gov.uk (дата обращения: 07.08.2012)
7. Электронная версия издания «Инновационная и исследовательская стратегия для роста» URL:http://www.bis.gov.uk/assets/ biscore/innovation/docs/i/11-1387-innovation-and-research-strategy-for-growth.pdf (дата обращения: 08.08.2012)
8. Электронная версия издания «План по технологиям» URL:http://www.bis.gov.uk/assets/biscore/innovation/docs/b/10-1234-blueprint-for-technology.pdf (дата обращения: 09.08.2012)
9. Портал «Разработки в Германии» федерального Министерства образования и исследований URL:http://www.research-in-germany.de/meta/45660/about-us.html (дата обращения: 09.08.2012)
10. Сайт немецкого Центра по исследованиям и инновациям URL:http://www.germaninnovation.org/about-us (дата обращения: 07.08.2012)
11. Сайт Комиссии экспертов по исследованиям и инновациям университета Фраунхофера. URL:http: // isi.fraunhofer.de / isi-en /р/ publikationen/flyer/efi-report_2011 .php (дата обращения: 10.08.2012)
12. Гуляевская Н.В., Попов А.И., Шумакова С.Ю. Взаимодействие предпринимательских структур и научных организаций в развитии экономики инновационного типа //Проблемы управления рисками в техносфере. — №3 (15). — 2010.
13. Портал Министерства финансов РФ URL:http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/ (дата обращения: 07.08.2012)
14. Иванов С.А., Осип Е.Я. Инновационный потенциал развития экономической безопасности хозяйственной системы // Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России. — 2009. — № 2.
15. Сайт интернет издания ИноСМИ. Что такое Большая Восьмерка, и почему в нее входит Россия // Журнал In The National Interest, 2004. URL:http://www.inosmi.ru/world/20040514/209611.html (дата обращения: 09.08.2012)
16. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: учебник для вузов. — СПб.: Астерион, 2011.