Научная статья на тему 'Инновации как фактор усиления позиции государства в международной экономике'

Инновации как фактор усиления позиции государства в международной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION POLICY / FOREIGN COUNTRIES / CLUSTER / COMPETITIVENESS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чувахина Лариса Германовна

Анализируется опыт инновационной деятельности в зарубежных странах. Обосновывается важность государственной поддержки в обеспечении инновационного процесса. Особое внимание уделяется проблемам России в создании инновационной модели экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чувахина Лариса Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AS A FACTOR OF STRENGTHENING THE STATE S POSITION IN THE INTERNATIONAL ECONOMY

This article analyzes the experience of innovation policy in the foreign countries. The author substantiates the importance of state support to ensure the innovation process. Particular attention is given to the problems of Russia in the creation of an innovative economic model

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор усиления позиции государства в международной экономике»

УДК: 338.23

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ

ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Л.Г. Чувахина

Анализируется опыт инновационной деятельности в зарубежных странах. Обосновывается важность государственной поддержки в обеспечении инновационного процесса. Особое внимание уделяется проблемам России в создании инновационной модели экономики.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная политика, зарубежные страны, кластер, конкурентоспособность государства

Структурные сдвиги в международной экономике во многом являются результатом повышения экономической роли инноваций и развития мирового рынка наукоемкой инновационной продукции. Объем продаж на этом рынке за период с 1996 по 2014г. увеличился более чем в 10 раз, превысив 10 трлн. долл. США. К категории высокотехнологичных относятся товары, в стоимости которых доля НИОКР составляет не менее 3,5%.

Наибольшую активность на рынке инновационной продукции проявляют США, страны ЕС, Япония. Доля страны в мировом экспорте инновационной продукции, будучи индикатором инновационности экономики, отражает способность государства к внедрению результатов НИОКР в реальный практический оборот. Экспорт за пределы ЕС составляет около 18% мирового, что ниже показателя США, равного 22%, но выше, чем у Японии (13%). Растет экспорт высокотехнологичных товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии, удельный вес которых в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет 15% [1]. В то же время на долю России приходится всего лишь 0,3% мирового экспорта высокотехнологичной продукции, что не соответствует национальным интересам. Во многом это объясняется низкой восприимчивостью отечественного бизнеса к нововведениям технологического характера. На практике инновации все еще крайне слабо влияют на российскую экономику. Относительный объем финансовых вложений России в НИОКР в 5 раз меньше, чем в развитых странах. Главным сегодня для повышения эффективности участия в инновационной деятельности становится выбор стратегических приоритетов национальной инновационной политики. Учитывая геополитическое положение России, перспективными приоритетными направлениями развития технологий и техники должны стать энергетика и энергосбережение; современные виды вооружений; транспортные и информационно-телекоммуникационные системы, то есть те сферы отечественной экономики, где функционируют крупные, экономически состоятельные пред-

приятия, имеющие достаточные финансовые, кадровые и интеллектуальные ресурсы.

Важное значение в создании и реализации инноваций имеет государственное регулирование инновационной деятельности, участие органов государственного управления в поддержке инновационного потенциала. Стратегическими и оперативными целями государственного регулирования инновационной деятельности являются: повышение конкурентоспособности на мировых рынках; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; улучшение экологической безопасности в стране [2].

Осуществление инновационных проектов призвано стать источником доходов государства, которые впоследствии могут быть направлены на дальнейшее развитие инновационного потенциала страны. Речь идет, прежде всего, о формировании инновационной инфраструктуры, создании льготных условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйствования, включая средний и малый бизнес, которые по сути сегодня не задействованы в осуществлении инновационных проектов. Главной причиной низкой инновационной активности является отсутствие свободных финансовых ресурсов у предприятий и высокая стоимость инноваций. Крупные российские предприятия предпочитают закупки овеществленных технологий, что объясняется стремлением в кратчайшие сроки обновить материально-техническую базу производства, не прикладывая при этом особых интеллектуальных усилий. Такая позиция негативно влияет на развитие инновационной деятельности и ведет к утрате предприятиями самостоятельности в создании новейших технологий.

Зарубежный опыт показывает, что в развитых странах крупные компании, наиболее ориентированные на внедрение новых технологий, нередко привлекают действующие малые фирмы для так называемой предварительной «обкатки» новых технологических продуктов. В большинстве зарубежных стран государство содействует развитию малых компаний, выходящих на рынок, выделяет средства предприятиям, осваивающим инновационную продукцию. Так, согласно принятой в США программе «Инновационные исследования в малом бизнесе» ( SBIR -Small Business Innovation Research) , малые предприятия получали право полностью обладать интеллектуальной собственностью, созданной с их использованием. Программа SBIR предусматривает поэтапное предоставление небольшим инновационным компаниям с числом сотрудников менее 500 чел. грантов в размере до 850 тыс. долл. на осуществление научно - исследовательских работ. Проведение за счет грантов дополнительных исследований и разработок по проектам позволяет уточнить их техническую выполнимость и финансовую эффективность. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки

основываются на качественной оценке деятельности малой фирмы, инновационном предложении, экономической целесообразности его принятия и возможных коммерческих перспективах. Гранты способствуют успешной коммерциализации научных знаний и увеличению реальной отдачи от затрат на их получение. Проводимый периодически анализ результатов программы SBIR способствует стимулированию предпринимательской и исследовательской активности национальных американских научных кадров [3].

В настоящее время международная практика поддержки малых инновационных фирм динамично развивается. В Великобритании действуют правительственные проекты стимулирования корпоративных инвестиций в акционерный капитал малых инновационных фирм. В Австрии функционирует программа поддержки новых малых инновационных фирм (не старше трех лет). В Дании Министерство экономики использует схемы премирования за риск и государственные гарантии. В Норвегии создан государственный фонд для нейтрализации рисков инвестирования средств в малый инновационный бизнес.

В современной ситуации государство должно обеспечивать совместную работу науки и бизнеса, которая может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных инновационных фондов с долевым участием государства и бизнеса.

В США для стимулирования инновационной активности правительство всячески поощряет создание так называемых технологических альянсов. Их участниками являются только компании-резиденты США. Технологический альянс представляет собой организационную форму сотрудничества представителей государственного и частного секторов. Экономический эффект от их действий достигается на условиях партнерства при реализации инновационных проектов. Основная часть так называемых технологических альянсов создана для осуществления проектов в электронике, транспорте и связи. В технологических альянсах участвуют американские университеты и федеральные лаборатории, обладающие уникальным научным оборудованием. Университеты США играют основную роль в процессе формирования национального человеческого капитала в области науки и технологий. Университеты разрабатывают свою собственную политику в отношении создания научно-технологических партнерств с промышленностью. Права университетов на результаты научных разработок и исследований закреплены в федеральном законодательстве. Коммерческая реализация интеллектуальной собственности выступает в качестве одного из источников дохода университета.

В США активно развивается внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. На внутрифирменную науку в США

приходится свыше 70% общих затрат на науку. В Великобритании, Франции, Бельгии, Германии этот показатель приближается к 65-70%. Российские предприниматели вкладывают в разработку новейших технологий значительно меньше средств, чем их конкуренты.

В США прямым методом регулирования государством инновационной деятельности является конкурсное размещение государственного заказа на создание новой техники и технологий. В стране действует федеральная контрактная система. Каждый контракт представляет собой правовой документ, в котором указываются сроки, объемы и методы финансирования. Оценка государством финансируемых проектов заключается в соответствии их следующим критериям. Речь идет, прежде всего, о выгоде от реализации проекта, о практической значимости и целесообразности, возможности проведения мониторинга органами государства за использованием выделяемых финансовых средств. Исполнители инновационных программ получают возможность безвозмездного использования необходимого оборудования; льготы на приобретение требуемых материалов и других видов товаров.

В Великобритании практика государственного финансирования представляет собой систему «двойной поддержки». С одной стороны, государственное финансирование исследований производится через единовременные субсидии, которые университеты могут израсходовать, исходя из своих приоритетов и программ развития; с другой - Департамент инноваций, университетов и компетенций осуществляет финансирование исследовательских советов, которые, в свою очередь, финансируют исследования в стране на проектной основе. Проектное финансирование обеспечивает конкуренцию между проектами [2].

В Ирландии стимулирование развития инновационных процессов происходит через выделение грантов на научные исследования, снижения ставок налогообложения для компаний, участвующих в развитии инновационной деятельности.

Одним из лидеров по объему выделяемых государственными органами средств на развитие инновационной деятельности является Япония. При этом подавляющий объем научных исследований, порядка 70-75%, финансируемый государством, выполняется частными фирмами. Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики. В стимулировании инновационной деятельности в Японии особая роль принадлежит, в первую очередь, органам местного самоуправления, которые отвечают в том числе за деятельность малых инновационных фирм. Формой их поддержки являются так называемые «мягкие займы» под 2-4% годовых. Иными словами малые предприятия имеют право на

50% скидку при получении кредита. В целях стимулирования инновационной деятельности государство предоставляет правительственные гарантии по долгосрочным банковским кредитам. Бюджетно-налоговое стимулирование инновационной деятельности в Японии осуществляется путем предоставления налоговых льгот и субсидий. При внедрении электронной техники, а также энергосберегающего оборудования компании получают 7% инвестиционную налоговую скидку, вычитаемую из налога на прибыль. Все японские компании, осуществляющие научно-исследовательские работы, имеют право на 8% списание затрат из прибыли до налогообложения [4].

Значительную активность на рынке инновационной продукции в последние годы проявляет Китай. Руководство Китая поощряет китайские компании к разработке «местных инноваций», в том числе путем «совместных инноваций» с иностранцами, или путем «улучшения» иностранных инноваций. Фактически китайские компании, опираясь на устаревший западный технологический опыт, должны были за короткий срок, перепрыгнув несколько технологических ступеней, достичь европейского и американского уровня. Согласно государственной программы по научному и технологическому развитию на период с 2006 -2020гг., Китай должен создать деловую среду, способствующую появлению национальных независимых инноваций. Для этого Китай, как и другие страны, активно применяет косвенные методы регулирования инновационной сферы. Речь идет о налоговых льготах для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, а также об отмене ввозных пошлин на отдельные виды оборудования.

Сегодня технологические достижения Китая лишь в небольшой части связаны с достижениями отечественной науки и техники, поскольку основную роль в становлении китайской инновационной системы сыграли иностранные технологии. И все же Китай с каждым годом вкладывает все больше средств в фундаментальные исследования. В Китае за последние годы, благодаря усилиям государства, практически с нулевого уровня была создана индустрия технологических бизнес - инкубаторов, большая часть которых имеет статус государственных институтов и финансируется из бюджета.

Значительны успехи в инновационной деятельности у Республики Корея, сумевшей добиться высоких показателей путем формирования собственной инновационной системы, в которой решающую роль играют частные компании и финансируемые правительством научно-исследовательские институты. Большинство университетов Южной Кореи активно занимаются вопросами коммерциализации, интенсивно развивая инновационный бизнес. Для поощрения научных исследований в университетах правительство определяет исследовательские группы, которые могут проводить совместные исследования с научно-исследовательскими и

инженерно-исследовательскими и региональными научными центрами. Создаваемые таким образом коллективы получают государственное финансирование сроком на 9 лет, при условии положительной оценки результатов их деятельности, проводимой каждые три года. Для развития региональной индустрии и технологии создана Корейская Ассоциация технопарков, как орган управления инновационными процессами. Главным спонсором фундаментальных исследований в Южной Корее является научно-исследовательский фонд.

Гибкая система льготного налогообложения активно используется в Бразилии в отношении производства инновационной продукции. Кроме того, для инновационных компаний, существующих на рынке менее двух лет, для финансирования расходов, связанных с оплатой научно-исследовательских работ, маркетинговых и консультационных услуг, государство осуществляет выделение грантов на сумму до 60 тыс.долл.

Отличительной особенностью Германии, Франции и других континентальных европейских стран является отсутствие на государственном уровне системы налоговых льгот при проведении научных исследований. Предоставление льгот находится в ведении региональных органов власти. Широкие полномочия принадлежат региональным властям в выборе приоритетов научно-технической политики. Так, в Германии на территории земель действует пять крупных исследовательских организаций. Основными их функциональными задачами является поддержка деятельности университетов и колледжей посредством финансирования инновационных проектов и программ. Главная задача заключается в максимизации коммерциализации разработанных технологий и созданных продуктов научных исследований. Университеты Германии играют ключевую роль в проведении как фундаментальных, так и прикладных научных исследований. Их доля составляет 20% от общего объема исследований. В отличие от университетов США и Японии научные институты Германии обладают большей автономией, могут самостоятельно принимать решения по финансированию научных программ, выборе приоритетов научных исследований. В Германии самая сильная из европейских стран система патентной защиты и охраны промышленных образцов. В Германии зарегистрировано 13633 патентов, что уступает только США - 121179 [1].

Увеличение инновационной и предпринимательской активности рассматривается в качестве одной из главных целей Европейского союза, а инновации - главным источником повышения конкурентоспособности европейских стран, что нашло отражение в Лиссабонской стратегии еще в 2000г. На сессии в Лиссабоне были определены и согласованы основные межотраслевые приоритеты инновационного развития и количественные ориентиры, касающиеся увеличения доли затрат на НИОКР в ВВП Евросоюза до 3% в течение десяти лет. Однако поставленная цель до сих пор не

достигнута. Во многом это объясняется финансовым кризисом, из которого страны ЕС до сих пор не могут выйти. В то же время, несмотря не переживаемые сложности, концепция инновационного роста по-прежнему остается преобладающей в стратегии общеевропейского развития. Европейский союз перешел от Лиссабонской стратегии, принятой на период 2000-2010 гг., к экономической стратегии «Европа - 2020», согласно которой в качестве ключевого инструмента достижения конкурентоспособности европейских стран рассматривается процесс кластеризации [5]. В настоящее время сформировался межстрановой европейский кластер новейших технологий, представляющий собой инновационный «коридор», протянувшийся от «Силиконового нагорья» в Ирландии через «Лондонский треугольник» и Париж к Северной Италии, с ответвлением в страны Северной Европы[2].

Однако построение эффективной политики в сфере инноваций осложнено рядом проблем. Во-первых, риск чрезмерного инвестирования в инновации, высокая неопределенность в реализации инвестиционных проектов. Во-вторых, ограниченное влияние инноваций, используемых в крупных компаниях, на местные фирмы. В-третьих, сдерживание инноваций при наличии неконкурентного рынка. Опыт ЕС показал, только увеличение конкуренции подталкивает фирмы к инновациям. В-четвертых, существование недостаточной межведомственной координации в сфере поддержки инноваций и содействия инновационному процессу.

Проблемы, существующие в ЕС и других зарубежных странах, в России приобретают значительно большие масштабы, что дополняется низким уровнем инновационной активности на предприятиях, недостатком конкуренции, слабой инфраструктурой. Проблемой России является имитационный характер инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных «прорывных» инноваций [6]. Слабое развитие инновационной инфраструктуры существенно отделяет российскую экономику от успешно развивающихся инновационных экономик. В ближайшее время преодолеть это «расстояние» для России будет достаточно сложно, несмотря на наличие конкурентных преимуществ в виде огромных сырьевых и энергетических ресурсов. Однако сегодня этого уже недостаточно. Определяющими факторами развития инновационного потенциала являются рост заинтересованности отечественного бизнеса в развитии инновационных процессов, появление инновационной составляющей в государственной политике, проявляющейся в конкретных шагах по финансовой поддержке инновационных проектов, субъектов инновационной деятельности, объектов инновационной инфраструктуры, активизация законодательной и организационной деятельности.

Список литературы

1. Игнатущенко Е.И. Инновационная Германия в экономике Европейского Союза в эпоху мирового экономического и финансового кризиса // Молодой ученый. 2012. № 7. С.78-82.

2. Чувахина Л.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности //Научное обозрение. -2014. №10-1. С. 118-122.

3. Гранты для малого бизнеса в США по программе SBIR/STTR [ Электронный ресурс] /Американская программа SBIR. Режим доступа: http://www.theusaconsult.com/sbir-sttr-program/

4. Управление технологией и инновациями в Японии. М.: Изд-во Волтерс клувер, 2009.

5. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee of Regions. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union. SEC(2010) 1161. Brussels, 6.10.2010 http://ec.europa.eu/researcMnnovation-union/pdf/innovation-union-communication_en.pdf#view=fit&pagemode=none

6. Имитация инноваций: Россия отстает даже от развивающихся стран [Электронный ресурс] / ЮСИ.РФ. Режим доступа: http://usirf.ru/news/blogs/17228/imitaciya-innovacii-rossiya-otstaet-dazhe-ot-razvivayushixsya-stran.html

Чувахина Лариса Германовна, канд. экон. наук, доц., l-econom@mail.ru, Финансовый университет при Правительстве РФ

INNOVATION AS A FACTOR OF STRENGTHENING THE STATE S POSITION IN THE INTERNATIONAL ECONOMY

L.G. Chuvakhina

This article analyzes the experience of innovation policy in the foreign countries. The author substantiates the importance of state support to ensure the innovation process. Particular attention is given to the problems of Russia in the creation of an innovative economic model

Key words: innovation development, innovation policy, foreign countries, cluster, competitiveness of the state

Chuvakhina Larisa Germanovna, PhD., Associate Professor, l-econom@mail.ru, Finance University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.