Научная статья на тему 'Исследование уровней развития экономической культуры кадетов в процессе самоконтроля средствами аудиовизуализации'

Исследование уровней развития экономической культуры кадетов в процессе самоконтроля средствами аудиовизуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / СРЕДСТВА АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ГАДЖЕТОВ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / SELF-REGULATION / SELF-EVALUATION / SELF-CONTROL / MEANS OF AUDIO VISUALIZATION / APPLICATION OF GADGETS / COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеев Евгений Михайлович, Томилин Александр Николаевич

Статья раскрывает возможности формирования экономической культуры кадетов морского вуза в процессе воспитания самоконтроля, саморегуляции и самооценки в образовательной среде, широко использующей электронные средства коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеев Евгений Михайлович, Томилин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON LEVEL OF CADETS’ ECONOMIC CULTURE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF SELF-CONTROL BY MEANS OF AUDIO VISUALIZATION

The article reveals the opportunities of forming economic culture of Maritime University cadets in the process of developing self-control, self-regulation and self-evaluation in the educational environment that widely uses electronic means of communication

Текст научной работы на тему «Исследование уровней развития экономической культуры кадетов в процессе самоконтроля средствами аудиовизуализации»

Е. М. Дорофеев, А. Н. Томилин

(Новороссийск)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАДЕТОВ В ПРОЦЕССЕ САМОКОНТРОЛЯ СРЕДСТВАМИ АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИИ

RESEARCH ON LEVEL OF CADETS' ECONOMIC CULTURE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF SELF-CONTROL BY MEANS OF AUDIO VISUALIZATION

Статья раскрывает возможности формирования экономической культуры кадетов морского вуза в процессе воспитания самоконтроля, саморегуляции и самооценки в образовательной среде, широко использующей электронные средства коммуникации.

Ключевые слова: воспитание, образование, саморегуляция, самооценка, самоконтроль, средства аудиовизуализации, применение гаджетов, коммуникативная деятельность.

The article reveals the opportunities of forming economic culture of Maritime University cadets in the process of developing self-control, self-regulation and self-evaluation in the educational environment that widely uses electronic means of communication.

Key words: education, self-regulation, self-evaluation, self-control, means of audio visualization, application of gadgets, communicative activity.

Ряд реформирований различных направлений развития социума во все времена ориентирует процессы модернизации в образовательной системе и определяет новые взаимоотношения ее субъектов. Зарождавшиеся рыночные отношения в России и непрерывно обновляющиеся информационно-коммуникативные технологии нивелировали новое экономическое сообщество, которое ощущало острую потребность в предприимчивых, готовых к обдуманному риску специалистах, обязательно владеющих экономическими знаниями и способных решать многообразие профессиональных задач в нестандартных экономических и технологических условиях, насыщенных электронными средствами коммуникации. Сегодня новые информационно-культурные ценности и социально-экономические отношения требуют от каждого гражданина достаточно высокого уровня общей экономической культуры и способностей к

быстрой самоориентации в условиях интенсивно-непрерывного развития рыночных, порой агрессивных, отношений.

На современном этапе развития образования для достижения эффективности формирования экономической культуры обучающихся средних образовательных организаций при создании воспитательной среды необходимо:

• Исследовать возможности формирования экономической культуры обучающихся старшего школьного возраста на основеразвития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологийи;

• использовать опыт разработки учебно-методического обеспечения для формирования базовой экономической культуры обучающихся в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций при их подготовке к самоадаптации в экономическом сообществе [3];

• осуществить оценку уровня сформи-рованности экономической культуры обучающихся на основе комплекса диагностик.

Для определения уровня воспитания экономической социальной зрелости выпускников Кадетской школы морского вуза разработан комплекс диагностического материала, позволяющего определить эффективность воспитательного процесса. (см. таблицу 1).

Коэффициент эффективности формирования экономической культуры рекомендуем вычислять как отношение количественных и качественных результатов экспериментальных групп к результатам контрольных групп на формирующем этапе эксперимента.

Коэффициент эффективности по когнитивному критерию следует определять на основе применения методики диагностики уровня экономического сознания и экономического мышления при непосредственном использовании модифицированной методике Шульте по авторской анкете «Вла-

дение экономическими терминами и скоростью экономического мышления», которая представлена тремя блоками: домашняя экономика, экономика в быту и экономика малого бизнеса. Достоверность эмпирических данных обосновывать результатами статистических расчетов средних величин. При этом рассчитанное математически среднее значение самооценки кадетов является качественной характеристикой для каждой группы респондентов. Благодаря ей можно определить уровень владения кадетов экономической терминологией и скорость их экономического мышления, а также сравнить с количественной характеристикой.

Количественная характеристика представляет собой разницу результатов по каждому блоку: домашняя экономика, экономика в быту, экономика малого бизнеса, макроэкономика.

На основе проведения педагогических исследований рассматриваемой проблемы в Навигацкой школе Новороссийского мор-

Таблица 1.

Критерии эффективности формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля посредством аудиовизуальных технологий

№ Критерии Показатели Методики диагностики

1 Когнитивный (1) Диагностика экономического знания и скорости экономического мышления. (2) Диагностика уровня владения аудиовизуальными технологиями (1) Модифицированная методика Шульте // Q критерий Розенбаума. (2) Модифицированные анкеты Н. Б. Сэкулич // Средние статистические значения.

2 Мотивационно-потреб-ностный (3) Диагностика уровня развития самоконтроля. (4) Диагностика уровня развития экономического мышления. (3) Методика М. Снайдера «Оценка самоконтроля обучающихся в общении // Корреляция. (4) Модифицированная методика Дж. Брунера /^ критерий Розенбаума.

3 Деятельно стно-ре флек-сивный (5) Диагностика уровня способности к экономической деятельности. (2) Диагностика уровня владения аудиовизуальными технологиями (5)Модифицированная методика Е. Ю. Мандриковой «Психодиагностика управления временем (ОСД) - самоорганизация экономической деятельности: тайм-менеджмент» (по Н. Физеру и М. Бонду)// и-критерий Манна-Уитни 2) Модифицированные анкеты Н. Б. Сэ-кулич // Средние статистические значения.

ского вуза посредством диагностической и оценочной методики удалось обнаружить, что положительная динамика в эксперименте наблюдается по высокой степени в блоках:

• «экономика в быту» - на 29,5%;

• «домашняя экономика» - на 23,5%;

• «экономика малого бизнеса» - на 8,5%

• «макро-экономика» - на 4,5 %.

Правильно сориентированный воспитательный процесс в учебном учреждении показал, что кадетов интересуют не только основы малого бизнеса, но и проблемы макроэкономики (увеличение средней степени на 16,5%). Прослушав курс лекций по авторской Программе, кадеты стали интересоваться вопросами работы бирж, стали понимать, на уровне начинающих, валютные проблемы, могут рассчитать свою будущую пенсию и связывают свои мечты с экономическими профессиями, что является эффективным показателем внедряемых воспитательных методик, основанных на применении аудиовизуальных технологий, позволяющих выработать у кадетов самоконтроль и самооценку.

Коэффициенты эффективности по когнитивному критерию следует определять на основе результатов тестирования по модифицированной автором методике диагностики уровня владения аудиовизуальными технологиями, с применением анкет Н. Б. Сэкулич [4] для выявления потребности и заинтересованности студентов в применении ИКТ в образовательном процессе.

Так, например, при проведении педагогического эксперимента в Навигацкой школе Новороссийского ГМУ респонденты экспериментальных групп отметили, что им понравилась идея использования при подготовке к занятиям консультационного общения с некоторыми преподавателями через личный кабинет преподавателя. Многие стали использовать для разрешения экономических ситуаций личного пространства не только порталы электронного обучения своего вуза, но и других образовательных организаций. Кружковые занятия, предусмотренные целевой авторской Про-

граммой помогли кадетам преодолеть страх перед инновационными средствами обучения и новыми гаджетами, теперь они готовы к преодолению препятствий в овладении новыми аудиовизуальными средствами обучения, пытаются принимать участие в социальнозначимых Интернет-проектах экономического контекста, ознакомились с аудиовизуальными экономическими программами в Интернете и используют их.

В Кадетской школе на конец эксперимента почти все кадеты уже имели свой сайт в Интернете, многие с огромным интересом успешно вели свой блог, им нравится в своей работе использовать платформы Интернета для решения не только своих, но и семейных экономических проблем. Они щедро делятся своими знаниями с одноклассниками и преподавателями. Также следует отметить, что кадеты экспериментальной группы используют Интернет для освоения новых аудиовизуальных технологий и делятся своими познаниями на страницах своих личных сайтов. Обучаемые находятся в стадии разработки своих баз данных аудиовизуальных средств и технологий для решения бытовых или личных экономических проблем (оплата за ЖКХ, расчет будущей пенсии, покупка продуктов и пр.). Коэффициент эффективности внедрения автоской Программы, рассматриваемый с точки зрения владения аудиовизуальными технологиями в условиях формирования экономической культуры, указывает на актуальность проводимых преподавателями воспитательных мероприятий.

Коэффициент эффективности по моти-вационно-потребностному критерию рекомендуем рассматривать:

• на основе проведения повторного тестирования по модифицированной методике М. Снайдера [5] «Оценка самоконтроля обучающихся в общении»;

• по модифицированной методике Джерома Брунера [6] «Определение типа мышления и уровня креативности» (проводились на формирующем этапе эксперимента).

Коэффициент эффективности по дея-тельностно-рефлексивному критерию следует определять на основе эмпириче-

ских данных, полученных при тестировании по факторной методике Н. Физера и М. Бонда «Психодиагностика управления временем (ОСД) - самоорганизация экономической деятельности: тайм-менеджмент» в модификации Е. Ю. Мандрико-вой [7].

В процессе эксперимента были получены качественные изменения как по общему показателю - понижен на 80%, так и по его факторам. Например:

• кадеты начали задумываться о самостоятельной постановке целей и выстраивании своих планов внутри экономического сообщества (указало 45% опрошенных);

• с интересом стали анализировать свои экономические действия, и научились критически сравнивать их с действиями своих одногруппников (41%);

• многие кадеты поняли, в чем проявляется необходимость разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей (40%);

• обращают внимание на выстраивание своих отношений, стараются быть исполнительными и обязательными, проявляют гибкость в планировании экономической деятельности (32%).

Вместе с тем кадеты еще пока испытывают трудности в проявлении волевых усилий для доведения начатого дела до его логического завершения, они склонны отвлекаться на посторонние дела, но это можно отнести к их возрастным особенностям.

Положительная динамика уровня самоорганизации экономической деятельности (тайм-менеджмент) обязана значительным его ростом в экспериментальных группах. Количественный рост состава кадетов высокого уровня достиг 15%, состав респондентов на низком уровне отличается на 80%, при этом наблюдается значительная разница и на среднем уровне - здесь отмечено отличие уровня развития самоорганизации экономической деятельности в 65%.

Полученные результаты исследования уровня развития по факторам самоорганизации экономической деятельности и результаты по эмпирически полученному общему суммарному баллу ОСД (по

Е. Ю. Мандриковой) показали, что кадеты в экспериментальных группах к концу эксперимента научились планировать свою экономическую деятельность, стали проявлять настойчивость в достижении поставленных целей. Причем 96% из них достаточно эффективно могут уже структурировать свою экономическую деятельность, показали свое умение ценить все составляющие психологического времени и извлекать для себя определенный опыт из многоплановости своей образовательной деятельности. Лишь 4% кадетов затрудняются прилагать свои волевые усилия для начатых дел, тем не менее они уже способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

На основе проведенного анализа научно-методических источников и эмпирических данных, полученных в процессе исследования, выявлены основные педагогические условия эффективного формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий, которые были получены при анализе и обобщении педагогического эксперимента, проведенного в Навигацкой школе Государственного морского университета им. адмирала Ф. Ф. Ушакова:

• создание аудиовизуальной среды экономического контекста для формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля в образовательном пространстве.

• непрерывное формирование и расширение педагогической компетентности преподавателей в области экономических наук;

• саморазвитие интереса кадетов к экономическим знаниям, к изучению и освоению целевой Программы;

• развитие экономической деятельности кадетов на основе активизации самоконтроля в аудиовизуальной среде образовательной организации;

• использование комплекса методик, определяющих уровень формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля в образовательном пространстве.

Представленный выше диагностический аппарат по оценке уровня формирования экономической культуры обучающихся в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий целесоо-

бразно использовать не только для оценки уровня сформированности экономической культуры обучающихся, но и для определения уровня подготовки к самоадаптации личности в современном обществе.

Литература

1. Дорофеев Е. М. Структурно-педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля // Мир науки, культуры, образования.- 2018.- № 2. - С. 90-94.

2. Дорофеев Е. М. Педагогические условия формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля кадетов Навигацкой школы морского вуза // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №3. - https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN318.pdf.

3. Дорофеев Е. М. Программно-технологическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий // Мир науки, культуры, образования.- 2018. -№ 3. - С. 91-95.

4. Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда уни- верситета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. -2016. -№ 4. С. - 114-120.

5. Снайдер М. Методика оценки самоконтроля. - М.: Наука, 2013. - 146 с.

6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М.: Просвещение, 1977. - 347 с.

7. Мандрикова Е. Ю. Опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Методическое руководство.- М.: Смысл, 2007. - С. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.