Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка'

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COGNITIVE UNIVERSAL STUDY ACTIONS / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / GENERAL / LOGIC AND PROBLEM SOLVING ACTIONS / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM SITUATION / ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / INTEGRATION IN MODERN SOCIETY / ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиоева А.Р., Джиоева Г.Х.

В статье раскрывается суть познавательных учебных действий, рассматриваются средства их формирования на уроках русского языка в образовательном процессе средней школы. В исследовании приводится примерный комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование у школьников основных видов познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, постановки и решения проблемы. Делается вывод о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий способствует развитию ключевых компетенций личности, подготовке к активной интеграции индивида в современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL STUDY ACTIONS AT RUSSIAN LESSONS

The article reveals the basics of cognitive universal study actions, ways of their formation at the lessons of the Russian language in educational process of secondary school. The exemplary study complex of assignments and exercises aimed at helping students in forming of the main types of universal study actions: general, logic and problem solving actions. It is concluded that the forming of cognitive training action facilitates the development of a person's key competencies, the preparation for individual's integration in modern society.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»

методики развития двигательных возможностей у лиц пожилого возраста перенёсших ишемический инсульт. Так в пробе Ром-берга средне групповой показатель составил 8,2 (см) (Р<0,01); в тесте с колышками средне групповой показатель составил 15,2 (см) (Р<0,05); в тесте «ходьба 6 минут» средне групповой показатель составил 463,0 (м) (Р<0,05).Средне групповые показатели в тестах: «Сгибание в плечевом суставе» 110,8 градуса (Р<0,001), в тесте «Отведение в плечевом суставе» 100,7 градуса (Р<0,001), в тесте «Сгибание в локтевом суставе» 106,1 градуса (Р<0,001), в тесте «Сгибание в тазобедренном суставе

Библиографический список

при разгибании в коленном суставе» 69,1 градуса (Р<0,001), в тесте «Подошвенное сгибание в голеностопном суставе» 25,9 градуса (Р<0,001).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что разработанная и апробированная методика развития двигательных способностей в позднем восстановительном периоде у людей пожилого возраста, перенёсших ишемический инсульт, доказала свою эффективность, сто позволяет нам рекомендовать её к активному использованию в различных реабилитационных медицинских и спортивных учреждениях.

1. Вайнер Е.Н. Лечебная физическая культура: учебник. Москва, 2011.

2. Макина Л.Р., Махмутова Р.Р. Роль дыхательных упражнений в управлении психических состояний в процессе спортивной деятельности высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата (научная статья). Социализация и индивидуализация как единый процесс социального развития растущего человека: материалы международной научно-практической конференции, Якутия, 2015: 455 - 458.

3. Стародубцева О.С., Бегичева С.В. Анализ заболеваемости инсультом с использованием информационных технологий. Фундаментальные исследования. 2012; № 8-2.

4. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). Ростов-на-Дону, 2005.

References

1. Vajner E.N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik. Moskva, 2011.

2. Makina L.R., Mahmutova R.R. Rol' dyhatel'nyh uprazhnenij v upravlenii psihicheskih sostoyanij v processe sportivnoj deyatel'nosti vysokokvalificirovannyh plovcov s porazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata (nauchnaya stat'ya). Socializaciya i individualizaciya kak edinyj process social'nogo razvitiya rastuschego cheloveka: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Yakutiya, 2015: 455 - 458.

3. Starodubceva O.S., Begicheva S.V. Analiz zabolevaemosti insul'tom s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; № 8-2.

4. Fizicheskaya reabilitaciya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij «Fizicheskaya kul'tura dlya lic s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya» (Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura). Rostov-na-Donu, 2005.

Статья поступила в редакцию 07.05.18

УДК 371

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State

University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

Dzhioeva G.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State

University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL STUDY ACTIONS AT RUSSIAN LESSONS. The article reveals the basics of cognitive universal study actions, ways of their formation at the lessons of the Russian language in educational process of secondary school. The exemplary study complex of assignments and exercises aimed at helping students in forming of the main types of universal study actions: general, logic and problem solving actions. It is concluded that the forming of cognitive training action facilitates the development of a person's key competencies, the preparation for individual's integration in modern society.

Key words: cognitive universal study actions, general, logic and problem solving actions, problem situation, integration in modern society.

А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет

имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

Г.Х. Джиоева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет

имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье раскрывается суть познавательных учебных действий, рассматриваются средства их формирования на уроках русского языка в образовательном процессе средней школы. В исследовании приводится примерный комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование у школьников основных видов познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, постановки и решения проблемы. Делается вывод о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий способствует развитию ключевых компетенций личности, подготовке к активной интеграции индивида в современное общество.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, общеучебные действия, логические действия, постановка и решение проблемы, проблемная ситуация, интеграция в современное общество.

В числе приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения указывается, как известно, развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД), способствующих формированию у них умения учиться, обеспечивающих возможность саморазвития и самосовершенствования через сознательное и активное присвоение и обогащение социального опыта.

Основные виды универсальных учебных действий представлены, согласно вышеупомянутому документу, в содержании

четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного. Рассмотрим суть познавательного блока УУД в контексте возможностей его реализации на уроках русского языка. В структуре данного блока выделяются, как известно, следующие группы универсальных учебных действий: 1) общеучебные действия, 2) логические действия, 3) постановка и решение проблемы.

Первая группа познавательных УУД направлена на обучение школьников самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; находить и выделять необходимую информацию;

применять методы информационного поиска, в том числе компьютерные средства; структурировать приобретаемые знания; осознанно и произвольно конструировать собственные устные и письменные речевые высказывания; выбирать наиболее эффективные способы решения задач исходя из от конкретных условий; осуществлять смысловое чтение, требующее умения выполнять целый ряд необходимых операций. Ученик должен четко осмысливать цель чтения, в зависимости от которой правильно выбирать его вид. Это поможет каждому школьнику научиться извлекать из прослушанных текстов необходимую информацию и определить, что в ней главное, а что второстепенное, правильно воспринимать тексты разных стилей и ориентироваться в них [1, с. 9].

Особое место в системе общеучебных уУд занимают действия знаково-символические, направленные на формирование у школьников умения моделировать. В данном контексте они должны научиться преобразовывать объект из чувственной формы в модель с четким выделением его пространственно-графической или знаково-символической характеристик.

Вторая группа познавательных УУД направлена на развитие у учащихся логических универсальных действий, обеспечивающих обучение детей а) анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; б) осуществлять синтез, включая и доконструтрование объектов с восполнением недостающих частей; в) выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; г) устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений и осуществлять доказательства; д) выдвигать и обосновывать гипотезы. Познавательные задания логического характера позволяют осуществлять тренировку внимания школьников и концентрировать его на изучаемом объекте, а также формировать положительную мотивацию на усвоение предъявляемого материала [1, с. 9].

В рамках третьей группы познавательных УУД, являющейся неотъемлемой составляющей рассматриваемого блока, у учащихся формируются умения постановки и формулирования проблем, самостоятельного конструирования алгоритмов их решения, что особенно важно для решения проблем, имеющих творческий и поисковый характер.

Сначала осуществляется постановка, формулирование проблемы, затем самостоятельно или с помощью учителя определяются способы её решения, носящие творческий и поисковый характер. Таким образом, налицо главная категория проблемного обучения - проблемная ситуация [2]. Процесс решения проблемы предполагает самостоятельное приобретение школьниками новых знаний или способов овладения ими. Таким образом, поиск способов выхода из проблемной ситуации возлагается на самих учащихся, что всемерно способствует эффективной реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе школы [3].

В данной связи необходимо иметь в виду, что подбор проблемных заданий должен представлять собой систему, а задания должны быть доступными и характеризоваться разным уровнем сложности.

Разработка такой системы заданий предполагает руководство определенными принципами.

Во-первых, излагаемый учебный материал должен раскрывать перед школьниками главные признаки изучаемых понятий и явлений. Во-вторых, развитие практических умений и навыков должно осуществляться с опорой на соответствующие теоретические знания. В-третьих, содержание создаваемого педаго-

Библиографический список

гом комплекса проблемных заданий должно включать, кроме фактического материала, описание действий самих школьников, направленных на его усвоение. В-четвертых, необходимо включение в разрабатываемую систему таких заданий, которые способствуют овладению учащимися средствами и способами анализа и моделирования, а также использования готовых моделей при открытии тех или иных новых характеристик изучаемых предметов, явлений, понятий и пр.

Создание проблемной ситуации при решении проблемного задания обеспечивает каждому учащемуся возможность самостоятельного решения посильных для него задач и постепенного овладения познавательными универсальными учебными действиями.

Приведём некоторые примеры заданий и упражнений, направленных на формирование познавательных УУД школьников.

♦ Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ:

а) подлежащее, сказуемое, определение, прилагательное;

б) ласточка, воробей, кролик, снегирь; в) слово, школа, словосочетание, предложение; г) футбол, волейбол, баскетбол, глагол; д) существительное, дополнение, местоимение, глагол.

♦ Вставьте пропущенные одинаковые слова. Объясните значения полученных выражений. Как они называются? а) по ... и доход; б) терпенье и ... все перетрут; в) ... человека кормит, а лень портит; г) без ... не вынешь и рыбку из пруда; д) от ... здоровеют, а от лени болеют.

♦ Закончите словосочетания, используя одинаковые слова. Как называются эти словосочетания? Составьте с ними предложения. Морочить ... , как снег на ... , ломать ... , терять ... , выбросить из.......садовая, не бери в ... .

♦ Назовите пять произведений осетинского писателя Г.А. Тедеева, в названиях которых имеются имена прилагательные. (Примерный ответ: «Черная жемчужина», «Серебряный рог», «Романтическая история», «Ночная охота», «Угрюмый»).

♦ Назовите четыре произведения К.Хетагурова, в названиях которых имеются глаголы (примерный ответ: «Знаю», «Спой», «Взгляни!» «Будь мужчиной»).

♦ Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? Какими частями речи являются? Можно ли объединить их в две группы? Если да, то по какому принципу? Почему одни слова пишутся с большой буквы, а другие - с маленькой? К каким категориям можно отнести слова, написанные с большой буквы: а) имена, отчества, фамилии; б) названия городов, рек; в) клички животных? Владивосток, улица, Владикавказ, город, Алагир, поселок, Терек, самолет, Краснодар, Волга, Жучка, Марина, автомобиль, Иван, Петров, ромашка, Владимировна, театр, Зарина, собака, лестница, Шарик.

Таким образом, последовательное выполнение подобных заданий и упражнений, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий, призвано обеспечить каждому школьнику осознанное овладение умениями и навыками творческого мышления, рассуждения, сравнения, обобщения, поиска, нахождения и сохранения информации, восприятия и анализа сообщений и их важнейших компонентов - текстов. В процессе формирования познавательных УУД осуществляется развитие соответствующих ключевых компетенций личности [4], ведется целенаправленная подготовка к дальнейшей интеграции каждого индивида в современное общество, что и является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Джиоева А.Р О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы. Синергия. 2016; 1: 7 - 13.

2. Джиоева А.Р, Джиоева Г.Х. О реализации проблемного обучения в начальной школе. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 135 - 137.

3. Джиоева А.Р, Халидова Р.Ш. К проблеме реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе школы. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016; T. 10; № 4: 59 - 64.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Официальные документы в образовании. 2011; 8: 9 - 35.

References

1. Dzhioeva A.R. O vidah universal'nyh uchebnyh dejstvij i ih realizacii v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Sinergiya. 2016; 1: 7 - 13.

2. Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H. O realizacii problemnogo obucheniya v nachal'noj shkole. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 135 - 137.

3. Dzhioeva A.R., Halidova R.Sh. K probleme realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podhoda v obrazovatel'nom processe shkoly. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016; T. 10; № 4: 59 - 64.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart osnovnogo obschego obrazovaniya. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2011; 8: 9 - 35.

Статья поступила в редакцию 03.05.18

УДК 378

Dorofeev E.M., senior teacher, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk, Russia),

E-mail: 7918040122e@mail.ru

PROGRAM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR FORMING THE ECONOMIC CULTURE OF CADETS OF THE NAVIGATOR SCHOOL OF THE MARINE UNIVERSITY THROUGH AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-CONTROL OF ECONOMIC ACTIVITY. Today the development of socio-economic relations in Russia and abroad is characterized by the transition to a variety of different forms of ownership and commercialization, the introduction of innovative audiovisual technologies that set forth a number of serious requirements for the training of graduates of educational institutions. Innovative transformations take place in conditions of economic instability and accelerated development of electronic means of communication. In this connection, the bulk of the population is not ready for new economic relations, which are oriented towards business competition and enterprise, which require a high level of economic culture and conscious self-control. In the article the author shows that forming of economic culture in the process of developing self-control is complex and contradictory due to a number of problems and contradictions, which students meet in the communication with the economic community. Solving economic problems requires making situational decisions and needs a purposeful activity on pedagogical support of the formation of components of economic culture. As an object of the study of pedagogical support, the article considers the process of the formation of an economic culture, accentuated on the development of self-control of the cadets of the Naval School of the Maritime University. Subjects of pedagogical support are the teaching staff of the educational organization.

Key words: economic culture, self-control, model, modeling, economic thinking, economic activity, economic consciousness.

Е.М. Дорофеев, ст. преп. Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: 7918040122e@mail.ru

ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАДЕТОВ НАВИГАЦКОЙ ШКОЛЫ МОРСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ СРЕДСТВАМИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время развитие общественно-экономических отношений в России и за рубежом характеризуется переходом к многообразию различных форм собственности и коммерциализацией, внедрением инновационных аудиовизуальных технологий, которые выставляют ряд серьезных требований к подготовке выпускников образовательных учреждений. Инновационные преобразования проходят в условиях экономической нестабильности и ускоренного развития электронных средств коммуникаций, в связи с чем основная масса населения не готова к новым экономическим отношениям, которые ориентированы на деловую конкуренцию и предприимчивость, требующие высокого уровня экономической культуры и осознанного самоконтроля. В статье автор показывает, что формирование экономической культуры в процессе развития самоконтроля носит сложный и противоречивый характер, обусловленный рядом имеющихся проблем и противоречий, с которыми встречаются обучающиеся в общении с экономическим сообществом. Разрешение проблем экономического характера требует от школьников принятия ситуативных решений, и потому нуждается в целенаправленной деятельности по педагогическому сопровождению формирования компонентов экономической культуры. В качестве объекта исследования педагогического сопровождения в статье рассмотрен процесс формирования экономической культуры, акцентированный на развитии самоконтроля кадетов Навигацкой школы морского вуза. Субъектами педагогического сопровождения является профессорско-преподавательский состав образовательной организации.

Ключевые слова: экономическая культура, самоконтроль, модель, моделирование, экономическое мышление, экономическая деятельность, экономическая сознание.

Педагогическое сопровождение развития и формирования личности, согласно мнению И.А. Липского [1], отражает во временной, пространственной и институциональных формах механизмы взаимодействия людей в социуме при помощи системно-структурных, процессуально-организационных и дея-тельностных характеристик. Л.П. Ильченко и РР. Туктаров [2] позиционируют педагогическое сопровождение как вспомогательный процесс, функции которого сводятся к обеспечению его ресурсами, структурами и моделями. А.Н. Томилин и Г.В. Муравьев [3], мнения которых мы намерены придерживаться в дальнейшем исследовании, предлагают под педагогическим сопровождением понимать специально организованную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, которая направлена на обеспечение условий для успешной адаптации обучающихся к инновационной образовательной среде и социальной среде. В своих научных работах они предлагают к базовыми функциями педагогического сопровождения относить: диагностическую, прогностическую, преобразовательную и рефлексивную. Представим краткую характеристику каждой из них с точки зрения исследуемой темы.

Диагностическая функция - сбор информации об уровне сформированности экономической культуры кадетов и зависимости развития экономической культуры от сформированности самоконтроля экономической деятельности и умений использовать аудиовизуальные технологии для экономических расчетов.

Прогностическая функция - выявление возможностей для преодоления проблем, возникающих в процессе формирования

экономической культуры кадетов, разработка программы педагогического сопровождения и соответствующих критериев для процессуального решения поставленных задач.

Преобразовательная функция - внедрение целевой программы, включающей преамбулу, установленное содержание, формы, методы и организационно-педагогические условия, в учебно-воспитательный процесс морского вуза.

Рефлексивная функция - анализ итогов внедрения и реализации целевой программы.

Педагогическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий носит комплексный характер:

(1) программно-педагогическая структура экономической культуры;

(2) структурно-функциональная модель самоконтроля;

(3) аудиовизуальная среда экономического контекста (см. рисунок 1).

1. Программно-педагогическая структура формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий. Программно-педагогическая структура, в нашем случае, направлена на реализацию следующей стратегической цели - формирование высокого уровня экономической культуры у кадетов Нави-гацской школы Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, основанной на владении ими компонентами самоконтроля и современными аудиовизуальными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.