Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях'

Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1594
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ / ЦЕННОСТИ-СРЕДСТВА / ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СВЯЗЬ / VALUE ORIENTATIONS / ADOLESCENTS / VALUES AS MEANS AND OBJECTIVES / GENDER FACTOR / SOCIAL GROUP / PERSONALITY ORIENTATION / CORRELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Очирова Любовь Ильинична

Статья посвящена рассмотрению проблемы ценностных ориентаций развивающейся личности (подростков). Представляется актуальным изучение особенностей развивающейся личности, что является ярким и ценным показателем современного развития общества России, учитывая то, что складывающаяся ситуация в сфере развития подростков неоднозначна. Система ценностных ориентаций представляет собой особенности отношений к себе, к людям, с которыми личность взаимодействует, к окружающему миру, составляет основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждой личности. В качестве экспериментального метода исследования ценностных ориентаций старшеклассников было использовано тестирование. Применена методика М. Рокича (RVS Rokeach Value Survay), адаптированная В. А. Ядовым. Для установления значимых отличий между выборками был использован корреляционный анализ. В исследовании были обнаружены значимые различия в иерархии инструментальных ценностей. Выявлено, что для развивающейся личности характерен разный набор ценностей-средств и ценностей-целей, в зависимости от той социальной группы, в которой личность развивается. Проведенное исследование ценностных ориентаций современных старшеклассников с учетом гендерной принадлежности продемонстрировало, что гендерный фактор не является определяющим в построении иерархии терминальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on Value System of the Developing Person in Modern Conditions

The article considers the problem of value system of the developing person. It seems relevant to study personality characteristics of adolescents, as they indicate modern development of Russian society. The system of values includes the peculiarities of self-concept, attitude to others, to the world around, and forms the basis of the worldview, life concept and lifestyle of each individual. We have used testing as an experimental method for studying value system of senior pupils, and Rokeach Value Survey (RVS) adapted by V. A. Yadov. Significant differences between the samples are identified by correlation analysis. The study has found the significant differences in the hierarchy of instrumental values. It is revealed that a different set of values as means and objectives is characteristic for the developing person depending on the social group to which the personality belongs. The investigation of modern senior pupils’ value system with the consideration of gender identity has showed that the gender factor is not determining in the hierarchy of terminal values.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях»

УДК 159.923.2

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-157-161

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Очирова Любовь Ильинична

кандидат психологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 640000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: luba7@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы ценностных ориентаций развивающейся личности (подростков). Представляется актуальным изучение особенностей развивающейся личности, что является ярким и ценным показателем современного развития общества России, учитывая то, что складывающаяся ситуация в сфере развития подростков неоднозначна. Система ценностных ориентаций представляет собой особенности отношений к себе, к людям, с которыми личность взаимодействует, к окружающему миру, составляет основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждой личности. В качестве экспериментального метода исследования ценностных ориентаций старшеклассников было использовано тестирование. Применена методика М. Рокича (RVS — Rokeach Value Survay), адаптированная В. А. Ядовым. Для установления значимых отличий между выборками был использован корреляционный анализ. В исследовании были обнаружены значимые различия в иерархии инструментальных ценностей. Выявлено, что для развивающейся личности характерен разный набор ценностей-средств и ценностей-целей, в зависимости от той социальной группы, в которой личность развивается. Проведенное исследование ценностных ориентаций современных старшеклассников с учетом гендерной принадлежности продемонстрировало, что гендерный фактор не является определяющим в построении иерархии терминальных ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации; подростки; ценности-цели; ценности-средства; гендерный фактор; социальная группа; направленность личности; корреляционная связь.

На сегодняшний день в российском обществе происходят изменения, которые трансформировали все сферы деятельности человека. В связи с этим задачи, направленные на переструктурирование общества, требуют грамотного подхода к анализу его главных направлений развития. Таким образом, актуальным является понимание сложной проблематики сознания личности подростков, входящих в особую социально-возрастную группу — молодежь, представляющих собой наиболее энергичную и дееспособную социальную силу.

Их становление происходило в непростое время, когда система ценностей не имела четкой структуры, когда привычные стереотипы поведения изменялись. В связи с этим становится актуальной проблема представления развивающейся личности подростков.

Сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. Отметим перспективность проблемы всестороннего изучения структуры и динамики ценностей подростков, что поможет в дальнейшем представить портрет современного юношества. А особенности развивающейся личности являются ярким и ценным показателем современного развития общества России.

Система ценностных ориентаций представляет собой особенности отношений к себе, к людям, с которыми личность взаимодействует, к окружающему миру, составляет основу мировоззрения, жизненной концепции и стиля жизни каждой личности.

Многие выдающиеся исследователи (Л. И. Божович, А. В. Петровский, И. В. Дубровина, А. С. Чернышев, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Е. П. Авдуевская, Т. А. Араканцева и др.) отмечают, что именно с ранним юношеским возрастом связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который способствует их функционированию в качестве особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

В нашем исследовании принимали участие две группы испытуемых (подростков), отличающихся направлениями школ, в которых обучаются, и уровнем материального положения в семье.

Первая группа испытуемых, 32 подростка, обучается в гимназиях. Для данных учебных заведений характерна ориентация на достаточно высокий уровень образования, учебная образовательная программа несколько отличается от остальных общеобразовательных школ. Родители первой группы испытуемых имеют относительно высокое материальное положение.

Вторая группа испытуемых, 34 подростка, обучается в средних общеобразовательных школах со стандартной учебной образовательной программой. Родители второй группы имеют относительно невысокое материальное положение.

Для проведения исследования ценностных ориентаций старшеклассников в настоящей работе были использована методика М. Рокича (RVS — Rokeach Value Survay), адаптированная В. А. Ядовым.

Полученная положительная корреляционная связь отразила статистически значимый показатель г = 0,625 (p < 0,05; n = 18).

Основные расхождения были по терминальным ценностям «Уверенность в себе», «Развлечения», «Познание», «Интересная работа», «Здоровье», «Любовь», «Общественное признание».

Старшеклассники, обучающиеся в гимназии, на ведущий ранговый уровень ставят следующие ценности: «Любовь», «Здоровье», «Познание». Можно сказать, что такие «вечные» ценности, как «Здоровье» и «Любовь», являются наиболее значимыми в системе терминальных ценностей личной жизни. Испытуемые данной группы выбирают стратегический жизненный ориентир в жизни, направленный на здоровье, здоровый образ жизни. Выбор в группу доминирующих ценностей категории «Познание» является показателем того, что для старшеклассников гимназий важными являются престиж знаний, увлеченность науками.

Старшеклассники общеобразовательных школ выделяют в качестве ведущих рангов «Удовольствия», «Уверенность в себе», «Общественное признание». Выбор ценности «Удовольствие в качестве ведущей свидетельствует о наличии тенденции к приятному времяпрепровождению, без наличия каких-либо обязанностей. Выявлена выраженная ориентация личности старшеклассника на ценности самоутверждения и стремление обрести уважение близких людей, друзей, общества.

Низкие ранговые показатели у первой группы испытуемых обнаружены среди ценностей «Уверенность в себе», «Общественное признание», «Развлечения». У второй группы подростков — «Познание», «Интересная работа», «Здоровье».

Направленность личности старшеклассника гимназий на ценности самоутверждения (уверенность в себе) минимальна. Вероятно, что подростки стараются не выделяться из общей массы.

Такие ценности, как «Ориентация на счастье других», «Чуткость и терпимость к взглядам других людей», расположены в конце системы жизненных ценностей старшеклассников. Это может свидетельствовать о том, что в структуре развивающейся личности ценности гуманистического характера выражены слабо.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что общая условная система ценностных ориентаций старшеклассников состоит из базисных конструктов, отражающих как общечеловеческие ценности, так и личностные ценностные ориентации, характерные для социума сегодня.

Итак, выявленные значимые различия среди ценностей двух групп испытуемых показали, что ярко выраженными ориентациями старшеклассников гимназий являются вечные ценности, престиж знаний. Менее всего они стремятся в своей деятельности к приятному времяпрепровождению и в наименьшей степени стремятся обрести уважение близких людей, друзей, общества в сравнении с подростками общеобразовательных школ.

Минимально значимыми для старшеклассников оказались ценности самоутверждения, эстетические и культурные.

Для старшеклассников массовой общеобразовательной школы характерны иные ориентации, например, тенденция к приятному времяпрепровождению, без наличия каких-либо обязанностей. Выявлена выраженная ориентация личности старшеклассника на ценности самоутверждения и стремление обрести уважение близких людей, друзей, общества.

В системе ценностей обеих групп не был обнаружен определенный тип ориента-ций. Выявленные ценности социального взаимодействия и общечеловеческие ценности личного счастья и социальной успешности имеют одинаково высокие позиции.

Далее, нами были выявлены значимые различия в иерархии инструментальных ценностей. Обнаружена статистически умеренная связь между профилями, образованными инструментальными ценностями испытуемых двух групп подростков r =0,498 (p<0,05; n = 18).

На первый ранг испытуемые первой группы ставят такие инструментальные ценности, как «Образованность», испытуемые второй группы — «Аккуратность». Третий ранг занимает у первой группы «Ответственность», у второй — «Воспитанность». Высокие ранги занимают у первой группы «Честность» «Рационализм», у второй — «Исполнительность».

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей первой группы образуют ценности дела (образованность, рационализм), этические ценности (ответственность), ценности общения (честность).

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей второй группы образуют ценности дела (аккуратность, исполнительность) и ценности общения (воспитанность).

Примечательно, что подростки гимназий более всего ориентированы на выбор ценностей-средств, являющихся «нравственными образцами» (например, ответственность, честность), нежели подростки общеобразовательных школ, которые на ведущий ранг ставят аккуратность. Также представляется интересным место ценности «Образованность» в системе инструментальных ценностей старшеклассников двух исследуемых групп. В группе старшеклассников, обучающихся в гимназиях, эта ценность закономерно занимает первое место, в то время как ученики общеобразовательных школ не считают образованность эффективным средством достижения жизненных целей.

Проведенное исследование ценностных ориентаций современных старшеклассников с учетом гендерной принадлежности продемонстрировало, что значимые различия в показателях наблюдаются среди ценностей «Свобода», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Активная деятельная жизнь».

Далее была обнаружена корреляция между иерархиями терминальных ценностей девушек-подростков и юношей-подростков г = 0,309 (p < 0,05; n =18), однако она не достигает уровня статистической значимости.

Можно сказать, что гендерный фактор не является определяющим в построении иерархии терминальных ценностей. Представляется интересным, какие же ценностные ориентации выделяются в качестве ведущих у двух групп испытуемых с учетом гендерной принадлежности.

Девушки-подростки выделяют два типа ценностных ориентаций: общечеловеческие ценности личного счастья и ценности социального взаимодействия. Так, счастливая семейная жизнь ставится ими на первое место, любовь — на третье, развлечения, друзья, уверенность в себе занимают четвертое, пятое и шестое места.

У юношей выделены высокие ранги ценностей социальной успешности, ценностей социального взаимодействия.

В обеих группах наблюдаются недостаточно высокие ранги ценности индивидуальной самореализации, а также низкие ранги альтруистических и абстрактных ценностей. Такие ценности, как «Рационализм», «Независимость», «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов», «Терпимость», «Честность», «Воспитанность», имеют некоторые расхождения.

Кроме того, нами была обнаружена корреляционная связь между иерархиями инструментальных ценностей испытуемых с разной гендерной принадлежностью: r=0,138 (p< 0,05; n=18), однако данная связь не достигает уровня статистической значимости, что означает отсутствие достоверной связи между иерархиями инструментальных ценностей испытуемых.

Таким образом, можно отметить, что гендерный фактор не является определяющим в построении иерархии инструментальных ценностей. При этом если девушки в выборе «инструментов» для реализации целей ориентируются на средства, в большей степени являющиеся «моральными образцами поведения» (ответственность, воспитанность, честность), то юноши выбирают такие средства, которые в неблагоприятных жизненных ситуациях могут быть социально неприемлемыми или, по крайней мере, неодобряемыми.

Также интересно отметить, что девушки выше оценивают такую ценность, как образованность, в качестве средства достижения жизненных целей, чем юноши, при этом последние в качестве основной жизненной стратегии выбирают социальную успешность. Безусловно, такой выбор соответствует сложившейся социокультурной ситуации, в настоящее время современное общество требует от развивающейся личности быть более мобильной и социально успешной.

В то же время основные жизненные стратегии девушек — счастливая семейная жизнь и социальное взаимодействие — смогут достаточно успешно реализоваться с тем набором ценностей-средств, которые они выбрали (имеются в виду те ценности, которым были присвоены высокие ранги).

Итак, проведенное исследование ценностных ориентаций показало, что для развивающейся личности характерен разный набор ценностей-средств и ценностей-целей в зависимости от той социальной группы, в которой личность развивается (гимназия и

общеобразовательная школа). Так, например, ярко выраженными ориентациями старшеклассников гимназий являются вечные ценности, престиж знаний. Для старшеклассников массовой общеобразовательной школы характерна тенденция к приятному времяпрепровождению, без наличия каких-либо обязанностей. Выявлена выраженная ориентация личности старшеклассника на ценности самоутверждения и стремление обрести уважение близких людей, друзей, общества. Подростки гимназий более всего ориентированы на выбор ценностей-средств, являющихся «нравственными образцами» (например, ответственность, честность), нежели подростки общеобразовательных школ, которые на ведущий ранг ставят аккуратность. В группе старшеклассников, обучающихся в гимназиях, ценность «Образованность занимает первое место, а ученики общеобразовательных школ не считают образованность эффективным средством достижения жизненных целей.

Проведенное исследование ценностных ориентаций современных старшеклассников с учетом гендерной принадлежности продемонстрировало, что гендерный фактор не является определяющим в построении иерархии терминальных ценностей.

Литература

1. Ефимова О. И., Ощепков А. А. Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией // Вестник Костромского государственного университета. — 2010. — Т. 16, № 4. — С. 177-182.

2. Зенович Д. В. Ценностная ориентация подростков на «терпимость» — важнейшая установка на формирование толерантности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 55. — С. 66-69.

3. Юлдашева М. Р. Ценностная ориентация современной молодежи как аспект саморегуляции экономического поведения // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2013. — № 3. — С. 48-52.

RESEARCH ON VALUE SYSTEM OF THE DEVELOPING PERSON IN MODERN CONDITIONS

Lyubov I. Ochirova

Cand. Sci. (Psych.), A/Prof., Buryat State University Smolina 24a, Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: luba7@rambler.ru

The article considers the problem of value system of the developing person. It seems relevant to study personality characteristics of adolescents, as they indicate modern development of Russian society. The system of values includes the peculiarities of self-concept, attitude to others, to the world around, and forms the basis of the worldview, life concept and lifestyle of each individual. We have used testing as an experimental method for studying value system of senior pupils, and Rokeach Value Survey (RVS) adapted by V. A. Yadov. Significant differences between the samples are identified by correlation analysis.

The study has found the significant differences in the hierarchy of instrumental values. It is revealed that a different set of values as means and objectives is characteristic for the developing person depending on the social group to which the personality belongs. The investigation of modern senior pupils' value system with the consideration of gender identity has showed that the gender factor is not determining in the hierarchy of terminal values. Keywords: value orientations; adolescents; values as means and objectives; gender factor; social group; personality orientation; correlation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.