Научная статья на тему 'Ценностные ориентации старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования'

Ценностные ориентации старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3469
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / EXPECTATIONS OF THE MEANING OF LIFE / TERMINAL VALUES / TOOL VALUES / ESTABLISHMENTS OF AN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AS SOCIALISATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Редя Галина Павловна

Исследуются особенности ценностных ориентаций учащихся 10-11-х классов, занимающихся в системе дополнительного образования, по сравнению с их сверстниками, обучающимися только в общеобразовательных школах. Показано, что для системы личностных ценностей старшеклассников, посещающих различные кружки и секции, характерна большая их непротиворечивость и большая зрелость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 159.922.6

Г. П. Редя

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Исследуются особенности ценностных ориентаций учащихся 10-11-х классов, занимающихся в системе дополнительного образования, по сравнению с их сверстниками, обучающимися только в общеобразовательных школах. Показано, что для системы личностных ценностей старшеклассников, посещающих различные кружки и секции, характерна большая их непротиворечивость и большая зрелость.

Ключевые слова: смысложизненные ожидания, терминальные ценности, инструментальные ценности, учреждения дополнительного образования детей как институт социализации.

Abstract. In article investigate features of valuable orientations of pupils of 10-11 classes which are engaged in system of an additional education of children, in comparison with their contemporaries trained only in comprehensive schools. It is shown that for system of personal values of the senior pupils, who visiting various out-of-school activities, are typical their big consistency and the big maturity.

Keywords: expectations of the meaning of life, terminal values, tool values, establishments of an additional education of children as socialisation institute.

В отечественной и зарубежной психологии ценностные ориентации изучались многими психологами (Б. Г. Ананьев, А. Г. Здравомыслов,

A. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В. П. Тугаринов, А. Маслоу, М. Рокич,

B. Франкл и др.). Понятие личностного смысла представлено в трудах Л. С. Выготского, Б. С. Братуся, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Р. Х. Шакурова, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, М. Вебера, Дж. Г. Мида и др. Однако углубленная разработка проблемы ценностносмысловой сферы личности в отечественной психологии началась лишь в последние десятилетия.

Большинство авторов едины в том, что ценностные ориентации личности связывают ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой -в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшей

психологической составляющей механизма саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. К сожалению, в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию ценностей, которые, в свою очередь, содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов. Можно предположить, что учреждения дополнительного образования детей (как агент социализации, воспитательный институт) могут влиять на формирование ценностей через те функции, которые оно реализует.

По нашему мнению, такими центрами «кристаллизации интересов» являются учреждения дополнительного образования, т.к. они обеспечивают комплекс возможностей для развития личностной свободы и активности подростков, для осознания и реализации каждым ребенком своих личностных потребностей и интересов.

Материалы настоящей статьи основаны на результатах эмпирического исследования, проведенного со старшеклассниками общеобразовательных школ, из которых специально была выделена группа старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Всего в исследовании приняли участие 264 старшеклассника, из которых 138 занимаются в различных учреждениях дополнительного образования, а 126 учащихся не посещали учреждения дополнительного образования (в эту группу вошли как старшеклассники обычных школ, так и учащиеся гимназий).

Целью исследования явилось сравнительное изучение и анализ особенностей ценностных ориентаций старшеклассников, занимающихся в системе дополнительного образования, по сравнению с их сверстниками, обучающимися в массовых общеобразовательных школах и в гимназиях.

В настоящее время в психологии ценности понимаются предельно широко - все, что может ценить человек, обозначается этим понятием.

Д. А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей:

- общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных формах общественной жизни;

- предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

- мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [1].

В сознании человека личностные ценности предстают как ценностные ориентации. Несмотря на различные подходы к рассмотрению проблемы ценностных ориентаций, большинство исследователей сходятся во мнении, что система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.

Человек ориентирован, в первую очередь, на социальное окружение среды, в которой живет, на ее идеалы, нормы, правила. Ценностное отношение человека к миру и к себе формирует ценностные ориентации личности. Социальные ценности становятся ценностями индивидуальными и приобретают соответствующую значимость для юношей и девушек. Значимость той или иной ценности определяется ее местом в иерархии ценностей человека.

В процессе изучения ценностных ориентаций старшеклассников необходимо учитывать три основных параметра:

1) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций личности;

2) содержание ценностных ориентаций (их направленность), которые характеризуются конкретными ценностями, составляющими иерархию личностных ценностей;

3) противоречивость (непротиворечивость) системы ценностных ориентаций личности.

Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости, так как интериоризация ценностей происходит при условии наличия у человека способности выявить из множества явлений те, которые представляют для него ценность, а затем превратить их в систему в зависимости от условия существования целей.

Второй и третий параметры дают возможность изучения специфики ценностных ориентаций личности.

В нашем исследовании с целью изучения ценностно-смысловых ориентаций личности были использованы две методики: «Смысложизненные ожидания» Д. А. Леонтьева [2] и методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [3].

Наш выбор был обусловлен тем, что указанные методики наиболее широко применяются в экспериментальных исследованиях, подробно описаны в литературе, что дает возможность сопоставления полученных нами результатов с данными, представленными в других работах.

Анализ диагностических данных, полученных с помощью теста «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева, представленных в табл. 1, свидетельствует о том, что средние значения по обеим выборкам находятся в зоне нормативных значений, кроме того, полученные результаты не дают возможности говорить о сколько-нибудь существенных отличиях обеих групп по характеру смысложизненных ориентаций. Фактор «Результат жизни» имеет одинаковые средние показатели в обеих группах испытуемых с тенденцией к высокому.

Таблица 1

Средние значения показателей по шкалам теста «Смысложизненные ориентации»

Наименование субшкал теста СЖО Средние значения в группе старшеклассников общеобразовательных школ Средние значения в группе старшеклассников, занимающихся в системе дополнительного образования Нормативные значения (по Д. А. Леонтьеву)

Осмысленность жизни (ОЖ) 109 102 79-118

Цели в жизни 35 33 23-39

Процесс жизни 31 35 23-35

Результативность 25 25 18-30

Локус-контроля - Я 22 21 14-25

Локус-контроля - жизнь 32 30 23-26

Таким образом, для всех испытуемых характерна средняя степень удовлетворенности прожитой частью жизни. Однако если сравнивать между собой первые три субшкалы, то видно, что у старшеклассников, посещающих учреждения дополнительного образования, более выражены ориентация на процесс жизни (или эмоциональную насыщенность жизни) и показания по этой шкале достигают наивысшего нормативного среднего балла. Проверка достоверности выявленных различий с помощью /-критерия Стьюдента для независимых выборок позволяет говорить об их статистической значимости (расчетное значение /-критерия 1,72 при табличном значении 1,658 для уровня значимости р = 0,05). Это значит, что эти старшеклассники воспринимают сам процесс своей жизни интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом. У них больше выражено творческое отношение к жизни, способность, готовность к поиску, они более общительные и экспрессивные. Продукты деятельности таких детей отличаются своеобразием, яркостью, высокой эмоциональностью, личностной включенностью, творческим характером. Они более осознанно подходят к выбору своих действий в настоящем.

У старшеклассников общеобразовательных школ чуть более высокие значения по субшкале «Цели в жизни», т.е. несколько более выражена некая устремленность в будущее. Отметим, что такая временная перспектива является более традиционной для российских старшеклассников - об этом свидетельствовал еще Л. Бронфенбреннер в своей книге 70-х гг. прошлого столетия «Два мира - два детства». Он комментировал это следующим образом: недооценка старшеклассниками актуальной жизненной ситуации, делегирование основных мечтаний и дерзаний в будущее свидетельствует о низкой удовлетворенности старшеклассников своим настоящим, об их ощущении невозможности самореализоваться в этом настоящем. Возможно, это связано с установками на детство и подростничество в обществе как на периоды не полноценной жизни, а лишь подготовки к ней.

В этом последнем смысле «Я-настоящего» и «Я-будущего» результаты, зафиксированные у старшеклассников, посещающих учреждения дополнительного образования, безусловно, выглядят более позитивными. Центрация смысла на актуальной жизни, а не только на целях в будущем (балл по этой шкале, кстати, у данной категории старшеклассников тоже достаточно высок), говорит об их большей удовлетворенности тем, как протекает собственно жизнь. То или иное понимание смысла жизни определяет всю линию поведения человека и является тем нравственным стержнем, на котором «крепятся» его моральные установки.

Четкое понимание человеком смысла жизни придает ему нравственную силу, которая помогает в преодолении жизненных трудностей. Для старшеклассников, посещающих учреждения дополнительного образования, представляет интерес не только результат их деятельности, но и сама деятельность, потребность в ней.

Следует отметить, однако, что описываемые различия не могут считаться достоверными, так как проверка значимости выявленных различий с помощью /-критерия Стьюдента дала отрицательный результат.

Отрадно, что достаточно высокие баллы обе выборки продемонстрировали и по шкале «Локус контроль - жизнь», или управляемость жизнью, что выражает уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора. И одновременно (замечательная иллюст-

рация парадоксальности юношества) довольно низкие баллы зафиксированы в обеих выборках по шкале «Локус контроль - Я». Очевидно, что старшеклассники уверены, что могут контролировать свою жизнь и быть инициатором ее событий, но при этом проявляют инфантильные установки в отношении саморуководства, саморегуляции, самоответственности.

В табл. 2 и 3 представлены обобщенные результаты ранжирования терминальных и инструментальных ценностей (методика М. Рокича) по выборке старшеклассников, посещающих только общеобразовательные учреждения (группа 1) и старшеклассников, занимающихся в системе дополнительного образования (группа 2).

Таблица 2

Терминальные ценностные ориентации старшеклассников

Терминальные ценности Ранговое место

группа 1 группа 2

1. Здоровье 1 1

2. Любовь 2 2

3. Наличие хороших и верных друзей 3 3

4. Материально-обеспеченная жизнь 5 4

5. Счастливая семейная жизнь 4 5

6. Общественное признание 8 6

7. Уверенность в себе 7 7

8. Интересная работа 9 8

9. Развитие 15 9

10. Свобода 6 10

11. Жизненная мудрость 11 11

12. Активная деятельная жизнь 10 12

13. Познание 12 13

14. Развлечения 13 14

15. Счастье других 16 15

16. Красота природы и искусства 18 16

17. Продуктивность 14 17

18. Творчество 17 18

Ранговое место 1 означает, что большинство старшеклассников поставили данную ценность («здоровье») на одно из первых пяти мест. Соответственно ранговое место 18 означает, что большинство старшеклассников поставили данную ценность («творчество») на одно из последних пяти мест.

Из табл. 2 видно, что набор из пяти наиболее значимых терминальных ценностей совпадает у старшеклассников групп 1 и 2 (здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь) одинаков. Поменялась местами только последовательность предпочтения.

Полученная в результате исследования иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (7-12) и отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии). Вычисляя коэффициент ранговой корреляции Спирмена отдельно для каждой из групп ценностей, можно выяснить, в какой степени связаны ценности старшеклассников двух анализируемых групп.

Таблица 3

Инструментальные ценностные ориентации старшеклассников

Инструментальные ценности Ранговое место

группа 1 группа 2

1. Ответственность 1 1

2. Честность 2 2

3. Воспитанность 3 3

4. Жизнерадостность 5 4

5. Смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов 8 5

6. Твердая воля 7 6

7. Образованность 5 7

8. Чуткость 14 8

9. Независимость 4 9

10. Широта взглядов 17 10

11. Самоконтроль 13 11

12. Толерантность 9 12

13. Исполнительность 15 13

14. Аккуратность 12 14

15. Эффективность в делах 10 15

16. Рационализм 11 16

17. Непримиримость к недостаткам в себе и других 18 17

18. Высокие требования к жизни и высокие притязания 16 18

Таким образом, среди терминальных ценностных ориентаций можно считать значимыми, предпочитаемыми: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливую семейную жизнь и материально-обеспеченную жизнь. Здоровье как ценность занимает первое место в иерархии ценностных ориентаций старшеклассников. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель занимает 4-5 места. Это конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни и степень их связи в обеих группах очень высока (г = 0, 93 при табличном значении г = 0, 829 для уровня значимости р = 0,05).

Общая тенденция отвергаемых терминальных ценностных ориентаций не носит столь абсолютно одинакового характера, однако степень их взаимосвязи также очень высока (г = 0, 92 при табличном значении г = 0, 829 для уровня значимости р = 0,05).

Можно выделить несколько общих для всех опрошенных старшеклассников отвергаемых ценностей-целей: развлечения, счастье других людей, творчество, красота природы и искусства, продуктивность. И различающихся: «познание» у старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, и «развитие» у старшеклассников общеобразовательных школ имеют различную степень отвержения. К наименее значимым терминальным ценностям все старшеклассники относят: «переживание прекрасного в природе и искусстве», «творчество», «счастье других».

На наш взгляд, ценность «переживание прекрасного в природе и искусстве» не воспринимается современными старшеклассниками как значимая (что, кстати, соответствует данным научной литературы) не в последнюю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очередь из-за того, что современная общеобразовательная школа характеризуется крайне низким уровнем эстетического образования. И эта проблема укоренилось в нашей школе уже давно - такие предметы, как музыка и изобразительная деятельность в сознании всех субъектов образовательной деятельности занимают самый низкий рейтинг, относятся к второстепенным, неважным. С этой же причиной может быть связан и низкий рейтинг такой терминальной ценности, как «творчество». Кроме того, низкий ранг этой ценностной ориентации объясняется, скорее всего, тем, что в общеобразовательных учреждениях и в нашем обществе в целом творчество как ценность лишь декларируется, тогда как в реальности значительно большую значимость для достижения успеха играет умение следовать заданным образцам, шаблонам и дисциплинированно усваивать предлагаемый объем знаний. Наблюдается и девальвация ценностей служения обществу, что выразилось в низком рейтинге ценностной ориентации «счастье других».

Наименьший и к тому же незначимый уровень взаимосвязи был получен для группы индифферентных ценностей (г = 0, 73 при табличном значении г = 0, 829 для уровня значимости р = 0,05). В этой группе ценностей значительно более высокий ранг у старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, имеет ценность «развитие», а у старшеклассников общеобразовательных школ - ценность «свобода». На наш взгляд, эти различия очень показательны. Если у старшеклассников общеобразовательных школ выраженная ориентация на свободу отражает их стремление к независимости и самостоятельности как самоцели, что характерно для этого возраста и отражает их недостаточную зрелость, то у старшеклассников, посещающих учреждения дополнительного образования, более выраженная ориентация на ценность «развитие» может свидетельствовать как раз о большей личностной зрелости.

Рассматривая принимаемые современными старшеклассниками инструментальные ценностные ориентации, необходимо отметить такие, как ответственность, честность и воспитанность (табл. 3). Это ценности межличностного общения и этические ценности. На четвертое место в группе старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, вышла такая ценность, как жизнерадостность - это ценность непосредственно-эмоционального мироощущения, а затем ценности самоутверждения -смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов и твердая воля. Высокие ранговые места названных инструментальных ценностей в этой группе старшеклассников согласуются с данными, полученными по тесту СЖО, в соответствии с которыми старшеклассники, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, продемонстрировали довольно высокие баллы по шкале «процесс жизни».

В группе старшеклассников, обучающихся только в общеобразовательных учреждениях, после трех ценностей с наиболее высокими рангами (ответственность, честность и воспитанность) среди инструментальных ценностей были отмечены такие, как «независимость» и «образованность». Это индивидуальные интеллектуальные ценности, что тоже вполне объяснимо. В целом степень взаимосвязи предпочитаемых ценностей в обеих группах очень высока (г = 0,93 при табличном значении г = 0,829 для уровня значимости р = 0,05).

Степень взаимосвязи отвергаемых терминальных ценностных ориентаций также очень высока (г = 0, 95 при табличном значении г = 0, 829 для уровня значимости р = 0,05). В группе старшеклассников, обучающихся только в общеобразовательных учреждениях, среди отвергаемых оказались, с одной стороны, такие инструментальные ценности, как «самоконтроль», «чуткость», «исполнительность», т.е. конформистские ценности, а с другой стороны, такие как «широта взглядов», «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам в себе и других людях», т.е. ценности самоутверждения. Таким образом, у них обнаруживается некоторая конфликтность между конформистскими установками и стремлением к самоутверждению.

Наименьший и к тому же незначимый уровень взаимосвязи был получен для группы индифферентных ценностей (г = 0,4 при табличном значении г = 0,829 для уровня значимости р = 0,05). В этой группе ценностей значительно более высокий ранг у старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, имеют ценности «чуткость» и «широта взглядов», а у старшеклассников общеобразовательных школ - ценность «независимость», что согласуется с полученным в этой группе более высоким рангом терминальной ценности «свобода». Вообще, обнаруженные различия в ранжировании этой группы инструментальных ценностей содержательно согласуются и дополняют выводы, полученные при анализе различий в предпочтении терминальных ценностей: если у старшеклассников общеобразовательных школ выраженная ориентация на свободу отражает их стремление к независимости и самостоятельности как самоцели, то у старшеклассников, посещающих учреждения дополнительного образования, более выраженная ориентация на ценность «развитие» отражает их стремление к широте взглядов и чуткости, что может свидетельствовать об их большей личностной зрелости.

По данным Д. А. Леонтьева, высшими ценностями профессиональной самореализации являются: интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь, ответственность, эффективность в делах, твердая воля и исполнительность. Все они оказались среди ценностей, не имеющих важного значения для старшеклассников ни той, ни другой группы. Следовательно, можно сказать, что юноши и девушки еще не достаточно мотивированы к трудовой деятельности. Как правило, эта особенность ценностносмысловых ориентаций отрицательно сказывается на профессиональном самоопределении старшеклассников.

Таким образом, весь массив эмпирических данных приводит нас к выводу о большой однородности ценностно-смысловой сферы испытуемых, что связано, прежде всего, с одинаковым культурно-историческим контекстом развития старшеклассников и актуальными возрастными задачами развития, т.е. социальной ситуацией развития на микро- и макроуровне, определяемой как отношениями старшеклассников с их ближайшим окружением, так и социально-экономическими и политическими преобразованиями общества.

Тем не менее, выявленные статистически достоверные различия между характеристиками ценностной сферы старшеклассников, занимающихся в системе дополнительного образования, и их сверстниками, посещающими только общеобразовательные учреждения, позволяют говорить, что существующая практика обучения и воспитания в общеобразовательных школах в меньшей степени обеспечивает создание необходимых и достаточных усло-

вий для формирования у старшеклассников системы ценностных ориентаций, что затрудняет развитие у них навыков принятия самостоятельных решений и процесса познания (рефлексии) ими собственного Я.

Особенности ценностных ориентаций старшеклассников, занимающихся в системе дополнительного образования, по сравнению с их сверстниками, обучающимися в массовых общеобразовательных школах и в гимназиях, обусловлены образовательной средой учреждений дополнительного образования, которая ориентирована на субъект-субъектные отношения, на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, что позволяет развивать его собственные представления о мире, его мотивацию и самосознание и осознанно выбирать свой жизненный путь. Полученные результаты указывают на более благоприятный ход развития ценностной сферы старшеклассников, посещающих различные учреждения дополнительного образования.

Важно, чтобы цели социального становления детей соответствовали реально функционирующей в обществе системе ценностей и были ориентированы на наиболее значимые из них. На первый план сегодня выходят общечеловеческие ценности, поскольку ушли в прошлое идеологические, которые прививались ранее. В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностями собственного активного проявления в социуме.

Список литературы

1. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4.

2. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - М. : Изд-во МГУ, 1992.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.

4. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2004.

Редя Галина Павловна

кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет

Redya Galina Pavlovna Candidate of psychological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University

E-mail: siup@pnzgu.ru

УДК 159.922.6 Редя, Г. П.

Ценностные ориентации старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования / Г. П. Редя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. -№ 4 (12). - С. 56-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.