Научная статья на тему 'Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода'

Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНО-ПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД / REFLECTIVE-WAY APPROACH / СУБЪЕКТНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / SUBJECTIVITY CULTURAL PREFERENCES / КРУГ ЧТЕНИЯ / READING CIRCLE / КИНОПРЕДПОЧТЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ / DIAGNOSTICS SUBJECTIVITY OF STUDENTS / THE ESTABLISHMENT OF SUBJECTIVITY / FILM PREFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

В работе ставится актуальной проблема исследования, формирования и диагностики процессов становления субъектного отношения к собственному образованию учащихся вузов. Рассматриваются результаты сравнительного исследования культурных предпочтений студентов первых курсов отдельных факультетов МПГУ и РГГУ. В качестве методики используются специально разработанные, на основе авторского рефлексивно-позиционного подхода к развитию способностей и личности учащихся, анкеты, в которые включены субтесты, позволяющие провести диагностику субъектности выбора студентами культурных образцов. Результаты показывают две противоречивые тенденции. С одной стороны, студенты подвержены влиянию СМИ и рекламы, руководствуясь соответствующими предложениями при выборе литературы в основном, развлекательной. С другой стороны, им интересна классическая литература, в выборе которой наблюдается достаточно высокая осознанность и субъектность в моменте самоопределения к предлагаемым вариантам. Однако круг кинопредпочтений практически во всех группах складывается стихийно, что ставит перед высшим образованием достаточно серьезную задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of subjectivity of first year students cultural preferences on the basis of reflexive and position approach

The topical problem of research, formation and diagnostic processes of formation of subjective attitude towards his own education university students is formulated. The results of a comparative study of the cultural preferences of first-year students, and individual faculty MPGU RSUH are discussed. The technique uses questionnaires specially designed, based on the author’s reflexive-way approach to the development of abilities and personality of the students, which include subtests allow subjectivity to diagnose students to choose cultural models. The results show two contradictory trends. On the one hand, students are influenced by the media and advertising, to the relevant proposals in the selection of mostly entertaining literature. On the other hand, they are interested in classical literature, in which there is enough choice of high awareness and subjectivity in a moment of self-determination to the proposed options. However, the range of movie preferences in practically all groups formed spontaneously, which poses a higher education rather serious problem.

Текст научной работы на тему «Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74.480.267

Н.Б. Ковалева

исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода

В работе ставится актуальной проблема исследования, формирования и диагностики процессов становления субъектного отношения к собственному образованию учащихся вузов. Рассматриваются результаты сравнительного исследования культурных предпочтений студентов первых курсов отдельных факультетов МПГУ и РГГУ. В качестве методики используются специально разработанные, на основе авторского рефлексивно-позиционного подхода к развитию способностей и личности учащихся, анкеты, в которые включены субтесты, позволяющие провести диагностику субъектности выбора студентами культурных образцов. Результаты показывают две противоречивые тенденции. С одной стороны, студенты подвержены влиянию СМИ и рекламы, руководствуясь соответствующими предложениями при выборе литературы - в основном, развлекательной. С другой стороны, им интересна классическая литература, в выборе которой наблюдается достаточно высокая осознанность и субъектность в моменте самоопределения к предлагаемым вариантам. Однако круг кинопредпочтений практически во всех группах складывается стихийно, что ставит перед высшим образованием достаточно серьезную задачу.

Ключевые слова: самоопределение, становление субъектности, рефлексивно-позиционный

подход, субъектность культурных предпочтений, круг чтения, кинопредпочтения, диагностика

субъектности учащихся. £

I го

N.B. Kovaleva

research of subjectivity of first year students cultural preferences on the basis of reflexive and position approach

The topical problem of research, formation and diagnostic processes of formation of subjective attitude towards his own education university students is formulated. The results of a comparative study of the cultural preferences of first-year students, and individual faculty MPGU RSUH are discussed. The technique uses questionnaires specially designed, based on the author's reflexive-way approach to the development of abilities and personality of the students, which include subtests allow subjectivity to diagnose students to choose cultural models. The results show two contradictory trends. On the one hand, students are influenced by the media and advertising, to the relevant proposals in the selection of mostly entertaining literature. On the other hand, they are interested in classical literature, in which there is enough choice of high awareness and subjectivity in a moment of self-determination to the proposed options. However, the range of movie preferences in practically all groups formed spontaneously, which poses a higher education rather serious problem.

Key words: self-determination, the establishment of subjectivity, reflective-way approach, subjectivity cultural preferences, reading circle, film preferences, diagnostics subjectivity of students.

ф ч ст о

ь ст " о

>5 "=

1 2 ф о I- i

С S

й s О. п

с о

X f

_й о

I I Q. ей

-О ^ С Ф

е &

о ф х ш ' о

X

ф

о

о

0 X ф Сй S О

1 Я

ГО ^

g £

4 х ф ^

<=. ей

О о.

о ф

5 с

Основная направленность развития высшего образования в России связана с необходимостью повышения значимости личностного компонента в самом обучении. Личностное развитие предполагает, прежде всего, построение ценностно-мотивационной системы, в основе которой лежит формирование субъектного отношения к собственному образованию [2; 3; 4].

По мнению ряда ученых (Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л., 2014), субъектное отношение возникает только в такой образовательной среде, в которой у обучающихся возникает постоянная необходимость освое-ниякультурныхдеятельностныхэталонов и норм в собственной практике. С точки зрения рефлексивно-позиционной модели развития личности и метапредметных способностей учащихся (Н.Б. Ковалева, 2010) субъектность зарождается на основе построения позиционного отношения к культурным нормам и рефлексии собственной деятельности [1; 3].

Замысел исследования возник в соответствии с актуальной задачей диагностики и формирования субъектного от-

ношения учащихся не только к собственному обучению, но и к досугу. Исходя из того, что культурные нормы осваиваются в большой мере в процессе чтения художественной литературы, просмотра фильмов, посещения спектаклей, концертов, выставок.

Цель: сравнительное исследование субъектности формирования круга чтения и кинопредпочтений у студентов 1-го курса МПГУ и социологического факультета РГГУ. Исследование проводилось на основе анкеты «Мой досуг», разработанной Н.Б. Ковалевой, с целью диагностики субъектности организации досуга школьниками и студентами [3].

Специфика анкеты в том, что помимо вопросов, которые традиционно позволяют ориентироваться в содержании круга чтения опрашиваемых, в структуру опросника были встроены специальные вопросы, позволяющие диагностировать на основе рефлексивно-позиционной модели субъектность отношения к досугу. К таким вопросам относятся вопросы, проясняющие основания отношения или выбора, а также вопросы специального модельного задания (см. табл. 1).

Табл. 1. Диагностика субъектности культурных предпочтений

Почему Вы любите читать, как Вы определяете, какую книгу выбрать для чтения?

Что из художественной литературы (фильмов) Вы читаете сейчас и планируете прочесть (посмотреть) в ближайшее время и в связи с чем?_

Что Вы можете рекомендовать для прочтения (просмотра) сверстникам?

Какие произведения Вы бы хотели обсудить и с кем?

Специальное модельное тестовое задание(субтест): Вам нужно обязательно посмотреть один из двух фильмов: 1. «Боливар не выдержит двоих»; 2. «Время собирать камни». Какой фильм Вы выберете и почему?

характеристика круга чтения

Анализ ответа на первый вопрос показывает (см. табл. 2), что довольно незначительная часть студентов (МПГУ - 33%; РГГУ - 20%) в качестве причины любви к чтению указывает познавательную мотивацию: получение знаний или развитие кругозора. Для многих студентов МПГУ (75%) чтение является способом погружения в воображаемые миры, то есть особым видом развлечения и отвлечения, погружения

в собственные фантазии. Только 11% студентов РГГУ рассматривает чтение как развлечение, но 45% не аргументировали свою позицию никак. То есть они не имеют аргументации, а соответственно - субъектной позиционности. Студенты МПГУ, наоборот, практически все (90%) аргументировали свою позицию, но при этом 75% опрошенных продемонстрировали склонность и стремление к переживанию фантазий и созерцанию воображаемых миров.

С этой точки зрения студенты РГГУ демонстрируют большую направленность на активное действие.

Таким образом, можно заключить, что студенты МПГУ демонстрируют большую осознанность и более целесоо-

бразную культуру выбора книг. Заметим, что в то же время у них преобладает созерцательный настрой и установочная тенденция к получению удовольствия от времяпрепровождения за чтением, то есть - развлекательная мотивация.

Табл 2. Причины, по которым студенты любят чтение

Причины, по которым читают студенты Процент выборов студентами МПГУ, % Процент выбора студентами РГГУ, %

Источник знаний 33

Досуг 11

Погружает в воображаемые миры 70 11

Развитие кругозора 20 45

Не указали 10

Анализ предпочитаемых жанров показывает, что студенты РГГУ предпочитают детективы, фантастику, зарубежную классику. Характерно, что их любимыми героями становятся детективы, сыщики, агенты, но вместе с тем и Маргарита М. Булгакова, и Раскольников Ф. Достоевского. Про последних можно сказать, что в силу единодушия опрашиваемых по этому поводу - это «культовые герои» сегодняшнего поколения студентов РГГУ. В студенческой среде МПГУ предпочитают фантастику, книги о школьной жизни, русскую классику. Можно отметить, что у студентов РГГУ заметно преобладает выбор развлекательной литературы, что совпадает с общероссийскими тенденциями выбора жанра книг, в отличие от студентов начфака МПГУ, у которых тенденция к чтению развлекательной литературы не выражена. Конкретный перечень выби-

раемых книг и фильмов и его подробный анализ выходит за рамки данной работы, но обращает на себя внимание сам факт выбора студентами двух вузов произведений русской и зарубежной классики. Получается, что для развлечения, понимаемого студентами как «отдых, досуг», выбираются детективы и фантастика, но в круг чтения входят, в основном, произведения известных писателей-классиков.

Рассмотрим, как аргументируют свой выбор книги для чтения студенты. Основания, которые студенты декларируют как источник своего выбора, представлены графически на рис. 1. Можно видеть, что студенты РГГУ гораздо в большей степени подвержены влиянию СМИ и рекламы, а студенты МПГУ предпочитают полагаться в своем самоопределении к выбору на советы значимых взрослых, и в том числе - педагогов.

01234567

Рис. 1. Основания выбора книг для чтения

ш

0

II го Ф Ч ст о

ь ет " о С

1 2

<и о

I- I

С ^

4 :Г

£ 2 О. т

с о

X ^

_й о

I I о. т

.а ^

С 01

5 <и

О I О) т

^ о

го £ § £

ч х

ф 5

^ ш

о о.

о ф

^ с

В то же время целенаправленный выбор книг на основании рецензии или компетентной критики - один из признаков культуры и субъектной позиционности целесообразного личностного выбора - занимает весьма скромное место, но в большей степени выражен у студентов РГГУ.

Таким образом, при формировании круга чтения можно констатировать большую ориентацию на рекомендации взрослых и консервативный вкус студентов МПГУ. Более выраженную ориентацию на молодежную среду, мнения собеседников, подверженность влиянию СМИ и рекламы - у студентов РГГУ. В целом, это поколение студентов читает, думает, знает классику, хотя тенденции к развлечению (в порядке «отдыха и досуга»), посредством приобщения к воображаемым мирам, равно как и погружение в потоковые состояния сознания, которым присущи разнообразие и богатство эмоциональных впечатлений, почерпнутых в воображаемых мирах - также выражены в достаточной степени.

Анализ ответов на вопросы, характеризующие круг кинопредпочтений, показывает, что здесь гораздо больший разброс и при выборе жанров, и в выборе самих произведений.

Опрашиваемые по большей части не указывают режиссеров фильмов, ориентируются на телевизионную рекламу, рекламные ролики и афиши в кинотеатрах, охотно следуют рекомендациям сверстников, в гораздо меньшей степени - на интернет-обзоры, информирующие о рейтингах. Чаще всего, смотрят все, что

на слуху: преимущественно фильмы развлекательного жанра. А в частности, комедии, фантастику, боевики, триллеры и реже приключения и мелодрамы. Характерно, что у большинства студентов (75%) не возникает осознанного желания обсуждать фильмы, так как их просто «смотрят».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, можно констатировать, что культура выбора кинопросмотров - низкая и круг кинопредпочтений формируется в основном стихийно под воздействием ближайшего окружения, субкультуры, рекламы и СМИ.

Между тем, фильмы определяют важную часть нашего культурного кругозора и, очевидно, имеют сильное влияние на становление личности и самосознание студентов. По признанию многих ученых, фильмы гораздо сильнее воздействуют на сознание молодежи и задают нормы и ценностные ориентиры для «взрослой» жизни, чем принято думать [2; 3; 4] .

Перед психолого-педагогическим сообществом, соответственно, встает проблема поиска способов и средств для планомерного развития культуры самоопределения и рефлексивно-позиционной субъектности в личном выборе кинопредпочтений, что особенно важно для студентов гуманитарного профиля специализации.

Преимущества новой педагогики [2] наиболее ярко проявляются в модельно-коммуникативной ситуации, направленной на диагностику позиционности отношения к выбору книг и фильмов - в частности, и организации досуга - в целом. Ответы студентов представлены в таблице 3.

Табл. 3. Характеристика позиционности в выборе произведений

го ш

О)

с; го ш

о ^

ИЗ ±

Название Кол-во Причина Аргументированность выбора Характеристика позиции

1 2 3 4 5

МПГУ, группы 104, 109

Прекрасная драма Жанр Культурная

«Боливар не выдержит двоих» Потому, что его не видела Не объективировано Субъективная

5 Интереснее (2) Интерес Субъективно-познавательная (2)

Так как советовали родители Совет родителей Рефлексивно-нормативная

1 2 3 4 5

«Время собирать камни» 3 Кажется, что он о смысле жизни Важная тема (смысл) Субъектная

Из-за названия Название Субъективная

Не знакомо слово «Боливар» От обратного Прагматиче ская.

Особое 2 Сначала я бы почитала отзывы, узнала, о чем фильмы, если бы мне не понравилось - не стала бы смотреть Нормативно-рефлексивная Субъектная

Спросила бы совета преподавателя или тех, кто смотрел Нормативно-рефлексивная Субъектная

РГГУ, 1-й курс, социология

«Боливар не выдержит двоих» 4 Руководствуясь своим вкусом Субъективная Субъективная

Без объяснений (2) Не аргументировано Отсутствие (2)

Интереснее Интерес Субъективно-познавательная

«Время собирать камни» 6 Поучительный Поучение Ценностно-познавательная

Без основания (4) Не аргументировано Отсутствие

Нравится название Не объективировано Субъективная

Анализ ответов студентов позволяет дать характеристику аргументации выбора и определить тип позиции. Как видно из таблицы 4, выбор студентов МПГУ, отличается значительно большей позиционностью. Только 20% совершают свой выбор субъективно, и 30% демонстрируют субъектную позиционность. В то же время практически все опрошенные

студенты РГГУ либо отказались аргументировать выбор, либо остались в пределах собственной субъективности. По-видимому, более высокий уровень культуры в выборе фильмов для просмотра у студентов МПГУ связан с тем, что просмотр, совместное обсуждение и анализ фильмов - является частью обязательной образовательной программы вуза.

Табл. 4. Позиционность выбора студентов МПГУ и РГГУ

Характеристика позиции в выборе произведений Процент выборов студентами МПГУ Процент выбора студентами РГГУ

Культурно-нормативная 20% 33%

Субъективная 20% 20%

Субъективно-познавательная 20% 11%

Прагматическая 10% 45%

Субъектная 30% -

Отсутствие аргументации - 60%

Таким образом, результаты показывают две противоречивые тенденции. С одной стороны, студенты подвержены влиянию рекламы и СМИ и руководствуются их предложениями при выборе развлекательной литературы, с другой стороны, им также интересна классическая литература. При этом студенты факультета

начального образования МПГУ гораздо в большей степени доверяют мнению преподавателей и других взрослых, а будущие социологи из РГГУ - скорее, ориентируются на молодежную субкультуру и СМИ: субъектность в кинопредпочтениях этой группы практически не выявлена. То есть, несмотря на то, что именно филь-

мы оказывают на самосознание критическое влияние, культуры формирования круга предпочтений, выбора фильмов для просмотров, критерии их оценки -практически отсутствует у опрошенных студентов этих вузов Москвы. При этом в МПГУ, в котором студенты факультета начального образования учатся по программам новой педагогики, наблюдается два интересных феномена. Во-первых, они больше доверяют советам преподавателей и других взрослых, во-вторых, в субтестах, основанных на выборе вы-

мышленных фильмов, они обнаруживают знание некоторых критериев выбора. В целом, полученные результаты хотя и носят пилотажный характер, ставят перед психолого-педагогическим сообществом серьезную задачу разработки программ, позволяющих создавать условия для формирования субъектности и осознанной позиционности при самоопределении в вопросах культурного выбора не только в сфере профессиональной деятельности, но и в жизненном пространстве свободного времени и досуга.

Библиографический список

1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 85-102.

2. Булин-Соколова, Е.И. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А.С. Обухов, А.Л. Семенов // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 207-226.

3. Ковалева, Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками [Текст] / Н.Б. Ковалева // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - № 4. - С. 64-71.

4. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

References

1. Alekseev N.G. Design and reflexive thinking. Razvitie lichnosti. 2002. №2. P. 85-102. [in Russian].

2. Bulin-Sokolova E.A.. Obukhov A.S., Semenov A.L. Future teacher education. The direction of movement, and the first practical steps. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. P. 207-226. [in Russian]

3. Kovaleva N.B. Psycho-pedagogical conditions of broadcasting the value of education and the development of individual educational trajectories of young people. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie. 2014. T.19. № 4. P. 64-71. [in Russian].

4. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Human psychology. Introduction to the psychology of subjectivity.. M.: Shkola Press, 1995. P. 384. [in Russian].

Сведения об авторе: Ковалева Наталья Борисовна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологической антропологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация. &mail: nkovaig@mail.ru

Information about the author: Kovaleva Natalia Borisovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Psychological Anthropology,

Moscow State Pedagogical University,

Moscow, Russia.

E-mail: nkovaig@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.