Научная статья на тему 'Исследование социально-психологической компетентности как важной составляющей профессиональной педагогической деятельности'

Исследование социально-психологической компетентности как важной составляющей профессиональной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балакшина Елена Владимировна

В статье рассматриваются психологические составляющие социально-психологической компетентности педагогов, осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность в социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних. Раскрываются особенности содержания педагогического труда с точки зрения специфики взаимодействия с воспитанниками коррекционного учреждения. Приводятся результаты психодиагностического исследования личностно-психологических особенностей педагогов, необходимых для эффективной реализации профессионального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балакшина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-психологической компетентности как важной составляющей профессиональной педагогической деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9:37.015.4

Балакшина Елена Владимировна

канд. псих. наук, доцент ТвГТУ, г. Тверь, РФ Е-mail: balakshina79@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ВАЖНОЙ

СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются психологические составляющие социально-психологической компетентности педагогов, осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Раскрываются особенности содержания педагогического труда с точки зрения специфики взаимодействия с воспитанниками коррекционного учреждения. Приводятся результаты психодиагностического исследования личностно-психологических особенностей педагогов, необходимых для эффективной реализации профессионального общения.

Ключевые слова

Педагог, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, социально-психологическая компетентность, социально-психологическая реабилитация, эмпатия.

На сегодняшний день, несмотря на высокий темп экономического роста и усиливающейся социальной поддержки населения со стороны государства, численность детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. Некоторая часть из контингента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передается в новые семьи, но большинство попадает в специальные детские учреждения. В данном случае главной задачей государственной политики в отношении детей является обеспечение максимального уровня адаптации, успешной социально-психологической реабилитации и, что немало важно, обеспечении успешной интеграции в общество [1, с 111].

Оказанием психологической помощи, развитием личности ребенка, а также целым рядом воспитательных и образовательных услуг такого рода организаций, как правило, занимается профессиональный педагогический состав. За время пребывания в интернате, детском доме, социальном приюте, педагоги должны сформировать у ребенка способность строить отношения с людьми, привить навыки по решению бытовых вопросов, воспитать целеустремлённую, самостоятельную и независимую личность. Выполняя профессиональную деятельность, воспитатель становится для воспитанников учреждений не только педагогом, а второй «мамой». В данной ситуации педагогу не достаточно обладать общей системой профессиональных знаний, ведь дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, ожидают эмоционального отклика, сочувствия и понимания.

В современной психологической литературе широко рассмотрены вопросы, касающиеся профессиональной педагогической деятельности. В основном они связаны с исследованием мотивационной и эмоционально-волевой стороны личности педагога, проблемам самоактуализации, инновациям образовательной среды, отдельного внимания заслуживает компетентностный подход [1, с. 111; 4].

Не секрет, что успешность специалиста, профессионала в любой сфере производства зависит от профессиональной подготовки и, что не мало важно от, развитости социально-психологической компетентности. В психологическом словаре социально-психологическая компетентность рассматривается как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Важным является умение ориентироваться в социальной ситуации и правильно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

определять личностные особенности, эмоциональные состояния других людей. Владение перечисленными навыками способствует адекватному выбору способов общения с окружающими [3].

Итак, профессиональная педагогическая деятельность представляет собой моноговариативный процесс осуществления бесчисленного количества учебно-воспитательных задач, в центре которого стоит общение. «Решение любых педагогических задач - процесс личностно-ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, шаблонов. Поэтому повышение уровня психолого -педагогической компетентности зависит не только от усвоения учителями некоторых нормативных образцов, эталонов, сколько от расширения возможностей поведения» [5, с. 108].

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что качества личности функционально -личностного компонента социально-психологической компетентности [2] педагога оказывают влияние на стиль общения с воспитанниками, а развитость определенных качеств делает взаимодействие более эффективным.

Выделенные нами специфические особенности структуры социально-психологической компетентности педагогов социального приюта указывают на актуальность исследований в данном направлении. На основе полученных результатов были выявлены особенности общения педагогов, определены сильные и слабые зоны. В дальнейшем они станут основой для разработки тренинговых занятий, направленных на оптимизацию навыков профессионального общения.

В исследовании приняли участие воспитатели социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в количестве 35 человек (женщины в возрасте от 30 -60 лет), работающие в данной сфере более трех лет.

Психодиагностический инструментарий составили следующие методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла; методика диагностики уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова; методика диагностики коммуникативной установки в общении и опросник толерантности в общении В.В. Бойко.

Результаты многофакторного исследования личности педагогов показали, что наибольшую выраженность в структуре личности педагогов имеют факторы: A «замкнутость-общительность» (6,5 стенов), I «жесткость-чувствительность» (7,2 стенов), Q3 «низкий самоконтроль-высокий самоконтроль» (6,8 стенов). Наименьшую выраженность продемонстрировал фактор С «эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость» (3,7 стенов). Проявление эмпатийных качеств соответствует среднему уровню выраженности качества (46,7 балла) при этом в структуре наиболее выделяются шкалы отношение к родителям, к детям, к незнакомым людям. В общении респонденты неумело скрывают свои чувства или сглаживают неприятные (8,1). Испытуемые терпимы к окружаемым людям, о чем свидетельствует средний уровень выраженности толерантности (41 балл).

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить личностно-психологические особенности педагогов, которые оказывают влияние на эффективность общения в образовательном процессе, а полученные результаты могут быть использованы для разработки трениговых занятий.

Список использованной литературы:

1. Антоновский А.В., Балакшина Е.В. Профессиональное самосознание учителей общеобразовательных школ и его в современном образовании // Современное образование роль психологии: Материалы Хюбилейной международной научно-практической конференции / Психологической институт РАО. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 616 с.

2. Дергач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. - М.:, 1993. - 75 с.

3. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.: СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

5. Терентьева М.Т. Социально-психологическая компетентность необходимая составляющая профессиональной деятельности современного педагога // Вестник Северно-восточного Федерального ун-та. им. М.К. Аммосова. Т.5, №3. 2008. - С. 107-109.

© Е.В. Балакшина, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.