Научная статья на тему 'Исследование психологических воззрений в творчестве азербайджанских классиков и их современное состояние'

Исследование психологических воззрений в творчестве азербайджанских классиков и их современное состояние Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
181
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических воззрений в творчестве азербайджанских классиков и их современное состояние»

Бахшалиева А.Т.* Рагимова Г.В.**

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КЛАССИКОВ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

* профессор Азербайджанского государственного педагогического

университета

**ст. преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Азербайджанского государственного педагогического университета

(Баку, Азербайджан) (Номер науки - 19.00.01 - Общая психология (по номенклатуре ВАК Азерб. Респ.)

В творчестве великих азербайджанских поэтов и писателей находят свое отражение общественно-политические, социально-психологические события своего периода.

Эти неисчерпаемые духовные богатства стали путеводителями и указывали светлый путь для научных исследователей в превосходном изучении культуры и науки, морали и этики, философии, психологии, учебно-воспитательной истории. Эти представители литературы в своих произведениях воспевали свою среду, в общем, человеческую мораль и призывали народ к справедливости, правосудию и чистосердечности. Изучение творчества выдающихся азербайджанских поэтов и писателей важно как с исторического аспекта, так и с точки зрения исследования общих теоретических вопросов психологии. Именно по этой причине, творчество исторической личности превратилось в исследовательский центр психологов. Наглядным доказательством к вышесказанным мнениям является психологический

подход к художественному творчеству Бахманъяра (А.К.Закуев), Хагани Ширвани (М.Магеррамов, Г.Азимли), Н.Гянджеви (М.Аббасов, А.Ализаде, Т.Бабаева, З.Ширинова), Н.Туси (А.К.Закуев), И.Насими (А.Байрамов), М.Физули (А.К.Закуев, А.Бахшалиев), С.А.Ширвани (А.Байрамов, К.Казымова), М.А.Сабира (А.Байрамов), Дж.Мамедкулизаде (А.Байрамов), М.Ф.Ахундова (А.Абдуллаев, М.Магеррамов), А.Бакиханова (А.Абдуллаев, А.Байрамов, А.Бахшалиев), А.Аквердиева (Ш.С.Агаев).

Бахманъяр Ибн Мерзбан (Абульгасан 993-1066). По взглядам Бахманъяра, являющегося воспитанником и последователем великого философа Востока Ибн Сины, основу всего в общем смысле составляет сущность. По мнению Бахманъяра, подразделяющего всю сущность на две - необходимые и возможные части, необходимая сущность обязательна, безусловно существенна, беспричинна. Возможная сущность - это несущественно и существенно предположительное, его существование и несуществование носят одно основание, оно является истинным результатом.

Бахманъяр верно растолковал чувственную и рациональную связь в сознании. Исследованием психологических мыслей в творчестве Бахманъяра впервые заинтересовался профессор А.К.Закуев. В 1958 г. он написал и издал труд «Философские воззрения Бахманъяра» {11]. В книге коротко толкуются учения философов-психологов о познании мира человеком. Подробно излагаются идеи Бахманъяра о единстве чувственного и логического познания окружающей среды, о восприятии и мышлении, о характере. Но, к великому сожалению, исключая философские, филологические труды, мы не встретили отдельного исследования, монографии о психологическом воззрении Бахманъяра.

Мы возлагаем надежду на то, что психологи, в особенности наши юные исследователи, в будущем обратят на это внимание.

Насреддин Туси (Мухаммед Ибн Гасан) (1201-1274). Ученый с энциклопедическими знаниями, астроном и психолог Н.Туси принадлежал к школе Бахманъяра и Ибн Сины.

В 1236 г. написал книгу «Ахлаги Насир», относящейся к воспитанию, морали и педагогике. Книга была переиздана 3 раза.

В творчестве выдающегося философа, астронома, педагога и истинного психолога Н.Туси (1201-1274) можно найти множество педагогических мыслей. Его произведение «Ахлаги Насир» было многократно опубликовано и превратилось в настольную книгу педагогов и психологов.

В книге имеются богатые сведения и о психологии, в особенности о детской психологии, которыми по сей день пользуются педагоги и психологи, родители и воспитатели.

Творчеством Н.Туси больше всего интересовался азербайджанский философ и психолог А.К.Закуев. В исследовательской работе 1955 гг, относящейся к этой отрасли, он указал важность исследования теоретических и исторических проблем в творчестве Н.Туси [19].

Имадеддин Насими (Сейид Али (1369-1417) получил свое начальное образование в Шемахе, изучал науки, историю религии, логику, математику и астрономию своего времени. В конце XIV века был в связи с хуруфизмом в Азербайджане.

Проблема самопознания личности занимает большое место в творчестве И.Насими. Человек, открывший, познавший себя, познает и Господа Бога, и мир. Этим путем он позаботится об очищении своей совести, морали. Большая заслуга в этой области принадлежит психологу А.Байрамову. В своей ценной научной статье под названием «Психологические концепции в творчестве великого поэта и просветителя Азербайджана И.Насими» [5] он, основываясь на факты, проанализировал и высоко оценил отражающиеся в творчестве поэта психологические идеи, мысли. Автор, повествуя о психологических мыслях в творчестве И.Насими,

пишет: «Великий мастер хорошо знал поэзию, науку и философские мысли своего периода, создал на трех языках произведения глубоко философского содержания, как исследователь с широким мировоззрением стремился познать тайны вселенной, дойти до сути духовного мира человека». В творчестве Насими находят свое полное и ясное отражение его психологические воззрения, философские концепции о существовании [5, 169].

Философские и психологические идеи Насими находят свое отражение в его поэтическом творчестве, в частности, в его общественно-политических стихах (в газелях и касыдах). Насими не оставил особого фундаментального произведения, показывающего в единстве то, как он понимал и излагал проблему философии и психологии.

В человеческой концепции Насими важное место занимает его идеи о самопознании.

Самопознание в учении хуруфизма занимает значительное место в системе самосовершенствования. Благодаря самопознанию человек внутренне очищается, превращается в (пригодное) активное существо, еще более совершенствуясь, становится мудрым. Человек, познавший себя, «способен и обязан показывать верный и истинный путь другим», таков «мудрец», мудрый, решительный и отважный человек.

В изучении психологических идей в художественном наследии И.Насими должны отмечаться и другие статьи А.Байрамова [9; 16; 18; 23].

Психологические идеи в произведениях мастера своего периода находят свое выражение в двух основных формах: настоящие психологические знания отражаются либо в исключительно философско-психологических произведениях мастера (как у М.Физули), либо же в художественных произведениях, написанных в различных жанрах. В этом случае мастер выступает также в качестве мыслителя-психолога [5, 171].

Мухаммед Физули родился в 1494 году в городе Кербела в близи Багдада. Выдающийся поэт Азербайджана М.Физули в своем художественном

творчестве отражал психологические мысли. В произведениях поэта «Лейли и Меджнун», «Гашиш и вино», «Здоровье и недуг», «Гуляка и отшельник», «Жалоба», «Спор плодов» широкое место уделяется воспитанию молодого поколения. Творчество М.Физули было в центре внимания и азербайджанских психологов. Азербайджанский психолог А.К.Закуев, в 1960 г. считая необходимым изучение психологических идей в творчестве М.Физули, впервые написал статью о его психологических воззрениях [8].

А.А.Бакыханов (1794-1847) получил свое начальное образование в Амирджанах, в 1802 г. продолжил его (изучил арабский, персидский языки) в селе Амсар Кубинского района. Сюда можно отнести научные исследования А.К.Абдуллаева [5], М.С.Мухарремова [13], А.Байрамова [15], А.Бахшалиева и др. [2].

В статье «Отражение идей и проблем, относящихся к этнической психологии в наследии А.Бакыханова» А.Байрамов дает краткую информацию о жизни и творчестве А.Бакыханова. Он выбрал, обобщил психологические идеи в произведениях А.Бакыханова "Гюлистани-Ирем", «Тахзиб уль-ахлаг» («Улучшение нравов»), «Насихетнаме» («Книга наставлений»), «Кешфуль гараиб», «Ейнал мизан», «Превосходство мудрости», «Мушкатул Анвар» и показал их суть с точки зрения настоящего периода.

Этнические психологические мысли и идеи, отразившиеся в творчестве А.Бакыханова, органически окутывая эти два способа подхода, направлены на исследовательские находки путей и способов устранения дефектов, недостатков тех или иных относящихся к их этносу этнических стереотипов и направлений.

К содержанию этнического стереотипа можно отнести соображения и советы, способы обращения, поведения с представителями (членами) того или иного этноса. В произведениях А.Бакыханова в той или иной форме находят свое отражение настоящие причины. Здесь можно натолкнуться на интересные факты, относящиеся и к автостериотипу (система мыслей,

взглядов и оценок представителей своего этноса; обычно они отражают комплекс положительной оценки), и гетеростереотипу (в зависимости от характера взаимоотношений, исторического опыта этих этносов совокупность оценки и мнений об иных этносах могут быть положительными, а также отрицательными). Неслучайно, что в произведениях А.Бакыханова наряду с преимуществами своего этноса в автостериотипах, были с ловкостью отражены и его дефекты и недостатки. В этом аспекте характерны «Невежда ищет недостатки», или же «Обращение к жителям Тебриза».

Во время исследований стало известно, что азербайджанские психологи хоть и не в значительной мере, но исследовали психологические мысли в художественном наследии А.О.Маколевского, А.К.Закуева, М.Д.Аббасова, М.Дж.Магеррамова, Ш.С.Агаева, А.С.Байрамова, А.А.Ализаде, А.Т.Бахша-лиева, Г.Э.Азимли, А.Алиева, Т.Бабаева, П.Гадирова, З.Ширалиева и др. классиков. Эти факты заслуживают одобрение. Но по нашему мнению, этого недостаточно. Мы не встретили отдельных кандидатских и докторских диссертаций, объемистых монографий о психологической концепции творчества наших выдающихся мыслителей, исключая Н.Гянджеви, С.А.Ширвани, Дж.Мамедкулизаде. Тогда как это важно. Но хотелось бы отметить еще одну интересную сторону. Азербайджанские философы, педагоги и психологи в своих разносторонних исследовательских работах, кандидатских и докторских диссертациях, научно-популярных трудах, монографиях затрагивали и психологические мысли в творчестве наших классиков. К ним относятся «История педагогики» (А.Сейидов, 1965), «Педагогика» (Ф.Рустамов, 2006), «Философские воззрения азербайджанских просветителей», «Нравственные богатства», «Окно во внутрь» (З.Геюшов), «Психология» (М.Магеррамов), «История психологии», «Психология», «Этнопсихологические проблемы формирования личности» (Р.Алиев), «О бытовой психологии Азербайджана», «Введение в этнопсихологию Азербайджана», «Вопросы возрастной и

педагогической психологии в «Хамсе (Пятерица)», «История школы и педагогики в Азербайджане» (Я.Талыбов, С.Гулиев и др.).

Психологи, педагоги и философы в ряде своих работ, как, например, «История педагогики» (А.Сейидов), «Педагогические воззрения Низами» (М.Мурадханлы), «История школы и педагогики в Азербайджане» (Я.Талыбов, С.Гулиев, Ф.Садыгов), «Народная педагогика Азербайджана» (А.Га-шимов), «Окно во внутрь» (З.Геюшов), «Нравственные богатства» (З.Геюшов), «Философские воззрения азербайджанских просветителей» и т.д., наряду с педагогическими мыслями, затрагивают и отражение психологических особенностей в творчестве выдающихся мыслителей.

В учебнике «Психология» (М.Магеррамов, 1968), а также в книге «Психологические этюды», «Психологические думы», «Актуальные психологические проблемы формирования личности» (А.С.Байрамов), «Современные проблемы возрастной и педагогической психологии» (Г.Азимли), «Психологические концепции азербайджанских просветителей» (кан. дисс. Р.Рзаева), «Чтение художественного текста как предмет психологического анализа» (кан. дисс. Р.Гадимовой), «Этнопсихологические проблемы формирования личности» (Р.Алиев), «Формирование, развитие и современное состояние азербайджанской психологической мысли» (А.Бахшалиев) в определенной мере уделяется место творчеству гениальных мыслителей и писателей Азербайджана. Но так как эти исследования даются на фоне исследования психологических проблем, они мало привлекают внимание читателей и не возмещают потребностей с точки зрения изучения этих проблем.

Предполагаем, что наши психологи в будущем в своем творчестве обратятся к трудам передовых азербайджанских мыслителей и достигнут проведения комплексного исследования в этой области.

Психологическое наследие М.Ф.Ахундова (1812-1878), считавшегося одним из величайших мастеров азербайджанской литературы XIX века,

исключая два-три тезиса [14, 6] и статьи, не достаточно исследовано. Маленькая статья М.Ф.Ахундова «Раздумья о сущности души» [6] была написана А.К.Абдуллаевым. Без сомнения, что азербайджанские психологи скажут свое слово в этой области.

Сейид Азим Ширвани (1835-1888) родился в 1835 г. в Шемахе. Здесь же получил свое начальное образование, изучил арабские и персидские языки. Через некоторое время уходит в города Багдад и Шам, где получает религиозное образование. В 1953 г. возвращается в Шемаху. В 1869-1870 гг. открывает в Шемахе школу с новыми методами (усули-джадид). М.А.Сабир, С.М.Ганизаде получили в этой школе начальное образование. В своих сатирических стихах поэт критикует помещиков и беков, а также царских чиновников. Такие произведения, как пятистишья о «Происшествиях пахаря», «Шахе и пахаре», «Шемахинских беках» памфлеты о новых беках Шемахи, жалоба о состоянии Шемахи и т.д. - это плоды труда поэта. Статья под названием «Учебно-воспитательные вопросы в сатирах Сейид Азима Ширвани» посвящена изучению психологических идей в творчестве поэта. В статье даются краткие сведения о творческой деятельности С.А.Ширвани. В сатирах поэта идеи об учебно-воспитательской психологии даются в обобщенной форме, имеющей большое значение. Диссертация юного и обнадеживающего исследователя Камили Князь гызы Казымовой «Проблема отражения этническо-психологических особенностей в художественном наследии С.А.Ширвани» оценивается как первый удачный шаг в этой области [12]. В диссертации находят свое научное изложение этническо-психологические особенности, просветительские идеи, морально-психологические качества личности и др. этнопсихологические проблемы.

Одним из мыслителей, имеющих присущее ему место в азербайджанской литературе, является М.А.Сабир (1862-1911). Не ошибемся, если М.А.Сабира назовем зеркалом своего периода.

М.А.Сабир в убедительной форме отразил социально-психологические особенности общественности своего периода.

Стихи М.А.Сабира впервые были изданы в 1912 г. под названием «Хоп-хопнаме». Психологические идеи в произведениях поэта мало разработаны. Первый шаг в этой области сделал А.С.Байрамов. Его статья «Об отражении этническо-психологических особенностей в наследии М.А.Сабира» является первым, и пока еще последним трудом [13].

Дж.Мамедкулизаде (1869-1932) известен как предводитель критико-реалистического стиля, движения молланасреддинства.

Свое творчество начал с аллегорической стихотворной пьесы «Чаепитие» (1887). Является автором пьесы «Игра в изюм» (1892), повестей «События в селении Данабаш» (1894), «Почтовый ящик», рассказов «Уста Зейнал», «Конституция в Иране», «Курбанали-бек», «Барашек».

Литературное наследие великого писателя-просветителя также является одним из ожидающих исследования с психологической точки зрения. В современных условиях независимости имеется большая потребность в изучении и доведении до молодого поколения национально-духовных ценностей, отражающихся в творчестве выдающихся азербайджанских мыслителей. Но, к большому сожалению, мы не добились того. Так, например, изучению с психологической точки зрения художественного наследия Дж.Мамедкулизаде, занимающего свое достойное место в азербайджанской литературе, посвящается всего лишь одна статья. Проф. А.Байрамов на основе наследия Дж.Мамедкулизаде и фактов журнала «Молла Насреддин» показывает и сравнивает отражение этническо-психологических особенностей. Автор приходит к следующему заключению:

В знаменитых произведениях и рассказах Дж.Мамедкулизаде: «Мертвецы», «События в селении Данабаш» и т.д. - с большим мастерством раскрываются социально-психологические и этнопсихологические корни, приводящие к духовному умерщвлению нации, народа. Но гениальный

мастер, наряду с критикой устаревших этнических стереотипов, отрицательных традиций и призванием брать пример от других наций и учиться у них, не забывал о важности сохранения своеобразия нации. Ярким доказательством тому является пьеса «Книга матери».

В общем, такие этнопсихологические вопросы, как самопознание и самооценка, занимают центральное место в творчестве литератора. С этой точки зрения достаточно вспомнить журнал «Молла Насреддин», издателем, редактором и одним из основных соавторов которого он был. В данном журнале находит свое отражение целая и полная картина этнопсихологических особенностей нашего народа.

Надо отметить, что наследие Дж.Мамедкулизаде также является малоисследованной областью с точки зрения психологии. За исключением одной статьи А.С.Байрамова [14], нет других психологических исследований произведений литератора.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Mэhэrrэmov М^., М^.Ахипёо"^п psixologiyaya ёак йкЫэп. (Azэrbaycan тэИэЫ, 1962, №10)

2.

Bax§эHyev Э.Т. Abbasqulu а^а ВаЬхапо^^п tэrbiyэnin psixoloji mэsэlэlэrinэ dair АкЫэп. Azэrbaycan Pedaqoji ип^е^кейпт хэЬЭГ1ЭП. Вгк1, ДБРи, 2004, 10 may.

3.

Mэhэrrэmov M.S. M.F.Axundovun psixologiyaya dair АкШэп. (Azэrbaycan тэИэЫ, 1962, №2).

4.

Abdullayev А.К. Baklxanovun emosiya vэ hiss haqqmda gбru§lэri. V.Í.Lenin adma APÍ-nin professor-muэllim heyэti vэ aspirantlarm 1968-ci ildэ elmi-tэdqiqat ^тт yekunlarma hэsr edilmi§ е^ь nэzэri sessiyalarm materiallarl. Bakl, 1970.

5. Байрамов А.С. Психологический аспект в творчестве И.Насими // IV Закафказская конф. Психологов (тезисы доклады) Баку, 1974.

6. Abdullayev A.K. M.F.Axundovun ruhun mahiyysti haqqinda fikirlsri. Bax: Elmi sessiyanin materiallari. Baki, 1971.

7. Bayramov 9.S. S.9.§irvanmm satiralarinda tslim vs tsrbiys mssslslsri. Azsrbaycan msktsbi, 1975, №12.

8. Zskuyev Э.К. Fizulinin psixoloji g^belsri. Bakэ, V.3.Lenin adэna АРЭ-nin sssrlsri. 1996, IX cild.

9. Закуев А.К. О психологических воззрениях Физули (тезиса докладов на общество психологов),1960.

10. Bayramov Э. M.9.Sabir irsinds etnik psixoloji xususiyystlsrin inikasi haqqinda (Etnik psixologiya adli kitabin i5inds ssh. 180) Baki, 1996.

11. Zskuyev Э.К. Bshmsnyarin fslssfi goru§lsri. Baki, EA, 1952.

12. Kazimova K.K. Seyid Эzim §irvaninin sdsbi irsinds etnik psixoloji xususiyystlsrin sks etdirilmssi problem. Namizsdlik diss. Avtoreferati. Baki, 2005.

13. Mshsrrsmov M.S. Bakixanovun psixoloji goru^lsri. (Azsrbaycan Msktsbi, 1966, №10)

14. Bayramov Э. C.Msmmsdquluzadsnin irsinds vs "Molla Nssrsddin" jurnalinda etnik psixoloji xususiyystlsrin inikasi barsds. ("Etnik psixologiya mssslslsri" adli kitabin i5inds, ssh. 151) Baki, 1996.

15. Bayramov Э. A.Bakixanov irsinds etnik psixologiyaya aid ideya vs problemlsrin inikasi ("Etnik psixologiya mssslslsri" adli kitabin i?inds ssh. 147) Baki, 1996.

16. Bayramov Э^. Psixoloji etudlsr. Baki, 1989.

17. Mshsrrsmov M. Xaqani §irvaninin sssrlsrinds psixoloji fikri. S.M. Kirov adina ADU-nun xsbsrlsri. 1967, N 1.

18. Bayramov A. Azsrbaycanin §air vs mutsfskkiri i.Nssiminin yaradiciliginda psixoloji istiqamstlsr.

19. Zskuyev 9.K. N.Tusinin psixoloji gora§lsri. AMEA Fslssfs institutunun sssrlsri, 1954 II hisss; !956, I cild.

20. Mshsrrsmov M.S. IV ssr Azsrbaycanin qabaqcil mutsfskkirlsrinin §sxsiyyst vs onun psixoloji xususiyystlsti haqqinda. Zaqafqaziya psixoloqlarinin kofrans materiallari. Tbilisi, 1971.

21. Bayramov 9. S.9.§irvaninin satiralarinda tslim vs tsrbiys mssslslsri "Azsrbaycan msktsbi" 1975, №2.

22. Xacs Nssrsddin Tusi 9xlaqi Nasiri, Baki, "Lider ns§riyyati" 2005.

23. Bayramov 9. §sxsiyystin ts§skkulunun aktual psixoloji problemlsri. Baki, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.