Научная статья на тему 'Научные основы использования принципов гуманизации образования в процессе обучения'

Научные основы использования принципов гуманизации образования в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы использования принципов гуманизации образования в процессе обучения»

Гасанова Г.О.®

Диссертант Института проблем образования Азербайджанской Республики

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Принятие во внимание принципа гуманизации образования в процессе обучения считается целесообразным и полезным. Во-первых, создается как определенное условие, так и соответствующая основа для решения задач по осуществлению предусматриваемых в программах и директивах обязанностей о реформах образования в связи с гуманизацией образования. Во-вторых, на основе принципа гуманизации образования создается определенная необходимость для включения в учебный план новых предметов и в соответствии новых тем. В-третьих, дается возможность для нахождения дидактического материала, отражающего в себе гуманизацию образования. В-четвертых, принятие во внимание принципа гуманизации образования превращается в необходимость. В-пятых, создаются любые возможности для реализации принципа гуманизации образования при подготовке педагогических кадров. В-шестых, обеспечивается ссылка на принцип гуманизации образования в будущей деятельности кадров, подготовленных соответственно нормам гуманности.

Как известно, в вузовской жизни имеются большие возможности для реализации принципа гуманизации образования. То есть не может быть ни малейших сомнений в том, что имеются большие возможности для реализации работ, основанных на принципе гуманизации образования и на лекциях, и на семинарских занятиях, и в процессе производственной практики, и на внеаудиторных мероприятиях, а также во время связи вузов со внешкольными воспитательными учреждениями. Поэтому приходится трудиться для создания системы реализации этих работ. А для этого необходим подход с двух контекстов: во-первых, создание общей системы данной работы во время управления образовательными учреждениями; во-вторых, создание данной системы при подготовке специализированных кадров.

Если обратить внимание на основные направления, раскрывающие гуманизацию образования, можно увидеть, что процесс получения образования устанавливается на определенное время, показывается как самое необходимое условие и результат обучения, обладает воспитательными и развивающими возможностями, олицетворяет в себе систему знаний, умений и навыков, основанных на национальные и общечеловеческие ценности. Как видно, наряду с приобретением системой знаний, умений и навыков представителей будущего поколения, получающих образование в соответствующих учебных заведениях на основе важнейших дидактических принципов, их воспитание и развитие также являются главными условиями. Эти условия дают основание для принятия принципа гуманизации образования в качестве основного.

Слово принцип происходит от латинского «prinsipшm», которое в переводе означает «изначальный, основной, первый, главный». Слово принцип объясняется и как основное положение определенной теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; нравственной нормы и нормы действия человека; особенности построения определенного механизма, орудия.

Если в научно-педагогической литературе принципы образования определяются на основе непрерывной системы обучения, то те же самые принципы определяются и в соответствии определенных закономерностей.

“ Гасанова Г.О., 2009 г.

В последней педагогической литературе уже было доказано, что педагогические принципы происходят от закономерностей. Поэтому, говоря о принципах образования, сначала нужно выяснить их происхождение от тех закономерностей, раскрытие сущности которых осуществляется.

Ссылкой на принципы, предъявленные на основе закономерностей нравоучений научно-педагогической методологии, создается целая система. Проф. Н.М.Казымов пишет, что «создание для граждан страны на основе принципов правового равенства, демократии, гуманности, наследственности, единства, достижимости, светскости и т.д. возможностей для систематического повышения образования с беспрепятственным переходом системы образования с одной ступени на другую является беспрерывной системой образования» [1, с. 56-127].

Как видно, в беспрерывной системе образования авторы видят все эти принципы в единстве. Так, в подготовке педагогических кадров необходимо наличие системы принципов, в которой имеют свое место как учебные, так и воспитательные принципы.

Н.М.Казымов характеризует их следующим образом:

Дидактические идеи, позволяющие рационально строить совместную деятельность «преподавателей и студентов (школьников), оказывающих воздействие на исходящие из соответствующих закономерностей содержание, приемы и формы организации обучения», называются принципами образования.

Такие принципы образования должны быть предусмотрены всеми учителями в преподавании предметов, так как ни название, ни количество принципов образования ссылаются не на субъективные взгляды, а на серьезные научные основы - на закономерность [1, с. 56-153].

«Необходимо раскрыть основные показатели..., характеризующие понятие принципа воспитания. Один из них связан с соответствующими закономерностями принципа воспитания, так как принцип воспитания исходит из своих соответствующих закономерностей... Ведущие идеи, исходящие из соответствующих закономерностей принципа воспитания, сильно воздействующие на формирование национальных и общечеловеческих ценностей, являются их принципами».

Основываясь на сказанное, можно следующим образом выразить закономерности, лежащих в основе принципов образования, учет которых важен в процессе обучения:

Учебная, воспитательная и развивающаяся закономерности образования. Сущность закономерностей объясняется следующим образом: получить успех в деле подготовки педагогических кадров возможно при правильном выполнении учебной, воспитательной и развивающейся функций.

Учебная, образовательная, воспитательная и развивающаяся функции обучения. Эта закономерность выражается следующим образом: гармоничное развитие

поучительной, воспитательной, образовательной и развивающейся функций обучения дает гарантию для подготовки кадров.

Учебная, образовательная и развивающаяся закономерности воспитания. Закономерность излагается следующим образом: единство образовательной,

поучительной и развивающейся функций воспитания повышает уровень подготовки педагогических кадров.

Таким образом, единство образования, обучения, воспитания и развития является общей закономерностью. В таком случае, закономерность выражается следующим образом: единство образования, обучения, воспитания и развития повышает уровень преподавания, что в свою очередь повышает уровень подготовки педагогических кадров.

Во всяком случае, ссылка на определенные принципы гуманизации образования, исходящих из педагогических закономерностей, дает толчок в подготовке педагогических кадров. Одним из них является гуманизация образования.

Опора на принцип гуманизации образования в процессе обучения становится необходимостью во всех случаях дела подготовки педагогических кадров.

Но что же подразумевается под случаями, преобразующимися в необходимые?

По нашему мнению, для этого было бы более приемлемым рассмотрение нижесказанного:

Максимальное использование норм гуманизации в учебном процессе, в учебном плане, в предметных программах, учебниках и учебных пособиях.

Выбор, систематизация, запланированное и целенаправленное использование не отраженных в учебном плане, в предметных программах, учебниках и учебных пособиях норм гуманизации в процессе обучения благодаря старанииям, компетенции учителей, одним словом, в результате их теоретико-практической подготовки.

Введение в учебный процесс факторов гуманизации, направленных на устранение ущерба, нечеловеческих обстоятельств, вызванных политическими событиями, и их целенаправленное и запланированное использование.

Введение в учебный процесс факторов гуманизации и целенаправленное использование его в случае популяризации социальных бедствий.

Подход с призмы гуманизации в случаях предъявления результата дефектологических факторов.

На сегодняшний день использование классических источников, образцов народной педагогики, моральных богатств, обладающих любыми прогрессивнонравственными достоинствами прошлого культурного наследия, в процессе воспитания у учащихся начальных классов человеколюбия, дружбы и товарищества, трудолюбия и солидарности для развития новой педагогической мысли путем гуманизации обучения является благородным и почетным делом.

Гуманизация, которая является существенным фактором в повышении на новый уровень учебно-воспитательного процесса, является жизненной потребностью, а изучение жизни и творчества азербайджанских мыслителей, художественных произведений путем извлечения выгоды из заложенных в них нравственных идей и мнений для обогащения роли и значения уважения прав детей (учащихся) в формировании чувства их собственного достоинства с помощью опыта современной школы имеет большую актуальность.

Следует отметить и то, что произведение «Ахлаги-Насири» («Насирова этика»)

Н.Туси является очень полезным и необходимым для сегодняшней педагогической науки, истории школы и властвования педагогической мысли в деле раскрытия широких возможностей развивающих особенностей нового педагогического мышления путем гуманизации обучения в начальных классах.

Для начала отметим, что с точки зрения рассмотренной проблемы в данной целомудренной «эпопее» имеются значительно богатые факты и сведения по приобретению личностью ребенка благородных с точки зрения нравственности качеств на основе гуманистических.

В частности, ряд вопросов, которые мы не в состоянии практически привить нашим детям, приведен в такой полной и педагогической компетентности, использование которых в нравственном воспитании сегодняшних младших школьников может помочь в претворении в жизнь моральных качеств гуманистического и демократического духа.

Подойдя к вопросу с общего контекста можно произвести множество новшеств, что Н.Туси укоренился в таких морально-идейных качествах, как гуманизация,

демократизация, плюрализм, ясность, и принял в качестве основного фактора принцип опоры на человеческие достоинства с целью воздействия на поведение, нравственный мир ребенка.

Н.Туси, обосновывающий научно-педагогические основы выдвижения подобной мысли логическим обобщением, основывает наряду с наследственностью, роль учебы, воспитания, а также общественности в формировании человеческой личности и изменении ее характера. В произведении «Ахлаги-Насири» автор считает священным долгом родителей, воспитателей, преподавателей, общественности в моральнонравственном воспитании ребенка, в привитии ему благородных качеств, показывает пути и средства воспитания у детей таких качеств, как моральная чистота, нравственность, справедливость, совестливость, честь, правдивость, честность и т.д. [2, с. 99-134].

Этот великий мыслитель хорошо знал ценностные качества путей очищения нравственности.

В решении определенных проблем нравственного и воспитательного значения именно при настоящих условиях эти профессии могут усилить наше развитие в плане воспитательно-мыслительной, педагогически-психологической теории,

концептуальных правил формирования личности школьников, в общепедагогическом плане повышения динамики воздействия и семьи, и школы, и общественных факторов.

Н.Туси, который высоко ценил нравственность - моральную чистоту, совестливость, считал необходимым привить эти качества ребенку еще с младенческого возраста. В нравственном воспитании детей Туси наряду с мерами наказания: нареканием, поркой, - большое место уделял и средствам поощрения: похвале, приветствию, вознаграждению. Он высоко ценил высшую роль, славу искусства очищения нравственности, отмечал возможность достижения счастья лишь через воспитание, полезный труд.

Рекомендующий начинать эту работу еще с раннего возраста Н.Туси писал: «Если к счастью удастся воспитать ребенка на основе мудрости еще в утробе матери, то надо радоваться этому счастью, ибо в таком случае основное дело будет сделано, и он будет готов с легкостью принимать добродетели, если же с первого момента развития зародыша воспитание не будет нецеленаправленным, то после младенческого возраста надо будет его отдалить от дурных привычек и неприятных повадок, при трудностях не следует отчаиваться, давать место беспечности, терять надежду на то, что он станет воспитанным. Это была бы непростительной ошибкой, предотвращение этого тяжелело бы день ото дня, воспитание стало подобным неладам, а позже превратилось в дерзости, в результате чего в руках осталось бы лишь сожаление и раскаяние» [2, с. 105; 111].

Восстановление в семье, в школе искренних и теплых отношений к ребенку, подход с уважением к их личности и достоинству, создание условий для их свободомыслия и взгляда, свободного мнения являются требованиями сегодняшнего дня. Усовершенствование развивающих особенностей нового педагогического мышления путем гуманизации образования возможно благодаря совместной работе семьи, школы и общественности, обладающих передовым опытом, кроме того этого можно достичь и с помощью подобных морально-нравственных эталонов, благородных и гуманных идей.

Литература

1. N.M.Karimov. Maktab pedaqogikasi. Baki: £a§ioglu, 2002.

2. N.Tusi. 0xlaqi-Nasiri. Baki: Elm, 1989.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.