Научная статья на тему 'Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края'

Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Евгения Сергеевна, Касаткина Елена Викторовна

В статье проводится анализ современного состояния инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края, рассматриваются виды и специфика инновационной деятельности промышленных предприятий, а также основные проблемы, связанные с инновационным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the current state of innovation of industrial enterprises of the Altai region, discusses the types and specifics of the innovation activities of industrial enterprises, as well as the main problems associated with the innovation development.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края»

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий

Алтайского края

В статье проводится анализ современного состояния инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края, рассматриваются виды и специфика инновационной деятельности промышленных предприятий, а также основные проблемы, связанные с инновационным развитием.

The article reflects the analysis of current situation in innovative activity of Altai industrial enterprises, types and features of innovative activity of industrial enterprises, the main problems dealing with innovative development.

Е. С. Беляева,

аспирант кафедры «Менеджмент и экономика»

Е. В. Касаткина,

к. э. н., доцент, зав. кафедрой «Финансы и кредит»

Рубцовский индустриальный институт (филиал ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»)

Новая рыночная среда, новые условия хозяйствования, в которых оказались российские предприятия, неизбежно вызывают к жизни новые системные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не были востребованы. Для выживания, адаптации и развития в рыночной среде предприятия должны быть способны к самостоятельному, рациональному и целенаправленному экономическому поведению, ориентированному на конкурентный рынок, и самостоятельно вести расширенное воспроизводство в условиях рыночного хозяйства.

Необходимость акцентирования внимания на инновационной составляющей промышленного предприятия состоит в том, что его мотивация и поведение определяются экономическими закономерностями, характерными для рыночной экономики инновационного типа.

Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно, через определенный про-

Рис. 1. Уровень инновационной активности предприятий Алтайского края в 2003-2005 гг.

межуток времени, рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу.

В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания предприятия в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности.

В данной статье мы рассмотрим общую характеристику инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края с целью выявления основных тенденций в направлении инновационного развития края.

Согласно официальной статистике [4], под инновационной деятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

По результатам ежегодного статистического обследования, проводимым Алтайским краевым комитетом по статистике [5]? инновационной деятельностью в крае в 2003 г. занимались 51 организация (11,4% от числа обследованных), в том числе 49 промышленных предприятий (рис. 1).

В 2004 г. в обследовании [6] приняло участие 482 предприятия, из них инновационной деятельностью занимались 44 организации (9,1%), в том числе 44 промышленных предприятия. Уровень инновационной активности (отношение количества организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, к общему числу обследованных) в 2004 г. снизился, по

70-

60-

50

40-

30-

20

10-

0

61,22

55,16

8,47

51,74

10,65

Ш

21,14

12Г7-310,97

'■пИ0^

7,6

4,97 11

3,79 8,95

2,00 г

Жп а2зГ

Рис.

2003 2004 2005

□ Собственные НИОКР □ Приобретение машин и оборудования

■ Приобретение технологий □ Приобретение программных средств

■ Подготовка производства □ Обучение персонала

■ МИ ■ Прочие затраты

2. Структура затрат на технологические инновации предприятий Алтайского края в 2003-2005 гг.

сравнению с предыдущим годом на 2,3%. В 2005 г. [7] инновационной деятельностью занимались 49 предприятий из 487 обследованных, в том числе 46 промышленных предприятий. Уровень инновационной активности в 2005 г. повысился, по сравнению с предыдущим годом на 1% и составил 10,1%.

Как известно, инновационная деятельность промышленного предприятия включает в себя исследования и разработки, приобретение технологий, производство продукции по патентам и патентным лицензиям, производственно-конструкторские работы, приобретение программных средств, обучение и подготовку персонала, маркетинговые исследования, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрением инноваций, и т. д. Проведенный нами анализ видов инновационных работ на предприятиях Алтайского края показал, что более 50% суммарных затрат на инновации приходится на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (рис. 2).

Предприятия не столько тратятся на разработки или даже внедрение новой продукции, сколько на приобретение нового оборудования. Однако в структуре приобретаемого оборудования часто преобладают отдельные установки, а не технологические линии и комплексы.

У предприятий недостаточно средств для замены физически и морально устаревшего оборудования (оно подвергается ремонту), и поэтому большая часть намеченных покупок относится к отдельным станкам и машинам. Такое положение вещей в промышленности характерно не только для Алтайского края, но и для России в целом. Так, по данным обследования, проведенного Центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ, в структуре инвестиций в оборудование 45% — отдельные установки, 15% — технологические линии и менее 5% приходится на комплексы по выпуску новой продукции. Это говорит о том, что предприятия решают в первую очередь текущие проблемы замены изношенной техники, а не перехода на новый технологический уровень производства.

Исследованиями и внедрением новой продукции занимаются более чем в три раза меньше исследованных предприятий. Хотя наметилась тенденция к уве-

личению доли данного вида затрат, и к 2004 г. данный показатель возрос почти вдвое. Это свидетельствует о возрастающем стремлении к созданию собственного научного продукта или доведению внешних разработок до технического или технологического освоения на конкретном производстве. За 2003 г. 17 предприятий приобрели новые технологии (технические достижения), программные средства. В разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок участвовали 14 предприятий, ими создано 46 проектов. За 2004 г. 18 предприятий приобрели новые технологии (технические достижения), программные средства, 3 предприятия передали новые технологии. В разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок участвовали 17 предприятий, ими создано 93 проекта. За 2005 г. 16 предприятий приобрели новые технологии и программные средства, в разработке совместных проектов участвовали 14 предприятий, ими создано 54 проекта.

Показателем, свидетельствующим об интенсивности процессов в области нововведений, является доля инвестиций в нематериальные активы предприятия. В мировой практике их доля в основном капитале составляет около 32% [1]. Инновационная деятельность предприятий края сопровождается приобретением новых технологий, однако их доля не достигает даже двух процентов. На приобретение прав на защищенные патенты и лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей приходится и того меньше — около 0,05%. В 2005 г. этот показатель незначительно возрастает до 0,16%. Данная ситуация свидетельствует о низком инновационном спросе со стороны предприятий, не имеющих возможности приобретать права собственности и осуществлять инвестиции в инновации за счет собственных средств. Менее 1% в общем объеме инновационных затрат приходится на обучение и подготовку персонала, а также на маркетинговые исследования.

В целом в 2005 г. в сравнении с 2003 г. в структуре затрат на инновации на 99,6% выросли затраты на приобретение новых технологий, в том числе на приобретение нематериальных активов, приобретение программных средств возросло на 165,6%, а также значительно увеличились расходы на маркетинговые исследования (прирост составил 1048,7%). Затраты на собственные исследования и разработки продуктов и процессов, а также производственное проектирование и подготовку производства для выпуска новых продуктов и процессов сведены к минимуму (минус 40% и минус 87,6% соответственно).

Проведенный анализ показывает, что на обследованных предприятиях имели место процессы усовершенствования, как продукции, так и технологий, а также изменения продукции. Это говорит о том, что большинство предприятий направляют имеющиеся ресурсы главным образом на модернизацию и усовершенствование ранее разработанной продукции. Данные виды инновационной деятельности, как правило, не требует значительных материальных и временных затрат по сравнению с проведением НИОКР и разработкой принципиально новых продуктов и технологий. Однако обновление или улучшение пара-

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

метров устаревшей в своей основе техники или технологии не дает существенного экономического эффекта в долгосрочной перспективе, более того закрепляет технологическое отставание. Фундаментальные и прикладные исследования, являющиеся базой научно-технических разработок, на большей части предприятий не проводятся. Любые инновационные изменения в процессах и продукции, как правило, сопровождаются использованием новых механизмов и форм планирования, управления и контроля, что объясняет присутствие на всех предприятиях организационно-управленческих изменений.

В целом, затраты на технологические инновации в промышленности по-прежнему уступают реальным потребностям производства.

Основным источником финансирования инновационной деятельности в промышленности являются собственные средства предприятий. Предприятия полагаются на собственные средства не потому, что таких средств достаточно, а оттого что других источников мало или их сложно найти (получить). Вторым по важности источником финансирования являются привлеченные кредиты и займы. Кредитная система мало используется для финансирования инноваций. Как правило, кредиты банков носят краткосрочный характер и даются под высокие проценты, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Поэтому нередки случаи, когда предприятия избегают даже доступных кредитов. Крайне низка доля бюджетных средств в финансировании инновационной деятельности предприятий промышленности — 1% в 2005 г., что недопустимо, учитывая масштабность и социально-экономическую важность для края некоторых отраслей промышленности, в частности, отрасли машиностроения.

Инновационный спрос предприятия зависит от того, насколько актуально решение тех или иных его проблем с помощью инноваций. Определение приоритетности проблем связано с их вкладом в укрепление факторов устойчивости предприятия с точки зрения получения конкурентных преимуществ при производстве или продаже товаров и услуг.

Результаты инновационной деятельности могут влиять на устойчивость предприятия в двух аспектах. Во-первых, собственные и приобретенные инновации-продукты и инновации-процессы позволяют решить производственные, сбытовые, социальные, экономические проблемы, которые возникли у предприятия и затрудняют ему конкуренцию на различных рынках. В этом случае результатом инноваций считаются организационные и экономические послед-

Таблица 1

Результаты инновационной деятельности предприятий Алтайского края в 2003-2005 гг.

(рассчитано по данным АККГС)

ствия их применения. Во-вторых, результатами инноваций могут выступать созданные научными подразделениями инновационно активных предприятий образцы новых продуктов, новые технологии, изобретения и т. д., которые могут быть товарами на рынке инноваций и соответственно продаваться другим организациям. В этом случае финансовый результат, характеризующий коммерческий успех продаж, также отождествляется с результатами инновационной деятельности.

В табл. 1 представлены основные результаты инновационной деятельности предприятий Алтайского края в 2003-2005 гг., а также доля предприятий (из числа инновационно активных), оценивших воздействие данных результатов своей инновационной деятельности на развитие производства как высокое.

Наиболее значимым результатом инновационной деятельности промышленных предприятий руководители считают расширение ассортимента продукции, видов услуг (около 70% инновационно активных предприятий), а также сохранение и расширение традиционных рынков сбыта (около 60%). Растет число предприятий, отмечающих в качестве цели инновационной деятельности, создание новых рынков сбыта.

Основные трудности в реализации инновационного развития предприятий края связаны с нехваткой собственных средств у предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Однако дефицит средств является не единственной причиной низкой инновационной активности промышленных предприятий.

Среди основных факторов, препятствующих инновациям, большинство предприятий отмечают экономические факторы: недостаток собственных денежных средств отмечают 190 обследованных предприятия (2003 г.), в следующем году эта цифра уменьшается до 160 организаций, а в 2005 г. снова возрастает до 215; недостаток финансовой поддержки со сторо-

Результаты инновационной деятельности Доля предприятий, %

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг) 7,8 15,9 14,3

Улучшение качества продукции (услуг) 41,1 45,4 36,7

Расширение ассортимента продукции, видов услуг 66,7 70,4 57,1

Сохранение и расширение традиционных рынков сбыта 58,8 56,8 59,2

Создание новых рынков сбыта: в России в странах СНГ и Восточной Европы в США и Канаде в других странах 43,1 7.8 3.9 3.9 47,7 6,8 2,2 2,2 34,7 6,1 4,1

Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам 37,2 34,1 26,5

Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса 29,4 27,2 26,5

Рост производственных мощностей 27,4 15,9 24,5

Сокращение затрат на заработную плату 1,9 6,8 4,1

Сокращение материальных затрат 11,7 9,1 4,1

Сокращение энергозатрат 11,7 6,8 6,1

Снижение загрязнения окружающей среды 9,8 9,1 14,3

Улучшение условий труда 29,4 22,7 18,4

Рис. 3. Уровень новизны промышленной продукции ны государства — 86 в 2003 г., 74 — в 2004 г. и 127 — в 2005 г.; высокую стоимость нововведений — 93, 67 и 123 предприятий по годам соответственно. Среди производственных факторов 77 предприятий (2003 г.) указали на низкий инновационный потенциал предприятия. В 2004 г. на эту причину указывают 54 предприятия. Среди других факторов, препятствующих инновационной деятельности, предприятия отметили низкий спрос со стороны потребителей и недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, а также высокий экономический риск инновационных проектов и длительные сроки их окупаемости. Значительное число предприятий относит к факторам, затрудняющим инновационную деятельность, неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка технологий, а также недостаток информации о рынках сбыта.

Руководители предприятий в основной своей массе предпочитают достижение количественных показателей в ущерб качественному развитию, целью которого является достижение требуемого для устойчивого положения на рынке уровня конкурентоспособности. Инновационная деятельность по тому или иному направлению осуществляется на многих предприятиях, однако она не является частью общей стратегии его развития. Поэтому инновационные процессы на таких предприятиях не системны, не взаимосвязаны в достижении общих стратегических целей, управление инновационными процессами осуществляется локально, и поэтому не дает ощутимых результатов.

Одна из ярко выраженных и негативных тенденций инновационной деятельности — низкая отдача от инноваций. Это подтверждается, прежде всего,

Таблица 2

Структура инновационной продукции по степени новизны (рассчитано по данным АККГС)

Виды продукции по степени новизны Удельный вес продукции в общем объеме инновационной продукции, %

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Принципиально новая продукция, или значительно измененная 52,8 66,2 85,8

Усовершенствованная продукция 45,9 27,7 10,6

Прочая инновационная продукция 1,3 6,1 3,6

Инновационная продукция, всего 100,0 100,0 100,0

соотношением объемов инновационной и промышленной продукции (рис. 3).

В инновационную продукцию включается продукция трех видов [4]: подвергшаяся значительным технологическим изменениям или принципиально новая продукция; продукция, подвергшаяся усовершенствованию; прочая инновационная продукция. Внедрение всех видов продукции учитывается за три года. В табл. 2 представлена структура инновационной продукции по степени новизны. Из объема отгруженной инновационной продукции в 2003 г. 659,3 млн руб. (52,8%) приходится на вновь внедренную или значительно измененную продукцию, 573,2 млн руб. (45,9%) — усовершенствованную и 17,2 млн руб. (1,3%) — прочую инновационную продукцию. В 2004 г. объем отгруженной инновационной продукции составил 2942,2 млн руб. (19,7% общего объема отгруженной продукции инновационно-активных предприятий). Из объема отгруженной инновационной продукции 1946,8 млн руб. (66,2%) приходится на вновь внедренную или значительно измененную продукцию, 814,4 млн руб. (27,7%) — усовершенствованную и 181,0 млн руб. (6,2%) — прочую инновационную продукцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из табл. 2 видно, что доля принципиально новой продукции составляет более половины всей инновационной продукции, и эта доля растет. Безусловно, нельзя считать, что эта продукция полностью или даже в значительной степени создана на базе радикальных инноваций, но, тем не менее, тенденция, конечно же, положительная.

Рассмотрим удельный вес инновационной продукции инновационно активных предприятий в общем объеме промышленной продукции по отраслям промышленности (рис. 4) [2].

Из рис. 4 видно, что наибольший удельный вес инновационной продукции приходится на медицинскую промышленность, а точнее ее химико-фармацевтическую подотрасль (производство витаминов и лекарственных средств), которая в последние годы развивается высокими темпами. Высокая доля инновационной продукции приходится также на полиграфическую, пищевую и промышленность строительных материалов. Новая продукция предприятий этих отраслей входит в перечень наиболее значимых технологических инноваций, является конкурентоспособной и имеет надежный сбыт, как в крае, так и за его пределами.

На машиностроение приходится 14,3% инновационной продукции. Инновационная составляющая продукции машиностроения выступает определяющим фактором при реализации инновационных процессов во всех отраслях народного хозяйства. Способность предприятий производить конкурентоспособную продукцию определяется, в первую очередь, прогрессивностью парка машин и оборудования, выпускаемых главным образом машиностроительным комплексом. Таким образом, продукция машиностроения определяет уровень ресурсосбережения, производительности труда, экологической безопасности промышленного производства всех сфер народного хозяйства, а потенциал предприятий машиностроения является фундаментальным элементом иннова-

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ционного развития экономики края в целом. Но ситуация, сложившаяся в настоящее время, такова, что в течение многих лет предприятия машиностроения практически не обновляют технологическое оборудование, что приводит к падению технического уровня машиностроительного производства, утрате ранее достигнутых передовых позиций в технике и технологии, снижению конкурентоспособности не только продукции, но и предприятий.

Таким образом, комплексная оценка современного состояния инновационной деятельности промышленности Алтайского края позволяет сделать вывод о недостаточности и неравномерности ее темпов, нерациональности структуры и низкой степени мотивации субъектов хозяйствования в дальнейшем совершенствовании.

Лишь малая часть (чуть больше 10%) промышленных предприятий занимаются инновационной деятельностью. Причем у большинства из них сущность инновационной деятельности заключается только в приобретении машин и оборудования, нововведения, внедряемые предприятиями, ориентированы на незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и технологий ее производства, либо связаны с их диверсификацией за счет перехода к относительно простой продукции. Устаревшая материально-техническая база предприятий и низкая инвестиционная активность выступают факторами, сдерживающими инновационное развитие. Недостаток собственных финансовых средств, несмотря на некоторое улучшение финансового положения промышленных предприятий, продолжает оставаться основным фактором, сдерживающим разработку и освоение новых технологий, оборудования, материалов и продукции. Затраты на технологические инновации в промышленности составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями экономики края в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции.

Неконкурентоспособность продукции большинства отраслей, в частности, машиностроения связана, в первую очередь, с имеющимся технологическим уровнем производства, ориентированным на совершенствование техники на базе традиционных, механизированных технологий, а также с тем, что большинство технических новшеств уже на стадии разработки не соответствуют международным требованиям и стандартам.

Как уже упоминалось, инновационные процессы на предприятиях не системны, не взаимосвязаны в достижении общих стратегических целей, управление инновационными процессами осуществляется локально, и поэтому не дает ощутимых результатов.

В крае совершенно не развита инновационная инфраструктура, предприятия не используют результаты исследований, проводимых внешними источниками, что зачастую приводит к субъективной оценке внешней среды, не позволяет учитывать потребности и отслеживать изменения в инновационной деятельности конкурентов, контрагентов и других субъектов рынка.

Положительным моментом является тот факт, что доля инновационной продукции в общем объеме про-

0 10 20 30 40 50 %

Рис. 4. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции по отраслям промышленности Алтайского края в 2004 г.

мышленной продукции увеличилась до 28% в 2005 г. против 5,3% в 2003 г., что по пороговым значениям научно-технологической безопасности регионов характеризуется как нормальное состояние (пороговое значение — 6% [8]). Кроме того, более 85% инновационной продукции — принципиально новая, на предприятиях больше внимания уделяется маркетинговым исследованиям, все больше предприятий отмечают в качестве важнейших результатов инновационной деятельности — снижение загрязнения окружающей среды.

В предельно жестких условиях предприятия в меру имеющегося у них реального инновационного потенциала начинают переходить на выпуск тех изделий, которые имеют больший спрос, находить и осваивать на рынке новые ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство продукции и повышению ее качества.

Тем не менее, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационный потенциал Алтайского края остается невысоким. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация инновационной деятельности на микроуровне, это требует разработки и реализации соответствующих мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в промышленности.

Литература

1. В. Д. Андрианов. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., «Экономика», 1999.

2. Алтайский край в цифрах: 2000-2004//Стат. сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2005.

3. В. И. Винокуров. Основные термины и определения в сфере инноваций//Инновации, № 4, 2005.

4. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 г. № 156.

5. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в 2003 г./Оперативная информация № 08-17/200. Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2004.

6. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в 2004 г./Оперативная информация № 08-17/214. Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2005.

7. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в 2005 г./Оперативная информация №08-17/227. Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2006.

8. Научно-технологическая безопасность регионов России: методические подходы и результаты диагностирования. Екатеринбург, изд-во УрГУ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.