Научная статья на тему 'Исследование отношения учащихся старших классов образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам культуры здоровья'

Исследование отношения учащихся старших классов образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМООЦЕНКА / CULTURE OF HEALTH / ATTITUDE TO HEALTH / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

В статье представлен анализ отношения (предпочтений, интересов, самооценки) учащихся старших классов государственных образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения учащихся старших классов образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам культуры здоровья»

УДК 796+372

А. А. Пашин

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ г. ПЕНЗЫ К РАЗЛИЧНЫМ АСПЕКТАМ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье представлен анализ отношения (предпочтений, интересов, самооценки) учащихся старших классов государственных образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам здорового образа жизни.

Ключевые слова: культура здоровья, отношение к здоровью, физическая культура, самооценка.

Abstract. In the article introduce some analysis of pupils attitudes (preferences, interests) from Statue educational institutions in Penza to different aspects of healthy life style.

Keywords: culture of health, attitude to health, physical culture.

Происходящие на рубеже третьего тысячелетия изменения общественно-политической и экономической ситуации в России повлекли за собой резкое ухудшение состояния здоровья школьников, и в настоящее время лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми [1-4].

В сложившихся условиях важнейшее значение приобретают многочисленные аспекты формирования «культуры здоровья», отражающей ценностное отношение к здоровью и связанную с таким отношением деятельность по производству, потреблению, сохранению и развитию данной ценности [5]. Культура здоровья личности предполагает понимание личностной и социальной значимости здоровья, рассмотрение его как ценности и в соответствии с этим осознание потребности в его сохранении и укреплении, проявление интереса к нему, ведение соответствующего образа жизни.

Культура здоровья также включает в себя комплекс связанных со здоровьем качеств личности: ее способность выделять здоровье и оздоровительную деятельность из множества других социальных явлений, связанные с этим знания, убеждения, установки, эмоциональные реакции, нормы и правила поведения, стиль жизни и т.д.

Решение важнейшей современной педагогической проблемы - формирование здорового образа жизни школьников невозможно без изучения различных аспектов культуры здоровья.

В этой связи целью проведенного исследования стало получение информации об отношении учащихся старших классов образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам культуры здоровья, ее значимости о и путях актуализации учащимися ценностей здорового образа жизни.

Исследование проводилось методом анонимного группового анкетирования. Анкета, разработанная нами совместно с доктором философских наук, профессором кафедры социологии Российского государственного университета физкультуры и спорта В. И. Столяровым, содержала вопросы, предполагающие получение информации о самооценке здоровья и уровня физической подготовленности, структуре жизненных ценностей и интересов в сфере здоровья, о структуре досуга, отношении к психоактивным веществам, об инст-

рументальных и информационных предпочтениях в сфере здоровья, ценностях и мотивах здорового образа жизни и др. Групповое анкетирование проводилось по окончании учебных занятий. По договоренности с администрацией школы, в отсутствие педагога, инструктор раздавал анкеты школьникам и объяснял порядок их заполнения.

В соответствии с целями и задачами исследования было опрошено 592 школьника из шести школ г. Пензы (№ 15, 30, 42, 55, 74, 75) 9-11-х классов. Мальчики составили 48,2 %, девочки - 51,8 %.

Рассматривая самооценку состояния здоровья можно отметить, что как хорошее свое здоровье оценили 44,8 % опрошеенных, как удовлетворительное - 36,3 %, как плохое - 6,6 %, и 12,3 % затруднились оценить свое здоровье. Если сопоставить эти ответы с заболеваемостью в течение последнего года (22,8 % - не болели вовсе; 29,4 % - болели около одной недели; более 16 % болели в течение двух недель; 9 % - болели более одного месяца; 19 % болели продолжительно) и рассматривать продолжительность болезни один месяц и более как плохое состояние здоровья, то 28 % (19 % + 9 %) учащихся - явно неудовлетворительный показатель. Анализ ответов показывает очевидную неспособность подростков объективно оценить свое здоровье, о чем свидетельствует расхождение самооценки с реальным уровнем заболеваемости.

В структуре хронических заболеваний старшеклассники отмечают:

- на 1-м месте - нарушения зрения - 29,7 %;

- на 2-м месте - нарушения опорно-двигательного аппарата - 19,7 %;

- на 3-м месте - болезни сердечно-сосудистой системы - 17,0 %;

- на 4-м месте - болезни пищеварительной системы - 12,7 %;

- на 5-м месте - ЛОР-заболевания - 10,2 %;

- на 6-м месте - нарушения нервной системы - 4,2 %.

Другие хронические заболевания имеют 15 % учащихся.

Только 8,9 % школьников вообще не устают после учебного дня, легкую усталость испытывают 32,8 % и сильно устают 22,4 %, а около 46 % -«когда как».

Указывая на симптомы усталости, отмечают раздражительность 29,1 % опрошенных, головные боли - 26,7 %, плохой аппетит - 13 %, плохое настроение - 20 %, сонливость, вялость - 17 % и т. д. Такие ответы подтверждают наши предположения о недостаточном уровне адаптации большей части школьников к постоянно возрастающим учебным нагрузкам.

Оценивают уровень своей физической подготовленности как средний

51,5 % и выше среднего - 24,0 % (всего около 75,0 % учащихся), ниже среднего и плохой - 12,0 %, что подтверждается их ощущениями при физических нагрузках: 11,6 % устают даже при небольших нагрузках; 51,5 % - только при значительных и длительных нагрузках; 13,5 % - практически никогда не устают; остальные 23,4 % затруднились ответить.

Следует отметить почти полное совпадение процентных показателей заболеваемости (редко болели около 67 %) и ощущения усталости при физических нагрузках (не устают вовсе или устают только при значительных нагрузках 65 %), что свидетельствует о достоверности представляемой респондентами информации.

Для улучшения своего состояния чаще всего школьники используют прогулки - 56,3 %, физические упражнения - 56,1 % (в том числе с использованием тренажеров - 16,8 %), массаж - 15,6 %.

Особое внимание школьники уделяют улучшению своего здоровья в целом - 47,6 %, красоте и выразительности движений - 28,8 %, своему весу -

27,6 %, мускулатуре - 20,6 %. А среди причин заботы о своем физическом состоянии в первую очередь называются следующие: «чтобы жить долго и полноценно» - 32 %, «чтобы быть привлекательным и чувствовать себя уверенно в обществе» - 31 %, «для улучшения настроения» - 19,9 %. Такие ответы свидетельствуют о том, что около половины учащихся понимают важность здоровья, значение физических упражнений, относятся к ним осознанно, а каждый пятый получает от занятий удовлетворение.

В структуре интересов к здоровью на первом месте темы, связанные с вниманием к физической культуре - 60,0 % и, что очень отрадно, с рациональным питанием - 40,2 %, аутотренингом - 21,0 %, половым воспитанием -около 15,0 % и методиками закаливания - 10,2 %. Это свидетельствует о том, что подростки знакомы с основными составляющими «здорового образа жизни». Однако настораживает низкий интерес к вопросам самопознания, а также взаимодействия в процессе межличностных отношений.

При рассмотрении жизненных интересов школьников выясняется, что самым главным в жизни они считают «любовь», «хорошие взаимоотношения в семье» (66 % старшеклассников назвали эту ценность в числе трех наиболее значимых); на втором месте - «здоровье» (59,1 %); на третьем месте по значимости - «отношения с друзьями» (58,1 %); далее следуют «учеба» (38,9 %), «духовность» (33,5 %) и «карьера (материальное благополучие)» (29,5 %).

Таким образом, в шкале жизненных ценностей школьников «здоровье» занимает одно из первых мест. Это свидетельствует о высокой степени их готовности к восприятию воспитательных, образовательных и оздоровительных программ.

Формирование основ ЗОЖ школьников во многом зависит от правильно или неправильно организованного досуга. В этой связи представляют интерес сведения об использовании свободного времени. Как свидетельствуют данные анкетирования, большую часть свободного от учебных занятий времени школьники проводят у компьютера, экрана телевизора - 50,4 % или в игровых залах - 33,5 %. Известно, что многочасовое сидение у компьютера, лежание перед телевизором после многочасового сидения за партой и есть малоподвижный образ жизни - причина многих заболеваний.

Еще более популярны «тусовки» с друзьями - 54,2 %, представляющие собой бесцельное шатание по улице. Общеизвестно, что, когда дети предоставлены сами себе, им нечем заняться, в компании себе подобных или старших чаще всего и происходит знакомство с различными психоактивными веществами (курение, алкоголь, наркотики и др.) или возникают ситуации, граничащие с законом.

Не радует и тот факт, что только 39,3 % школьников имеют обязанности и выполняют какую-либо домашнюю работу. Еще меньше подростков (29,6 %) занимаются в свободное время физкультурой и спортом. Освобождены от физкультуры 21,4 %, занимаются спортом только на уроках физкультуры 32,4 %, занимаются в различных спортивных секциях (ДЮСШ, школа и др.) 32,1 % и почти столько же (29,2 %) посещают дискотеки, что можно считать фактором риска приобщения к потреблению самых разнообразных психоактивных веществ. Таким образом, при теоретической заинтересован-

ности школьников в своем здоровье на уровне действительно имеющего место поведения выявляются другие тенденции.

Отношение подростков к алкоголю, никотину, психоактивным и наркотическим веществам определяет будущее не только региона, но и всей страны.

На вопрос «Курите ли Вы?» отрицательно ответили 57,9 %; «курили, но бросили» - 11,3 %, положительно ответили 13,3 %, остальные 17,5 % не стали отвечать, что свидетельствует о том, что около 30,0 % учащихся старших классов курят, а опыт курения имеют более 40,0 %.

На вопрос «Употребляете ли Вы алкогольные напитки?» отрицательно ответили 32,4 % старшеклассников. Очевидно, что остальные имеют опыт употребления алкоголя, причем более 4 % делают это регулярно (3-4 раза в неделю и более); 12,2 % - несколько раз в месяц; 25 % - несколько раз в год. Если учесть, что около 20 % респондентов не пожелали отвечать, то для школьного контингента цифры весьма существенные.

На вопрос «Употребляли ли Вы когда-либо наркотики?» 81,9 % опрошенных учащихся ответили отрицательно, из чего можно заключить, что около 18 % старшеклассников пробовали наркотические вещества.

Таким образом, старшеклассники достаточно широко знакомы с психоактивными веществами: более 30 % курят; свыше 65 % потребляют алкогольные напитки; существенная часть школьников знакома с наркотическими и токсическими веществами. Если принять во внимание, что школьники - наиболее благополучная часть этой выбранной возрастной группы (а есть еще и учащиеся ПТУ, а также работающие и нигде не работающие подростки), то получаем весьма тревожную ситуацию.

В этой связи представляет интерес осведомленность школьников о факторах риска болезней. Оказывается, они прекрасно осведомлены, что самый большой вред здоровью наносят именно «вредные привычки»: о вреде потребления наркотиков знают 78,7 %, алкогольных напитков - 56,2 %, курения - 52,8 %. Недостаточно высоко оценивают школьники вред малоподвижного образа жизни (27,2 %), низкой физической подготовленности (22,4 %), неправильного питания (19,1 %), стресса (17,6 %). Для сравнения приведем данные маркетингового исследования, проведенного в 10 городах России Российской Ассоциацией общественного здоровья (РАОЗ) в 1997-1998 гг. По данным РАОЗ, количество тех, кто считает, что наибольший вред здоровью наносят наркотики, составляет 86,3 %, алкоголь - 66,8 %, курение - 80,5 %, малоподвижный образ жизни - 39,2 %, неправильное питание - 20 %.

Сравнительный анализ ответов пензенских школьников и остальных российских подростков свидетельствует о недооценке нашими старшеклассниками вреда курения. В целом по России вред никотина оценивается в 1,5 раза выше. А ведь хорошо известно, что путь к наркотикам начинается с обычной сигареты, бокала вина или рюмки водки. Необходима коррекция профилактической работы. С этой целью следует выяснить: что наиболее значимо для подростков как источник знаний. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

- 1-е место - школа - 68,9 %;

- 2-е место - семья - 33,4 %;

- 3-е место - друзья - 30,3 %;

- 4-е место - СМИ - 18,6 %;

- 5-е место - общение с учителями - 12,3 %;

- 6-е место - самообразование - 10,4 %.

Поражает низкое место категории «общение с учителями» как источника знаний. Что это - девальвация знаний учителя или его авторитета?

Обратимся к ответам на вопрос «Чье мнение для Вас важно, когда речь заходит о смысле жизни?». Естественно, приоритет отдается своему личному мнению - 81,7 %. Далее: мнению родителей - 70,2 %, родственников -

55,8 %, друзей - 49,3 %, мнению, высказанному в СМИ журналистами, писа-

телями, звездами шоу-бизнеса, - 45,6 %. Также важно мнение учителей -

45,6 %, мнение церкви - 21 %.

Полученные данные достаточно хорошо взаимосвязаны с ответами о занятиях в свободное время и подтверждают высокий авторитет семьи, друзей, родственников, рост влияния средств массовой информации, растущее влияние церкви и, к сожалению, невысокий авторитет учителя, его знаний и образа жизни. Возможно, это является, в первую очередь, следствием низкого социального положения учителя в нашем обществе, его бедственным материальным положением. Унизительная борьба школьного учителя за нормальное существование не способствует росту его нравственного и научнопедагогического уровня и постепенно, неуклонно снижает его авторитет.

Отчасти этим объясняется тот факт, что недостающую информацию о здоровье дети хотели бы получать, в первую очередь, из средств массовой информации - 44,9 %, лекций и бесед специалистов - 28,4 %, далее от родителей - 26,9 % и только 26 % - на школьных уроках.

Обращает на себя достаточно большое внимание авторитет родителей и родственников, и в первую очередь матери. На вопрос «Кто из близких родственников уделяет внимание Вашим проблемам?» 75,7 % школьников отметили внимание матери и только 28,9 %- отцов. Более 18 % детей отмечают внимание братьев и сестер, а также дедушек и бабушек - 10,2 %. Безусловно, эти сведения следует учитывать при взаимодействии семьи и школы в вопросах формирования культуры здоровья.

Более 80 % подростков считают, что своим здоровьем они должны заниматься сами, а, прежде всего, для укрепления здоровья необходимы желание и сила воли - 77,9 %, а также знания - 16,3 % и оборудованные помещения - 10,2 %.

Менее половины старшеклассников интересуются событиями общественно-политической жизни - 46,1 %. Практически все предпочитают, что вполне естественно, поп-, рок- и рэп-музыку (около 100 %), классическую и народную - 13 %, авторской песней интересуются только 9,2 %. Не стоит объяснять различное влияние вышеуказанных музыкальных стилей и направлений на формирование нравственности подростков. Не удивляет тот факт, что на вопрос «Допускаете ли Вы для себя возможность нарушить правила «честной игры» ради победы?» только 31,4 % опрошенных детей ответили отрицательно. Очевидно, именно эти дети объясняют нарушение законности недостатками нравственности; 25,7 % - психологическими особенностями людей; 24,6 % - недостаточной суровостью наказания и лишь 15,2 % - недостаточными знаниями законов.

Приведенные в статье данные оценочного плана предоставляют всем заинтересованным лицам и организациям информацию об эффективности

предпринимаемых в настоящее время усилий по укреплению здоровья и формированию ЗОЖ в подростковой среде региона.

Анализ полученных данных позволяет отметить, что отношение к здоровью у старшеклассников высоко доминантно, характеризуется осознанностью, чаще всего имеет практический и эстетический типы мотивации. Однако намерения скорее декларативны, что подтверждается структурой досуга. Как показывают исследования, одной из основных причин этого является завышенная самооценка состояния собственного здоровья.

В то же время можно отметить их позитивное отношение к физической культуре как наиболее эффективному средству укрепления здоровья, а также осознание личной ответственности в этом вопросе. Это позволяет надеяться на положительный результат при создании и реализации личностных оздоровительных проектов с акцентированным использованием средств физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Охрана здоровья населения России // Материалы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения (19951996 гг). - Вып. 2. - М. : Юрид. лит., 1996. - С. 110-126.

2. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья / под ред. А. К. Демина, И. А. Деминой. - М. : РАОЗ, 1999. - 256 с.

3. Тягачев, Л. В. Финансирование, спорт и законодательство / Л. В. Тягачев, Н. Ф. Герасименко, В. В. Кузин [и др.] // За единую и здоровую Россию в ХХ1 веке / под ред. Б. Н. Рогатина, А. Н. Ефименко. - М. : Фонд им. М. Ю. Лермонтова, 2003. - С. 59-81.

4. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 кл. : учеб.-метод. пособие / под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

5. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта : учебник / В. И. Столяров. - М. : Флинта ; Наука, 2004. - 400 с.

Пашин Александр Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

E-mail: pollylina@mail.ru

Pashin Alexander Alekseevich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of physical training, Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

УДК 796+372 Пашин, А. А.

Исследование отношения учащихся старших классов образовательных учреждений г. Пензы к различным аспектам культуры здоровья / А. А. Пашин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 125-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.