Научная статья на тему 'Исследование особенностей этноментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте'

Исследование особенностей этноментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ETHNIC MENTALITY / МЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MENTAL PROGRAM / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / THE PROSPECT OF LIFE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ГЕНДЕР / GENDER / СМЫСЛЫ / ОБРАЗ / IMAGE / МОДЕЛЬ / MODEL / СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / SEMANTIC REGULATION / СУБЪЕКТИВНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SUBJECTIVE SATISFACTION / MEANING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Илона Николаевна

В статье изложены результаты исследования влияния этнического менталитета молодежи на построение в молодом возрасте системы жизненных планов на перспективу. Жизненная модель будущего представлена как совокупность ценностей, смыслов, представлений относительно направленности своей жизни, а также с учетом собственной гендерной характеристики. Гендер как фактор построения модели перспективного будущего рассматривается в контексте традиционной нормативной характеристики (юноши маскулинные, а девочки фемининные). Моделирование жизненной перспективы представлено как решение комплексной психологической задачи. Данная задача решается в молодом возрасте личностью с учетом системы субъективных представлений о себе как о члене социальной и этнической общности одновременно. В молодом возрасте целостная программа жизненного будущего не может быть сформирована в отрыве от этноментальных представлений. Экспериментально подтверждено, что решающим при составлении личностью успешной ментальной программы своего жизненного будущего является умение интегрировать как современные социальные, так и традиционные этнические ценности. Выделены современные представления молодежи о роли семьи в структуре перспективных жизненных ожиданий. Показано, что успешные программы жизненной перспективы характеризуются согласованностью этнического, социального, культурного гендерного и личностного компонентов. При нарушении идентичности указанных компонентов программы перспективного будущего формируются массивные зоны внутриличностных конфликтов, содержание которых указывает на смыслы и ценности, в отношении которых нарушено интегративное единство ментальных, социальных, культурных и гендерных составляющих программы жизненной перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF REGULATION OF CONSTRUCTION ETNOMENTALNOY LIFE PROSPECTS IN A YOUNG AGE

The article presents the results of investigations of the influence of the ethnic mentality of young people in the building at the young age of the system for the future life plans. Beliefs Future model is presented as a set of values, meanings, perceptions about the direction of their lives, as well as the characteristics of their own gender. Gender as a factor in building a promising future models considered in the context of a traditional regulatory characteristics (young men masculine, and girls feminine). Simulation of life perspective is presented as a solution to the complex psychological problems. This problem is solved in a young person aged based system of subjective perceptions of himself as a member of the social and ethnic community at the same time. At a young age a holistic program of life of the future can not be formed in isolation from etnomentalnyh views. Experiments confirmed that the decisive person in the preparation of a successful program of its mental life of the future is the ability to integrate a modern social and traditional ethnic values. Obtained modern ideas about the role of youth in the family structure perspective of life expectancy. It is shown that successful programs are characterized by consistency of life perspectives of ethnic, social, cultural, gender and personal components. If any of these components of identity promising future program generated a massive area of internal personal conflicts, the content of which indicates the meanings and values for which violated the integrative unity of mental, social, cultural and gender dimensions of the mental life of the program perspective.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей этноментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте»

УДК 159.9.072.43

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНОМЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ

© 2016

Некрасова Илона Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой

«Менеджмент образования и психологии» Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (ДНР)

Аннотация. В статье изложены результаты исследования влияния этнического менталитета молодежи на построение в молодом возрасте системы жизненных планов на перспективу. Жизненная модель будущего представлена как совокупность ценностей, смыслов, представлений относительно направленности своей жизни, а также с учетом собственной гендерной характеристики. Гендер как фактор построения модели перспективного будущего рассматривается в контексте традиционной нормативной характеристики (юноши - маскулинные, а девочки - фемининные). Моделирование жизненной перспективы представлено как решение комплексной психологической задачи. Данная задача решается в молодом возрасте личностью с учетом системы субъективных представлений о себе как о члене социальной и этнической общности одновременно. В молодом возрасте целостная программа жизненного будущего не может быть сформирована в отрыве от этноментальных представлений. Экспериментально подтверждено, что решающим при составлении личностью успешной ментальной программы своего жизненного будущего является умение интегрировать как современные социальные, так и традиционные этнические ценности. Выделены современные представления молодежи о роли семьи в структуре перспективных жизненных ожиданий. Показано, что успешные программы жизненной перспективы характеризуются согласованностью этнического, социального, культурного тендерного и личностного компонентов. При нарушении идентичности указанных компонентов программы перспективного будущего формируются массивные зоны внутриличностных конфликтов, содержание которых указывает на смыслы и ценности, в отношении которых нарушено интегративное единство ментальных, социальных, культурных и гендерных составляющих программы жизненной перспективы.

Ключевые слова: этническая ментальность, ментальная программа, жизненная перспектива, ценности, гендер, смыслы, образ, модель, смысловая регуляция, субъективная удовлетворенность.

INVESTIGATION OF REGULATION OF CONSTRUCTION ETNOMENTALNOY LIFE

PROSPECTS IN A YOUNG AGE

© 2016

Nekrasova Ilona Nikolaevna, candidate of psychological science, Ph.D., assistant professor, head of the chair «Management of Education and Psychology» Donetsk Republican Institute an additional pedagogical education (DPR)

Abstract. The article presents the results of investigations of the influence of the ethnic mentality of young people in the building at the young age of the system for the future life plans. Beliefs Future model is presented as a set of values, meanings, perceptions about the direction of their lives, as well as the characteristics of their own gender. Gender as a factor in building a promising future models considered in the context of a traditional regulatory characteristics (young men - masculine, and girls - feminine). Simulation of life perspective is presented as a solution to the complex psychological problems. This problem is solved in a young person aged based system of subjective perceptions of himself as a member of the social and ethnic community at the same time. At a young age a holistic program of life of the future can not be formed in isolation from etnomentalnyh views. Experiments confirmed that the decisive person in the preparation of a successful program of its mental life of the future is the ability to integrate a modern social and traditional ethnic values. Obtained modern ideas about the role of youth in the family structure perspective of life expectancy. It is shown that successful programs are characterized by consistency of life perspectives of ethnic, social, cultural, gender and personal components. If any of these components of identity promising future program generated a massive area of internal personal conflicts, the content of which indicates the meanings and values for which violated the integrative unity of mental, social, cultural and gender dimensions of the mental life of the program perspective.

Keywords: ethnic mentality, mental program, the prospect of life, values, gender, meaning, image, model, semantic regulation, subjective satisfaction.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирующаяся в молодом возрасте Я-концепция личности может рассматриваться как своеобразный психологический «капитал» для формирования субъективной модели жизненного будущего.

Молодость - возрастной этап, важный для формирования индивидуального перспективного жизненного плана. Именно в молодом возрасте человек решает две важных задачи своей жизни: психологическую (адаптационно-приспособительную) и социальную (репродук-тивно-рекреационную). Поэтому, основой построения субъективной модели жизненного будущего в молодом возрасте является формирование внутреннего смыслового пространства личности в контексте интеграции ориентиров «социальное-интимное», что находит свое воплощение в создании таких моделей перспективного жизненного будущего, где гармонично согласованы базовые (этноментальные) и актуальные (ситуативные) смыслы жизни [1].

Формируемый в молодом возрасте ментальный фундамент [1,2,3] определяет успешность организации лич-

ностью активности во всех сферах ее жизнедеятельности на дальнейшее. При этом, культурные, социальные и этнические особенности организации индивидуального жизненного опыта рассматриваются как главные регуляторы содержательно-смысловых особенностей субъективной модели перспективного жизненного плана [1,2,4].

Отметим, что формирование личностью жизненной транспективы в молодом возрасте понимается как важная психологическая задача, решение которой находится на стыке социальных, образовательных и культурных факторов влияния на процесс воспитания молодого поколения. Психологическая помощь юношам и девушкам в контексте формирования моделей их здорового образа жизни, реально достижимых программ профессиональной самореализации и жизненных планов зависит не только от внешне опосредованных факторов влияния. Представляется, что в большей мере процесс субъективного моделирования опирается на систему собственных представлений личности о себе в контексте влияния перечисленных условий. Поэтому все большую важность приобретают научно-поисковые и прикладные исследо-

вания психологических закономерностей формирования жизненных перспектив в молодом возрасте в контексте ментальных (в том числе в контексте этнической принадлежности) характеристик личности, что и определяет прикладную значимость и актуальность данной статьи.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Этническая ментальность рассматривается как психологическая характеристика, опосредующая жизненную транспективу человека [1,2,3,5,6,7, 8,9,10,11]. Этноментальные регуляторы жизненной перспективы могут быть представлены в осознаваемых или неосознанных ценностно-смысловых образованиях сознания (автоматизмах, привычках, установках поведения), которые отражают в рамках обыденных проявлений этнической реальности (нормы морали, особенности традиций и обычаев, фольклор, духовная или художественная литература) специфическую для данного этноса форму взаимодействия его представителей с окружающим миром [5,9,12,13,14],).

Этническая ментальность определяет базовую структуру ценностей, смыслов и представлений субъекта о себе, своей жизненной перспективе, о гендерной специфике профессиональных и социальных ролей, закладывается еще в детстве и претерпевает относительно малое изменение с течением жизни. Сформированные в период детства представления о себе как о члене определенной этнической общности хранятся в этноменталь-ных структурах сознания, частично представленных, в том числе, и в формате ведущих жизненных ценностей и смыслов личности

Под этноментальными структурами сознания мы условимся понимать опосредованную этнической принадлежностью и отраженную в традиционных чертах национального характера систему ценностей и смысловых образов-схем, детерминированных этнокультурными традициями и репрезентирующих в сознании субъекта концептуальную форму его взаимодействия с реальностями окружающего мира - реальностью семейной, профессиональной, межличностной, общественной, религиозной и т.п. [3,4,13].

Если система субъективных представлений личности о своем жизненном будущем отличается незавершенностью или содержательной противоречивостью, что проявляется в слабо структурированной иерархии субъективных ментальных смыслов в контексте жизненной перспективы [1,14,15], можно утверждать, что построенные на такой психологической основе перспективные жизненные программы будут неэффективными. Содержание системы субъективных представлений о жизненной перспективе в таком случае будет отличаться смысловой парадоксальностью и недостаточной конкретизацией самих жизненных планов, смысловым диссонансом ценностных ориентаций настоящего и ожиданий в отношении будущего [15].

Психологические исследования показывают [1,2,3,7], что совпадение содержания актуального и транспектив-ного аспектов самооценки (как согласование системы оценочных представлений о себе в настоящем и в будущем), образа-Я и ценностно-смысловой сферы личности рассматривается как обязательное условие для построения в молодом возрасте эффективных программ перспективной организации своей жизни. В силу этого успешность построения личностью определенного перспективного жизненного плана в виде определенной программы своей жизненной перспективы в значительной степени будет определяться дифференциированностью и содержательной согласованностью ценностно-смысловых аспектов ментальных структур самого процесса жизнедеятельности [11,13,16]. От того, насколько ясно субъект понимает свою социальную позицию в контексте своей этнической принадлежности и этноментально обусловленной специфики гендерной роли, будет зави-

сеть его способность формировать жизненные осознанные и конструктивные цели. Таким образом, этническая ментальность это не только комплексная программа социально-культурных норм поведения, регламентирующих форму проявления активности субъекта в обществе, но и фактор субъективной оценки им своего жизненного будущего.

Формирование целей статьи (постановка задания). Задача проведенного исследования - изучить особенности индивидуальных жизненных смыслов личности (систем ценностей, потребностей и представлений о гендерных и социально-нормативных аспектах поведения, детерминированных определенной этнической принадлежностью) как регуляторов содержания программ перспективного жизненного будущего молодежи. В этой связи, цель статьи - изучить влияние выраженности ментальных смыслов и ценностей на эффективность перспективного жизненного плана в молодом возрасте.

В процессе исследования внимание уделялось изучению взаимосвязи репрезентации этноментальных смыслов в структуре содержания программ перспективного будущего современной молодежи и результативности реализации испытуемыми намеченных жизненных планов. Так, в частности, изучалась направляющая роль этноментальных смыслов в формировании содержательных, эмоционально-оценочных и ценностно-мотиваци-онных аспектов программ перспективного будущего.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что чем выше содержательная взаимообусловленность и согласованность этноментальных смыслов и субъективных ценностей и представлений личности относительно собственной жизненной перспективы, тем выше уровень эффективности принятой модели жизненного будущего. Оценка эффективности субъективной модели жизненного будущего производилась в соответствии с тем, на сколько модель удовлетворяет следующим условиям: содержательная непротиворечивость, отсутствие выраженных зон внутриличностной конфликтности, субъективная удовлетворенность испытуемых своим перспективным жизненным планом, успешность реализации жизненных планов. Исследование носило лонгитюдный характер (метод «продольных» срезов) с использованием процедуры стандартизированных самоотчетов для определения степени реализуемости жизненных планов испытуемых. Оценка реализуемости содержания моделей жизненной перспективы оценивалась как степень удовлетворения жизненных ожиданий испытуемых в 2-х летний период после завершения обучения.

Методологическую основу исследования составили структурно-функциональный и системный подходы к исследованию этнического менталитета (Б.Г.Ананьев. В.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский) [16,17], положение про народ как социально-исторически и экономически сложившуюся самостоятельную этническую общность (Ю.В.Бромлей, С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров) [6,14,15], положение про человека как субъекта активной деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Г.К.Костюк, С.Д.Максименко, С.Л.Рубинштейн) [1,2,5,7,10,14], положение о структурной целостности личности во временном транспективном контексте (К.А.Абульханова Славская, В.В.Барабанова, М.Е.Зеленова, Ю.М.Швалб) [1,2,3], теория культурно-исторического развития личности Л.С.Выготского [2,3,18], метасистемный подход к пониманию психических явлений (В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов, И.Р.Пригожин и др.) [18,19,20].

Исследование спланировано в форме сравнительного анализа содержания смысловых приоритетов субъективных моделей жизненного будущего юношей и девушек, населяющих территории по левому берегу Днепра (жители Донецкого региона - юго-восток Украины) и полярной по своим этноментальным и культурным характеристикам по отношению к первой группе испытуемых

общности - представителей азербайджанского этноса (азербайджанская диаспора и жители Азербайджана (г.Баку)). Проведен поиск инвариантных закономерностей формирования модели жизненного будущего личности в молодом возрасте, дано описание влияния этноментальных смыслов на содержание моделей жизненной перспективы.

Репрезентативную выборку составили 100 человек испытуемых: 50 юношей и 50 девушек студентов ВУЗов Донетчины (г.Донецк) и Азербайджана (г.Баку), соответствующей национальной принадлежности поровну, в возрасте от 20 до 22 лет. Для сбора экспериментальных данных использовались методики:

- метод сравнительного контент-анализа с целью изучения гендерных аспектов этнической ментальности двух экспериментальных групп;

- процедура стандартизированных самоотчетов;

- методика изучения этнических представлений о себе на основе авторской модификации методики В.Стефансона Q-сортировка (модификация с использованием данных контент-анализа);

- методика диагностики степени выраженности вну-триличностных конфликтов «Ценность-Доступность» Е.Б.Фанталовой;

Для оптимизации исследования и повышения надежности сделанных выводов использовался матстатисти-ческий аппарат обработки экспериментальных данных при помощи статистического прикладного пакета программ STATISTICA-6.0.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование показало, что чем ярче выражены в сознании испытуемых традиционные этноментальные смыслы как система поведенческих, социально-культурных и гендерных нормативов, тем шире система субъективных ограничений вариативности собственного поведения личности в рамках своей гендерной роли, тем более традиционной и этноментально идентичной по своему содержанию должна быть и сама индивидуальная программа жизненного будущего. Особенно ярко данная особенность построения перспективных жизненных моделей проявилась для испытуемых азербайджанской этнической группы. Содержательная направленности жизненной перспективы (ориентация на профессионально-карьерные достижения или ориентация на ценности семейной жизни) также определяется субъективной значимостью этнических ценностей в сознании испытуемых.

Наиболее целостные в содержательном и трансвременном отношении программы перспективного будущего, характеризующиеся незначительным уровнем выраженности зон внутриличностной конфликтности (средний выборочный показатель выраженности вну-триличностных конфликтов Ац-д ср.<3,5 балла), являются следствием способности личности в молодом возрасте гармонично интегрировать традиционные и современные, характерные для молодежи, социокультурные приоритеты (способность к интегрированию оценивалась по величине индексах этноментальной идентичности (Кид.раскл, где 0<Кид.раскл<28) ранговых позиций в раскладках ценностных рядов (Я традиционное этноментальное) и (Я будущее профессиональное)). Гармоничная эклектичность традиционных этнических и современных социокультурных приоритетов жизненных программ характерна для юношей и девушек из семей с высоким культурным индексом и проживающих в мегаполисах.

Модели жизненной перспективы, характеризующиеся единством этноментального ценностно-смыслового пространства личности и актуальных жизненных планов (33% от общего количества испытуемых), оказались наиболее эффективными, поскольку характеризуются высокой реализуемостью, о чем свидетельствуют достаточно высокие положительные коэффициенты связи в корре-182

ляционных плеядах из следующих параметров оценки: «субъективная удовлетворенность жизнью» и «степень реалистичности жизненных планов» (Ккорр=0,467 при P-level=0,005); «степень согласованности (Я в настоящем) и (Я в будущем)» и «степень реалистичности жизненных планов» (Ккорр=0,634 при P-level=0,005); «социальная ориентация» и «этноментальная ориентация» (Ккорр=0,584 при P-level=0,005) при значимых отрицательных коэффициентах корреляции таких параметров как «степень реалистичности жизненных планов» и выраженность внутриличностных конфликтов в смысловых зонах «семья» (Ккорр= -0,564 при P-level=0,005), «интересная работа» (Ккорр = -0,463 при P-level=0,005), «свобода» (Ккорр= -0,672 при P-level=0,005). Можно утверждать, что чем ярче в молодом возрасте выражены внутриличностные конфликты, тем более противоречивым и нереалистичным будет построенный в молодом возрасте жизненный план. Этническая ментальность способна выполнять не только ограничительную, но и структурирующую функцию, что позволяет рассматривать этническое воспитание как фактор формирования морали, культуры и условие реалистичности жизненных программ молодежи.

Безотносительно к признаку этнической принадлежности важной психологической задачей молодого возраста является построение реалистичного и одновременно гармоничного жизненного плана в контексте интеграции современных социальных приоритетов (профессионализм, карьера, самореализация) и традиционных этнических ценностей (дом, семья, дети, уважение к традициям). Ярко данная проблема выражена в молодом возрасте для девушек: выраженность внутрилич-ностных конфликтов в смысловых зонах «семья» Ац-д ср >5 баллов (показатель критерия Стьюдента для сравнения выборок по тендерному признаку T-value =-2,249 при p-level=0,0332), «интересная работа» Ац-д ср.>6,5 балла (T-value =-4,124 при p-level=0,00076), «свобода» Ац-д ср.>5,5 баллов (T-value =4,142 при p-level=0,00077) и особенно остро обозначена для представительниц азербайджанской этнической группы. Полученные данные перекликаются с положениями теории смыслов Дж.Бугенталь, Дж.Келли, С.Мадди, Дж.Этвуд, которые отводили «смыслу» интегративную роль в структурировании жизненного опыта и ценностных ориентаций субъекта [16].

Необходимо отметить, что ценности современного урбанизированного общества часто противоречат традиционным этноментальным представлениям о жизненном укладе. Происходит «размывание» этнического самосознание личности, нивелируются жизненно важные предельные смыслы (семья, дети, здоровье), деформируются традиционные гендерные стереотипы поведения, что коррелирует со снижением уровня субъективной жизненной удовлетворенности и является источником формирования внутриличностных конфликтов.

Так, безотносительно к этнической принадлежности, молодежь предпочитает выбирать такую перспективную жизненную ориентацию, которая относительно мало согласуется с традиционными представлениями о своих гендерных ролях и предназначением в рамках традиционной семейной этнической ментальности, хотя, для представителей азербайджанской этнической группы данный феномен выражен в меньшей степени (рисунок 1а, б). Сравнительная диаграмма на рисунке 1 также показывает, что гармоничные и содержательно транспек-тивно согласованные жизненные планы, как правило, выполнимы. Этническое воспитание в данном случае также рассматривается как фактор положительного влияния. Анализ рисунка 1 показывает, что юноши и девушки азербайджанской этнической группы в большей мере ориентированы на традиционные этнические ценности в отличие от испытуемых славянской этнической группы. Безотносительно к этнической принадлежности можно утверждать, что для юношей в большей мере характер-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

на ориентация на цели профессионально-личностной направленности (карьера, материальный и личностный рост) при значительно более высоком показателе согласованности и реалистичности их перспективных ожиданий. Для девушек - чем выше ориентация на традиционные этноментальные ценности, тем реалистичнее и гармоничнее модели их жизненных планов, тем в меньшей степени девушки связывают свою жизнь с целями карьерного и профессионального роста.

В целом рисунок 1 показывает, что традиционные этноментальные ценности не рассматриваются молодежью как значимые смысловые ориентиры своей жизни (исключение составляет экспериментальная подгруппа «девушки (А)»).

терпимость, эмоциональность, интимность, хитрость. Для испытуемых девушек из азербайджанской группы в целом наиболее характерны такие стилевые особенности как покорность, уважение к старшим, принятие доминантной мужской роли._

ла динамической напря> по методике Е. Bar/Column Plot (Таблица статья 4 12v*1 Ос)

Семья Традиции Деньги Проф.самореал.. Акт.и деят.жизнь

Хор.друзья Личн.р Свобода Покой Любовь

Рисунок 1- Содержательные особенности жизненного будущего испытуемых

Это свидетельствует о пересмотре молодежью приоритетов, характерных для традиционно гендерно ориентированного общества и о значительных гендерных подвижках, характерных для роли женщины в системе современных общественных отношений в целом.

Независимо от этнической принадлежности выявлена общая для представителей двух этнических экспериментальных групп особенность ценностно-смыслового оформления субъективных моделей жизненной перспективы. Современное отношение молодежи к семье как к социальной ценности мало идентично традиционному этноментальному пониманию. Наблюдается деформация гендерных ролей в форме маскулинизации женской роли в обществе. Сама по себе в традиционной трактовке семья, в понимании современной молодежи, исключает возможности личностного роста, успешной профессионализации, возможности достижения личной свободы (рисунок 2а, рисунок 2б). В пользу данного утверждения свидетельствуют расхождения в индексах этноментальной идентичности раскладок (Кид.раскл) ценностных рядов (Я традиционное этноментальное) и (Я будущее профессиональное) для испытуемых двух этнических групп (57 <Кид.раскл<И2 - свидетельство низкой ранговой идентичности двух раскладок).

Сопоставление данных контент-анализа, стандартизированных самоотчетов и методики В.Стефансона р-сортировка (для сравнения нецифровых массивов использовался критерий с2) показало, что эмоционально-динамические характеристики этнического менталитета идентичны стилевым особенностям взаимодействия личности с миром, как то: способы совладания с проблемными ситуациями, субъективное отношение к жизненным трудностям, эмоционально-динамические характеристики образа жизни испытуемых.

Так, для юношей азербайджанской этнической группы характерны такие динамические особенности, как: активность, настойчивость, смелость, смекалка, коллективизм, трудолюбие. При похожем наборе этно-ментальных характеристик типичными динамическими особенностями реализации программы перспективного жизненного будущего для юношей славянской экспериментальной подгруппы будут также активность, трудолюбие и настойчивость, хотя, есть и свои отличия. Так, наряду с перечисленными характеристиками это: индивидуализм, терпимость, осторожность, эмоциональность. Для девушек безотносительно к этнической принадлежности общими выступили такие эмоционально-динамические характеристики как: жертвенность,

а)

б)

А - азербайджанцы профессионально-карьерная ориентция, В - азербайджанцы семейная ориентация, С - азербайджанцы смешанная ориентация, D - азербайджанки профессионально-карьерная ориентация, Е

- азербайджанки семейная ориентация, Я - азербайджанки смешанная ориентация, Ъ - л/б украинцы профессионально-карьерная ориентация, X - л/б украинцы семейная ориентация, V - л/б украинцы смешанная ориентация, М - л/б украинки профессионально-карьерная ориентация, Н - л/б украинки семейная ориентация, N

- л/б украинки смешанная ориентация.

Примечание: отрицательные данные на графике соответствуют зонам «смыслового вакуума», то есть зонам обесценивания смысла; Л/б украинцы - украинцы, населяющие левый берег Днепра.

Рисунок 2 - Сравнительная диаграмма напряженности зон внутриличностной конфликтности для испытуемых юношей и девушек с различной направленностью программ перспективного будущего

Анализ результатов кластеризации данных методики В.Стефансона р-сортировка и опросника выявления зон внутриличностной конфликтности Е.Фанталовой показал, что субъективная модель перспективного будущего реалистична, если поставленные жизненные цели и задачи конкретны, измеряемы и достигаемы. При этом, для представителей азербайджанского этноса в наибольшей мере при построении жизненной перспективы значимыми являются все критерии оценки достигаемости поставленных жизненных целей. Для представителей славянской группы испытуемых в большей мере актуальна конкретность поставленной жизненной цели в сочетании с целями перспективной самореализации. Модели жизненной перспективы испытуемых из азербайджанской этнической группы в большей степени

прагматично ориентированы.

Исследование выявило системный кризис института семьи в современном обществе. Безотносительно к этнической принадлежности можно утверждать, что в большинстве случаев девушки (более 76,7% обучающихся в высших учебных заведениях) вследствие преобладания карьерных ориентаций отодвигают возраст начала семейной жизни ближе к 30 годам. Юноши также стремятся вступать в брак позже (к 35-ти годам), так как рассматривают семейные обязанности как помеху для самореализации, карьерного роста.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. В молодом возрасте целостная программа жизненного будущего не может быть сформирована в отрыве от традиционных этноментальных представлений.

Эффективной можно считать ту ментальную программу, которая представляет в сознании субъекта целостный образ будущего. Успешные программы жизненной перспективы характеризуются согласованностью этнического, социально-культурного, гендерного и личностного компонентов. При нарушении идентичности указанных компонентов программы перспективного будущего в качестве сигнальных индикаторов снижения ее эффективности формируются массивные зоны вну-триличностных конфликтов, содержание которых указывает на те смыслы и ценности, в отношении которых нарушено интегративное единство этноментальных, социально-культурных и гендерных составляющих ментальной программы жизненной перспективы.

Этнический менталитет не является ситуативной переменной. Этничность базовая характеристика глубинных смысловых структур личности. Не смотря на то, что в своей основе этничность иррациональна, она способствует удовлетворению потребности в психологической определенности и устойчивости в условиях нестабильности окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.,.Пузырея .А.А. М.: Изд-во Моск. унта, 1982. С.161-165.

3. Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности. Л., 1984. С.75-78.

4. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. К.: Наукова думка, 1990. С.102-134.

5. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психология т.1). М.: Просвещение, 2000. 528 с.

6. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире // Советская этнография . 1982. №2. С.3-15.

7. Некрасова И.Н., Нагиева В. Проблеми дослвдження гендерних аспеклв етноментальних структур сввдомосп // Сощальна психолопя. 2008. № 3(29). С.27-38.

8. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. Т.2. № 5. С.11-17.

9. Байрамов А.С. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: Аз.ГУ, 1985. 140 с.

10. Максименко С.Д. Генезис существования личности. К.: Издательство ООО «КММ», 2006. 240 с.

11. Слюсаревський М.М. 1люзи 1 кол1зп: К.: Гнозис, 1998. 234 с.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1988. С.23-56._

13. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб: Алетейя, 2001. С.23-56.

14. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах современных ученых // Советская этнография. 1966. №2. С.12.

15. Майерс Дж. Социальная психология. Учебное пособие. Спб.: Питер Ком, 2004. 688 с.

16. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государствн-ный университет, 1999. 92 с.

17. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме / под ред. .Журавлева А.Л., Юревич А.В.. М.: Институт психологии РАН., 2007. С.136-156.

18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.:Наука, 1983. Т.1. С. 385.

19. Гулидов А.И., Наберухин Ю.И. Диалектика необходимого-случайного в свете концепции динамического хаоса // Философия науки. 2001. №1(9). С. 33-46.

20. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса. М.:Наука, 1985. С.36-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.